Истоком института инновационных образовательных практик можно считать кафедру педагогики и психологии как структурное подразделение, которое было создано в 1938 году, в год основания вуза.
Первым ее руководителем стал доцент Н.А. Коноплев. Под его руководством немногочисленный тогда коллектив кафедры сосредоточил усилия на формировании научно-методической базы учебного процесса. Коллектив преподавателей работал над общей проблематикой исследований, направленных на совершенствование методической и внеаудиторной работы.
В первые послевоенные годы члены кафедры подготовили немало методических рекомендаций, пособий для студентов и классных руководителей.
В 50-60-е годы кафедра педагогики и психологии (ее возглавляли в разное время доценты И.Т. Арискин, А.А. Прилепский, Г.И. Минская) стала всесоюзным научно-методическим центром разработки проблем продленного школьного дня: проводились эксперименты в школах, научные конференции с участием педагогов из всех регионов страны, издавались сборники исследовательских работ. В эти годы на кафедру пришли опытные преподаватели, авторы монографий и статей, публиковавшихся в центральных изданиях (доценты Г.И. Баланюк, В.Б. Бондаревский и другие); защитили кандидатские диссертации М.И. Краснова, В.Б. Мошкевич, А.А. Литвинюк, Н.И. Никольская, В.А. Фокин.
В конце 60-х – начале 70-х годов в деятельности кафедры как научного объединения активно работали «занковцы» и «давыдовцы», издавались сборники по вопросам внеучебной воспитательной работы, статьи и книги по проблемам мотивации учения, межпредметным связям, краеведческой проблематике, прошла межвузовская конференция, посвященная педагогическому наследию Л.Н. Толстого и т.д.
В 1978 г. возглавил профессор Н.А. Сорокин, известный в стране автор учебных пособий по дидактике средней школы, научный руководитель ряда преподавателей нашего университета, среди которых Н.А. Шайденко, И.Л. Федотенко, Л.М. Истлентьева и др.
В этот период в центре научных интересов большинства членов кафедры стали проблемы дидактики; ежегодно выходили сборники научных работ; действовала общеинститутская исследовательская группа, в состав которой входили преподаватели разных кафедр, работавшие под руководством членов кафедры педагогики; были сделаны первые шаги в освоении дидактических проблем профессиональной подготовки студентов педвуза.
В 1985 году была образована отдельная кафедра педагогики, руководителем которой стал доктор педагогических наук, профессор А.А. Орлов. Под его руководством кафедра педагогики вела научные исследования, направленные на изучение различных аспектов развития и совершенствования системы преподавания педагогических дисциплин в вузе, в том числе становление профессионального мышления студентов педагогического вуза как ценности, проектирование системы самостоятельной работы студентов педвуза, ориентированной на формирование их профессиональной компетентности, теоретико-методологические основы отбора содержания и технологий изучения педагогических дисциплин в контексте ФГОС 3-го поколения, а также проектирование системы оценивания результатов образовательного процесса.
С 2019 г. по 2022 г. кафедру возглавляла кандидат педагогических наук, доцент Пономарева Т.М. Под ее руководством преподаватели кафедры осуществляли учебную и научно-исследовательскую работу со студентами, а также индивидуальные научные исследования в рамках общекафедральной темы, посвященной проблеме формирования субъектной позиции будущего учителя в процессе его подготовки к решению задач профессиональной деятельности.
С 11 июля 2022 г. кафедра педагогики реорганизована, создано новое структурное подразделение – институт инновационных образовательных практик, объединивший преподавателей кафедры педагогики и преподавателей методик обучения дисциплин. Целями деятельности института является подготовка квалифицированных специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями общества и государства, организация и проведение научных исследований, в том числе для развития научных и педагогических школ, а также удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.