Работа над содержанием темы

№ 1. Задание выполните самостоятельно
Какой фактор в наибольшей степени влияет на процесс формирования личности школьника:

№ 2. Задание выполните самостоятельно
Прочитайте следующий литературный отрывок:

«Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно, без всякого на то призвания… Я проработал 32 года, и всякий учитель, который проработал более или менее длительно, - мастер, если он не лентяй».

Макаренко, А.С. Педагогические сочинения. Т.5
/ А. С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985. - С. 385.

Подумайте над утверждением А. С. Макаренко. Заполните таблицу.

№ 3. Задание выполните самостоятельно
Прочитайте следующий литературный отрывок:

«В воспитании все должно основываться на ............... воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой .................. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить .................. в деле воспитания».

Ушинский, К. Д. Собр. соч. в 11 т. / К. Д. Ушинский.
- М., 1952. - Т.2. - С. 63-64.

Какое понятие, по Вашему мнению, приведено в оригинале К. Д. Ушинским? Вставьте это пропущенное понятие в текст.

№ 4. Задание выполните самостоятельно
Подумайте и занесите в следующую таблицу по степени важности для Вас мотивы выбора Вами педагогической профессии. Сравните свой результат с мнением одного из Ваших товарищей по курсу (желательно прошедших довузовскую подготовку в виде педкласса, педлицея, педколледжа). Проанализируйте свои мотивы выбора профессии. Считаете ли Вы их достаточными?

№ 5. Задание выполните самостоятельно
Прочитайте следующее высказывание:

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Толстой, Л. Н. Пед. сочинения / Л. Н. Толстой. - М., 1989. - С. 92.

Достаточно ли этих условий для успешной профессионально-педагогической деятельности? Подумайте и заполните таблицу.

№ 6. Задание выполните самостоятельно
От чего, главным образом, зависит проявление школьником всех своих способностей?

№ 7. Задание выполните самостоятельно
Профессиональная ориентация представляет собой систему взаимосвязанных компонентов:

Как проявлялись эти компоненты в профориентационной работе в Вашей школе? Приведите примеры.

№ 8. Задание выполните самостоятельно
Пользуясь источниками, приведенными в списке литературы, а также представленным ниже планом, составьте фрагмент профессиограммы учителя в своей рабочей тетради:

  1. Что надо знать для этой профессии.
  2. Что надо уметь для этой профессии.
  3. Особенности сенсорной деятельности работника (восприятия, внимания, памяти и т.д.).
  4. Особенности мыслительной деятельности работника.
  5. Особенности моторной деятельности работника.
  6. Профессионально значимые способности работника.
  7. Особенности эмоционально-волевой сферы работника.

№ 9. Внимательно изучите схему, иллюстрирующую структуру профессионально-личностных качеств современного учителя:

Проанализируйте, на каком уровне находятся качества Вашей личности, образующие систему профессионально-педагогических качеств. Для этого проведите самоанализ и пройдите соответствующее тестирование (см. Методический блок). Результаты зафиксируйте в рабочей тетради в форме таблицы.

Внесите некоторые из полученных результатов в свою личную карту. В этой карте самый маленький круг соответствует низкому уровню развития исследуемого качества Вашей личности, средний – среднему уровню и самый большой – высокому уровню. Цифрами обозначены следующие качества:

  1. – Общий уровень эрудиции.
  2. – Коммуникабельность.
  3. – Способность к лидерству.
  4. – Внимание.
  5. – Память.
  6. – Мышление.
  7. – Творческие способности.
  8. – Педагогические способности.

Допустим, по итогам тестирования Вы определили свой уровень развития внимания, как низкий. Найдите номер, под которым значится этот параметр личности – в данном случае это номер 4. Поставьте по радиусу 4 точку (желательно работать красным или иным ярким фломастером) на пересечении его с самым маленьким кругом. Проделайте то же с показателем номер 6 (уровень интеллекта). У Вас уже обозначены две точки на карте личности - соедините их прямым отрезком и т.д.

В результате у Вас получится примерно такая карта:

Личная карта студента(ки)

Перед Вами так называемый профессиональный рельеф Вашей личности. Все ли Вас устраивает? Проанализируйте, какими имеющимися у Вас качествами Вы довольны, а какие Вам бы хотелось развить и улучшить. Подумайте и заполните таблицу. В результате Вы получите программу Вашего профессионального самосовершенствования, которая поможет Вам развить необходимые для будущей профессии качества личности.