Кафедра специальной психологии

История кафедры

Кафедра специальной психологии была создана в структуре факультета психологии в июле 2003 года в связи с реорганизацией кафедры психологии развития и необходимостью определения базовой кафедры для направления подготовки специалистов, работающих с лицами, имеющими нарушения в развитии. Сейчас на кафедре осуществляется подготовка студентов по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень высшего образования – бакалавриата) по профилям «Специальная психология», «Логопедия», «Дошкольная дефектология», которые весьма востребованы не только в г. Туле и Тульской области, но и других регионах.  С 2015 года на кафедре также ведётся подготовка студентов по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень высшего образования – магистратура). С 2015 по 2023 год были реализованы программы направленности «Педагогика и психология специального образования», «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» и «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья». С 2023 года кафедра проводит обучение студентов по программе магистратуры «Специальная дефектологическая помощь в условиях цифровизации», с 2024 года – «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями».

С момента создания и по 2007 год кафедрой заведовала кандидат психологических наук, доцент Наталия Анатольевна Степанова. С февраля 2008 года по август 2014 год кафедру возглавляла кандидат педагогических наук, доцент Надежда Александровна Бабушкина. Начиная с сентября 2014 года и по настоящее время заведующим кафедрой является кандидат психологических наук, доцент Светлана Геннадьевна Лещенко.

Основные направления деятельности кафедры

Кафедра входит в структуру факультета психологии, и является выпускающей по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование по профилям «Специальная психология», «Логопедия» и «Дошкольная дефектология». Профили подготовки бакалавров реализуются в очной и заочной формах. Также осуществляется подготовка студентов второй ступени высшего образования - магистратура по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование направленностям «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья», «Специальная дефектологическая помощь в условиях цифровизации», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями».

С сентября 2024 года кафедра стала выпускающей для направления 39.03.02 Социальная работа направленности (профили) Социальная работа в системе социальных служб, Социальный инжиниринг; 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) Социальная педагогика и специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения специализация № 3 Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.

Преподавание основных дисциплин осуществляют высококвалифицированные специалисты. Среди них кандидаты наук, доценты Башкирова И.Ю., Васина Ю.М., Кацеро А.А, Кокорева О.И., Лещенко С.Г., Минеева О.А., Пешкова Н.А., Слюсарская Т.В., Сороцкий М.С., Степанова Н.А., Хаидов С.К.; старшие преподаватели Асмаловская О.А., Бакулина Е.А., Голикова А.А., Мартынова И.С., Шопина С.А.

Наряду с преподавателями вуза, к обучению привлекаются ведущие специалисты региона в области специального и инклюзивного образования: Башкирова И.Ю., директора МБОУ «Центр образования № 23»; Бакулина Е.А., заместитель директора по УВР ГОУТО ТОЦО, руководитель отделения 1; Голикова А.А., учитель-дефектолог и методист МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения»; Корнеева Д.Г., учитель-дефектолог МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения». 

Учебная работа преподавателей направлена на разработку и совершенствование теоретического содержания дисциплин, внедрение инновационных технологий в учебный процесс, в т.ч. в дистанционном формате. В частности, использование мультимедийных средств в реализации аудиторных занятий, как практического, так и лекционного типа; групповые дискуссии, психологические тренинги; студенческие портфолио по дисциплинам профиля и воспитательной работе. 

Преподавателями кафедры для студентов разработаны и реализуются дисциплины по направлению Специальное (дефектологическое) образование (уровни бакалавриата и магистратуры): «Психологическая работа по предупреждению гиперактивности и синдрома дефицита внимания», «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с ОВЗ» (Степанова Н.А.), «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» (Кокорева О.И.), «Подготовка ребенка с ОВЗ к школе и предупреждение школьной неуспеваемости», «Нетрадиционные методы работы в специальном образовании», «Технологии обучения альтернативной и дополнительной коммуникации лиц с ОВЗ» (Пешкова Н.А.); «Логопедическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями, ЗПР и РАС», «Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ» (Лещенко С.Г.), «Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха, зрения и ОДА», «Организация, планирование и формы логопедических занятий» (Асмаловская О.А.), «Технологии развития восприятия и оптико-пространственных представлений детей с ОВЗ», «Подготовка ребенка с ОВЗ к школе и предупреждение школьной неуспеваемости» (Слюсарская Т.В.). «Система межведомственного педагогического взаимодействия по защите прав детей с ООП» (Башкирова И.Ю.) и др. 

Качественной практической подготовке студентов содействует сотрудничество с рядом психологических центров, образовательных и оздоровительных учреждений, таких как «ГОУ ТО Тульский областной центр образования», МБОУ «Центр образования № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова», МБОУ «Центр образования № 23», ГПОУ ТО «Тульский социальный техникум», МБОУ «Центр образования №29», МБУДО «Дом детского творчества», ГУК ТО «Тульская областная библиотека для слепых», ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат» и др.  

Осуществляются научное руководство магистерскими диссертациями студентов-магистрантов, научными проектами и выпускными квалификационными работами студентов бакалавриата, организуется деятельность проблемных групп студентов в рамках научно-исследовательской работы обучающихся, участие в факультетских и общеуниверситетских олимпиадах, научных и научно-практических конференциях различного уровня. 

Перечень научно-методических публикаций за последний период

Монографии:

  1. Психологическое здоровье и безопасность студенческой молодежи в современном мире: факторы риска и условия укрепления. Коллективная монография. Коллектив авторов, Степанова Н.А. - Варшава: iScienct Sp.zo.o., 2020. -231 c.
  2. Психология образования: современный вектор развития. Коллективная монография. Коллектив авторов, Степанова Н.А. - Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2020. - 790 с.
  3. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Слюсарская Т.В. Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья. - Тула, Тульское производственное полиграфическое объединение, 2019, 146с.
  4. Актуальные проблемы и перспективы деятельности психологической службы тульского суворовского училища: опыт сотрудничества с факультетом психологии ТГПУ им. Л.Н Толстого. Коллектив авторов, Степанова Н.А. - Warsaw: iScience Sp. zo. o., 2019. 242 pp.
  5. Проблемы современного детства в контексте педагогической деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций. Коллективная монография. Коллектив авторов, Кокорева О.И., Васина Ю.М. - Гродно, ЮрСаПринт, 2019. 194 с.

Учебные и учебно-методические пособия:

  1. Пешкова Н.А., Лещенко С.Г. Диагностика и развитие социально-бытовых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра. – М.: Мир науки. 2020.
  2. Пешкова Н.А., Лещенко С.Г. Развитие произвольной памяти старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием мнемотехник. – М.: Мир науки. 2020.
  3. Сороцкий М.С. Психология девиантного поведения. Аддитивное поведение подростков. – Тула: ТО ОО «ОИ КН ТР», 2019.
  4. Лещенко С.Г., Пешкова Н.А. Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями речи в условиях учреждений дополнительного образования. – Тула: ТО ОО «ОИ КН ТР», 2019.
  5. Васина Ю.М., Кокорева О.И., Асмаловская О.А., Шелиспанская Э.В. Педагогическая психология. - Tyлa: TP ОО ОИ КН TР, 2019.
  6. Кокорева О.И., Васина Ю.М., Лещенко С.Г. Псиxoлoгo-педагогические основы управления образовательными системами. - Tyлa: TP ОО ОИ КН TР, 2019.
  7. Сороцкий М.С. Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Симптомы и синдромы двигательных расстройств. - Тула: ТР ОО «ОИ КН ТР», 2019.
  8. Хаидов С.К., Степанова Н.А., Лещенко С.Г. «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии», Тульское производственное полиграфическое предприятие, Тула, 2016.

Гранты:

  1. Грант правительства Тульской области в сфере науки и техники, договор № ДС/131 от 29.10.2018 г. Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья, 2019, Степанова Н.А.
  2. Грант «Православная инициатива» №71-1600394 «Прикосновение к православной мудрости: Когда Библия оживает», 2016, Слюсарская Т.В.
  3. Грант РГНФ №13-16-71014 «Организация социального туризма лиц с ограниченными возможностями здоровья в Тульском регионе», 2015, Слюсарская Т.В.
  4. Грант РГНФ №15-16-71502 г(р) «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки», 2015, Степанова Н.А.

Государственный заказ Министерства просвещения Российской Федерации на выполнение прикладной научно-исследовательской работы на тему: «Научно-методическое обеспечение интеграции билингвов в современную школу, психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка билингва, развитие семейного образования как одного из элементов общего образования билингвов», 2020-2021, Степанова Н.А.

 

Базовые направления подготовки выпускающей кафедры

Бакалавриат

Направление 04.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

●        профиль «Специальная психология» (очная и заочная форма обучения)

●        профиль «Дошкольная дефектология» (очная и заочная форма обучения)

●        профиль «Логопедия» (очная и заочная форма обучения)

Магистратура

Направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

●        программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» (очная и заочная форма обучения)

●        программа «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья» (заочная форма обучения).

●        «Специальная дефектологическая помощь в условиях цифровизации» (очная форма обучения)

●        «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями» (заочная форма обучения).