Прежде всего, выберите тему, которая Вас интересует. Если это основной доклад, то обратитесь к преподавателю, чтобы он ввел Вас в число основных докладчиков на семинаре. Если вы готовите содоклад или дополнительное сообщение, попросите слова при обсуждении основного вопроса и выступите.
Как правило, время выступления - 5-7 минут. За это необходимо сказать о самом главном, не тратя время на ненужные детали и подробности. Запомните несколько несложных правил:
Постарайтесь при выступлении не читать заготовленный текст, а изложить его основные положения в живой и убедите форме. Ни в коем случае не излагайте текст, который Вы не понимаете, написанный сухим, скучным, казенным языке - такое выступление обречено на неудачу. Во время семинарского занятия внимательно слушайте выступающих и вносите записи в соответствующие колонки таблицы. Если у Вас возникли вопросы, запишите их. Если Вы не согласны с мнением выступающего, в колонке "Вопросы к выступающему, замечания" напишите коротко, в чем суть разногласия.
Задавайте вопросы и делайте замечания выступающему Устной формулировке, приводите убедительные доводы и аргументы в пользу Вашего мнения.
Если Вы являетесь выпускником подкласса, педлицея или колледжа то при подготовке к семинару старайтесь широко использовать тот опыт, который Вы накопили в ходе довузовской подготовки приводите в выступлении факты, анализируйте положительные и отрицательные стороны и т. д.
Задание выполните самостоятельно
Для проведения тестирования подберите соответствующие тесты или воспользуйтесь
теми, которые представлены в данной рабочей тетради. Часть из удобнее проводить
вдвоем, поэтому пригласите кого-то из друзей помочь Вам.
Будьте внимательны при прохождении тестов, не торопитесь заглядывать в ответы – это не в Ваших интересах.
Результаты тестов занесите в таблицу и предложите пути и способы совершенствования протестированных качеств Вашей личности.
5 | 10 | 10 | 15 | ? |
8 | 7 | 7 | 6 | ? |
1 | 4 | 5 | ? |
2 | 3 | 6 | ? |
Ключ: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
|
Обработка результатов: от 14 до 17 баллов – высокий уровень эрудиции, от 11 до 14 баллов – средний уровень, ниже 11 баллов – низкий уровень.
Для определения уровня своей коммуникабельности внимательно прочитайте следующие вопросы и ответьте на них:
Запишите себе по 1 баллу за следующие ответы:
|
Обработка результатов: высокий уровень коммуникабельности - от 12 до 16 баллов; средний уровень коммуникабельности - от 9 до 12 баллов; низкий уровень коммуникабельности - меньше 9 баллов.
Ответьте на следующие вопросы «да» или «нет»:
Поставьте себе 1 балл, если Вы отметили у себя: 1а, 2а, 3b, 4а, 5а, 6b, 7а, 8b, 9b, 10а, 11а, 12а, 13b, 14b, 15а, 16b, 17а, 18b, 19b, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25b, 26а, 27b, 28а, 29b, 30b, 31а, 32а, 33b, 34а, 35b, 36b, 37а, 38b, 39а, 40b, 41а, 42а, 43а, 44а, 45b, 46а, 47b, 48а, 49b, 50b. |
- До 25 баллов - низкая способность к лидерству;
- от 25 до 30 - ниже средней;
- от 30 до 33 - средняя способность;
- от 33 до 35 - выше средней;
- от 35 до 40 - высокая способность;
- от 40 и выше - сильная склонность к диктату.
Для определения особенностей внимания используется тест «Корректурная проба», который позволяет выявить продуктивность и устойчивость внимания. При его выполнении лучше работать в парах, ассистируя друг другу.
В течение 5 минут на бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «е» и буквосочетания «кх». Через каждые 60 секунд отмечайте вертикальной чертой то место, до которого Вы успели просмотреть текст.
Концентрация внимания оценивается по формуле К=С·С/n, где С - число строк таблицы, просмотренных Вами; n- количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются по формуле А=S/t, где А - темп выполнения, S - количество букв в просмотренной части таблицы, t - время выполнения.
х а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в
х е н а и с н в д ч в ж в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с н а г д с с р н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х к и к х е к в к ж э е п р х а к х н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к в х к в и г р у ф и с н а и к а е х к и с н а и к к х е х е и с н а х к е к х в и с н а ч ц у р ф с н а и с в н к х в а и с н а х е к е х с н а х с в е е в е а и с н а д в ы ф к х к е к н в и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с н к х к в и а е у д ж а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к н в е в н к в х а в е и у ф р ц у к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к с в е и к с н а в ж е н п р н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к н и е с а в и е х е в у ы е ц у х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к с х а и е н а с н а и с в е н и в е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к е в к в н а и с н а и с н п а в р в а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а и с н а с а в к х с н е и с в ы ф р в и к в е н а и е н е к х а в и х н в и х к х е х н в и с н в с е а х д а в е р н к е х в и в н а е и с н в и а е в а е н х в х в и с н а е и е к а и а п р а к е и с н е с а е и х в к е в е и с н а е а и с н к в е х и к х н к е ф ф е о е а к а е к х е в с к х е к х н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к ж а в р р и с н е и с н в и е х к в х е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е н а к х и в х в к с и с н а и а и е н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а в ы а о с н а и к в е х к в к е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к д д а р о |
Исследование логической и механической памяти можно провести методом запоминания двух рядов слов. В первом случае между словами существуют смысловые связи, а во втором - они отсутствуют.
Ваш ассистент читает вслух 15 пар слов левого ряда (интервал между парой – 5 сек.), после чего Вы воспроизводите слова, которые Вы запомнили, в правом ряду. Если же Вы работаете в одиночку, после прочтения левого ряда закройте его бумагой и постарайтесь воспроизвести те слова, которые Вы запомнили, в правом ряду.
Левый ряд |
Правый ряд |
Кукла - играть |
Кукла - |
Теперь сверьте свои ответы с исходным текстом.
Проделайте то же с парными словами, не связанными по смыслу.
Левый ряд |
Правый ряд |
Жук - кресло |
Жук - |
Ключ: полученные результаты обработайте следующим образом.
Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
Кол-во слов 1 ряда | Кол-во запомнившихся слов | Коэффициент | Кол-во слов 2 ряда | Кол-во запомнившихся слов | Коэффициент |
Обработка результатов: коэффициент от 0 до 0,4 – низкий уровень; от 0,4 до 0,7 – средний уровень; от 0,7 до 1 – высокий уровень.
6. МЫШЛЕНИЕ
Аналитические особенности мышления
Цель: выявление способности выделять существенные признаки. Всего предъявлено 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти и подчеркнуть эти слова в каждой строке. Например, обобщающее слово «сад»: сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений не может. Значит, надо подчеркнуть слова «земля» и «растения». Продолжительность работы – 3 минуты.
|
Оценка результатов осуществляется по таблице:
Баллы | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Кол-во правильных ответов | 20 | 20 | 19 | 18 | 17-16 | 15-14 | 13-12 | 11-10 | 9 |
Обработка результатов: от 1 до 4 – низкий уровень; от 4 до 6 – средний уровень; от 7 до 9 – высокий уровень.
Цель: выявление способности выделить объединяющий признак. Перед вами списки из 5 слов, из которых 4 объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Подчеркните это слово. Продолжительность работы – 3 минуты.
|
Оценка результатов осуществляется по таблице:
Баллы | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Кол-во правильных ответов | 20 | 19 | 18 | 17 | 16-15 | 14-13 | 12-11 | 10 | 9 |
Обработка результатов: от 1 до 4 – низкий уровень; от 4 до 6 – средний уровень; от 7 до 9 – высокий уровень.
На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если Вы добавите к ним дополнительные линии, у Вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки.
На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи.
Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой.
Для оценки результатов привлеките своего друга или друзей.
За каждую картинку максимально можно получить 3 балла – 2 за содержание и 1 за подпись. Всего можно набрать 30 баллов.
Обработка результатов: если Вы набрали от 25 до 30 баллов – у Вас высокий уровень творческих способностей; от 15 до 25 баллов – средний уровень, ниже 15 баллов – низкий уровень.
Задание выполните самостоятельно
Перед вами - ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению.
Ситуация 1
Вы приступили к проведению урока, в классе наступила тишина, и вдруг кто-то громко засмеялся. Когда вы вопросительно и удивленно посмотрели на ученика, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: "Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться". Как вы отреагируете на это? Выберите вариант ответа.
Ситуация 2.
После того, как вы провели несколько занятий в этом классе, учащийся заявляет вам: "Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить".
Ваша реакция:
Ситуация 3.
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: "Я не хочу это делать!". Какой должна быть реакция учителя?
Ситуация 4
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: "Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?" - Что должен на это ему ответить учитель?
Ситуация 5
Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля. Как нужно ответить ему?
Ситуация 6
Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: "Вы выглядите очень усталым и утомленным".
Как на это должен отреагировать учитель?
Ситуация 7
"Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне, - говорит ученик учителю, и добавляет: - Я вообще думаю бросить занятия". - Как на это должен отреагировать учитель?
Ситуация 8
Учащийся говорит учителю, демонстрируя завидную самоуверенность: "Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет".
Какой должна быть на это реплика учителя?
Ситуация 9
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать: "Меня считают достаточно способным человеком".
Что должен ответить ему на это учитель?
Ситуация 10.
Учащийся говорит учителю: "Я снова забыл принести тетрадь".
Как следует на это отреагировать учителю?
Ситуация 11.
Ученик в разговоре с учителем говорит ему: "Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим ученикам".
Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
Ситуация 12.
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: "Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть?".
Что должен на это ответить учитель?
Ситуация 13.
Ученик говорит учителю: "Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях".
Каким должен быть ответ учителя?
Ситуация 14.
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-то из товарищей по классу, говорит: "Я не хочу учиться вместе с ним".
Как на это должен ответить учитель?
Cверьте свои ответы с таблицей: Количество баллов, набранное во всех ситуациях, |
Обработка результатов: если средняя оценка больше 4,7 балла - высокие педагогические способности; если средняя оценка от 3,8 до 4,7 балла - средние педагогические способности; если средняя оценка меньше 3,8 балла - низкие педагогические способности.
Прежде всего, выберите задание, которое Вам по силам и является для Вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.
Если Вы выбрали задания № 1 и № 2, то заготовьте карточки из плотной бумаги. Занесите на карточки названия выбранных Вами статьи из журналов «Педагогика», «Воспитание школьника», «Семья и школа» и др. газетных публикаций с указанием фамилии автора, издательства, года издания, количества страниц и т. д. Составьте аннотацию на книгу или сделайте из нее выписки по выбранной с указанием страницы книги, при этом старайтесь соблюдать следующие правила:
Положите карточки в конверт и приклейте его под заголовком «Отчет о выполнении самостоятельной работы».
Для выполнения задания № 3 подберите такие вопросы, тесты и практические задания, которые помогут выявить, насколько абитуриент соответствует требованиям, предъявляемым к профессии учителя. Оформите их в виде экзаменационного билета, поместите его на страницу под заголовком "Отчет о выполнении самостоятельной работы".
Задание № 4 предназначено для выпускников педкласс лицея или педколледжа. Если Вы остановились на этом задании, то Вы должны располагать возможностью провести свое исследование как в одной из обычных школ, так и в педагогическом (лицее). Попросите учителей расположить в таблице приведенные качества учителя по степени важности для них, сделайте то ми, предложите заполнить таблицу ученикам школы.
Посчитайте данные в процентах и прокомментируйте пример, совпадают ли мнения учителей и учеников обычной и педагогического класса (лицея), по какой причине на пере сто поставлено то или другое качество, что оказалось на г нем месте и почему и т. д.).
Занесите таблицу с комментариями на страницу под заголовком "Отчет о выполнении самостоятельной работы". Попытайтесь представить полученные Вами данные в виде диаграммы по приведенному образцу.
При выполнении задания № 5 попросите выбранного Вами учителя расположить в таблице приведенные направления формирования школы по степени важности для него, сделайте то же сами, предложите заполнить таблицу одному из учеников школы. Внесите их фамилии в конец таблицы. Получив данные, попытайтесь прокомментировать их (например, совпадают ли мнения учителя и ученика, по какой причине на первое место поставлено то или другое направление, что оказалось на последнем и почему и т. д.). Поместите таблицу с комментариями под заголовком "Отчет о выполнении самостоятельной работы".
Для выполнения задания № 6 Вам необходимо написать большое сочинение на тему "Учитель XXI века". Хотелось бы, чтобы в этом сочинении Вы показали свою педагогическую эрудицию, проявили фантазию, юмор, нестандартность мышления.
Задания № 7 и № 8 также требуют фантазии и творческого подхода. Чтобы создать ролевую игру, придумайте несколько персонажей (например, Учитель, Нерадивый ученик, Старательный ученик, Государственный чиновник, Родитель и т. д.), представьте их в какой-либо конфликтной ситуации, напишите для них тексты ролей. Вам помогут книги о выбранной эпохе.
Для выполнения задания № 9 Вам необходимо написать небольшое сочинение или провести анкетирование, опрос учащихся педагогического класса. Задание № 10 предполагает, что Вы подготовите свой авторский проект "Учитель XXI века". Хотелось бы, чтобы при этом Вы показали свою педагогическую эрудицию, проявили фантазию, юмор, нестандартность мышления.
Тексты проекта, ролевой игры или сказки также поместите под заголовком «Отчет о выполнении самостоятельной работы».