Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Р.Р. Яфаева Н.Ю. Игнатова
Информатика и математика

 e-mail:
 
physics@tspu.tula.ru
          

Тема1 | Тема2 | Тема3 | Тема4 | Тема5 | Тема6 | Тема7 | Тема8 | Тема9 | Тема10

 

 

Теоретические основы информатики

История создания компьютеров и принципы их работы

Информационные модели

Компьютерные технологии

Современные информационные технологии

 

Математика как наука

Элементы теории множеств и комбинаторики

Событие и вероятность

Случайные величины

Элементы математической статистики

Указания к лабораторным работам

Задачи по курсу математики

Литература

Тема 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

3.1. Понятие алгоритма и виды алгоритмов
3.2. Информационное моделирование
3.3. Этапы решения задач на ЭВМ
3.4. Контрольные вопросы

3.1. Понятие алгоритма и виды алгоритмов

Слово "алгоритм" является производным от имени среднеазиатского ученого ал-Хорезми, уроженца Хивы, жившего в IX в. н. э. На основании его трудов в средние века были сформулированы основные правила арифметики. В латинском переводе все правила начинались со слов "ал-Хорезми сказал", что потом транспонировалось в "алгоритм гласит".

Алгоритм - заранее определенное, точное предписание, которое задает дискретный (пошаговый) процесс, начинающийся определенным образом и приводящий к результату за конечное число шагов. Каждый алгоритм должен обладать следующими свойствами:

  • дискретность - каждый алгоритм должен быть разбит на конечное число законченных действий;
  • детерминированность (определенность) - каждое действие должно быть понятно исполнителю (для каждого алгоритма предполагается конкретный исполнитель) и содержать действия над известными данными;
  • результативность - каждый алгоритм направлен на решение конкретной задачи, а следовательно, на получение определенного результата;
  • массовость - алгоритм необходимо составить так, чтобы с его помощью можно было решать подобные задачи.

Алгоритмы можно разделить на следующие виды:

  • линейный алгоритм - последовательность действий (команд);
  • алгоритм ветвления - выбор действия в зависимости от выполнения условия;
  • циклический алгоритм - некоторые действия повторяются определенное количество раз или пока не выполнится условие;
  • рекурсивный алгоритм обращается к самому себе, пока не выполнится определенное условие; рекурсия возможна и в обыденной жизни (свеча между двумя параллельными зеркалами; стихи одного немецкого поэта "А этот глист страдал глистами, что мучались глистами сами").

Примеры алгоритмов: инструкция по использованию междугороднего телефонного автомата; правила пользования банкоматом; решение систем уравнений методом Гаусса.

3.2. Информационное моделирование

Информационная модель - это отражение исследования части реального мира в виде информации. Для построения информационной модели необходимо пройти ряд стадий. Процесс, проводимый от "объекта познания" до "формальной конструкции", носит название "формализация", а обратный процесс - "интерпретация" - чаще всего используется в познании мира и обучении.

В основе информационного моделирования лежат три основных постулата:

  1. Все состоит из элементов;
  2. Элементы имеют свойства;
  3. Элементы связаны между собой отношениями.

Объект, к которому применимы эти постулаты, может быть представлен информационной моделью.

Классификация информационных моделей

По способу описания:

  • с помощью формальных языков (язык математики, таблицы, языки программирования, расширение естественного языка человека и т. д.),
  • графическое (блок-схемы, диаграммы, графики и т. д.);

по цели создания:

  • классификационные (древовидные, генеалогическое дерево, развитие природы по Дарвину, дерево каталогов в компьютере),
  • динамические (как правило, строятся на основе решения дифференциальных уравнений и служат для решения задач управления и прогнозирования);

по природе моделируемого объекта:

  • детерминированные (определенные), при которых известны законы, по которым изменяется или развивается объект,
  • вероятностные (обработка статистической неопределенности и некоторых видов нечеткой информации).

Примеры информационных моделей: паспорт личности; личное дело работника; описание спортивной дисциплины или игры; структура государства и власти; экономическая модель развития общества; структурное построение языка и т. д.

3.3. Этапы решения задач на ЭВМ

При помощи ЭВМ можно решать задачи из различных областей, где необходима обработка информации.

Решение этих задач осуществляется по следующим этапам:

1-й этап - постановка задачи - заключается в выявлении значений, которые являются аргументами, т. е. величин, являющихся данными, и значений, являющихся результатами, величин, которые необходимо найти в ходе решения задачи.

2-й этап - моделирование - представляет собой нахождение решения и составление математической модели поставленной задачи.

3-й этап - алгоритмизация - разбиение математической модели на этапы, представляющие собой конечные действия, которые возможно запрограммировать на алгоритмическом языке. Необходимо по возможности находить более короткий алгоритм решения.

4-й этап - программирование - перевод алгоритма на какой-нибудь из языков программирования и отладка программы (задание таких данных, которые дают заранее известный результат, или оценивание полученных результатов).

Вопросы

1. Что можно назвать "информационной моделью организации занятий в школе"?
2. Приведите пример использования алгоритма ветвления.
3. Составьте информационную модель урока.
4. Какой из этапов решения задач, по Вашему мнению, наиболее важен? Ответ обоснуйте.
5. В чем заключается суть свойства "массовость"?

Ключевые слова

алгоритм, информационная модель, решение задач на ЭВМ

 
         
Тема1 | Тема2 | Тема3 | Тема4 | Тема5 | Тема6 | Тема7 | Тема8 | Тема9 | Тема10
© 2003 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения