|
|
Теоретические основы информатики
История создания компьютеров и принципы
их работы
Информационные модели
Компьютерные технологии
Современные информационные технологии
Математика как наука
Элементы теории множеств и комбинаторики
Событие и вероятность
Случайные величины
Элементы математической статистики
Указания к лабораторным работам
Задачи по курсу математики
Литература
|
Тема 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ
3.1. Понятие алгоритма и виды алгоритмов
3.2. Информационное моделирование
3.3. Этапы решения задач на ЭВМ
3.4. Контрольные вопросы
3.1. Понятие алгоритма и виды алгоритмов
Слово "алгоритм" является производным от имени среднеазиатского
ученого ал-Хорезми, уроженца Хивы, жившего в IX в. н. э. На основании
его трудов в средние века были сформулированы основные правила арифметики.
В латинском переводе все правила начинались со слов "ал-Хорезми
сказал", что потом транспонировалось в "алгоритм гласит".
Алгоритм - заранее определенное, точное предписание, которое
задает дискретный (пошаговый) процесс, начинающийся определенным образом
и приводящий к результату за конечное число шагов. Каждый алгоритм должен
обладать следующими свойствами:
- дискретность - каждый алгоритм должен быть разбит на конечное число
законченных действий;
- детерминированность (определенность) - каждое действие должно быть
понятно исполнителю (для каждого алгоритма предполагается конкретный
исполнитель) и содержать действия над известными данными;
- результативность - каждый алгоритм направлен на решение конкретной
задачи, а следовательно, на получение определенного результата;
- массовость - алгоритм необходимо составить так, чтобы с его помощью
можно было решать подобные задачи.
Алгоритмы можно разделить на следующие виды:
- линейный алгоритм - последовательность действий (команд);
- алгоритм ветвления - выбор действия в зависимости от выполнения
условия;
- циклический алгоритм - некоторые действия повторяются определенное
количество раз или пока не выполнится условие;
- рекурсивный алгоритм обращается к самому себе, пока не выполнится
определенное условие; рекурсия возможна и в обыденной жизни (свеча
между двумя параллельными зеркалами; стихи одного немецкого поэта
"А этот глист страдал глистами, что мучались глистами сами").
Примеры алгоритмов: инструкция по использованию междугороднего
телефонного автомата; правила пользования банкоматом; решение систем
уравнений методом Гаусса.
|
3.2. Информационное моделирование
Информационная модель - это отражение исследования части реального
мира в виде информации. Для построения информационной модели необходимо
пройти ряд стадий. Процесс, проводимый от "объекта познания"
до "формальной конструкции", носит название "формализация",
а обратный процесс - "интерпретация" - чаще всего используется
в познании мира и обучении.
В основе информационного моделирования лежат три основных постулата:
- Все состоит из элементов;
- Элементы имеют свойства;
- Элементы связаны между собой отношениями.
Объект, к которому применимы эти постулаты, может быть представлен
информационной моделью.
Классификация информационных моделей
По способу описания:
- с помощью формальных языков (язык математики, таблицы, языки программирования,
расширение естественного языка человека и т. д.),
- графическое (блок-схемы, диаграммы, графики и т. д.);
по цели создания:
- классификационные (древовидные, генеалогическое дерево, развитие
природы по Дарвину, дерево каталогов в компьютере),
- динамические (как правило, строятся на основе решения дифференциальных
уравнений и служат для решения задач управления и прогнозирования);
по природе моделируемого объекта:
- детерминированные (определенные), при которых известны законы, по
которым изменяется или развивается объект,
- вероятностные (обработка статистической неопределенности и некоторых
видов нечеткой информации).
Примеры информационных моделей: паспорт личности; личное дело
работника; описание спортивной дисциплины или игры; структура государства
и власти; экономическая модель развития общества; структурное построение
языка и т. д.
3.3. Этапы решения задач на ЭВМ
При помощи ЭВМ можно решать задачи из различных областей, где необходима
обработка информации.
Решение этих задач осуществляется по следующим этапам:
1-й этап - постановка задачи - заключается в выявлении
значений, которые являются аргументами, т. е. величин, являющихся данными,
и значений, являющихся результатами, величин, которые необходимо найти
в ходе решения задачи.
2-й этап - моделирование - представляет собой нахождение
решения и составление математической модели поставленной задачи.
3-й этап - алгоритмизация - разбиение математической
модели на этапы, представляющие собой конечные действия, которые возможно
запрограммировать на алгоритмическом языке. Необходимо по возможности
находить более короткий алгоритм решения.
4-й этап - программирование - перевод алгоритма на какой-нибудь
из языков программирования и отладка программы (задание таких данных,
которые дают заранее известный результат, или оценивание полученных
результатов).
Вопросы
1. Что можно назвать "информационной моделью организации занятий
в школе"?
2. Приведите пример использования алгоритма ветвления.
3. Составьте информационную модель урока.
4. Какой из этапов решения задач, по Вашему мнению, наиболее важен?
Ответ обоснуйте.
5. В чем заключается суть свойства "массовость"?
Ключевые слова
алгоритм, информационная модель,
решение задач на ЭВМ
|