МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Методические рекомендации по подготовке выступления на семинаре

Прежде всего, выберите тему, которая Вас интересует. Если это основной доклад, то обратитесь к преподавателю, чтобы он ввел Вас в число основных докладчиков на семинаре. Если вы готовите содоклад или дополнительное сообщение, попросите слова при обсуждении основного вопроса и выступите.

Как правило, время выступления - 5-7 минут. За это необходимо сказать о самом главном, не тратя время на ненужные детали и подробности. Запомните несколько несложных правил:

  1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться и слушать.
  2. Готовя выступление, не только вникайте в смысл написанного, но и постарайтесь увидеть, услышать, понять и запас художественные особенности языка, речевые обороты.
  3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведите словарь для записи новых слов, тренируйте себя в запоминании и произнесении, подбирайте к словам антонимы, синонимы, изучайте слова, употребляемые в переносном смысле.
  4. Стремитесь не только записать смысл предстоящего выступления, но и продумайте приемы его построения – вступление, риторические вопросы, тезисы и антитезисы и т. д.
  5. Следите за тем, чтобы в Вашем выступлении не встречались слова-паразиты, не допускайте ненужных повторов: это обедняет выступление.
  6. Следите за построением предложений, избегайте сложных конструкций.

Постарайтесь при выступлении не читать заготовленный текст, а изложить его основные положения в живой и убедите форме. Ни в коем случае не излагайте текст, который Вы не понимаете, написанный сухим, скучным, казенным языке - такое выступление обречено на неудачу. Во время семинарского занятия внимательно слушайте выступающих и вносите записи в соответствующие колонки таблицы. Если у Вас возникли вопросы, запишите их. Если Вы не согласны с мнением выступающего, в колонке "Вопросы к выступающему, замечания" напишите коротко, в чем суть разногласия.

Задавайте вопросы и делайте замечания выступающему Устной формулировке, приводите убедительные доводы и аргументы в пользу Вашего мнения.

Если Вы являетесь выпускником подкласса, педлицея или колледжа то при подготовке к семинару старайтесь широко использовать тот опыт, который Вы накопили в ходе довузовской подготовки приводите в выступлении факты, анализируйте положительные и отрицательные стороны и т. д.

2. Методические рекомендации
по тестированию качеств личности будущего учителя

Задание выполните самостоятельно
Для проведения тестирования подберите соответствующие тесты или воспользуйтесь теми, которые представлены в данной рабочей тетради. Часть из удобнее проводить вдвоем, поэтому пригласите кого-то из друзей помочь Вам.

Будьте внимательны при прохождении тестов, не торопитесь заглядывать в ответы – это не в Ваших интересах.

Результаты тестов занесите в таблицу и предложите пути и способы совершенствования протестированных качеств Вашей личности.

1. ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ЭРУДИЦИИ

  1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:
    вам ( . . . ) амида
  2. Исключите лишнее слово:
    нозиб, фелетон, абрез, грит
  3. Вставьте пропущенное слово:
    сорго (гора) сафра
    вобла (. . . .) пьеса
  4. Вставьте пропущенное число:
    112 (120) 17
    268 ( ) 107
  5. Вставьте пропущенные числа:
    5 10 10 15 ?
    8 7 7 6 ?
  6. Исключите лишнее слово:
    згла, аамгуб, намгерпет, аппруис
  7. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных:
  8. Вставьте пропущенную букву:
    У П Л Ж ?
  9. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго:
    контр (. . .) ив
  10. Вставьте пропущенное слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:
    собака (. . . . .) кожа
  11. Исключите лишнее слово:
    ронт, султ, лоркес, коурс
  12. Вставьте пропущенное число:
    368 ( 9 ) 215
    444 ( ) 182
  13. Вставьте недостающую букву:
    а д и н ?
  14. Вставьте пропущенные числа:
    1 4 5 ?
    2 3 6 ?
  15. Вставьте пропущенное слово:
    кочан (туча) штука
    хвост (. . . .) отрез
  16. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:
    овраг ( . . . . . ) опорный брус
  17. Вставьте пропущенное слово:
    стопа (соль) клеть
    пауза ( . . . . ) степь

Ключ: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.



Обработка результатов: от 14 до 17 баллов – высокий уровень эрудиции, от 11 до 14 баллов – средний уровень, ниже 11 баллов – низкий уровень.

2. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Для определения уровня своей коммуникабельности внимательно прочитайте следующие вопросы и ответьте на них:
  1. Заботитесь ли Вы о том, чтобы быть понятым?
  2. Подбираете ли Вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?
  3. Обдумываете ли Вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?
  4. Ваши распоряжения достаточно кратки?
  5. Если слушатель не задает Вам вопросов после того, как Вы высказались, считаете ли Вы, что он Вас понял?
  6. Достаточно ли ясно и точно Вы говорите?
  7. Следите ли Вы за логичностью Ваших мыслей и высказываний?
  8. Побуждаете ли Вы слушателей задавать вопросы?
  9. Задаете ли Вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли?
  10. Отличаете ли Вы факты от мнений?
  11. Стараетесь ли Вы опровергать мысли собеседника?
  12. Стараетесь ли Вы, чтобы слушатели всегда соглашались с Вами?
  13. Используете ли Вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?
  14. Говорите ли Вы вежливо и доброжелательно?
  15. Следите ли Вы за впечатлением, производимым Вашими словами?
  16. Делаете ли Вы паузы в речи для обдумывания своих слов?



Обработка результатов: высокий уровень коммуникабельности - от 12 до 16 баллов; средний уровень коммуникабельности - от 9 до 12 баллов; низкий уровень коммуникабельности - меньше 9 баллов.

3. СПОСОБНОСТЬ К ЛИДЕРСТВУ

Ответьте на следующие вопросы «да» или «нет»:
  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение, чем вы?
  3. Находясь на собрании, испытываете ли вы желание промолчать, даже когда необходимо отстаивать свое мнение?
  4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть заводилой среди сверстников?
  5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-нибудь в своей правоте?
  6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
  7. Согласны ли вы с утверждением: "Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей"?
  8. Испытываете ли вы настоятельную потребность в советчике?
  9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
  10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
  11. Стараетесь ли вы занимать за столом или в компании такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
  12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное впечатление?
  13. Считаете ли вы себя мечтателем?
  14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
  15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией какого-нибудь собрания, соревнования, мероприятия и т.д.?
  16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
    a. будете рады, если ответственность возьмет на себя кто-то другой;
    b. возьмете ответственность на себя.
  17. Какое из этих 2 мнений вам ближе:
    a. настоящий руководитель должен все уметь делать сам;
    b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими.
  18. С кем вы предпочитаете работать:
    a. с исполнительными людьми;
    b. с независимыми и самостоятельными людьми.
  19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
  20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью ваших родителей?
  21. Умеете ли вы в дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто раньше не был с вами согласен?
  22. Во время прогулки по лесу с друзьями вы потеряли дорогу. Как вы поступите:
    a. дадите попробовать найти дорогу кому-то из друзей;
    b. не будете ничего делать, рассчитывая на случай.
  23. Справедлива ли пословица: "Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе"?
  24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
  25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
  26. Кто истинный лидер:
    a. самый компетентный человек;
    b. тот, у кого самый сильный характер.
  27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
  28. Уважаете ли вы дисциплину?
  29. Какой из руководителей вам ближе:
    a. тот, кто все решает сам;
    b. тот, кто всегда советуется и прислушивается к мнению других.
  30. Какой из стилей руководства наилучший в вузе:
    a. коллегиальный;
    b. авторитарный.
  31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
  32. Какой из двух портретов больше напоминает вас:
    a. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
    b. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
  33. Как вы поведете себя на собрании или совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны:
    a. промолчу;
    b. буду отстаивать свое мнение.
  34. Подчиняете ли вы свои интересы делу, которым вы занимаетесь?
  35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-нибудь важное дело?
  36. Что бы вы предпочли:
    a. работать под руководством хорошего человека;
    b. работать самостоятельно, без руководителя.
  37. Как вы относитесь к утверждению: "Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение принимал один из супругов".
  38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственных потребностей?
  39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
  40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями:
    a. у меня опускаются руки;
    b. у меня появляется желание их преодолеть.
  41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?
  42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
  43. Как вы поступите, если вам предложат возглавить реорганизацию университета:
    a. введу изменения немедленно;
    b. не буду торопиться, сначала все тщательно обдумаю.
  44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
  45. Согласны ли вы с утверждением: "Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно"?
  46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
  47. Кем бы вы предпочли стать:
    a. художником, поэтом, ученым;
    b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.
  48. Какую музыку вам приятнее слушать:
    a. могучую и торжественную;
    b. тихую и лирическую.
  49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
  50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?



4. ВНИМАНИЕ

Для определения особенностей внимания используется тест «Корректурная проба», который позволяет выявить продуктивность и устойчивость внимания. При его выполнении лучше работать в парах, ассистируя друг другу.

В течение 5 минут на бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «е» и буквосочетания «кх». Через каждые 60 секунд отмечайте вертикальной чертой то место, до которого Вы успели просмотреть текст.

Концентрация внимания оценивается по формуле К=С·С/n, где С - число строк таблицы, просмотренных Вами; n- количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются по формуле А=S/t, где А - темп выполнения, S - количество букв в просмотренной части таблицы, t - время выполнения.

х а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в х е н а и с н в д ч в ж
в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с н а г д с с р
н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х к и к х е к в к ж э е п р
х а к х н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к в х к в и г р у ф
и с н а и к а е х к и с н а и к к х е х е и с н а х к е к х в и с н а ч ц у р ф
с н а и с в н к х в а и с н а х е к е х с н а х с в е е в е а и с н а д в ы ф
к х к е к н в и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с н к х к в и а е у д ж
а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к н в е в н к в х а в е и у ф р ц у
к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к с в е и к с н а в ж е н п р
н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к н и е с а в и е х е в у ы е ц у
х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к с х а и е н а с н а и с в е н и в
е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к е в к в н а и с н а и с н п а в р в
а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а и с н а с а в к х с н е и с в ы ф р
в и к в е н а и е н е к х а в и х н в и х к х е х н в и с н в с е а х д а в е р
н к е х в и в н а е и с н в и а е в а е н х в х в и с н а е и е к а и а п р а
к е и с н е с а е и х в к е в е и с н а е а и с н к в е х и к х н к е ф ф е о
е а к а е к х е в с к х е к х н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к ж а в р р
и с н е и с н в и е х к в х е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е н а к х и
в х в к с и с н а и а и е н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а в ы а о
с н а и к в е х к в к е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к д д а р о

5. ПАМЯТЬ

Исследование логической и механической памяти можно провести методом запоминания двух рядов слов. В первом случае между словами существуют смысловые связи, а во втором - они отсутствуют.

Ваш ассистент читает вслух 15 пар слов левого ряда (интервал между парой – 5 сек.), после чего Вы воспроизводите слова, которые Вы запомнили, в правом ряду. Если же Вы работаете в одиночку, после прочтения левого ряда закройте его бумагой и постарайтесь воспроизвести те слова, которые Вы запомнили, в правом ряду.

Левый ряд

Правый ряд

Кукла - играть
Курица - яйцо
Ножницы - резать
Лошадь - сани
Книга - учитель
Бабочка - муха
Щетка - зубы
Барабан - пионер
Снег - зима
Петух - кричать
Чернила - тетрадь
Корова - молоко
Паровоз - ехать
Груша - компот
Лампа - вечер

Кукла -
Курица -
Ножницы -
Лошадь -
Книга -
Бабочка -
Щетка -
Барабан -
Снег -
Петух -
Чернила -
Корова -
Паровоз -
Груша -
Лампа -

Теперь сверьте свои ответы с исходным текстом.

Проделайте то же с парными словами, не связанными по смыслу.

Левый ряд

Правый ряд

Жук - кресло
Гребень - земля
Компас - клей
Колокольчик - стрела
Синица - сестра
Лейка - трамвай
Мухомор - диван
Гребенка - ветер
Ботинки - самовар
Графин - брать
Спичка - овца
Терка - море
Шляпа - пчела
Рыба - пожар
Пила - яичница

Жук -
Гребень -
Компас -
Колокольчик -
Синица -
Лейка -
Мухомор -
Гребенка -
Ботинки -
Графин -
Спичка -
Терка -
Шляпа -
Рыба -
Пила -

Ключ: полученные результаты обработайте следующим образом.

Объем смысловой памяти Объем механической памяти
Кол-во слов 1 ряда Кол-во запомнившихся слов Коэффициент Кол-во слов 2 ряда Кол-во запомнившихся слов Коэффициент

Обработка результатов: коэффициент от 0 до 0,4 – низкий уровень; от 0,4 до 0,7 – средний уровень; от 0,7 до 1 – высокий уровень.

6. МЫШЛЕНИЕ
Аналитические особенности мышления

Цель: выявление способности выделять существенные признаки. Всего предъявлено 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти и подчеркнуть эти слова в каждой строке. Например, обобщающее слово «сад»: сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений не может. Значит, надо подчеркнуть слова «земля» и «растения». Продолжительность работы – 3 минуты.

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)
  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать)
  8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово)
  9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор)
  10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила)
  11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты)
  12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст)
  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
  14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
  15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели)
  16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк)
  17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион)
  18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные)
  19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)
  20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).



Оценка результатов осуществляется по таблице:
Баллы 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Кол-во правильных ответов 20 20 19 18 17-16 15-14 13-12 11-10 9

Обработка результатов: от 1 до 4 – низкий уровень; от 4 до 6 – средний уровень; от 7 до 9 – высокий уровень.

Синтетические особенности мышления

Цель: выявление способности выделить объединяющий признак. Перед вами списки из 5 слов, из которых 4 объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Подчеркните это слово. Продолжительность работы – 3 минуты.

  1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
  3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  4. Лист, почка, кора, чешуя, ствол.
  5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
  6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
  7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
  8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
  10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
  12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.
  13. Хата, печь, дым, хлев, будка.
  14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.
  15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.
  16. Секунда, час, год, вечер, неделя.
  17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.
  18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
  19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
  20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.



Оценка результатов осуществляется по таблице:
Баллы 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Кол-во правильных ответов 20 19 18 17 16-15 14-13 12-11 10 9

Обработка результатов: от 1 до 4 – низкий уровень; от 4 до 6 – средний уровень; от 7 до 9 – высокий уровень.

7. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если Вы добавите к ним дополнительные линии, у Вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи.

Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой.

Для оценки результатов привлеките своего друга или друзей.

За каждую картинку максимально можно получить 3 балла – 2 за содержание и 1 за подпись. Всего можно набрать 30 баллов.

Обработка результатов: если Вы набрали от 25 до 30 баллов – у Вас высокий уровень творческих способностей; от 15 до 25 баллов – средний уровень, ниже 15 баллов – низкий уровень.

8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Задание выполните самостоятельно
Перед вами - ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, в классе наступила тишина, и вдруг кто-то громко засмеялся. Когда вы вопросительно и удивленно посмотрели на ученика, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: "Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться". Как вы отреагируете на это? Выберите вариант ответа.

  1. «Вот тебе и на!»
  2. «А что тебе смешно?»
  3. «Ну, и ради бога»
  4. «Ты что, дурачок?»
  5. «Люблю веселых людей»
  6. «Я рада, что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2.

После того, как вы провели несколько занятий в этом классе, учащийся заявляет вам: "Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить".

Ваша реакция:

  1. "Твое дело - учиться, а не учить учителя".
  2. "Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить".
  3. "Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?".
  4. "Тебе просто не хочется учиться".
  5. "Мне интересно знать, почему ты так думаешь".
  6. "Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль".

Ситуация 3.

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: "Я не хочу это делать!". Какой должна быть реакция учителя?

  1. "Не хочешь - заставим!"
  2. "Для чего же ты тогда пришел учиться?"
  3. "Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос".
  4. "Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?"
  5. "Ты не мог бы объяснить, почему?"
  6. "Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав".

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: "Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?" - Что должен на это ему ответить учитель?

  1. "Если честно сказать - сомневаюсь".
  2. "О да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться".
  3. "У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды".
  4. "Почему ты сомневаешься в се6е?"
  5. "Давай поговорим и выясним твои проблемы".
  6. "Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать".

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля. Как нужно ответить ему?

  1. "Попробуй только!"
  2. "В следующий раз тебе придется придти в школу с родителями".
  3. "Это твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу".
  4. "Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям".
  5. "Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?".
  6. "А что ты собираешься делать дальше?".
  7. "Мне интересно знать, почему посещение концерта для тебя интереснее, чем занятия.

Ситуация 6

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: "Вы выглядите очень усталым и утомленным".

Как на это должен отреагировать учитель?

  1. "Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания".
  2. "Да, я плохо себя чувствую".
  3. "Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри".
  4. "Я сегодня плохо спал, у меня много работы".
  5. "Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям".
  6. "Ты очень внимательный, спасибо за заботу!"

Ситуация 7

"Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне, - говорит ученик учителю, и добавляет: - Я вообще думаю бросить занятия". - Как на это должен отреагировать учитель?

  1. "Перестань говорить глупости!"
  2. "Ничего себе, додумался!"
  3. "Может быть, тебе найти другого учителя?"
  4. "Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?"
  5. "А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?"
  6. "Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?"

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя завидную самоуверенность: "Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет".

Какой должна быть на это реплика учителя?

  1. "Ты слишком хорошо думаешь о себе".
  2. "С твоими-то способностями? - Сомневаюсь!"
  3. "Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так".
  4. "Не сомневаюсь в этом, так как верю, что если ты захочешь, то у тебя все получится".
  5. "Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения".
  6. "Излишняя самоуверенность вредит делу".

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать: "Меня считают достаточно способным человеком".

Что должен ответить ему на это учитель?

  1. "Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь".
  2. "Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом".
  3. "Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются.
  4. "Я рад, что ты такого высокого мнения о себе".
  5. "Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении".
  6. "Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности".

Ситуация 10.

Учащийся говорит учителю: "Я снова забыл принести тетрадь".

Как следует на это отреагировать учителю?

  1. "Ну вот, опять!"
  2. "Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?"
  3. "Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее".
  4. "Я хотел бы знать, почему?"
  5. "У тебя, вероятно, не было для этого возможности?"
  6. "Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?"

Ситуация 11.

Ученик в разговоре с учителем говорит ему: "Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим ученикам".

Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

  1. "Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?"
  2. "Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!"
  3. "Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты".
  4. "Я хотел бы знать, почему я должен особо выделять тебя среди остальных учеников?"
  5. "Если бы я тебе сказал, что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?"
  6. "Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?"

Ситуация 12.

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: "Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть?".

Что должен на это ответить учитель?

  1. "У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности".
  2. "У тебя нет никаких оснований для беспокойства".
  3. "Прежде чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы".
  4. "Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить".
  5. "Я не готов сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать".
  6. "Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось".

Ситуация 13.

Ученик говорит учителю: "Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях".

Каким должен быть ответ учителя?

  1. "Это плохо".
  2. "Ты, наверное, в этом не разбираешься".
  3. "Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий, твое мнение изменится".
  4. "Почему?"
  5. "А что ты сам любишь и готов защищать?"
  6. "На вкус и цвет товарища нет".
  7. "Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?"

Ситуация 14.

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-то из товарищей по классу, говорит: "Я не хочу учиться вместе с ним".

Как на это должен ответить учитель?

  1. "Ну и что?"
  2. "Никуда не денешься, все равно придется".
  3. "Это глупо с твоей стороны".
  4. "Но он тоже не захочет после этого учиться с тобой".
  5. "Почему?"
  6. "Я думаю, что ты не прав".



Обработка результатов: если средняя оценка больше 4,7 балла - высокие педагогические способности; если средняя оценка от 3,8 до 4,7 балла - средние педагогические способности; если средняя оценка меньше 3,8 балла - низкие педагогические способности.

3. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Прежде всего, выберите задание, которое Вам по силам и является для Вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

Если Вы выбрали задания № 1 и № 2, то заготовьте карточки из плотной бумаги. Занесите на карточки названия выбранных Вами статьи из журналов «Педагогика», «Воспитание школьника», «Семья и школа» и др. газетных публикаций с указанием фамилии автора, издательства, года издания, количества страниц и т. д. Составьте аннотацию на книгу или сделайте из нее выписки по выбранной с указанием страницы книги, при этом старайтесь соблюдать следующие правила:

  1. Вчитайтесь в название книги или статьи, осмыслите его.
  2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения коротко выпишите главные мысли.
  3. Стремитесь к краткости записи.
  4. Отделяйте одну мысль от другой.
  5. Закончив работу, выпишите все данные источника.

Положите карточки в конверт и приклейте его под заголовком «Отчет о выполнении самостоятельной работы».

Для выполнения задания № 3 подберите такие вопросы, тесты и практические задания, которые помогут выявить, насколько абитуриент соответствует требованиям, предъявляемым к профессии учителя. Оформите их в виде экзаменационного билета, поместите его на страницу под заголовком "Отчет о выполнении самостоятельной работы".

Задание № 4 предназначено для выпускников педкласс лицея или педколледжа. Если Вы остановились на этом задании, то Вы должны располагать возможностью провести свое исследование как в одной из обычных школ, так и в педагогическом (лицее). Попросите учителей расположить в таблице приведенные качества учителя по степени важности для них, сделайте то ми, предложите заполнить таблицу ученикам школы.

Посчитайте данные в процентах и прокомментируйте пример, совпадают ли мнения учителей и учеников обычной и педагогического класса (лицея), по какой причине на пере сто поставлено то или другое качество, что оказалось на г нем месте и почему и т. д.).

Занесите таблицу с комментариями на страницу под заголовком "Отчет о выполнении самостоятельной работы". Попытайтесь представить полученные Вами данные в виде диаграммы по приведенному образцу.

При выполнении задания № 5 попросите выбранного Вами учителя расположить в таблице приведенные направления формирования школы по степени важности для него, сделайте то же сами, предложите заполнить таблицу одному из учеников школы. Внесите их фамилии в конец таблицы. Получив данные, попытайтесь прокомментировать их (например, совпадают ли мнения учителя и ученика, по какой причине на первое место поставлено то или другое направление, что оказалось на последнем и почему и т. д.). Поместите таблицу с комментариями под заголовком "Отчет о выполнении самостоятельной работы".

Для выполнения задания № 6 Вам необходимо написать большое сочинение на тему "Учитель XXI века". Хотелось бы, чтобы в этом сочинении Вы показали свою педагогическую эрудицию, проявили фантазию, юмор, нестандартность мышления.

Задания № 7 и № 8 также требуют фантазии и творческого подхода. Чтобы создать ролевую игру, придумайте несколько персонажей (например, Учитель, Нерадивый ученик, Старательный ученик, Государственный чиновник, Родитель и т. д.), представьте их в какой-либо конфликтной ситуации, напишите для них тексты ролей. Вам помогут книги о выбранной эпохе.

Для выполнения задания № 9 Вам необходимо написать небольшое сочинение или провести анкетирование, опрос учащихся педагогического класса. Задание № 10 предполагает, что Вы подготовите свой авторский проект "Учитель XXI века". Хотелось бы, чтобы при этом Вы показали свою педагогическую эрудицию, проявили фантазию, юмор, нестандартность мышления.

Тексты проекта, ролевой игры или сказки также поместите под заголовком «Отчет о выполнении самостоятельной работы».