Факультет реализует подготовку будущих учителей математики, физики и информатики. Выпускники направления подготовки "Педагогическое образование", получив фундаментальную физико-математическкую подготовку и прочные знания в области педагогики и психологии, работают учителями в организациях общего и дополнительного образования, учреждениях СПО. Многие в настоящее время являются руководителями образовательных организаций и различных структурных подразделений.
Физико-математический факультет был создан осенью 1938 года. Возглавил его доцент Пальгунов Петр Петрович.
В 1950 году на факультете функционируют две математические кафедры. Кафедра математического анализа (зав. кафедрой Слугинов С.П.) и кафедра геометрии и алгебры (зав. кафедрой Петрушкин Н.П.). С 1956-57 учебного года образовывается три математические кафедры: кафедра алгебры (зав. кафедрой Подсыпанин В.Д.), кафедра элементарной математики (зав. кафедрой Петрушкин Н.П.), кафедра математического анализа (зав. кафедрой Гущина В.М.).
С 1957 по 1967 гг. деканами факультета были Ефимова Н.С., Спицина Л.А., Левина С.Н., Буданцев П.А. В 1964 году физико-математический факультет был разделен на два факультета: математический и физико-технический. Деканом физико-технического факультета стал доцент Г.Б. Куперман.
С 1967 года деканом математического факультета избирается Гайдуков И.И. и работает на этом посту в течение 10 лет. За это время факультет рос, создавалась хорошая материальная база, развернулась большая работа с учителями города и области.
С 1968 года по 1972 год кафедрой алгебры и геометрии заведовал доктор физико-математических наук Гриндлингер М.Д. Теоретико-числовая научная школа, основанная В.Д. Подсыпаниным, трансформировалась в алгебраическую научную школу. Многие преподаватели прошли эту школу и успешно защитили кандидатские диссертации: Устян А.Е., Чеботарь А.А., Гринблат В.А., Безверхний В.Н., Роллов Э.В., Игнатов Ю.А., Ваньков Б.П., Безверхняя И.С., Некрицухин А.И.
С 1977 года деканом математического факультета избирается Устян А.Е. Существенную роль в развитии факультета сыграли Есаян А.Р., Симонов А.С., Баранов И.А., Пихтильков С.А., Рыбаков В.И., Сотский Н.Н., Закуренов В. М., Мокрова А.М., Коробков B.C., Головнев Ю.Ф. и другие.
В 2006 году физический факультет и факультет математики и информатики объединяются и образуют факультет математики, физики и информатики.
В 2010 году эстафету руководства факультетом принимает Реброва И.Ю. Факультет продолжает успешное выполнение своей первостепенной задачи – подготовка учителей, в то же время открываются непедагогические направления подготовки ИТ-специалистов. Расширяется спектр и сочетание профилей подготовки.
К 2022 году факультет вырос значительно, и настало время реорганизации, появилось самостоятельное структурное подразделение - ИПИТ. Физико-математический факультет вернул свое историческое название и историческое предназначение.
Одной из важнейших составляющих деятельности факультета является воспитательная работа. В структуре учебной и внеучебной воспитательной работы особая роль принадлежит студенческому совету, работа которого ведется по многим направлениям: учебная деятельность, информационно-аналитическая, спортивная, творческая и др.
Студенческий совет является избранным органом, и состоит из студенческого совета общежития и непосредственно студенческого совета факультета.
По всей стране летом стартуют «Инженерные каникулы». Их проводят на базе детских технопарков «Кванториум» и IT-Кубов в рамках национального проекта «Образование».
Основная цель инженерных каникул — привлечь детей и молодежь к изучению и практическому применению научных методов и технологий. «Инженерные каникулы» реализуются по нескольким направлениям: экскурсии, «дни открытых дверей», игровые программы, открытые соревнования, интеллектуальные игры, походы и многое другое.
Программы предполагают вовлечение детей в активную игровую и проектную деятельность под руководством наставников, знакомство с современными трендами и проблемами развития научно-инженерных областей, встречи с лидерами мнений, а также демонстрацию работы на современном оборудовании.
Уже сейчас по всей стране созданы и функционируют 135 детских и 70 мобильных технопарков «Кванториум», 71 центр цифрового образования «IT-куб».