высшее, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, специальность «Учитель физики и математики», г.Тула, 1995 г.;
НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций», специальность «Психология». Преподаватель психологии», г. Москва, 2010 г.
«Специальная педагогика и психология», «Основы клинической психологии». Руководитель магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождении образования лиц с проблемами в развитии».
Автор и соавтор более 100 работ. Наиболее значимые из них:
1. Формирование самостоятельности мышления у младших школьников с задержкой психического развития // Зборник Радова учительског факултета у Призрену-Лепосавиhу, Броj 14. Лепосавиh. С.465-476.
2. Обеспечение безопасности подростков с ментальными нарушениями посредством формирования жизненной компетенции// Deutsche internationale Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. - №6, 2021. VOL. 3 - pp. 54-56.
3. Степанова Н. А., Лещенко С. Г., Слюсарская Т. В. Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья Монография. – Тула: ТППО, 2019.- 146 с.
4. Актуальные проблемы и перспективы деятельности психологической службы тульского суворовского училища: опыт сотрудничества с факультетом психологии ТГПУ им. Л.Н Толстого /Брешковская К.Ю., Е.В. Декина, Залыгаева С.А., Куликова Т.И., Одинцова О.С., Пазухина С.В., Степанова Н.А., Шалагинова К.С., Шелеспанская Э.В. Warsaw: iScience Sp. zo. o., 2019. - 242 pp.
5. Степанова Н.А. (в соавт.). Учет гендерно-возрастного аспекта в работе психолога по предотвращению ситуаций травли в ученической среде // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 68-77.
6. Степанова Н.А. (в соавт.). Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды //Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 80-90.
7. Stepanova N., Shalaginova K., Kulikova T., Zalygaeva S., Maliy D. CONSIDERATION OF THE GENDER AND AGE ASPECT IN THE ACTIVITIES OF A PSYCHOLOGIST TO PREVENT SCHOOL BULLYING//International independent scientific journal. 2019. №7. Р. 43-48.
8. Степанова Н.А., Декина Е.В., Ежкова Н.С., Карандеева А.В., Пазухина С.В., Панферова Е.В. Формирование конкурентноспособности студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия //Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 32 (51). С.63-76.
9. Stepanova N.A.,Kulikova T.I.,Maliy D.,FilippovaS.A. Internet Communication as a Factor of Psychological Challenges among Student Youth // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7(3). P. 521-530.
10. Степанова Н.А., Лут Е.В. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов в процессе их адаптации к вузу /В сб.: «Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования».Материалы 111 Международной научно-практической конференции. Минск, 2018.
11. Степанова Н.А. Нарушения функционирования семьи как проблема современного общества. В сб.: Социокультурные психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы 111 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула, 2018. С. 37-39.
- учебно-методические пособия:
1. Социальная психология: учебно-методическое пособие. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2021. 162 стр.
2. Особенности интеграции детей - билингвов в современную образовательную среду: учебно-методическое пособие. Тула: «Тульское производственное полиграфическое объединение», 2021. 108 с.
3. Организация психолого-педагогического сопровождения семей детей-билингвов: учебно-методическое пособие. Электронная. Тула: «Тульское производственное полиграфическое объединение», 2021. 36 с.
4. Психологическая профилактика суицидального поведения детей и подростков: учебно-методическое пособие. Электронная. Тула: «Тульское производственное полиграфическое объединение», 2022.
5. Создание в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/ дисграфией и детей из семей иностранных граждан/ Руководство для педагогов, психологов и родителей / М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 207 с.
6. Степанова Н.А., Шалагинова К.С., Декина Е.В. Современный словарь понятий и терминов психолога службы образования. - Тула, 2019. 156 с.1. Оказание психологической помощи в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций (40 часов,2023 г.);
2. ПлохаЯ мать. Методы психологической коррекции комплекса материнской неполноценности (16 часов, 2023 г.);
3. Организационно-методическое обеспечение реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (16 часов, 2022 г.);
4. Проектирование программ ДПО: от анализа рынка до визитки курса (72 часа, 2022 г.);
5. Цифровые инструменты в работе учителей-предметников (16 часов, 2022 г.);
6. Фонд оценочных средств как инструмент проведения внутренней и внешней оценки качества подготовки обучающихся (16 часов, 2022 г.);
7. Антитеррористическая защищенность (16 часов, 2022 г.);
8. Государственное и муниципальное управление (72 часа, 2021 г.);
9. Менеджмент и экономика (72 часа, 2021 г.);
10. Управление персоналом (56 часов, 2021 г.);
11. Актуальные проблемы психологической поддержки детей и подростков с учетом концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (36 часов, 2021 г.);
12. Цифровые технологии в профессиональной деятельности педагога- 72 часа (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2020 г.);
13. Новое в деятельности декана факультета образовательной организации высшего образования: цифровые компетенции и инновации в учебной, методической, воспитательной, научной работе и управлении персоналом»- 72 часа (АНО ДПО «Межотраслевой институт повышения квалификации в профессиональной переподготовки кадров», 2019 г.);
14. Противодействие бытовому насилию (36 часов, 2019 г.);
15. Интегративный подход в организации психолого-педагогической помощи семье- 36 часов (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2018 г.);
16. Проектирование и актуализация основных образовательных программ с использованием профессиональных стандартов -48 часов (ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова», 2018 г.);
очная аспирантура по специальности 19.00.07- Педагогическая психология (ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002 г.);
переподготовка по программе «Клиническая психология» (МГППУ, г. Москва, 2009 г.);
переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРОТО», г. Тула, 2017 г.).
1. Благодарственное письмо губернатора Тульской области Дюмина А.Г. (2023 г.)
2. Грамота психологической службы МЧС России (2019 г.);
3. Почетная грамота Министерства образования Тульской области (2019 г.);
4. Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2018 г.);
5. Лауреат XVII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» (Санкт-Петербург, 2016 г.);
6. Благодарность Министерства труда и социальной защиты Тульской области (2016 г.);
7. Грамота федерации психологов образования России (2016 г.);
8. Почетная грамота Министерства образования Тульской области (2015 г.);
9. Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Тульской области (2013 г.);
– 2007-2008 г.г. – грант РГНФ № 07-06-71604, а/ц «Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у будущих психологов» - исполнитель.
– 2008-2009 г.г. – грант РГНФ № 08-06-71605, а/ц «Применение знаковой системы при формировании речемыслительной деятельности неговорящих детей как условие их социальной интеграции в общество здоровых людей» - руководитель.
– 2010-2011 г.г. – грант РГНФ № 10-06 71602, а/ц «Обеспечение психологической безопасности учащихся коррекционных учреждений посредством профилактики виктимного поведения в период кризисных социальных изменений» - руководитель.
– 2015 г. – грант РГНФ №15-16-71502 г(р) проведение международной научно-практической конференции «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки» - руководитель.
- 2018 г. - грант правительства Тульской области в сфере науки и техники «Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья»- руководитель.
- 2021 г.- госзадание Минпросвещения РФ «Научно-методическое обеспечение интеграции билингвов в современную школу, психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка
билингва, развитие семейного образования как одного из элементов общего образования билингвов» - руководитель.
- 2022 г. - грант правительства Тульской области в сфере науки и техники «Выявление факторов риска и их учет в профилактике суицидального поведения детей и подростков» - руководитель.
- 2023 г. - грант правительства Тульской области в сфере науки и техники «Разработка модели и путей реализации психолого-педагогической поддержки адаптации и социально-психологической интеграции детей, прибывших с территорий ДНР, ЛНР и Украины»- исполнитель.
- 2023 г. - госзадание Минпросвещения России «Педагогическое обеспечение психологической безопасности образовательной среды в условиях новых вызовов и угроз (в рамках сотрудничества с Республикой Беларусь)» - исполнитель.
С 2009 года член общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», с 2012 г. – Российского психологического общества.
В 2010 году присуждено звание профессора Российской Академии Естествознания.
С 2018 по 2022 года являлась главным внештатным педагогом-психологом Тульской области.
Знание языков: французский (чтение и перевод со словарем).