Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого
физический факультет кафедра теоретической физики

Анисимов М.М. Физическая электроника

Предисловие

глава 1
глава 2
глава 3
глава 4
глава 5
глава 6

Литература

ГЛАВА 5. Машины переменного тока.

Электрические машины переменного тока делятся на два основных типа: синхронные машины и асинхронные машины. И в том и другом случае в машинах переменного тока используется вращающееся магнитное поле.

В синхронных машинах скорость вращения ротора совпадает со скоростью вращения поля. В асинхронных машинах скорость вращения ротора несколько меньше скорости вращения поля.

Во всех машинах переменного тока используется вращающееся магнитное поле. Для получения вращающегося поля можно  использовать  двухфазную систему токов:   

При протекании двух токов (I1, I2) по двум рамкам плоскости которых взаимно перпендикулярны возникает вращающееся магнитное поле величиной

Наиболее эффективно для создания вращающегося магнитного поля использовать трехфазную систему токов






При использовании трех катушек, расположенных под углом 1200, скорость вращения поля составляет 3000 оборотов в минуту.

5.1 Устройство асинхронного двигателя

Асинхронный двигатель состоит из двух основных  частей:

Статор представляет собой полый металлический цилиндр, собранный из тонких пластин для уменьшения потерь в "стали". На внутренней поверхности цилиндра имеются пазы, в которых располагаются обмотки статора. Обмотки статора включаются либо звездой, либо треугольником  в зависимости от напряжения, подводимого к статору (380/220).

Ротор цилиндрической формы состоит из пластин электротехнической стали. На его внешней поверхности  имеются пазы, в которых расположена обмотка ротора. Существует два типа обмоток ротора:

1)Короткозамкнутая обмотка состоит из стержней, расположенных в пазах ротора, замкнутых на его торцах двумя металлическими кольцами.

2) Фазная обмотка. На роторе с фазной обмоткой располагаются три обмотки, находящиеся в пазах ротора. Концы обмоток присоединяются к трем контактным кольцам, расположенным на валу ротора. Для создания тока в обмотках к кольцам прижаты графитовые щетки, соединенные со внешней электрической схемой, состоящей, как правило, из трех реостатов. 

5.2 Принцип действия асинхронного двигателя.

При включении в сеть обмотки статора возникает трехфазная система токов, создающая вращающееся магнитное поле.

2. Вращающееся магнитное поле создает в обмотке ротора переменную ЭДС, которая будет максимальна при покоящемся роторе. Возникающая в роторе ЭДС создает в обмотке ротора значительные токи, которые порождают магнитное поле, неподвижное в начальный момент времени.

3. При взаимодействии вращающегося поля статора и неподвижного поля ротора возникают силы  взаимодействия, а следовательно, крутящий момент. Под действием крутящего момента ротор приводится во вращение. При увеличении скорости вращения ротора уменьшается скорость пересечения силовыми линиями магнитного поля обмотки ротора, что приводит к уменьшению ЭДС, а следовательно, тока и крутящего момента. Поэтому ротор при вращении достигает скорости несколько меньшей скорости вращения поля.

4. При увеличении тормозного момента, действующего на ротор, уменьшается число оборотов, что приводит к увеличению ЭДС, возникающей в обмотке ротора, магнитного поля ротора, что вызывает увеличение крутящего момента при любой постоянной скорости вращения:

Мкр.= Мторм        (5.1)

Обозначим: n1 - cкорость вращения поля, n2 - cкорость вращения ротора, s - скольжение (проскальзывание):

        (5.2)

n1 >n2  , s =2¸5%


6. При неподвижном роторе частота индуктируемой в его обмотке ЭДС равна частоте тока в сети f1=50 Гц.

>При увеличении скорости вращения ротора относительная скорость поля и ротора уменьшается, что приводит к уменьшению частоты ЭДС, возникающей в роторе: f2 =S f1 , где f2 - частота ЭДС возникающей в роторе, f1 - частота сети,  s - скольжение.

Для практических применений асинхронных двигателей большое значение имеет зависимость частоты вращения от тормозного момента Мторм, которая называется механической характеристикой.

С увеличением механической нагрузки (тормозного момента Мторм.), число оборотов незначительно уменьшается (“жесткая” характеристика), а затем двигатель останавливается (рис.5.2а). На рис. 5.2б показана обратная зависимость М=f(n, s) момента от числа оборотов n или скольжения s . На этом графике приведена зависимость тока, потребляемого двигателем, от числа оборотов или скольжения. В момент пуска (n=0, s=1) пусковой момент Мпуск должен быть больше, чем начальный момент Мторм, если двигатель пускается под нагрузкой. Ток, потребляемый двигателем в момент пуска, приобретает максимальное значение, в 5-7 раз большее номинального тока. С ростом числа оборотов или уменьшения скольжения, крутящий момент сначала растет до критического значения, а затем уменьшается до нуля (при s=0). Также до нуля уменьшается и ток, потребляемый двигателем.

Одним из недостатков асинхронного двигателя является значительный пусковой ток. Для его уменьшения используются следующие способы:

1) Использование двигателя с фазным ротором имеющим на роторе три обмотки, концы которой, соединяются с контактными кольцами, с которыми соприкасаются графитовые щетки, связанные с реостатами:

В момент пуска сопротивление реостатов устанавливают максимальным, что приводит к значительному уменьшению тока в обмотках ротора, а, следовательно, тока потребляемого двигателем.

2) Первоначальное соединение обмоток двигателя звездой, а затем переключение их после пуска на соединение треугольником. В этом случае пусковые токи уменьшаются в три раза.

Еще одним недостатком асинхронных двигателей является невозможность плавного изменения их скорости вращения, которая определяется скоростью вращения магнитного поля и зависит от частоты тока и от числа пар полюсов обмотки статора.

Рабочие характеристики асинхронного двигателя приведены на рис. 5.3а. Они получены при номинальной частоте сети и номинальном напряжения питания U 1

Известно, что механическая мощность P2 определяется соотношением P2= Mw где w - частота вращения ротора, M - крутящий момент. С ростом мощности  P2 , развиваемой на валу двигателя, возрастает и крутящий момент M . Вследствие того, что асинхронный двигатель обладает «жесткой» характеристикой, скольжение s лишь немного возрастает, поэтому крутящий момент практически линейно увеличивается с ростом P2 так как частота вращения w лишь немного уменьшается. С ростом P2 возрастает также электрическая мощность P1 потребляемая двигателем от сети, а, следовательно, и потребляемый ток. I1 Величина h , как и в трансформаторе, определяется соотношениями потерь в «стали» и в «меди», и при их равенстве  оказывается максимальным.

Важным параметром асинхронных двигателей является cos j где j - фазовый сдвиг между напряжением U 1 приложенным к статору и током I 1 возникающим в этих обмотках. Этот фазовый сдвиг растет с ростом нагрузки, достигая максимума при номинальной нагрузки, а затем несколько уменьшается.

5.3 Однофазный асинхронный двигатель

На статоре размещается одна, рабочая, обмотка, которая питается переменным током, и которая создает пульсирующее магнитное поле. Подобное пульсирующее поле можно представить в виде двух вращающихся в противоположном направлении магнитных потоков и (рис. 5.3б). При неподвижном роторе возникают два крутящих момента, одинаковые по величине и противоположно направленные, поэтому результирующий крутящий момент равен нулю. При предварительной раскрутке ротора в нем будет возбуждаться две ЭДС. Одна ЭДС будет возбуждаться тем магнитным потоком, который следует за ротором, а другая противоположным.

Частота одной ЭДС- мала (~1ГЦ), а частота другой ЭДС- велика(~100 ГЦ). Поэтому индуктивное сопротивление

ХL= L                    (5.3)

в первом случае будет очень мало. Это, в свою очередь, порождает значительный ток при малых сопротивлениях, а следовательно, создает максимальный крутящий момент действующий в сторону предварительной раскрутки.

Для пуска подобных двигателей на статоре располагается вторая пусковая обмотка которая питается током сдвинутым по фазе на 900, для этого она питается через конденсатор, который и создает фазовый сдвиг близкий к 900(рис.5.4).

5.4 Синхронный генератор.

Статор машины состоит из трех обмоток, которые располагаются точно также как на статоре трехфазного асинхронного двигателя. В обмотках статора создается трехфазная  ЭДС, с помощью ротора. Для этой цели ротор должен обладать постоянным магнитным полем, для чего на роторе располагаются обмотка, концы которой присоединяются к двум контактным кольцам, располагающимся на роторе: с кольцами соприкасаются графитовые щетки к которым подключается источник постоянного тока (рис.5.5). Подобная обмотка ротора носит название обмотки возбуждения. При вращении ротора в статоре возбуждается трехфазная переменная ЭДС, которая пропорциональна величине магнитного потока Ф, создаваемого ротором и пропорциональна  числу оборотов п ротора.

E = C Фn                      (5.4)

где C - конструктивный коэффициент пропорциональности, Ф -магнитный поток, n-  число оборотов ротора.

Синхронные генераторы широко распространены и используются на электростанциях для получения переменного тока промышленной частоты, а также для получения постоянного напряжения на автомобилях, тракторах, мотоциклах и т.п. Для этого они снабжаются встроенными трехфазными выпрямителями.

5.5. Синхронный двигатель.

Статор подобного двигателя устроен точно также как и статор трехфазного асинхронного двигателя (три обмотки питаются трехфазным током) и создает вращающееся магнитное поле.

В качестве ротора используется электромагнит, поле которого создается постоянным током, который подводится к обмотке с помощью двух контактных колец и щеток (аналогично ротору синхронного генератора).

Взаимодействие вращающегося магнитного поля статора и постоянного магнитного поля ротора приводит к появлению крутящего момента.

Таким образом, скорость вращения ротора соответствует скорости вращения магнитного поля, что приводит к появлению жесткой механической характеристики (т.е. независимости числа оборотов ротора от тормозного момента).

Основным недостатком синхронного двигателя является сложность пуска: для пуска нужно раскрутить ротор в сторону вращения магнитного поля создаваемого статором. Для этой цели наиболее часто используют короткозамкнутую обмотку, которая дополнительно располагается на роторе и поэтому в момент пуска двигатель работает как асинхронный. Когда скорость ротора приближается к скорости вращения поля, ротор входит в синхронизм и далее двигатель работает как синхронный.

раздел 5.1.
раздел 5.2.
раздел 5.3.
раздел 5.4.
раздел 5.5.

ЦТТиДО