N

Факультет психологии

О факультете

На факультете поддерживается классическая университетская традиция издания специальных монографических исследований по разрабатываемой научной проблематике. На его базе проводятся исследования по основным направлениям современной психологии: мотивационно-смысловые аспекты профессиональной подготовки специальных психологов; внедрение инновационных технологий в коррекционно-образовательное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья; профессиональная подготовка конкурентоспособных кадров для психологического сопровождения деятельности управленцев новой формации.

На факультете работают около 50 преподавателей, среди которых доктора и кандидаты наук, профессора и доценты. Высокая квалификация, научный потенциал и разносторонний профессиональный опыт профессорско – преподавательского коллектива факультета обеспечивают качественную, соответствующую требованиям современного общества, подготовку студентов. Преподаватели факультета являются членами общественных профессиональных объединений психологов.

Поступающим

Выпускники факультета трудятся в образовательных учреждениях, учреждениях системы социальной защиты населения, средних и высших учебных заведениях, на производственных предприятиях, в силовых и коммерческих структурах, кадровых агентствах.

Развивается международное сотрудничество, реализуются программы дополнительного образования, осуществляется международная и внутрироссийская студенческая мобильность.

Программы обучения

Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль): Специальная психология
Ступень: Бакалавриат
Форма обучения: очная
Специальная психология - это область психологии, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Профессия специального психолога находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, конечно же, медицины. Специальный психолог помогает лицам, имеющим расстройства эмоционально-волевой сферы, нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, задержку психического и социального развития, интеллектуальные нарушения. Такие люди нуждаются в особой помощи в адаптации к жизни, а также в воспитании и обучении с учетом их индивидуального развития.

Целью обучения по данному профилю является всесторонняя профессиональная подготовка специального психолога, знающего особенности развития лиц с особенностями здоровья, а также умеющего разрабатывать и внедрять эффективные методы коррекции нарушений развития.
Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль): Логопедия
Ступень: Бакалавриат
Форма обучения: заочная
Программа предназначена для всех желающих помогать людям, у которых есть речевые дефекты. Поскольку речевые дефекты могут возникнуть в любом возрасте, такие специалисты работают как с детьми, так и со взрослыми. Последние годы логопеды активно включаются в работу с детьми младенческого и раннего возраста с целью предупреждения возникновения речевых нарушений.

Дефекты речи часто являются результатом психологических проблем, с которыми можно и нужно бороться. Именно поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричины возникновения дефекта (если он не врожденный).

Целью обучения на профиле является всесторонняя профессиональная подготовка специалиста, умеющего грамотно обследовать человека и выявлять структуры и степени выраженности дефектов речи, а также, при помощи многочисленных методов и способов исправлять различные дефекты речи.
Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль): Логопедия
Ступень: Бакалавриат
Форма обучения: очная
Программа предназначена для всех желающих помогать людям, у которых есть речевые дефекты. Поскольку речевые дефекты могут возникнуть в любом возрасте, такие специалисты работают как с детьми, так и со взрослыми. Последние годы логопеды активно включаются в работу с детьми младенческого и раннего возраста с целью предупреждения возникновения речевых нарушений.

Дефекты речи часто являются результатом психологических проблем, с которыми можно и нужно бороться. Именно поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричины возникновения дефекта (если он не врожденный).

Целью обучения на профиле является всесторонняя профессиональная подготовка специалиста, умеющего грамотно обследовать человека и выявлять структуры и степени выраженности дефектов речи, а также, при помощи многочисленных методов и способов исправлять различные дефекты речи.
Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль): Дошкольная дефектология
Ступень: Бакалавриат
Форма обучения: заочная
Профессия дошкольного дефектолога находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, конечно же, медицины. Дефектологи посвящают свою жизнь работе с детьми, имеющими психические и физические особенностями, поэтому профессионал в этой области может стать прекрасным советчиком. Такие дети нуждаются в особой помощи в адаптации к жизни, а также в воспитании и обучении с учетом их индивидуального развития.

Целью обучения по данному профилю является всесторонняя профессиональная подготовка дошкольного дефектолога, знающего нюансы развития детей с особенностями здоровья, а также умеющего разрабатывать и внедрять эффективные методы коррекции нарушений развития подопечного.
Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль): Практическая психология в образовании
Ступень: Бакалавриат
Форма обучения: заочная

В рамках данного профиля осуществляется подготовка профессионалов для работы с людьми разных возрастов в сфере образования. Это и работа с первоклассником в период адаптации в школе, и работа с подростком, переживающим трудный жизненный период, и помощь старшекласснику в выборе профессии, а также их родителям по многим вопросам обучения и воспитания детей. Но рамки школы не ограничивают сферу деятельности профессионала, который способен выявлять психологические проблемы людей, оказывать консультационные услуги, проводить развивающие упражнения и тренинги. Если Вы хотите обрести уверенность в себе, расширить границы своих способностей, эффективно разрешать конфликты, самореализоваться, научиться оказывать психологическую помощь другим и себе – это профиль для Вас! 



Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль): Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном образовании / Практическая психология в образовании
Ступень: Бакалавриат
Форма обучения: очная
В рамках данного профиля осуществляется подготовка профессионалов для взаимодействия с людьми разных возрастов в сфере образования. Сопровождение первоклассников в период адаптации в школе, тренинги с подростками, переживающими трудный жизненный период, помощь старшеклассникам в выборе профессии, а также консультирование их родителей по многим вопросам обучения и воспитания детей. Но рамки школы не ограничивают сферу деятельности педагогов психологов, которые могут осуществлять диагностическую работу и с людьми других возрастов, оказывать им психологическую помощь,  проводить психотехнические игры и развивающие упражнения. Этот профиль подойдет для тех, кто хочет обрести уверенность в себе, расширить границы своих способностей, научиться эффективно разрешать конфликты, самореализоваться и оказывать другим психолого-педагогическую поддержку.

Целью обучения по данному профилю является профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов для работы в образовательных организациях разного типа с детьми, школьниками, взрослыми людьми по их психолого-педагогическому сопровождению и оказанию квалифицированной психологической помощи.
Педагогика и психология девиантного поведения
Направленность (профиль): Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних
Ступень: Специалитет
Форма обучения: очная

В рамках данной специальности осуществляется подготовка социальных педагогов для работы с детьми с девиантным поведением. Студент узнает, как обеспечить гармоничное развитие личности ребенка, решить актуальную на сегодняшний день проблему профилактики девиантного поведения детей и подростков. Современная школа, к сожалению, часто сталкивается с проблемой детских девиаций (алкоголизм, табакокурение, бродяжничество, воровство, сквернословие, суицид и т.д.). Эта специальность подойдет для тех, кто хочет помочь родителям и педагогам организовать эффективную социально-педагогическую работу по профилактике девиантного поведения школьников.



Кафедры, лаборатории, центры

Руководство факультета

Степанова Наталия Анатольевна
декан факультета психологии
Карандеева Арина Вячеславовна
заместитель декана по учебно-методической работе
Панферова Елена Владимировна
заместитель декана по учебной работе
Васина Ольга Андреевна
заместитель декана по воспитательной работе и молодёжной политике, специалист по учебно-методической работе
Сидоренко Елена Александровна
диспетчер деканата
Ямбарышева Олеся Александровна
специалист по учебно-методической работе

История

Истоком факультета психологии можно считать отделение психологии, существовавшее до 1986 года при кафедре педагогики и психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Преподавателями этого отделения, которое возглавляла кандидат педагогических наук, доцент Галина Ивановна Минская, были: кандидат педагогических наук, доцент А.А. Литвинюк; кандидат педагогических наук, доцент У.Е. Кузнецова; старший преподаватель Н.Н. Савва; кандидат психологических наук, доцент Т.И. Лях.

В 1986 году в ТГПУ им. Л.Н. Толстого открывается первая кафедра психологии, которую возглавил кандидат психологических наук, доцент Е.И. Исаев. На этой кафедре в период с 1986 года по 1997 год работали такие известные в Туле и тульской области психологи, как Г.И. Минская, Е.Е. Сапогова, Е.К. Осипова, А.А. Литвинюк, У.Е. Кузнецова, Т.И. Лях, Н.Ф. Проскурин, Н.А. Исаева, Т.А. Забродина, Н.Н. Савва и др.

В связи с увеличением количества часов, отводимых на психологию в ГОС ВПО, увеличивалось и штатное расписание межфакультетской кафедры психологии, что привело к организации в 1997 году двух психо­логических кафедр: психологии развития, которую возглавила доктор психологических наук, профессор Елена Константиновна Осипова, и психологии образования во главе с доктором психологических наук, профессором Евгением Ивановичем Исаевым. Оба профессора активно создавали свои психологические школы, группируя вокруг себя учеников и аспирантов. Центральным направлением в исследованиях, руководи­мых Е.К. Осиповой, явилось исследование педагогического мышления, а центральной темой для аспирантов и сотрудников кафедры психологии образования стало изучение психологии человека и психологическая ан­тропология.

Постепенно количество преподавателей психологии в ТГПУ им. Л.Н. Толстого увеличивалось вместе с ростом интереса к психологии, и психологическим специальностям. Это привело к тому, что на ряде факультетов (ЕНФ, ПиПРР) и при НИИ новых образовательных систем и технологий (он был создан при ТГПУ им. Л.Н. Толстого, и директо­ром этого института являлся доктор педагогических наук, профессор, академик РАО А.А. Орлов), были проведены наборы студентов на спе­циальности психологического профиля.

Наряду с этим профессиональная подготовка практических психо­логов осуществлялась на отделении дополнительного высшего образова­ния, где в 1998 году состоялся первый выпуск студентов. Председателем государственной аттестационной комиссии в этом первом выпуске была доктор психологических наук, профессор, академик РАО Ирина Владими­ровна Дубровина. В дальнейшем на этом отделении реализовывались трех­годичные программы подготовки психологов по очно-заочной форме обу­чения по специальностям «Психология» и «Специальная психология».

Учитывая данные обстоятельства, руководство ТГПУ им. Л. Н. Толсто­го принимает в 2000 году решение о создании факультета психологии.

Факультет психологии с 2000 года

18 февраля 2000 года Ученый совет ТГПУ им. Л.Н. рассмотрел и положительно решил вопрос о создании в ТГПУ им. Л.Н. Толстого факультета психологии. На этом же Ученом совете было утверждено положение о факультете психологии, в соответствии с которым первыми структурными подразделениями этого факультета явились отделения при ряде общеуниверситетских кафедр:

- отделение общей психологии (при кафедре психологии образова­ния). Это отделение возглавила Н.А. Исаева, кандидат психологических наук, доцент. Данное отделение курировала подготовку студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Психология». На очной форме обучения данная специальность сочеталась с дополнительными специальностями «Иностранный язык» и «Социальная педагогика»;

- отделение специальной психологии (при кафедре психологии развития). Это отделение возглавила кандидат психологических наук Н. А. Степанова. Оно осуществляло подготовку специалистов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности «Специальная психология». На очной форме обучения данная специальность сочеталась с дополни­тельной специальностью «Биология». Уже в 2001 году на этом отделении стали обучаться иностранные студенты из Китая, у которых дополни­тельной специальностью был «Русский язык и литература»;

-               отделение социальной педагогики и социальной работы (при кафедре социальной педагогики и социальной работы). Это отделение возглавлял доктор педагогических наук, профессор В.А. Фокин. Студенты этого отделения обу­чались по специальности «Социальная работа» на заочной форме обучения;

-               отделение специальной дошкольной педагогики и психологии (при кафедре педагогики и психологии начального образования). Этим отде­лением руководил доктор педагогических наук, профессор С.И. Маслов. Студенты данного отделения обучались на коммерческой основе по спе­циальности «Специальная дошкольная педагогика и психология».

Первым деканом факультета психологии стала Лях Татьяна Ильи­нична, кандидат психологических наук, доцент. В 2002 году на кадровой и организационной основе кафедры психологии образования была созда­на первая факультетская кафедра - кафедра практической психологии. Ее заведующей стала кандидат психологических наук С. В. Пазухина. Эта кафедра заменила собой отделение общей психологии.

В марте 2003 года факультет психологии вместе со всем универси­тетом успешно прошел государственную аттестацию. В этом же году состоялся первый выпуск студентов (10 человек) отделения общая психоло­гия очной формы обучения по специальности «Психология» со специализа­цией «Практическая психология». Выпускники этого года (А. Жарко, Н. Петрусь) стали первыми аспирантами факультета психологии по спе­циальности 19.00.07- Педагогическая психология.

Выполняя рекомендации государственной аттестационной комис­сии, в 2003 году отделение специальной психологии преобразуется во вторую факультетскую кафедру - кафедру специальной психологии, заведо­вать которой стала кандидат психологических наук Н.А. Степанова.

В целях укрепления и расширения материальной базы факультета в 2003 году создаются лаборатория психодиагностики и кабинет самостоя­тельной работы по психологии. Выполняя перспективный план развития специальности «Логопедия», в 2006 году при факультете психологии был создан кабинет логопедии.

В конце 2006 года в структуре факультета психологии появилась третья кафедра - кафедра детской психологии и дошкольного образования, которая стала выпускающей для двух специальностей: «Дошкольная педагогика и психология», «Специальная дошкольная педагогика и пси­хология». Первой заведующей этой новой кафедры была избрана кандидат педагогических наук, доцент О.И. Кокорева.

По итогам Государственной аттестации и аккредитации, которая проходила в университете в октябре 2012 года, была проведена реструктуризация подразделений факультета в соответствии с теми направлениями, по которым осуществляется подготовка по факультету психологии.

Внеучебная жизнь

Воспитательная работа на факультет психологии строится на активности и инициативности самих студентов.

Сотрудничество с выпускниками составляет одно из направления работы студенческого совета факультета. Они помогают в ее организации, оставшиеся после его окончания на факультете и работающие по специальности. Работу со стажерами осуществляет преподаватель кафедры психологии и педагогики Шалагинова К.С. Она отслеживает, где трудоустроены выпускники факультета.

На факультете ведется системная работа по развитию спортивного потенциала студентов, серьезное внимание уделяется спорту во вне-учебной работе. 

Важнейшей формой вовлечения студентов в занятия спортом является спартакиада среди студентов, проживающих в общежитиях, по следующим видам спорта: настольный теннис, футбол, шахматы, гиревой спорт, плавание, стрит бол, пляжный волейбол.

Особое внимание на факультете уделяется работе с первым курсом. Первокурсники участвуют в традиционных для университета мероприятиях с первого дня: «День знания», «Выездная учеба студенческого актива», «Тропа выживания для первокурсников», «Знакомьтесь, мы первый курс!». Участвуя в этих мероприятиях, первокурсники активно обращаются за помощью к студентам старших курсов. Первокурсники очень быстро вливаются в большой и творческий коллектив факультета.

На факультете проводятся непрерывные мониторинговые исследования по проблемам студентов. При организации мониторинговых исследований студенты используют психодиагностические материалы лаборатории факультета психологии, кабинета самостоятельной работы. На основе полученных данных разрабатывается социально-психологический паспорт факультета и групп.

Волонтерская работа на факультете психологии имеет профессиональную окраску, связанную с установлением контактов со многими специальными образовательными учреждениями: Тульский детский дом, Новомосковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Киреевский интернат, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.

Галерея

Новости

Контакты

г. Тула, пр. Ленина, 125, учебный корпус № 4, 5 этаж, кабинет 529, 531 деканат
'yenisite:orphus' is not a component