Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Р.Р. Яфаева Н.Ю. Игнатова
Информатика и математика

 e-mail:
 
physics@tspu.tula.ru
          

Тема1 | Тема2 | Тема3 | Тема4 | Тема5 | Тема6 | Тема7 | Тема8 | Тема9 | Тема10

 

УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

Информатика

1. Знакомство с клавиатурой
2. Операционная система WINDOWS'9x
3. Текстовой редактор MICROSOFT WORD
4. СУБД MS ACCESS
5. Электронная таблица MICROSOFT EXCEL

Математика

6. Факториал
7. Множества
8. Комбинаторика
9. Теория вероятности
10. Случайные величины
11. Элементы математической статистики

________________________________________________________________________________

И Н Ф О Р М А Т И К А

1. Знакомство с клавиатурой

Клавиатура предназначена для ввода в компьютер информации от пользователя. Расположение букв на клавиатуре компьютера стандартное и соответствует их расположению на пишущей машинке.

Если для выполнения какого-либо действия необходимо нажать нескольких клавиш одновременно (удерживая нажатой одну кнопку, коротко нажимаете вторую), то обозначается это знаком "+" (например, Ctrl + F1).

Обычно выделяют пять групп клавиш, рассмотрим их подробнее.

КОМАНДНЫЕ (УПРАВЛЯЮЩИЕ) КЛАВИШИ

Enter - клавиша ввода; закрепляет выбор или запускает команду на выполнение.

Esc ("escape" - убегать, спасаться) - отмена какого-либо действия, выход из программы, прерывание режима работы.

Num Lock - подключение цифровых клавиш на правой клавиатуре.

Shift +... - набор заглавных букв и символов верхнего регистра.

Caps Lock - фиксация режима печати заглавных букв.

Insert (Ins) - режим вставки/замены.

Tab - перенос бара (курсора) по таблице.

Pause - приостановка работы программы.

КЛАВИШИ РЕДАКТИРОВАНИЯ

Back Space (з) - удаление символов слева от курсора.

Delete (Del) - удаление символов справа от курсора.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КЛАВИШИ

(F1- F12)

КЛАВИШИ УПРАВЛЕНИЯ КУРСОРОМ

Стрелки (збав) - перемещение курсора влево, вверх, вправо, вниз.

Page Up - постраничное листание назад.

Page Down - постраничное листание вперед.

Home - перенос курсора в начало (строки, текста, списка и т. п.).

End - перенос курсора в конец (строки, текста, списка и т. п.).

АЛФАВИТНО-ЦИФРОВЫЕ КЛАВИШИ

Символы черного цвета используются для латинского алфавита, красного цвета - для русского. Переключение алфавитов осуществляется левыми/правыми Shift + Ctrl или Sfift + Alt.

2. Операционная система WINDOWS'9x

ЭКРАН

Сразу после запуска Windows на экране появляется несколько объектов, которые позволяют запускать приложения, управлять файлами, а также выполнять множество других задач. Экран включает в себя следующие компоненты:

Рабочий стол. Это фон, на котором отображены все остальные элементы. Можно представить его как поверхность рабочего стола в офисе. Подобно тому, как мы перекладываем с места на место бумаги и папки, что-то прячем в ящики, можно манипулировать и объектами на рабочем столе Windows.

Пиктограммы. Это маленькие картинки, представляющие программы, папки (это другое название директорий или каталогов), файлы, информацию принтера или компьютера и т. д. Чтобы увидеть, какое содержимое скрывается за пиктограммой, надо дважды щелкнуть на ней мышью.

Например:

  • пиктограмма "Мой компьютер" представляет содержимое вашего компьютера, включая винчестер, гибкие диски, CD-ROM, приложения, папки, файлы;
  • пиктограмма "Корзина" указывает на место, в котором удаленные объекты сохраняются до того времени, пока вы не "выбросите" из нее "мусор". Удаленные папки или файлы можно восстановить, "достав" их из корзины, при условии, что вы ее еще не "очистили от мусора".

Панель задач содержит экранную кнопку ПУСК, кнопки всех открытых приложений или окон и индикатор текущего времени. Чтобы открыть окно или приложение, можно щелкнуть на соответствующей кнопке панели задач.

Указатель мыши - значок, перемещающийся на экране при движении мыши по рабочей поверхности.

МЫШЬ

Если нет дополнительных указаний, то используется левая кнопка мыши.

Функции кнопок мыши:

  • левая кнопка (ЛК): выделение объекта, группы объектов, фрагмента документа, перенос объекта, группы объектов, фрагмента документа;
  • правая кнопка (ПК): вызов контекстного меню, специальное перетаскивание.

С мышью возможны следующие действия:

  • щелкнуть мышью: установить указатель мыши на некоторый объект, нажать кнопку, отпустить ее;
  • дважды щелкнуть мышью: установить указатель мыши на некоторый объект, дважды быстро нажать кнопку;
  • перетащить мышью: установить указатель мыши на некоторый объект, нажать кнопку, удерживая ее, переместить объект на новую позицию, отпустить.

ОКНА

Интерфейс Windows'95 построен в виде последовательно раскрывающихся окон, содержащих различные объекты.

Иногда, для того чтобы увидеть содержимое окна полностью, следует увеличить его размеры, а чтобы освободить место на экране для других окон - уменьшить его до размеров кнопки на панели задач. Работая с мышью, можно воспользоваться кнопками максимизации, минимизации и восстановления, расположенными в правом верхнем углу окна:

1 - увеличить размеры окна до размеров экрана (развернуть),
2 - вернуть окну размеры, которые оно имело до максимизации (восстановить),
0- свернуть окно до размеров кнопки на панели задач,
r - закрыть окно.

Если пользователю требуется окно определенных размеров, можно изменить его границы следующим образом:

  • нужно поместить указатель мыши на ту границу, расположение которой хотите поменять;
  • если указатель мыши занял правильное положение, то он превратится в двунаправленную стрелку. Например, для изменения высоты надо использовать вертикальную стрелку (ф). Для изменения ширины - горизонтальную, ширины и высоты одновременно - диагональную двунаправленную стрелку;
  • перемещая мышь, мы можем передвинуть рамку на новое место.

ПАПКИ

С папками (директориями, каталогами) можно работать различными способами. Например, с помощью программы "Проводник", которая служит для упорядочения, переименования, перемещения, удаления и выполнения других операций с папками и файлами. Запуск "Проводника" производится следующим образом:

ПУСК Ю Программы Ю Проводник.

На левой панели программы "Проводник" "свернутые" папки (содержимое которых не отображено) отмечены знаком "+", "развернутые" - знаком "-". Чтобы развернуть папку и просмотреть ее содержимое, надо щелкнуть на "+" перед нужной папкой.

Создание папки:

  • два раза щелкнуть на пиктограмме Мой компьютер;
  • выбрать рабочий диск (C или D - уточните у преподавателя), щелкнуть на нем два раза;
  • щелкнуть два раза на папке Work;
  • щелкнуть два раза на папке вашего факультета;
  • в меню выбрать: Файл Ю Создать Ю Папка;
  • ввести имя новой папки (свою фамилию), нажать Enter.

Задания

1. Найдите на рабочем диске директорию Work, в ней - папку вашего факультета.

2. Войдите в нее и создайте свою рабочую папку, назвав ее своей фамилией.

3. Скопируйте в свою папку три файла и один из них переименуйте, а два других удалите.

 

3. Текстовой редактор MICROSOFT WORD

Данный редактор работает в режиме WYSIWYG (сокращение от английской фразы "что Вы видите, то и получите", т. е. что на экране, то и на печати), он может выводить на экран страницу точно в том виде, в котором она будет печататься. Кроме того, он содержит множество средств автоматизации делопроизводства: рассылку стандартных писем, заполнение бланков по шаблонам и т. д.

ЗАПУСК

Запуск MS Word производится в следующем порядке:

ПУСК Ю Программы Ю Текстовый редактор MS Word.

Задания

Запустите на компьютере текстовый редактор.

По одной из предложенных тем напишите текст; он должен иметь заголовок и состоять не менее чем из трех абзацев, оформленных различными способами.

При наборе текста должны быть использованы шрифты разного начертания и размера, разные способы выравнивания, выделение цветом.

Также в текст надо включить какой-либо маркированный список и таблицу.

Общий объем текста не менее одной страницы.

Сохраните файл в своей папке и на дискете.

Распечатайте на принтере.

Темы текстов

1. Описание любой зарубежной страны на двух языках (культура, обычаи, государственное устройство и т. д.). (ФИЯ)
2. Историческое событие. (ИФ)
3. Становление государства (на примере любого государства). (ИФ)
4. Анализ литературного произведения. (ФРФ)
5. Синтаксический разбор предложения. Фонетический разбор слова (ФРФ)
6. Спортивная игра: правила, инвентарь, описание (ФФК)
7. Макет почетной грамоты (ФФК)
8. "Памятка для родителей": воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. (ПиПРР)
9. Русские пословицы и поговорки с пояснениями и иллюстрациями (ПиПРР)

4. СУБД MS ACCESS

ЗАПУСК

Запуск Microsoft Access производится в следующем порядке:

ПУСК Ю Программы Ю Microsoft Access.

После загрузки системы на экране появляется форма выбора:

Новая база данных позволяет создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другие объекты;

  • Запуск мастера позволяет создать сразу с помощью мастера базу данных определенного типа со всеми необходимыми таблицами, формами и отчетами;
  • Открыть базу данных позволяет открыть существующую базу из списка.
  • Выбрав, нажмите кнопку ОК.

База данных Access представляет собой несколько таблиц, между которыми некоторым образом распределены данные. Для хранения базы данных Access используется один файл, который содержит все объекты базы данных. Объекты - это компоненты, которые используются для хранения и представления данных. Рассмотрим их:

таблица - это объект, который используется для хранения данных. Каждая таблица включает в себя информацию об объекте определенного типа. Таблица содержит поля (столбцы), в которых хранятся различного рода данные, и записи (строки);

  • запрос - это объект, который позволяет пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. С помощью запросов можно также создавать новые таблицы, используя данные одной или нескольких таблиц, которые уже существуют;
  • форма - это объект, предназначенный в основном для ввода данных, отображения их на экране или управления работой приложения;
  • отчет - объект, предназначенный для создания документа, который впоследствии может быть распечатан или включен в документ другого приложения;
  • макрос - объект, представляющий собой структурированное описание одного или нескольких действий, которые должен выполнить Access в ответ на определенное событие;
  • модуль - объект, содержащий программы на Microsoft Access Basic, которые позволяют разбить процесс на более мелкие действия и обнаружить те ошибки, которые нельзя было бы найти с использованием макросов.

ЗАДАНИЕ СТРУКТУРЫ ТАБЛИЦЫ

Чтобы создать новую таблицу необходимо нажать кнопку Создать. На экране появится диалоговое окно, в котором необходимо выбрать способ создания таблицы:

  • режим таблицы позволяет создать пустую таблицу, состоящую из 20 столбцов и 30 строк. По умолчанию задаются следующие имена столбцов: "Поле 1", "Поле 2" и т. д. Для переименования каждого столбца можно дважды щелкнуть на название столбца, ввести имя и нажать клавишу Enter. Если таблица должна содержать более 20 столбцов, то можно добавить дополнительные. Для этого надо нажать кнопку мыши справа от столбца, рядом с которым необходимо разместить новый, и в меню Вставка выбрать команду Столбец. Далее можно приступить ко второму этапу создания таблиц - вводу данных;
  • мастер таблиц позволяет выбрать поля для данной таблицы из множества определенных ранее таблиц (например, "Деловые контакты", "Список личного имущества" или "Рецепты");
  • конструктор - определение всех параметров макета таблицы самостоятельно. Если выбран этот пункт, то на экране высветится окно конструктора (структуры таблицы).

Каждое поле таблицы должно иметь свое уникальное имя, которое указывается в первом столбце верхней части окна конструктора. Имена полей могут иметь длину до 64 символов и содержать все знаки, кроме ".", "!", "[ ]".

Любое поле характеризуется своим типом. Тип поля определяет характер данных, которые надо занести в данное поле.

Закончив определение нужных полей, их типов и свойств, нажмите на панели инструментов кнопку Сохранить, чтобы сохранить структуру таблицы, а затем введите имя нового объекта. При сохранении таблицы выводится приглашение создать ключевое поле. Рекомендуется нажать кнопку Да.

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ДАННЫМИ

Сначала необходимо открыть нужную таблицу. На экране появится окно таблицы для ввода данных. В ячейки таблицы можно вносить данные. Закончив ввод данных, сохраните внесенные изменения или закройте таблицу.
Созданные таблицы в виде пиктограмм находятся в текстовом поле вкладки Таблицы.

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТАБЛИЦЫ

Иногда возникает необходимость скорректировать структуру таблицы, добавив или удалив поле или изменив свойства полей. Для этого необходимо:
1) выделить нужную таблицу в текстовом поле;
2) нажать кнопку Конструктор;
3) внести нужные изменения в окне конструктора, используя пункты меню Правка и Вставка;
4) сохранить изменения.

ЗАПРОСЫ

Запрос - это специально подготовленный вопрос об информации в базе данных (например: сколько людей имеют одинаковый день рождения?).
С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов.
Наиболее часто используется запрос на выборку. При его выполнении данные, удовлетворяющие условиям отбора, выбираются из одной или нескольких таблиц и выводятся в определенном порядке.
Запросы можно создать с помощью мастера или самостоятельно. Для работы с запросами необходимо активизировать вкладку Запросы. Чтобы создать новый запрос, необходимо нажать кнопку Создать на вкладке Запросы, затем в диалоговом окне, которое появится на экране, необходимо выбрать способ создания запроса.
Если Вы выбрали Конструктор, на экране высветится окно, где необходимо определить название таблиц, которые будут использоваться, и добавить в запрос нажатием кнопки Добавить. После этого следует нажать кнопку Закрыть.

После заполнения образца запроса нажмите кнопку Сохранить. После сохранения в текстовом поле вкладки Запросы появится пиктограмма с названием вашего запроса.
Пример: образец запроса, в котором выводятся только два поля таблицы, выглядит следующим образом:

Чтобы просмотреть запрос, надо выделить соответствующую пиктограмму и нажать кнопку Открыть.
С открытыми запросами можно работать так же, как с таблицами. Все внесенные изменения данных автоматически сохраняются в соответствующей таблице.

ЗАДАНИЕ КРИТЕРИЯ В ЗАПРОСАХ

Иногда бывает необходимо просмотреть не все записи базы данных, а только те, которые отвечают заданному условию. Для этого устанавливают критерии отбора в запросах, используя специальные операторы.

Оператор Like позволяет задать образец искомого значения поля.

Синтаксис: Like <текстовая строка>, где <текстовая строка> определяет образец отбора и может содержать символы: "?" - для замены одного символа, и "*" - для замены нескольких символов.

Например: критерий Like "В*" для поля Фамилия обеспечит поиск в записной книжке людей, фамилия которых начинается на букву "В".

При составлении запросов можно использовать операторы сравнения: =, <>, <, >, >=, <=.

Для объединения нескольких критериев в одном запросе используют сложные логические условия:

- И для нескольких полей. Пример: необходимо просмотреть людей на "В" в одном столбце и на "Ж" в другом.

Строка условия отбора:

Like "B*"

Like "Ж*"

- И для одного поля. Все желаемые условия вводят в одно поле и разделяют словом "аnd". Пример: необходимо просмотреть людей на "В" и на "Ж" в одном столбце. Строка условия отбора:

(Like "B*") аnd (Like "Ж*")

- ИЛИ для нескольких полей. Пример: необходимо просмотреть всех людей, фамилии которых начинаются на "В" или телефоны - на 43. Строка условия отбора:

Like "B*"

 
 

Like "43*"

- ИЛИ для одного поля. Все желаемые условия вводят в одно поле и разделяют словом "оr". Пример: необходимо просмотреть людей, телефоны которых начинаются на "43" или на "34", в одном столбце. Строка условия отбора для поля Телефон:

(Like "43*") оr (Like "34*")

ОТЧЕТЫ

Отчет - это гибкое и эффективное средство для организации данных при выводе на печать. С помощью отчета можно распечатать сведения в заданном виде.

Для создания отчета в окне базы данных нужно выбрать вкладку Отчеты и нажать кнопку Создать.

Пользователь имеет возможность разработать отчет самостоятельно или создать его с помощью мастера. Мастер по разработке отчетов выполняет всю рутинную работу и позволяет быстро разработать отчет. После вызова мастера выводятся диалоговые окна с приглашением ввести необходимые данные, и отчет создается на основании ответов пользователя.

Задания

1. Создайте базу данных с названием Учебная, в которой спроектируйте следующие объекты:

1) таблицы (в каждой должно быть не менее 10 записей):

  • Телефоны с полями: Фамилия, Имя, Телефон, Дата рождения;
  • Бизнес с полями: Организация, Доход, Расход;

2) запросы:

  • Фамилия и Телефон (показывает два поля из таблицы Телефоны);
  • Доходы организаций (показывает два поля из таблицы Бизнес);
  • Фамилии на А (показывает фамилии, имена и даты рождения людей, фамилия которых начинается на букву "А" из таблицы Телефоны);
  • Телефоны на 43 или 32 (показывает фамилии и имена людей, телефоны которых начинаются на 43 или на 32 из таблицы Телефоны);
  • Телефон (по заданному номеру выводит фамилию и имя из таблицы Телефоны);
  • Доходные предприятия (выводит названия тех организаций, доходы которых больше 500, из таблицы Бизнес);
  • Общая сумма (выводит общую сумму доходов и расходов для таблицы Бизнес);

3) отчеты:

  • Печать телефонов (задает макет распечатки таблицы Телефоны);
  • Печать доходов и расходов (задает макет распечатки таблицы Бизнес).
    С созданными таблицами и запросами проделайте операции поиска и сортировки. Сделайте распечатку отчетов.

 

2. Создайте базу данных с названием Группа NN, в которой спроектируйте следующие объекты:

1) таблицы:

  • Анкета с полями: Фамилия, Имя, Отчество, Пол, Дата рождения, Место рождения;
  • Студенты с полями: Фамилия, Имя, Рост, Вес, Успеваемость, Увлечения.
    Внесите сведения о студентах Вашей группы;

2) запросы:

  • Список девушек (выводит фамилии, имена и даты рождения девушек группы из таблицы Анкета);
  • Родной край (по заданному месту рождения выводит фамилии, имена, отчества студентов группы из таблицы Анкета);
  • Шеренга (выводит фамилии, имена и рост студентов, отсортированных по росту из таблицы Студенты);
  • Гордость группы (выводит фамилии, имена отличников группы из таблицы Студенты);
  • Рост/Вес (находит средний вес, максимальный и минимальный рост студентов группы, используя данные таблицы Студенты);
  • Хобби (по заданному увлечению выводит фамилии, имена и данные об успеваемости студентов из таблицы Студенты).

 

3. Создайте базу данных с названием Классный журнал, в которой спроектируйте следующие объекты:

1) таблицы (в каждой таблице должно быть 10 записей):

  • Успеваемость с полями: Фамилия, Имя, Русский язык, Литература, История, Обществоведение, Алгебра, Геометрия, Информатика, Физика, Химия, Иностранный язык и т. д. При составлении таблицы предусмотреть ограничения на ввод оценок (можно вводить оценки от 2 до 5) и осуществить сортировку по возрастанию по полю Фамилия;
  • Родители с полями: Фамилия, Имя, Пол, Дата рождения, ФИО матери, ФИО отца, Место работы матери, Место работы отца, Домашний адрес, Телефон;

2) запросы:

  • Отличники (выводит фамилии, имена отличников из таблицы Успеваемость);
  • Гуманитарии (выводит фамилии, имена учеников, имеющих отличные оценки по русскому языку, литературе, истории, обществоведению и неотличные - по курсам естественных дисциплин из таблицы Успеваемость);
  • Двоечники (выводит фамилии, имена учеников, имеющих неудовлетворительные оценки из таблицы Успеваемость);
  • Звонок ученику (по заданной фамилии выводит домашний адрес и телефон родителей ученика из таблицы Родители);
  • Список мальчиков (выводит фамилии, имена и даты рождения мальчиков из таблицы Родители);
  • Список девочек (выводит фамилии, имена и даты рождения девочек из таблицы Родители);
  • День рождения (выводит фамилии, имена, даты рождения и телефоны учеников класса, отобранные по дате рождения из таблицы Родители);
  • Родителей в школу (по введенной фамилии ученика выводит ФИО матери, ФИО отца, домашний адрес и телефон из таблицы Родители).

С созданными таблицами и запросами проделайте операции поиска и сортировки.

 

5. Электронная таблица MICROSOFT EXCEL

ЗАПУСК

ПУСК Ю Программы Ю Microsoft Excel.

Электронная таблица Excel состоит из 16 384 строк и 256 столбцов. Строки пронумерованы целыми числами от 1 до 16384, а столбцы обозначены буквами латинского алфавита A, B, …, Z, AA, AB, IV.
Для указания на конкретную ячейку таблицы используется адрес.

ПОДГОТОВКА ПРОСТОЙ ТАБЛИЦЫ

Чтобы освоить на практике основные идеи обработки электронных таблиц, рассмотрим следующую задачу.

Пусть некая фирма, торгующая соками, ведет учет выручки (в тыс. руб.) по четырем магазинам города в летние месяцы 1999 г. Исходные данные: 12 чисел, каждое из которых - выручка по конкретному магазину за конкретный месяц. На основании этих данных надо найти производные величины:

  • сумму выручки по городу за каждый месяц;
  • сумму выручки по каждому магазину за все лето;
  • общую сумму выручки;
  • процент выручки по каждому магазину относительно общей суммы.

Прежде всего, введем в таблицу исходные данные:

  • в ячейках А1 и А2 мы набрали текст, который представляет собой некоторую информацию ("Продажа соков по магазинам города N (тыс. руб.)", "Лето 1999 г.");
  • в ячейках А6-А9 набраны названия магазинов;
  • в ячейках С5-Е5 - названия месяцев;
  • в ячейки С6, D6, …, E9 мы ввели числа, которые представляют собой исходные данные выручки;
  • в ячейку С10 необходимо поместить сумму за июнь по всем магазинам, т. е. С6 + С7 + С8 + С9. Для этого в нее нужно ввести формулу = СУММ (С6 : С9);
  • далее такие же формулы надо записать в ячейки D10 и Е10: = СУММ (D6 : D9) и = СУММ (Е6 : Е9).

Рассмотрим суммирование по месяцам:

  • в ячейки F6-F10 запишем суммы по строкам 6-10 (т. е. = СУММ (С6 : Е6), = СУММ (С7 : Е7) и т. д.);
  • в ячейке F10 окажется итоговая сумма - по всем магазинам за все лето.

Вместо процентов пока рассчитаем доли магазинов за все лето в полной сумме: = F6/F10 - это доля магазина "Центральный", = F7/F10 - доля магазина "Комета" и т. д. Рассчитав все доли, выделите столбец G и щелкните мышью на кнопке с изображением %. Все доли будут умножены на 100 и помечены знаком %.

МАСТЕР ДИАГРАММ

На рабочих листах можно создавать всевозможные графики и диаграммы. Для примера построим диаграмму к нашей задаче, на которой было бы показано распределение выручки за лето по магазинам города N.

Для создания такой диаграммы нужно:

  • выделить столбцы А6 : А9 и G6 : G9 нашей таблицы (для выделения ячеек в разных местах таблицы нужно удерживать нажатой клавишу Ctrl);
  • затем щелкнуть на кнопке Мастер диаграмм;
  • в первом окне Тип диаграммы выберите тип Круговая (этот тип мы взяли просто для примера, при работе Вы будете использовать тот, который считаете наиболее подходящим), а затем щелкните на кнопке Далее;
  • в окне Источник данных диаграммы должна быть нажата кнопка Столбцах, а затем - Далее;
  • в окне Параметры диаграммы введите название диаграммы Продажа соков, отмените Добавить легенду, а затем щелкните на надписи Подписи данных и выберите надпись Категории и доли (выполняя описанные действия, оцените изменения, происходящие с Вашей диаграммой);
  • в последнем окне Размещение диаграммы выберите имеющимся и щелкните на кнопке Готово.
    После этого на экране появится диаграмма к нашей задаче.

Задания

1. Подготовьте и заполните таблицу по Вашей потребительской корзине за месяц. Таблица должна содержать следующие поля: Номер, Наименование, Цена за единицу, Количество, Стоимость. Записей должно быть не меньше 10. Подсчитайте итоговую сумму. Постройте диаграмму по полям Наименование и Стоимость. Сохраните файл в своей папке и на дискете.

 

2. Подготовьте и заполните таблицу, воспользовавшись следующим бланком:

По данным таблицы постройте диаграмму, отражающую начисления каждого месяца. Сохраните файл в своей папке и на дискете. Распечатайте полученную диаграмму.

 

3. Начертите график смены температуры и выпадения осадков за месяц. Найдите максимальное, минимальное и среднее значения.

 

4. Подготовьте таблицу продажи телевизоров в магазине. Названия полей могут быть следующими: Фирма, Марка, Размер экрана, Цена, Поступление, Продажа, Сумма. Подсчитать итоговую сумму и построить диаграмму по полям Фирма и Продажа.

 

5. Подготовьте и заполните таблицу Реализация хлебобулочных изделий. Распределение товара должно производиться по трем торговым точкам, не менее четырех наименований в каждой. Названия колонок могут быть следующими: Наименование, Количество, Цена, Сумма. Подсчитайте итоговую сумму по каждой точке и по всем трем вместе. Постройте диаграмму.

 

6. Составьте две таблицы успеваемости выпускных 9-х и 11-х классов, взятых по четыре: А, Б, В и Г, распределенные по количеству отличников, хорошистов, троечников и двоечников, в последний столбец выводится количество учеников в классе. Постройте следующие диаграммы:

  • "Успеваемость 9 "Б" класса" (круговая диаграмма);
  • "Хорошисты 11-х классов" (кольцевая диаграмма);
  • "Успеваемость 9-х классов" (график);
  • "Успеваемость 11 "А" и 11 "В" классов" (нормированная диаграмма);
  • "Отличники и двоечники 9 "А" и 11 "А" классов" (гистограмма).

 

7. Постройте три различные диаграммы распределения золотых, серебряных и бронзовых медалей, разделив их по странам мира (по пяти странам), на последних (летних и зимних) Олимпийских играх.

 

8. Составьте калькуляцию похода со следующими столбцами: Инвентарь и продукты, Количество, Цена за единицу, Стоимость. Заполните три первых столбца, рассчитывая инвентарь на одного человека, продукты на каждого на один день. Рассчитайте стоимость. Введите количество человек, идущих в поход, и количество дней похода, составьте по этим данным формулу стоимости похода и сумму, причитающуюся с каждого (в формуле должны быть использованы только имена ячеек).

 

9. Подготовьте электронный вариант ведомости сдачи экзамена по образцу:

Экзаменационная ведомость

Предмет _____________________________________________
Курс, группа _________________________________________
Преподаватели ________________________________________
Дата проведения ______________________________________

№ п/п
Фамилия, имя, отчество
№ зачетной книжки
Оценка цифрой
Оценка прописью
         

Всего студентов в группе _______________________________
Не явились на экзамен __________________________________
Получили "отлично" ___________________________________
Получили "хорошо" ____________________________________
Получили "удовлетворительно" ___________________________
Получили "неудовлетворительно" _________________________
Средний балл группы ___________________________________

Заполните ведомость на 20 человек. "Оценка цифрой" вводится с клавиатуры, "Оценка прописью" заполняется автоматически. Вводится "Всего студентов в группе", остальные параметры обработки результатов экзаменов рассчитываются по формулам.

 

10. Составьте таблицу Оптовый склад, в которую надо ввести: наименование склада, курс доллара, сегодняшнюю дату и следующие поля:
А - номер по порядку;
B - наименование товара;
C - поступление (количество);
D - цена закупки (в $);
E - цена закупки (в руб.);
F - конечный срок реализации;
G - цена продажи 1 (+ 5 %);
H - количество проданного по цене 1;
I - цена продажи 2 (+ 10 %);
J - количество проданного по цене 2;
K - полученная прибыль;
L - просроченный товар.
Поля A, B, C, D, F, H, J вводятся с клавиатуры. Остальные поля рассчитываются по формулам.

 

М А Т Е М А Т И К А

6. Факториал

Произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно называют "n-факториал" и пишут

n! = 1 · 2 · 3· … · (n - 1) · n.

Пример.

3! = 1· 2· 3 = 6;



7. Множества

Пример. Собрались 12 волейболистов и 9 теннисистов, а всего - 16 человек. Сколько из них играют и волейбол, и в теннис?

Решение: 12 + 9 = 21, если сложить всех волейболистов и теннисистов, данных по условию задачи, но по условию задачи их должно быть 16, следовательно,
21 - 16 = 5 человек играют как в волейбол, так и в теннис.

Пример. Из 100 студентов педагогику сдали 28 человек, математику - 30 человек, философию - 42 человека, педагогику и математику - 8, математику и философию - 5, педагогику и философию - 10, все три экзамена - 3 человека. Сколько человек не сдало ни одного экзамена?

Решение: сначала надо разбить данные множества на непересекающиеся: студенты, сдавшие 1 экзамен, студенты, сдавшие 2 экзамена, и студенты, сдавшие 3 экзамена. Три экзамена сдали 3 студента - по условию.

Педагогику и математику сдали 8 человек, но в их число входят и 3 человека, сдавшие все 3 экзамена, поэтому можно сказать, что только педагогику и математику сдали 8 - 3 = 5 человек; аналогично рассуждая, можно получить: только педагогику и философию сдали 10 - 3 = 7 человек, только философию и математику сдали 5 - 3 = 2 человека.

Чтобы найти количество человек, сдавших только одну педагогику, необходимо от общего числа сдавших педагогику отнять количество студентов, сдавших 2 экзамена (педагогика и философия, педагогика и математика), и студентов, сдавших 3 экзамена.

Число студентов, сдавших только один экзамен - по педагогике - составит 28 - 5 - 7 - 3 = 13; аналогично -сдавшие только математику: 30 - 5 - 2 - 3 = 20 человек, и сдавшие только философию: 42 - 7 - 2 - 3 = 30 человек. Количество человек, не сдавших ни одного экзамена, можно получить путем вычитания из 100 числа студентов, сдавших хотя бы один экзамен: 100 - (13 + 20 + 30 + 7 + + 5 + 2 + 3) = 100 - 80 = 20 человек не сдали ни одного экзамена.

Пример. Дано множество А = {1, 2, 3, {1}, {1, 2}}. Укажите, какие из следующих объектов являются элементами множества А, и какие - подмножествами: 2; {2}; {1, 2}; {1, 3}; {1, {1}}; {{1}}; {1, {2}}, {1,2,{1, 2}}.

Ответ:
2 - элемент,
{2} - подмножество,
{1, 2} - элемент, подмножество,
{1, 3} - подмножество,
{1, {1}} - подмножество,
{{1}} - подмножество,
{1, {2}} - не является ни элементом, ни множеством,
{1, 2, {1, 2}} - подмножество.

Задания

1. М = {12, 20, 35}, N = {12, 20, 48, 60, 90}, K = {48, 60, 90}. Найдите: M З N; M З K; N З К; M И K; N И М; K И N; N \ K; дополнение O до M.

 

2. Числовые множества представлены в виде промежутков. Найдите:
[8; 15] З [9; 20]; (-1; 1) З [-1; 0); [-1; 1] З [-1; 0]; (-1; 0] З [1; +Ґ);
[-1; 0) И [0; 4]; [1; + Ґ) И [0; + Ґ); {4}И (- Ґ; 4); (0; 2) И [0; 2].

 

3. На учебу студенческого актива в "Алексин Боре" фотокорреспондент университетской газеты взял 2 пленки по 36 и 24 кадра. После печати фотографий выяснилось, что фотографий со студентами ФФК получилось 40, со студентами факультета ПиПРР - 20, со студентами-историками - 15, в их числе было 10 фотографий, на которых запечатлены студенты ФФК и ПиПРР, 10 - студенты истфака и ФФК, 5 - студенты ПиПРР и истфака и 1 общая фотография. Сколько получилось фотографий, на которых запечатлены только студенты ФФК, только студенты факультета ПиПРР и только студенты исторического факультета? Сколько фотографий не получилось?

 

4. Составьте множество двухзначных чисел, в записи которых используются лишь цифры 2, 5 и 8. Найдите пересечение этого множества со множеством четных чисел.

 

5. Из группы студентов на занятия физкультурой ходят 20 человек, а в секции - 18, причем 15 человек одновременно ходят и в секции и на занятия по физкультуре. Сколько студентов освобождены от занятий спортом, если всего в группе 25 человек?

 

6. В Союзе писателей 32 человека, из них 17 поэтов и 19 прозаиков. Сколько человек пишут и стихи и прозу?

 

7. Какие трехзначные числа можно составить из цифр 3, 7 и 1 при условии, что в записи не должно быть одинаковых цифр? Сколько таких чисел?

 

8. Комбинаторика

Правила суммы и произведения

Пример. На курсе 3 группы. В первой - 25 человек, во второй - 30, в третьей - 20. Сколькими способами из них можно выбрать одного студента?

Решение: из первой группы одного человека можно выбрать 25 способами, из второй - 30, из третьей - 20. Чтобы найти ответ, нужно сложить все эти способы: 25 + 30 + 20 = 75.

Ответ: выбрать одного студента из трех групп можно 75 способами.

 

Пример. На курсе есть 3 группы. В первой - 25 человек, во второй - 30, в третьей - 20. Сколькими способами из каждой из них можно выбрать по одному студенту?

Решение: из первой группы одного человека можно выбрать 25 способами, из второй - 30, из третьей - 20. Чтобы найти ответ, нужно перемножить эти числа: 25·30·20 = 15 000.

Ответ: для того чтобы из каждой группы выбрать по одному студенту, существует 15 000 способов.

Перестановки без повторений

Различные кортежи, которые можно построить из элементов данного множества, взятых ровно по одному разу, называются перестановками. Их число, т. е. число способов упорядочить данное множество из n элементов, есть

Пример. Сколькими способами можно расставить в шеренгу студентов группы из 25 человек?

Решение: число способов есть число перестановок из 25 элементов, т. е.:

P25 = 25 · 24 · 23·… · 1 = 25! = 1,55 · 1025.

Ответ: расставить в шеренгу студентов группы из 25 человек можно 1,55·1025 способами.

Размещения без повторений

Различные упорядоченные подмножества по m элементов данного множества, содержащего n элементов, называются размещениями из n по m. Их число равно:

Пример. Из группы, состоящей из 25 человек, надо выбрать шахматную команду из четырех человек на I, II, III и IV доски. Сколькими способами это можно сделать?

Решение: так как из 25 человек выбираются четверо и порядок важен, то число способов есть число размещений из 25 по 4, т. е.:

Ответ: выбрать из 25 человек шахматную команду из четырех человек на I, II, III и IV доски можно 303 600 способами.

Сочетания без повторений

Различные неупорядоченные подмножества по m элементов из данного множества, содержащего n элементов, называются сочетаниями из n по m. Их число равно:

В частности, : .=1

Пример. Сколькими способами из группы в 25 человек можно выбрать баскетбольную команду из пяти человек?

Решение: так как из 25 человек выбираются 5 и порядок не важен, то число способов есть число сочетаний из 25 по 5, т. е.:

=

Ответ: из группы в 25 человек можно выбрать баскетбольную команду 53 130 способами.


Размещения с повторениями

Различные кортежи длины m, составленные из элементов данного множества, содержащего n элементов, так, что эти элементы в кортеже могут повторяться, называются размещениями с повторениями из n по m. Их число равно:

Пример. Группа из 25 студентов сдает экзамен. Возможные оценки: 2, 3, 4, 5. Сколькими способами может быть заполнена экзаменационная ведомость?

Решение: для каждого студента выбирается одна оценка из четырех, всего выбор делается 25 раз. Возможны повторения, так как каждая оценка может быть выбрана любое количество раз. Порядок важен, так как он показывает, какому именно студенту достается выбранная оценка. Следовательно, число способов есть число размещений с повторениями из 4 по 25:

Ответ: экзаменационная ведомость может быть заполнена 1,126·1015 способами.

Перестановки с повторениями

Составом кортежа длины n, состоящего из элементов a1, a2, …, am, называется кортеж (n1, n2, …, nm), гдеni - число вхождений элемента ai (i = 1, 2, …, m) в данный кортеж, причем n1+n2+…+nm = n. Перестановки с повторениями - это различные кортежи данного состава. Их число равно:

Пример. Сколько различных "слов" можно составить, переставляя буквы слова "математика"?

Решение: буква "м" встречается в слове 2 раза, буква "а" - 3 раза, буква "т" - 2 раза, буквы "е", "и", "к" - по 1 разу. Следовательно, число слов - это число перестановок с повторениями:

Ответ: переставляя буквы слова "математика", можно составить 151 200 различных "слов".

Сочетания с повторениями

Пусть имеется множество из n элементов. Различные неупорядоченные наборы, составленные из m элементов этого множества так, что элементы в наборе могут повторяться и порядок их не важен, называются сочетаниями с повторениями из n по m. Их число равно:

Пример. Группа из 25 человек сдала экзамен. В отчете показано, сколько и каких оценок было получено. Сколькими способами может быть составлен отчет?

Решение: выбираем 25 раз из четырех оценок. Порядок не важен (в отчете важно общее количество "двоек", "троек", "четверок" и "пятерок", которые, конечно, могут повторяться). Следовательно, число способов есть число сочетаний с повторениями из 4 по 25, т. е.:

Ответ: отчет может быть составлен 3 276 способами.

При решении комбинаторных задач

следует ответить на следующие вопросы:

1. Из какого множества осуществляется выбор (надо найти n)?
2. Что требуется: расставить все в ряд (перестановки Р), или выбрать часть (найти m)?
3. Важен ли порядок?
Если важен, то применяем правило размещений А,
если нет - правило сочетаний С.
4. Возможны ли повторения?

Пример. В фортепианном кружке занимается 10 человек, в кружке художественного слова - 15, в вокальном - 12 и в фотокружке - 20. Сколькими способами можно составить бригаду из 4 чтецов, 3 пианистов, 5 певцов и одного фотографа?

Решение: разобьем задачу на подзадачи.

1. Сначала найдем, сколькими способами можно выбрать чтецов:

а) производим выбор из 15 человек, n = 15;
б) выбираем 4 человек, m = 4;
в) порядок не важен, т. е. используем правило сочетаний, ;
г) сочетания без повторений, так как люди выбираются разные.

2. Проводя подобные рассуждения, выбираем пианистов: 3 из 10 - способов.

3. Выбираем певцов: 5 из 12 - способов.

4. Выбираем фотографа: 1 из 20 - способов.
Поскольку выбор производится по всем четырем позициям, а не по одной, применяем правило произведения:

Ответ: бригаду можно составить 2,595·109 способами.

 

Пример. В классе 15 мальчиков и 20 девочек. Для концерта надо выделить дуэты: танцевальный, певцов и гимнастов. Сколькими способами это можно сделать при условии, что все дети могут танцевать, петь, выполнять гимнастические упражнения, а дуэт должны составлять мальчик и девочка?

Решение: разобьем задачу на подзадачи.

1. Найдем, сколькими способами для концерта можно выбрать мальчиков:

1) n = 15;
2) m = 3;
3) порядок важен, так как в списке фамилии будут записаны по порядку, кто - гимнаст, кто - певец и т. д. Таким образом применим правило размещений ;
4) повторения невозможны, так как одного человека нельзя выбрать несколько раз.

2. Найдем, сколькими способами для концерта можно выбрать девочек:

1) n = 20;
2) m = 3;

3) порядок важен;

4) повторения невозможны.

Для того чтобы найти окончательный ответ, перемножим полученные выражения (применяем правило произведения потому, что выбираются и мальчик, и девочка):

· = 2730 · 6840 = 18 673 200.

Ответ: три дуэта можно выбрать 1,867· 107 способами.

Задания

1. Сколькими способами 10 человек могут встать в очередь друг за другом?

 

2. Сколькими способами можно разложить в два кармана 8 монет разного достоинства?

 

3. Сколькими способами можно распределить 12 различных учебников между четырьмя студентами?

 

4. Сколькими способами можно распределить поровну 12 различных учебников между четырьмя студентами?

 

5. У одного человека имеется 7 книг, у другого - 9. Сколькими способами они могут обменять друг у друга две книги на две книги?

 

6. В цветочном магазине продаются цветы шести сортов. Сколькими способами можно составить букет из 7 цветов?

 

7. Сколькими способами можно расставить белые фигуры (2 ладьи, 2 слона, 2 коня, ферзь, король) на первой линии шахматной доски?

 

8. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, если цифры в числах не повторяются?

 

9. Среди населения некоторого государства не было двух жителей с одинаковым набором зубов. Какова может быть наибольшая численность населения государства, если полное число зубов у человека равно 32?

 

10. Сколькими способами можно посадить 7 человек за круглый стол?

9. Теория вероятности

Два события называются совместными, если появление одного из них не исключает появление другого в одном и том же испытании.

Два события называются противоположными, если в данном испытании они несовместны и одно из них обязательно происходит.

Совокупность образует полную группу событий для данного испытания, если его результатом обязательно становится хотя бы одно из них.

События, образующие полную группу попарно несовместных и равновозможных событий, будем называть элементарными событиями.

Классическое определение вероятности

Пример. В урне 20 шаров: 15 белых и 5 черных. Какова вероятность вынуть черный шар, если вынимается один шар?

Решение: пусть событие А - вынуть черный шар, тогда
m = 5 - количество черных шаров,
n = 20 - количество всех шаров.

Статистическое определение вероятности

Пример. Французский естествоиспытатель XVIII в. Ж. Л. Бюффон при экспериментальной проверке закона больших чисел бросил монету 4 040 раз, в результате чего герб выпал 2 048 раз. Найти относительную частоту выпадения герба в данном эксперименте.

Решение: событие А - выпадение герба, абсолютная частота появления герба m = 2 048, общее количество n = 4 040, тогда

Геометрическое определение вероятности

Пример. В прямоугольник со сторонами 1 и 2 случайным образом брошена точка, положение которой равновозможно в любом месте прямоугольника. Какова вероятность, что расстояние от нее до ближайшей стороны прямоугольника не больше 1/3?

Решение: А - точка попала в заштрихованную область. Прямоугольник со сторонами 1 и 2 имеет площадь S1 = 1 · 2 = 2 ед2. Площадь области, в которую должна попасть точка, равна S = S1 - S2; S = 2 - 4/3 · 1/3 = 14/9 ед2. Вероятность попадания точки в искомую область равна:

Сложение вероятностей

Суммой событий A и B называется событие C = A + B, состоящее в наступлении, по крайней мере, одного из событий A или B, т. е. в наступлении события А, или события В, или обоих этих событий вместе, если они совместны.

Теорема. Вероятность суммы двух несовместных событий A и B равна сумме вероятностей этих событий:

P (A + B) = P (A) + P (B).

Пример. В магазин поступили 100 телевизоров "Sony", из них 10 - японской сборки, 20 - корейской и 70 - китайской. Найти вероятность, что купленный наудачу телевизор окажется японской или корейской сборки.

Решение: пусть событие А - купленный телевизор японской сборки, событие В - телевизор корейской сборки, а событие А + В - купленный телевизор, который окажется японской или корейской сборки.

 

События А и В являются несовместными, следовательно, по теореме

P (A + B) = P (A) + P (B) = 0,1 + 0,2 = 0,3.

Следствие. Сумма вероятностей противоположных событий А и  равна единице:

P (A) + P ( ) = 1.

Вероятность суммы полной группы событий равна 1.

Пример. Задачу, рассмотренную в предыдущем примере, можно решить на основе сформулированного следствия.

Решение: пусть событие А - купленный телевизор китайской сборки, тогда - телевизор не китайской сборки.

По следствию изложенной теоремы найдем вероятность противоположного события:

следовательно,

Задания

1. В ящике имеется 100 яиц, из них 5 некачественных. Наудачу вынимают одно яйцо. Найдите вероятность того, что вынутое яйцо некачественное.
2. Участники жеребьевки тянут из ящика жетоны с номерами от 1 до 100. Найдите вероятность того, что номер первого наудачу извлеченного жетона не содержит цифры 5.
3. При транспортировке из 1 000 дынь испортилось 5. Чему равна относительная частота испорченных дынь?
4. Брошена игральная кость. Найдите вероятность того, что выпадет четное число очков.
5. В урне 30 шаров: 15 белых, 10 красных и 5 синих. Какова вероятность вынуть цветной шар, если вынимается один шар?
6. В денежно-вещевой лотерее на серию из 1 000 билетов приходится 120 денежных и 80 вещевых выигрышей. Какова вероятность какого-либо выигрыша на один лотерейный билет?
7. Произведя 100 выстрелов, стрелок попал в цель 89 раз. Чему равна относительная частота попадания в цель данного стрелка?
8. В книге 500 страниц. Чему равна вероятность того, что наугад открытая страница имеет порядковый номер, кратный 7?
9. Из 30 экзаменационных билетов студент может ответить на 24. Какова вероятность его успешного ответа на экзамене на билет при однократном извлечении билета?
10. Среди тысячи новорожденных оказалось 517 мальчиков. Найдите относительную частоту рождения мальчиков.
11. При стрельбе по мишени вероятность сделать отличный выстрел равна 0,3, а вероятность выстрела на оценку "хорошо" равна 0,4. Какова вероятность получить за сделанный выстрел оценку не ниже "хорошо"?
12. Бросается один раз игральная кость. Определите вероятность выпадения 3 или 5 очков.
13. Вероятность того, что человек умрет на 71-м году жизни равна 0,04. Какова вероятность того, что он не умрет на 71-м году?
14. Вероятность того, что стрелок, произведя выстрел, выбьет 10-4 очков, равна 0,3; 3-1 очков - 0,5. Найдите вероятность промаха.

Свойства вероятности

Произведением событий А и В называется событие С = АВ, состоящее в том, что в результате испытания произошло и событие А и событие В, т. е. оба события произошли.

Два события A и B называются независимыми, если вероятность появления каждого из них не зависит от того, появилось другое событие или нет. В противном случае события A и B называются зависимыми.

Теорема 1. Вероятность произведения двух независимых событий A и B равна произведению этих вероятностей:

P (AB) = P (A) P (B).

Пример. В урне 20 белых и 6 черных шаров. Из нее вынимают наугад один шар, затем возвращают его в урну, перемешивают и снова вынимают один шар. Найти вероятность, что оба раза извлекли белые шары.

Решение: пусть событие А - первый вынутый шар белый, событие В - второй вынутый шар белый, событие АВ - оба вынутых шара были белыми.

   Р (В) = Р (А).

События А и В независимые, т. к. шар возвращают обратно в урну, следовательно, событие В не зависит от того, произошло ли событие А или нет. По теореме 1:

P (AB) = P (A) P (B) = 0,77 · 0,77 = 0,5929.

Условная вероятность

Пусть А и В - зависимые события. Условной вероятностью PA (B) события В называется вероятность события В, найденная в предположении, что событие А уже наступило.

Пример. В урне 20 белых и 6 черных шаров. Из нее вынимают наугад два шара подряд. Найти вероятность появления белого шара при втором испытании, если при первом испытании был извлечен белый шар.

Решение: пусть события А - первый вынутый шар белый, событие В - второй вынутый шар белый.
События А и В зависимые, условная вероятность события В, найденная в предположении, что событие А уже наступило (m = 20 - 1 = 19 - осталось белых шаров, n = 26 - 1 = 25 - осталось всего шаров), будет такова:

PA (B) =

Теорема 2. Вероятность произведения двух зависимых событий A и B равна произведению вероятности одного из них на условную вероятность другого, найденного в предположении, что первое событие уже наступило.

P (AB) = P (A)PА (B).

Пример. В урне 20 белых и 6 черных шаров. Из нее вынимают наугад два шара подряд. Найти вероятность того, что оба шара белые.

Решение: пусть событие А - первый вынутый шар белый, событие В - второй вынутый шар белый, событие АВ - оба вынутых шара белые.

P (А) =   PA (B) =

События А и В зависимые, значит:

P (АB) = P (А) PA (B) = 0,77 Ч 0,76 = 0,5852.

Теорема 3. Вероятность суммы двух совместных событий A и B равна сумме вероятностей этих событий минус вероятность их произведения:

P (А + B) = P (А) + P (B) - Р (АВ).

Пример. В урне 20 белых и 6 черных шаров. Из нее вынимают наугад два шара подряд. Найти вероятность того, что хотя бы один шар белый.

Решение: пусть событие А - первый вынутый шар белый, событие В - второй вынутый шар белый, событие АВ - оба вынутых шара белые, событие А + В - либо первый шар белый, либо второй шар белый, либо оба шара белые, т. е. вынули хотя бы один белый шар.

P (B) = P (А) = PA (B) = P (AB) = P (A) PA (B) = 0,77 · 0,76 = 0,5852.

События А и В - совместные, т. к. могут произойти одновременно. По теореме 3:

P (A + B) = P (A) + P (B) - P (AB) = 0,77 + 0,77 - 0,5852 = 0,9548.

Формула полной вероятности

Теорема 4 (формула полной вероятности). Вероятность события A, которое может наступить лишь при условии появления одного из n попарно несовместных событий B1, B2, …, Bn образующих полную группу, равна сумме произведений вероятностей каждого из этих событий на соответствующую условную вероятность события A:

P (A) = P (В1) Ч1 (А) + P (В2) Ч PВ2 (А) + … + P (Вn) Ч PВn (A) =

Пример. К экзамену по дисциплине "Математика и информатика" преподаватель подготовил 42 задачи, 20 - по теории вероятности, 10 - по комбинаторике, 2 - по теории множеств и 10 - по статистике. Какова вероятность, что студент решит первую же попавшуюся задачу, если он умеет решать 15 видов задач по теории вероятности, 7 - по комбинаторике, все задачи по теории множеств и 3 - по статистике.

Решение: событие А - студент решит задачу; В1 - попалась задача по теории вероятности; В2 - попалась задача по комбинаторике; В3 - попалась задача по теории множеств; В4 - попалась задача по статистике; - вероятность того, что студенту попалась задача по теории вероятности, и он знает, как ее решить.

   

   

 

Р (А) = 0,47 · 0,75 + 0,24 · 0,7 + 0,05 · 1 + 0,24 · 0,3 = 0,3525 + 0,168 + 0,05 + 0,072 = 0,6425.

Теорема 5 (формула Байеса). Если существуют n попарно несовместных событий В1, В2, …, Вn, образующих полную группу, и известны условные вероятности события А, то можно найти вероятность того, что событие А произошло при условии появления некоторого события Вk, по формуле:

Пример. На сборку поступают детали из двух цехов: 40 % - из первого и 60 % - из второго. В продукции первого цеха 3 % брака, в продукции второго - 2 %. Взятая нами деталь оказалась бракованной. Какова вероятность, что она из второго цеха?

Решение: событие А - деталь бракованная; гипотеза В1 - деталь из первого цеха; В2 - деталь из второго цеха. По условию:

P (В1) = 0,4; P (В2) = 0,6; PВ1(A) = 0,03; PВ2 (A) = 0,02.

Задания

1. Два стрелка стреляют по цели. Вероятность поражения цели первым стрелком при одном выстреле равна 0,8, вторым - 0,7. Найдите вероятность поражения цели двумя пулями в одном залпе.

2.Имеется два ящика, в каждом по 10 деталей; в первом ящике 8, во втором - 7 стандартных деталей. Из каждого ящика наудачу вынимают по одной детали. Найдите вероятность того, что обе вынутые детали окажутся стандартными.

3. Найдите вероятность одновременного появления герба при одном бросании двух монет.

4. В урне 3 белых и 3 черных шара. Из урны дважды вынимают по одному шару, не возвращая их обратно. Найдите вероятность появления белого шара при втором испытании, если при первом испытании был извлечен черный шар.

5. В колоде 36 карт. Наудачу из колоды вынимают 2 карты. Определите вероятность того, что вторым вынут туз, если первым тоже вынут туз.

6. В урне 2 белых и 3 черных шара, из урны вынимают подряд два шара. Найдите вероятность того, что оба шара белые.

7. Какова вероятность того, что из колоды в 36 карт будут вынуты подряд 2 туза?

8. Какова вероятность того, что из колоды в 36 карт будут вынуты подряд туз и дама?

9. В цехе работают 7 мужчин и 3 женщины. По табельным номерам наудачу отобрали двух человек. Найдите вероятность того, что все отобранные лица окажутся мужчинами.

10. В семье двое детей. Принимая равновероятность рождения мальчика и девочки, найдите вероятность того, что в семье: а) все девочки; б) дети одного пола.

11. Пусть всхожесть семян оценивается вероятностью 0,7. Какова вероятность того, что из двух посеянных семян взойдет какое-либо одно?

12.. Из колоды в 36 карт наудачу вынимается одна. Какова вероятность того, что будут вынуты пики или туз.

13.. Брошена игральная кость. Найдите вероятность того, что выпадет четное или кратное трем число очков.

14.. Из колоды в 36 карт наудачу вынимают 3 карты. Найдите вероятность того, что среди них окажется хотя бы один туз.

15.. Имеется два набора деталей. Вероятность того, что деталь первого набора стандартная, равна 0,8, а второго - 0,9. Найдите вероятность того, что взятая наугад деталь (из наугад взятого набора) - стандартная.

16.. В первой коробке содержится 12 ламп, из них 8 стандартных, во второй коробке - 10 ламп, из них 9 стандартных. Из второй коробки наугад взята лампа и переложена в первую. Найдите вероятность того, что лампа, наугад извлеченная из первой коробки, будет стандартной.

17.. Студент М. может заболеть ангиной (событие А) только в результате переохлаждения (событие В), либо контакта с другим больным (событие С). Требуется найти Р(А), если Р(В) = 0,5; Р(С) = 0,5; РВ(А) = 0,3; РС(А) = 0,1 при условии несовместности В и С.


10. Случайные величины

Случайной величиной называется переменная величина, которая в зависимости от исхода испытания случайно принимает одно значение из множества возможных значений.

Случайная величина, принимающая различные значения, которые можно записать в виде конечной или бесконечной последовательности, называется дискретной случайной величиной.

Закон распределения случайных величин

X
x1
x2
...
xn-1
xn
P
p1
p2
...
pn-1
pn

где x1, x2, …, xn - случайные величины, соответствующие полной группе событий; р1 + р2 + … + рn = 1.

Пример. В денежной лотерее разыгрывается 1 выигрыш в 1 000 руб., 10 выигрышей по 100 руб. и 100 выигрышей по 1 руб. при общем числе билетов 10 000. Найти закон распределения случайного выигрыша Х для владельца одного лотерейного билета.

Решение: согласно закону распределения х принимает значения: x1 = 0 - невыигрышный билет, x2 = 1 - выигрыш в 1 руб., x3 = в 100 руб. и x4 = 1 000 руб.

Соответствующие вероятности будут: , где 100 - число выигрышей по 1 руб., а 10 000 - общее количество билетов;

  

р1 = 1 - 0,01 - 0,001 - 0,0001 = 0,9889.

X
0
1
100
1000
P
0,9889
0,01
0,001
0,0001

Математическим ожиданием М(Х) дискретной случайной величины Х называется сумма произведений всех возможных значений величины Х на соответствующие вероятности:

Свойства математического ожидания:

1. Математическое ожидание постоянной величины С равно этой величине: М (С) = С.
2. Постоянный множитель можно выносить за знак математического ожидания: М (С·Х) = С·М (Х).
3. Математическое ожидание суммы двух случайных величин Х и Y равно сумме их математических ожиданий: M (X + Y) = M (X) + M (Y).
4. Математическое ожидание произведения двух независимых случайных величин Х и Y равно произведению их математических ожиданий: M (XY) = M(X) Ч M(Y).
5. Математическое ожидание разности двух случайных величин Х и Y равно разности их математических ожиданий: M (X - Y) = M(X) - M(Y).

Пример. Найти математическое ожидание выигрыша Х в примере 1.

Решение: М(Х) = 0 · 0,9889 + 1 · 0,01 + 100 · 0,001 + 1000 · 0,0001 = 0,21.

Очевидно, М(Х) = 21 коп. - справедливая цена одного билета.

Дисперсией D(X) дискретной случайной величины Х называется математическое ожидание квадрата отклонения случайной величины Х от ее математического ожидания: D(X) = M [(X - M(X))2].

Свойства дисперсии дискретной случайной величины:

1. Дисперсия дискретной случайной величины Х равна разности между математическим ожиданием квадрата величины Х и квадратом ее математического ожидания: D(X) = M(X2) - M2(X).
2. Дисперсия постоянной величины С равна нулю: D(С) = 0.
3. Постоянный множитель можно выносить за знак дисперсии, возводя его в квадрат: D(С·Х) = С2·D(Х).
4. Дисперсия суммы двух независимых случайных величин Х и Y равно сумме дисперсий этих величин: D(X + Y) = D(X) + D(Y).
5. Дисперсия разности двух независимых случайных величин Х и Y равно сумме дисперсий этих величин: D(X - Y) = D(X) + D(Y).

Средним квадратическим отклонением s(Х) случайной величины Х называется корень квадратный из ее дисперсии.

Пример. Найти дисперсию случайной величины Х, которая задана следующим законом распределения:

X
1
2
5
P
0,3
0,5
0,2

Решение: по свойству 1 дисперсию можно найти по формуле:

D(X) = M(X2) - M2(X),

где M(X2) = · р1 + · р2+ · р3 = =12 · 0,3 + 22 · 0,5 + 52 · 0,2 = 0,3 + 2 + 5 = 7,3;
M 2(X) = (х1 · р1 + х2 · р2 + х3 · р3)2 = = (1 · 0,3 + 2 · 0,5 + + 5 · 0,2)2 = (0,3 + 1 + 1)2 = 5,29.
D(X) = 7,3 - 5,29 = 2,01.

Начальным моментом порядка k случайной величины Х называется математическое ожидание случайной величины Xk, где k - натуральное число:

nk = M(Xk).

M(X) = n1; D(X) = M(X2) - M2(X) = n2 - .

Центальным моментом порядка k случайной величины Х называется математическое ожидание величины [X - (X)]k:

mk = M([X - M(X)]k).
m1 = M([X - M(X)]) = 0;
m2 = M([X - M(X)]2) = D(X).

Задания

1. Пусть случайная величина Х - число очков, выпавших при подбрасывании игральной кости. Найдите закон распределения случайной величины Х.

2. В денежной лотерее выпущено 100 билетов. Разыгрываются 1 выигрыш в 500 руб. и 10 выигрышей по 100 руб. Найдите закон распределения случайного выигрыша Х для владельца одного лотерейного билета.

3. В лотерее на 100 билетов разыгрываются пылесос и плеер, стоимость которых 2 100 и 860 руб. Составьте закон распределения суммы выигрыша для лица, имеющего один билет.

4. Закон распределения случайной величины Х задан таблицей:

X
1
2
3
P
0.3
0.2
0.5


Найдите математическое ожидание М(Х).

5. Закон распределения случайной величины Х задан таблицей:


X
2
5
3
P
0.3
0.6
0.1

Найдите математическое ожидание М(Х).

6. Найдите математическое ожидание суммы и произведения числа очков, которые могут выпасть при одном бросании двух игральных костей.

7. Независимые случайные величины Х и Y заданы следующими законами распределения:


X
2
4
5
Y
7
9
P
0.1
0.3
0.6
P
0.8
0.2

Найдите математическое ожидание случайной величины (XY).

8. Дисперсия случайной величины Х равна 5. Найдите дисперсии следующих величин: а) Х - 1; б) -2Х; в) 3Х + 6.

9. К случайной величине прибавили постоянную а. Как при этом изменятся ее: а) математическое ожидание; б) дисперсия?

10. Cлучайную величину умножили на постоянную а. Как при этом изменятся ее: а) математическое ожидание; б) дисперсия?

11. Случайная величина Х принимает только два значения: 1 и -1, каждое с вероятностью 0,5. Найти дисперсию D(X) и среднее квадратическое отклонение s(X).

12. Найдите математическое ожидание, дисперсию и среднее квадратическое отклонение по следующим законам распределения дискретных случайных величин:

а)

X
-2
-1
0
1
2
P
0.1
0.2
0.3
0.3
0.1

б)

X
1
3
4
6
7
P
0.1
0.1
0.3
0.4
0.1

в)

X
5
7
10
15
P
0.2
0.5
0.2
0.1

г)

X
4
-10
20
P
0.25
0.5
0.25

13. Дискретная случайная величина Х задана законом распределения:

X
3
5
P
0.2
0.8

Найдите начальные моменты первого и второго порядка и центральный момент второго порядка.

 

Законы распределения случайных величин.
Биномиальное распределение

Пусть производится n испытаний, причем вероятность появления события А в каждом испытании равна р, то вероятность его ненаступления равна q = 1 - р. Найдем вероятность того, что при n испытаниях событие А наступит т раз (m Ј n). Формула Бернулли:

Пример. Пусть всхожесть семян определенного растения составляет 90 %. Найти вероятность того, что из четырех посеянных семян взойдут: а) три; б) не менее трех.
Решение: а) в данном случае n = 4; m = 3; p = 0,9; q = 1 - p; q = 0,1. Применяя формулу Бернулли, получим:

б) искомое событие А состоит в том, что из четырех семян взойдут или три, или четыре. По теореме сложения вероятностей получим:

Закон биномиального распределения

X
0
1
...
m
...
n
p
qn
Cn1pqn-1
Cnmpqn-m
pn

Пример. Монета брошена два раза. Напишите в виде таблицы закон распределения случайной величины Х - числа выпадения герба.

Решение: вероятность выпадения герба в каждом бросании монеты p = 1/2. Следовательно, вероятность невыпадения герба следующая: q=1-p=1-1/2=1/2. При двух бросаниях герб может либо совсем не появиться, либо появиться 1 раз, либо появится 2 раза. Таким образом, возможные значения Х таковы: х1 = 0, х2 = 1, х3 = 2. Найдем вероятность этих возможных значений по формуле Бернулли:

    

Закон распределения:

X
0
1
2
p
0.25
0.5
0.25

Характеристики дискретной случайной величины,
распределенной биномиально

Хi - число появлений события А в каждом испытании - представляет собой случайную величину со следующим распределением:

Xi
0
1
pi
q
p

Поэтому М(Хi) = 0 Ч q + 1 Ч p = p. Но так как X = X1 + … +Xn, то M(X) = np.
Аналогично

Xi2
02
12
pi
q
p

М(Xi2) = 02Ч q + 12Ч p = p. Поэтому

D(Xi) = М(Xi2) - M2(Хi) = p - p2 = p (1 - p) = pq.

В силу независимости X1, X2, …, Xn

D(X) = D(X1) + D(X2) + … + D(Xn) = npq.

Отсюда

Пример. Найти математическое ожидание, дисперсию и среднее квадратическое отклонение числа лотерейных билетов, на которые выпадут выигрыши, если приобретено 20 билетов, причем вероятность выигрыша по одному билету равна 0,3.

Решение: по условию n = 20, p = 0,3, следовательно, q = 1 - 0,3 = 0,7. Тогда M(X) = np = 20 · 0,3 = 6; D(X) = npq = 20 · 0,3 · 0,7 = 4,2;

Закон нормального распределения

Закон распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называется нормальным, если ее дифференциальная функция f(x) определяется формулой:

где а совпадает с математическим ожиданием величины Х:а = М(Х), параметр s совпадает со средним квадратическим отклонением величины Х:

s = s(Х).

Пример. Пусть случайная величина Х распределена по нормальному закону с параметрами а = 30, s = 10. Найти вероятность того, что Х примет значение, принадлежащее интервалу (10; 50).
Решение:

Задания

1. В хлопке 75 % длинных волокон. Какова вероятность того, что среди взятых наугад трех волокон окажутся два длинных волокна?

2. При некоторых условиях стрельбы вероятность попадания в цель равна 0,3. Производится 6 выстрелов. Какова вероятность точности двух попаданий?

3. Игральную кость бросают 5 раз. Найдите вероятность того, что два раза появится число очков, кратное трем.

4. Монету бросают 5 раз. Какова вероятность того, что герб выпадет не менее двух раз?

5. Пусть всхожесть семян определенного растения составляет 80 %. Найдите вероятность того, что из трех посеянных семян взойдут: а) два; б) не менее двух.

6. По мишени производится 3 выстрела, причем вероятность попадания при каждом выстреле равна 0,8. Рассматривается случайная величина Х - число попаданий в мишень. Найдите закон ее распределения.

7. Принимая рождения мальчика и девочки одинаковыми, найдите вероятность того, что из четырех новорожденных 2 мальчика.

8. Вероятность попадания в цель при стрельбе из орудия р = 0,6. Найдите математическое ожидание общего числа попаданий, если будет произведено 10 выстрелов.

9. Найдите дисперсию случайной величины Х - числа появлений события А в 100 независимых испытаниях, в каждом из которых вероятность наступления события А равна 0,7.

10. Найдите а) математическое ожидание и б) дисперсию числа бракованных изделий в партии из 5 000 изделий, если каждое изделие может оказаться бракованным с вероятностью 0,02.

11. Производится 10 независимых испытаний, в каждом из которых вероятность появления события А равна 0,6. Найдите дисперсию случайной величины Х - числа появлений события А в этих испытаниях.

12. Найдите дисперсию случайной величины Х - числа появлений события А в двух независимых испытаниях, если М(Х) = 0,8.

13. Рост взрослой женщины является случайной величиной, распределенной по нормальному закону с параметрами: а = 164 см, s = 5,5 см. Найдите плотность вероятности этой величины.

14. Случайная величина Х распределена по нормальному закону. Математическое ожидание и среднее квадратическое отклонение этой величины соответственно равны 6 и 2. Найдите вероятность того, что Х примет значение, принадлежащее интервалу (4; 8).

15. Случайная величина Х распределена по нормальному закону. Математическое ожидание и среднее квадратическое отклонение этой величины соответственно равны 0 и 2. Найдите вероятность того, что Х примет значение, принадлежащее интервалу (-2; 3).


11. Элементы математической статистики

Важнейшая характеристика выборки - объем выборки, т. е. число элементов в ней. Объем выборки принято обозначать символом n.

Если произвести группировку вариант по отдельным значениям признака или по интервалам изменения признака и результат группировки представить рядом вариант или интервалов вариаций, расположенных в порядке их возрастания, и рядом соответствующих частот, то получим вариационный ряд (соответственно дискретный или интервальный).

Группировка представляет собой процесс систематизации, или упорядочения, первичных данных с целью извлечения содержащейся в них информации. Делается это одним из следующих способов:

а) по формуле Стержеса:

k = 1 + 3,32 lg n;

б) с помощью таблицы:

Объем выборки, n
Число интервалов, k
25-40

40-60

60-100

100-120

Больше 200

5-6

6-8

7-10

8-12

10-15

Если число интервалов выбрано, то ширина каждого из них определяется по следующей формуле:

Пример. Построить дискретный вариационный ряд и гистограмму, начертить полигон для следующего распределения температуры тела больных в отделении реанимации за день:
39 41 40 42 41 40 42 44 40 43 42 41 43 39 42 41 42 39 41 37 43 41 37 43 42 41 40 41 38 44 40 39 41 40 42 40 41 42 40 43 39 41 41 42.

Решение: для построения вариационного ряда различные значения признака располагаем в порядке их возрастания и под каждым из этих значений записываем его частоту:

Варианта
37
38
39
40
41
42
43
44
Частота
2
1
5
8
12
9
5
2

Числовые характеристики выборки

Среднее арифметическое представляет собой такое значение признака, сумма отклонений от которого выборочных значений признака равна нулю.

Медианой (Ме) называется такое значение признака X, одна половина значений экспериментальных данных которого меньше, а вторая половина - больше.

Мода (Мо) представляет собой значение признака, встречающегося в выборке наиболее часто.
Интервал группировки с наибольшей частотой называется модальным. (Более подробно см. материалы лекции).

Пример. Найти среднее арифметическое, моду и медиану для задачи, рассмотренной в предыдущем примере.

Решение: среднее арифметическое:

мода: Мо = 41, так как это значение встречается наиболее часто;
медиана:

Медиана равна среднему арифметическому 22 и 23 членов сгруппированных данных: Х22 = 41, Х23 = 41, следовательно, Ме = (41+41)/2=41.

Задания

1. Наблюдения за толщиной (в мм) 50 слюдяных прокладок дали следующие результаты: 0,021 0,030 00,039 0,031 0,042 0,034 0,036 0,030 0,02 0,030 0,033 0,0024 0,031 0,040 0,031 0,033 0,031 0,02 0,031 0,045 0,031 0,034 0,02 0,030 0,048 0,030 0,028 0,030 0,033 0,046 0,043 0,030 0,033 0,028 0,031 0,02 0,031 0,036 0,051 0,034 0,031 0,036 0,034 0,030 0,028 0,030 0,039 0,031 0,042 0,037. Постройте по этим данным интервальный вариационный ряд с равными интервалами (первый интервал 0,020-0,024, второй 0,024-0,028 и т. д.) и начертите гистограмму.

2. Через каждый час измерялось напряжение тока в электросети. При этом были получены следующие значения (в вольтах): 227 229 215 230 232 223 220 222 218 219 222 221 227 226 226 209 211 215 218 220 216 220 220 221 225 224 212 217 219 220. Постройте статистическое распределение и начертите полигон.

3. Постройте дискретный вариационный ряд и начертите полигон распределения 60 абитуриентов по числу баллов, полученных ими на приемных экзаменах: 20 19 22 24 21 18 23 17 20 16 15 23 21 24 21 18 23 21 19 20 24 21 20 18 17 22 20 16 22 18 20 17 21 17 19 20 20 21 18 22 23 21 25 22 20 19 21 24 23 21 19 22 21 19 20 23 22 25 21 21.

4. Пятьдесят наблюдений за жирностью молока дали такие результаты (в %): 3,86 4,06 3,67 3,97 3,76 3,61 3,96 4,04 3,84 3,94 3,98 3,57 3,87 4,07 3,99 3,69 3,76 3,71 3,94 3,82 4,16 3,76 4,00 3,46 4,08 3,88 4,01 3,93 3,71 3,81 4,02 4,17 3,72 4,09 3,78 4,02 3,73 3,52 3,89 3,92 4,18 4,26 4,03 4,14 3,72 4,33 3,82 4,03 3,62 3,91. Постройте по этим данным интервальный вариационный ряд с равными интервалами (первый интервал 3,45-3,55, второй 3,55-3,65 и т. д.) и изобразите его графически.

5. В таблице даны сведения об удое коров на молочной ферме за лактационный период:

Удой, кг
Количество коров
400-600
1
600-800
3
800-1000
6
1000-1200
11
1200-1400
15
1400-1600
20
1600-1800
14
1800-2000
12
2000-2200
10
2200-2400
6
2400 и выше
2

Найдите среднее арифметическое удоя коров на данной ферме.

6. Найдите среднее арифметическое, моду и медиану распределения 60 абитуриентов по числу баллов, полученных ими на приемных экзаменах: 20 19 22 24 21 18 23 17 20 16 15 23 21 24 21 18 23 21 19 20 24 21 20 18 17 22 20 16 22 18 20 17 21 17 19 20 20 21 18 22 23 21 25 22 20 19 21 24 23 21 19 22 21 19 20 23 22 25 21 21.

7. Найдите моду, медиану, коэффициент вариации и размах вариации распределения роста 1 000 взрослых мужчин.

Рост, см.
Число мужчин
143-146
1
146-149
2
149-152
8
152-155
26
155-158
65
158-161
120
161-164
181
164-167
201
167-170
170
170-173
120
173-176
64
176-179
28
179-182
10
182-185
3
185-188
1

8. Дано распределение семей по числу детей. Найдите моду и медиану.

Число детей
0
1
2
3
4
5
6
Число семей
10
30
75
45
20
15
6

9. Найдите моду и медиану распределения заработной платы по цеху за неделю.

Заработная плата, тыс. руб.
Число рабочих
70-80
1
80-90
3
90-100
10
100-110
15
110-120
20
120-130
12
130-140
7
140-150
2

Для решения задач необходимо использовать возможности электронных таблиц Microsoft Excel.

 

  Тема1 | Тема2 | Тема3 | Тема4 | Тема5 | Тема6 | Тема7 | Тема8 | Тема9 | Тема10
© 2003 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения