Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого Анисимов М.М. Физическая электроника |
||||||||
Предисловие глава 1 глава 2 глава 3 глава 4 глава 5 глава 6 Литература |
ГЛАВА 5. Машины переменного тока.Электрические машины переменного тока делятся на два основных типа: синхронные машины и асинхронные машины. И в том и другом случае в машинах переменного тока используется вращающееся магнитное поле. В синхронных машинах скорость вращения ротора совпадает со скоростью вращения поля. В асинхронных машинах скорость вращения ротора несколько меньше скорости вращения поля. Во всех машинах переменного тока используется вращающееся магнитное поле. Для получения вращающегося поля можно использовать двухфазную систему токов: ![]() При протекании двух токов (I1, I2) по
двум рамкам плоскости которых взаимно перпендикулярны возникает вращающееся
магнитное поле величиной Наиболее эффективно для создания вращающегося магнитного поля использовать трехфазную систему токов ![]() ![]() ![]() При использовании трех катушек, расположенных под углом 1200, скорость вращения поля составляет 3000 оборотов в минуту. 5.1 Устройство асинхронного двигателяАсинхронный двигатель состоит из двух основных частей: Статор представляет собой полый металлический цилиндр, собранный из тонких пластин для уменьшения потерь в "стали". На внутренней поверхности цилиндра имеются пазы, в которых располагаются обмотки статора. Обмотки статора включаются либо звездой, либо треугольником в зависимости от напряжения, подводимого к статору (380/220). Ротор цилиндрической формы состоит из пластин электротехнической стали. На его внешней поверхности имеются пазы, в которых расположена обмотка ротора. Существует два типа обмоток ротора: 1)Короткозамкнутая обмотка состоит из стержней, расположенных в пазах ротора, замкнутых на его торцах двумя металлическими кольцами. 2) Фазная обмотка. На роторе с фазной обмоткой располагаются три обмотки, находящиеся в пазах ротора. Концы обмоток присоединяются к трем контактным кольцам, расположенным на валу ротора. Для создания тока в обмотках к кольцам прижаты графитовые щетки, соединенные со внешней электрической схемой, состоящей, как правило, из трех реостатов. 5.2 Принцип действия асинхронного двигателя.При включении в сеть обмотки статора возникает трехфазная система токов, создающая вращающееся магнитное поле. 2. Вращающееся магнитное поле создает в обмотке ротора переменную ЭДС, которая будет максимальна при покоящемся роторе. Возникающая в роторе ЭДС создает в обмотке ротора значительные токи, которые порождают магнитное поле, неподвижное в начальный момент времени. 3. При взаимодействии вращающегося поля статора и неподвижного поля ротора возникают силы взаимодействия, а следовательно, крутящий момент. Под действием крутящего момента ротор приводится во вращение. При увеличении скорости вращения ротора уменьшается скорость пересечения силовыми линиями магнитного поля обмотки ротора, что приводит к уменьшению ЭДС, а следовательно, тока и крутящего момента. Поэтому ротор при вращении достигает скорости несколько меньшей скорости вращения поля. 4. При увеличении тормозного момента, действующего на ротор, уменьшается число оборотов, что приводит к увеличению ЭДС, возникающей в обмотке ротора, магнитного поля ротора, что вызывает увеличение крутящего момента при любой постоянной скорости вращения: Мкр.= Мторм (5.1) Обозначим: n1 - cкорость вращения поля, n2 - cкорость вращения ротора, s - скольжение (проскальзывание):
n1 >n2 , s =2¸5% 6. При неподвижном роторе частота индуктируемой в его обмотке ЭДС равна частоте тока в сети f1=50 Гц. >При увеличении скорости вращения ротора относительная скорость поля и ротора уменьшается, что приводит к уменьшению частоты ЭДС, возникающей в роторе: f2 =S f1 , где f2 - частота ЭДС возникающей в роторе, f1 - частота сети, s - скольжение.
Для практических применений асинхронных двигателей большое значение имеет зависимость частоты вращения от тормозного момента Мторм, которая называется механической характеристикой. С увеличением механической нагрузки (тормозного момента Мторм.), число оборотов незначительно уменьшается (“жесткая” характеристика), а затем двигатель останавливается (рис.5.2а). На рис. 5.2б показана обратная зависимость М=f(n, s) момента от числа оборотов n или скольжения s . На этом графике приведена зависимость тока, потребляемого двигателем, от числа оборотов или скольжения. В момент пуска (n=0, s=1) пусковой момент Мпуск должен быть больше, чем начальный момент Мторм, если двигатель пускается под нагрузкой. Ток, потребляемый двигателем в момент пуска, приобретает максимальное значение, в 5-7 раз большее номинального тока. С ростом числа оборотов или уменьшения скольжения, крутящий момент сначала растет до критического значения, а затем уменьшается до нуля (при s=0). Также до нуля уменьшается и ток, потребляемый двигателем. Одним из недостатков асинхронного двигателя является значительный пусковой ток. Для его уменьшения используются следующие способы: 1) Использование двигателя с фазным ротором имеющим на роторе три обмотки, концы которой, соединяются с контактными кольцами, с которыми соприкасаются графитовые щетки, связанные с реостатами: ![]() В момент пуска сопротивление реостатов устанавливают максимальным, что приводит к значительному уменьшению тока в обмотках ротора, а, следовательно, тока потребляемого двигателем. 2) Первоначальное соединение обмоток двигателя звездой, а затем переключение их после пуска на соединение треугольником. В этом случае пусковые токи уменьшаются в три раза. Еще одним недостатком асинхронных двигателей является невозможность плавного изменения их скорости вращения, которая определяется скоростью вращения магнитного поля и зависит от частоты тока и от числа пар полюсов обмотки статора. Рабочие характеристики асинхронного двигателя приведены на рис. 5.3а. Они получены при номинальной частоте сети и номинальном напряжения питания U 1 Известно, что механическая мощность P2 определяется соотношением P2= Mw где w - частота вращения ротора, M - крутящий момент. С ростом мощности P2 , развиваемой на валу двигателя, возрастает и крутящий момент M . Вследствие того, что асинхронный двигатель обладает «жесткой» характеристикой, скольжение s лишь немного возрастает, поэтому крутящий момент практически линейно увеличивается с ростом P2 так как частота вращения w лишь немного уменьшается. С ростом P2 возрастает также электрическая мощность P1 потребляемая двигателем от сети, а, следовательно, и потребляемый ток. I1 Величина h , как и в трансформаторе, определяется соотношениями потерь в «стали» и в «меди», и при их равенстве оказывается максимальным. ![]() Важным параметром асинхронных двигателей является cos j где j - фазовый сдвиг между напряжением U 1 приложенным к статору и током I 1 возникающим в этих обмотках. Этот фазовый сдвиг растет с ростом нагрузки, достигая максимума при номинальной нагрузки, а затем несколько уменьшается. 5.3 Однофазный асинхронный двигательНа статоре размещается одна, рабочая, обмотка, которая питается переменным
током, и которая создает пульсирующее магнитное поле. Подобное пульсирующее
поле можно представить в виде двух вращающихся в противоположном направлении
магнитных потоков ![]() ![]() Частота одной ЭДС- мала (~1ГЦ), а частота другой ЭДС- велика(~100 ГЦ). Поэтому индуктивное сопротивление ХL= в первом случае будет очень мало. Это, в свою очередь, порождает значительный ток при малых сопротивлениях, а следовательно, создает максимальный крутящий момент действующий в сторону предварительной раскрутки. Для пуска подобных двигателей на статоре располагается вторая пусковая обмотка которая питается током сдвинутым по фазе на 900, для этого она питается через конденсатор, который и создает фазовый сдвиг близкий к 900(рис.5.4). ![]() 5.4 Синхронный генератор.Статор машины состоит из трех обмоток, которые располагаются точно также как на статоре трехфазного асинхронного двигателя. В обмотках статора создается трехфазная ЭДС, с помощью ротора. Для этой цели ротор должен обладать постоянным магнитным полем, для чего на роторе располагаются обмотка, концы которой присоединяются к двум контактным кольцам, располагающимся на роторе: с кольцами соприкасаются графитовые щетки к которым подключается источник постоянного тока (рис.5.5). Подобная обмотка ротора носит название обмотки возбуждения. При вращении ротора в статоре возбуждается трехфазная переменная ЭДС, которая пропорциональна величине магнитного потока Ф, создаваемого ротором и пропорциональна числу оборотов п ротора. ![]() E = C Фn (5.4) где C - конструктивный коэффициент пропорциональности, Ф -магнитный поток, n- число оборотов ротора. Синхронные генераторы широко распространены и используются на электростанциях для получения переменного тока промышленной частоты, а также для получения постоянного напряжения на автомобилях, тракторах, мотоциклах и т.п. Для этого они снабжаются встроенными трехфазными выпрямителями. 5.5. Синхронный двигатель.Статор подобного двигателя устроен точно также как и статор трехфазного асинхронного двигателя (три обмотки питаются трехфазным током) и создает вращающееся магнитное поле. В качестве ротора используется электромагнит, поле которого создается постоянным током, который подводится к обмотке с помощью двух контактных колец и щеток (аналогично ротору синхронного генератора). Взаимодействие вращающегося магнитного поля статора и постоянного магнитного поля ротора приводит к появлению крутящего момента. Таким образом, скорость вращения ротора соответствует скорости вращения магнитного поля, что приводит к появлению жесткой механической характеристики (т.е. независимости числа оборотов ротора от тормозного момента). Основным недостатком синхронного двигателя является сложность пуска: для пуска нужно раскрутить ротор в сторону вращения магнитного поля создаваемого статором. Для этой цели наиболее часто используют короткозамкнутую обмотку, которая дополнительно располагается на роторе и поэтому в момент пуска двигатель работает как асинхронный. Когда скорость ротора приближается к скорости вращения поля, ротор входит в синхронизм и далее двигатель работает как синхронный. |
раздел 5.1. раздел 5.2. раздел 5.3. раздел 5.4. раздел 5.5. |
||||||
ЦТТиДО
|