История кафедры
Кафедра была создана в структуре факультета психологии в июле 2003 года и начала свою работу под названием кафедра специальной психологии. Создание кафедры было обусловлено реорганизацией кафедры психологии развития и необходимостью определения базовой кафедры для направления подготовки специалистов, работающих с лицами, имеющими нарушения в развитии. В 2024 году кафедра стала выпускающей для направлений 39.03.02 Социальная работа и 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения.
Сейчас на кафедре осуществляется подготовка студентов по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень высшего образования – бакалавриата) по профилям «Специальная психология», «Логопедия», «Дошкольная дефектология», которые весьма востребованы не только в г. Туле и Тульской области, но и других регионах. С 2015 года на кафедре также ведётся подготовка студентов по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень высшего образования – магистратура). С 2015 по 2023 год были реализованы магистерские программы направленности «Педагогика и психология специального образования», «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» и «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья». С 2023 года кафедра проводит обучение студентов по программе магистратуры «Специальная дефектологическая помощь в условиях цифровизации», с 2024 года – «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями». С 2025 году кафедра реализует программу направления 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование направленность (профиль) Психолого-педагогическая и социальная реабилитация лиц с особыми потребностями.
С 1 сентября 2024 году, в связи с реорганизации структурных подразделений вуза, кафедра меняет свое название на кафедра специальной психологии, дефектологии и социальной работы и становиться выпускающей для направлений 39.03.02 Социальная работа (профилям бакалавриата Социальная работа в системе социальных служб, Социальный инжиниринг), 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Социальная педагогика) и специалитета 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних). С 2025 года кафедра реализует программу специалитета 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения специализация Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением.
С момента создания и по 2007 год кафедрой заведовала кандидат психологических наук, доцент Наталия Анатольевна Степанова. С февраля 2008 года по август 2014 год кафедру возглавляла кандидат педагогических наук, доцент Надежда Александровна Бабушкина. Начиная с сентября 2014 года и по настоящее время заведующим кафедрой является кандидат психологических наук, доцент Светлана Геннадьевна Лещенко.
Основные направления деятельности кафедры
Кафедра входит в структуру факультета психологии и является выпускающей по направлениям 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 39.03.02 Социальная работа, 44.03.01 Педагогическое образование, уровня высшего образования – бакалавриат; 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, уровня высшего образования - магистратура; 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, уровня высшего образования – специалитет.
Преподавание основных дисциплин осуществляют высококвалифицированные специалисты. Среди них кандидаты наук, доценты Башкирова И.Ю., Васина Ю.М.,Гревцова Е.В., Кацеро А.А, Князева О.А., Кокорева О.И., Куликова Т.И., Лещенко С.Г., Минеева О.А., Пешкова Н.А., Рыжкова О.В., Слюсарская Т.В., Соломатова В.В., Сороцкий М.С., Степанова Н.А., Хаидов С.К., Шелиспанкая Э.В.; старшие преподаватели Асмаловская О.А., Бакулина Е.А., Голикова А.А., Карандеева А.В., Мартынова И.С., Шопина С.А.; преподаватель Требушенкова О.Ю.
Наряду с преподавателями вуза, к обучению привлекаются ведущие специалисты региона в области специального и инклюзивного образования, социальной работы: Башкирова И.Ю., директора МБОУ «Центр образования № 23»; Бакулина Е.А., заместитель директора по УВР ГОУТО ТОЦО, руководитель отделения 1; Голикова А.А., учитель-дефектолог и методист МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения».
Учебная работа преподавателей направлена на разработку и совершенствование теоретического содержания дисциплин, внедрение инновационных технологий в учебный процесс, в т.ч. в дистанционном формате. В частности, использование мультимедийных средств в реализации аудиторных занятий, как практического, так и лекционного типа; групповые дискуссии, психологические тренинги; студенческие портфолио по дисциплинам профиля и воспитательной работе.
Преподавателями кафедры для студентов разработаны и реализуются дисциплины по направлению Специальное (дефектологическое) образование (уровни бакалавриата и магистратуры): «Психологическая работа по предупреждению гиперактивности и синдрома дефицита внимания», «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с ОВЗ» (Степанова Н.А.), «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» (Кокорева О.И.), «Нетрадиционные методы работы в специальном образовании», «Технологии обучения альтернативной и дополнительной коммуникации лиц с ОВЗ» (Пешкова Н.А.); «Логопедическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями, ЗПР и РАС» (Лещенко С.Г.), «Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха, зрения и ОДА», «Организация, планирование и формы логопедических занятий» (Асмаловская О.А.), «Технологии развития восприятия и оптико-пространственных представлений детей с ОВЗ» (Слюсарская Т.В.). «Технологии психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с особыми потребностями» (Соломатова В.В.), «Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения» (Куликова Т.И., Шелиспанская Э.В.) и др.
Качественной практической подготовке студентов содействует сотрудничество с рядом психологических центров, образовательных и оздоровительных учреждений, таких как «ГОУ ТО Тульский областной центр образования», МБОУ «Центр образования № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова», МБОУ «Центр образования № 23», ГПОУ ТО «Тульский социальный техникум», МБОУ «Центр образования №29», МБУДО «Дом детского творчества», МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения», ГУК ТО «Тульская областная библиотека для слепых», ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат» и др.
Осуществляются научное руководство магистерскими диссертациями студентов-магистрантов, научными проектами и выпускными квалификационными работами студентов бакалавриата, организуется деятельность проблемных групп студентов в рамках научно-исследовательской работы обучающихся, участие в научных и научно-практических конференциях различного уровня.
Перечень научно-методических публикаций за последний период
Монографии:
1. Психолого-педагогическое сопровождение самореализации личности Коллективная монография. Коллектив авторов, Кацеро А.А. - Минск: БГПУ, 2024.
2. Опыт использования рисования как средства диагностической работы психолога с обучающимися с ОВЗ . Современные образовательные технологии: психология и педагогика : монография. Кацеро А.А., Козлова Ю.В., Путилина С.И - – Чебоксары: ИД «Среда», 2023.
3. Коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста / С. Г. Лещенко, Р. В. Козьяков, О. А. Евстафьева. монография. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Директ-Медиа, 2023
4. Психологическое здоровье и безопасность студенческой молодежи в современном мире: факторы риска и условия укрепления. Коллективная монография. Коллектив авторов, Степанова Н.А. - Варшава: iScienct Sp.zo.o., 2020.
5. Психология образования: современный вектор развития. Коллективная монография. Коллектив авторов, Степанова Н.А. - Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2020.
6. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Слюсарская Т.В. Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья. - Тула, Тульское производственное полиграфическое объединение, 2019.
Учебные и учебно-методические пособия:
1. Васина Ю. М., Мартынова И. С. Пряник тульский литерный как одно из дидактических средств развития познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья учебно-методическое пособие. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2024.
2. Сороцкий М.С. Комплексные нарушения развития: учебное пособие. Тула: ТР ОО «ОИ КН ТР». 2024
3. Хаидов С.К., Арешина С.В., Гамова И.Ю. Основа развития мышления у взрослых людей с умственной отсталостью. Теория и практика: учебно-методическое пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2024.
4. Кацеро А. А., Степанова Н. А., Куликова Т. И. Психолого-педагогические основы организации поддержки адаптации и социально-психологической интеграции детей, прибывших с территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей: учеб.-метод. пособие Тула : ТППО, 2023
5. Сороцкий М.С. Психопатология. Семиотика Учебное пособие. Тула:ТР ОО «ОИ КН ТР». 2023
6. Пешкова Н.А., Лещенко С.Г. Диагностика и развитие социально-бытовых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра. – М.: Мир науки. 2020.
7. Пешкова Н.А., Лещенко С.Г. Развитие произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием мнемотехник. – М.: Мир науки. 2020.
8. Сороцкий М.С. Психология девиантного поведения. – Тула: ТО ОО «ОИ КН ТР», 2019.
9. Лещенко С.Г., Пешкова Н.А. Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями речи в условиях учреждений дополнительного образования. – Тула: ТО ОО «ОИ КН ТР», 2019.
10. Васина Ю.М., Кокорева О.И., Асмаловская О.А., Шелиспанская Э.В. Педагогическая психология. - Tyлa: TP ОО ОИ КН TР, 2019.
11. Кокорева О.И., Васина Ю.М., Лещенко С.Г. Псиxoлoгo-педагогические основы управления образовательными системами. - Tyлa: TP ОО ОИ КН TР, 2019.
12. Сороцкий М.С. Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Симптомы и синдромы двигательных расстройств. - Тула: ТР ОО «ОИ КН ТР», 2019.
13. Хаидов С.К., Степанова Н.А., Лещенко С.Г. «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии», Тульское производственное полиграфическое предприятие, Тула, 2016.
Гранты и государственные задания:
· Грант правительства Тульской области «Разработка модели и путей реализации психолого-педагогической поддержки адаптации и социально-психологической интеграции детей, прибывших с территорий ДНР, ЛНР и Украины», 2023. Руководитель: Кацеро А.А.
· Грант правительства Тульской области «Нетрадиционные технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как средство реализации образовательной области «Познание», 2023-2024. Руководитель: Васина Ю.М.
· Грант правительства Тульской области в сфере науки и техники «Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья», 2019, Степанова Н.А.
· Грант «Православная инициатива» №71-1600394 «Прикосновение к православной мудрости: Когда Библия оживает», 2017, Слюсарская Т.В.
· Грант Российского гуманитарного научного фонда «Организация социального туризма лиц с ограниченными возможностями здоровья в Тульском регионе», 2015, Слюсарская Т.В.
· Грант Российского гуманитарного научного фонда «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки», 2015, Степанова Н.А.
· Государственное задание Министерства просвещения России по теме «Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». 2022-2024. Руководитель: Степанова Н.А.
· Государственное задание Министерства просвещения России по теме «Научно-методологические основы создания цифрового образовательного контента для психологической подготовки в педагогических классах». 2024. Руководитель: Куликова Т.И.
· Государственный заказ Министерства просвещения Российской Федерации на выполнение прикладной научно-исследовательской работы на тему: «Научно-методическое обеспечение интеграции билингвов в современную школу, психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка билингва, развитие семейного образования как одного из элементов общего образования билингвов», 2020-2021. Руководитель: Степанова Н.А.
Базовые направления подготовки выпускающей кафедры
Бакалавриат
Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
· профиль Специальная психология (очная и заочная форма обучения);
· профиль Дошкольная дефектология (очная и заочная форма обучения);
· профиль Логопедия (очная и заочная форма обучения).
Направление 44.03.01 Педагогическое образование
· профиль Социальная педагогика.
Направление 39.03.02 Социальная работа
· профиль Социальная работа в системе социальных служб;
· профиль Социальный инжиниринг.
Специалитет
Специальность 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
· специализация №3 Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних (очная форма обучения);
· специализация №2 Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением (очная форма обучения).
Магистратура
Направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
· направленность Специальная дефектологическая помощь в условиях цифровизации (очная форма обучения);
· направленность Психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями (заочная форма обучения);
· направленность Психолого-педагогическая и социальная реабилитация лиц с особыми потребностями (очная форма обучения).