| ||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕТворчество, искусство, образование, культура |
ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРАИнтересная мысль, уже услышанная мной неоднократно. Вот противники нашего бывшего социалистического государства постоянно подчеркивают, что мы жили в диктаторском, недемократичном и негуманном обществе. А как же наше богатое советское искусство, а это признает весь мир, что оно есть и было, на какой же почве оно взошло и какими идеями питалось? Откуда его искренность, свежесть, жизнеутверждающее начало, неиссякаемый оптимизм, гуманизм? И это искусство могли создать люди, живущие в душных сталинских застенках, битые перебитые и оглупленные пропагандой? Те психологические нюансы, которыми мы восхищаемся смотря фильм или читая книгу - во как здорово автор знает мир!, могут оказаться для автора всего лишь штампами и готовыми заготовками для работы. Еще лет 10-15 назад, по моему мнению, Россия была интеллектуально избыточна.
Что я имею ввиду? ВУЗами выпускалось больше интеллектуалов, в основном
инженеров, чем их было реально необходимо в стране. И происходило это
в силу коммунистической идеологии. Преобладало некоторое идеалистическое
мышление о великой роли образования в обществе. Наше образование, как
школьное, так и высшее, было лучшее в мире, наш народ был самым читающим,
не было такого вопиющего вандализма, как сейчас, наша наука поражала
мир новыми открытиями и достижениями. Но все ли научные сотрудники,
все ли инженеры вносили свой вклад в жизнь? В отраслевых НИИ две трети
сотрудников лишь изображали бурную деятельность и получали символическую
зарплату. Это здорово развращало людей и создавало у них неправильное
представление о своей роли в обществе. Кандидатские и докторские чаще
всего создавались лишь для улучшения своего благосостояния и не приносили
реального вклада в науку. Миллионы "свежеиспеченных" учителей,
чтобы не ехать на работу в село, шли в НИИ, в торговлю, просто рабочими
и строителями. Сама жизнь определяла, сколько ей надо, тех же самых
учителей... Талант, молодость, свободное время плюс высшее образование
(неважно какое) дало нам множество новых и интересных артистов, певцов,
телеведущих, кузницей которых чаще становилось студенческие КВН и студенческие
же театры. Сейчас другая крайность - роль образования в глазах общества
неоправданно резко занижена. Результат - рост криминала, невежества,
бегство "мозгов" за рубеж. Человека можно обучать по-разному. Например, очень строго, наказывая
за малейшую провинность, четко следуя программе и духу времени. Чувствуете,
есть аналогия с диктатурой! Хорошо ли будут выучены ученики в такой
школе? Читаем книги о старом времени (Англия, Россия, колледжи, частные
пансионаты, бурса в России). Все учившиеся там вспоминают эти порядки
с содроганием, но практически все они - это грамотные, закаленные жизнью
люди. Да, там могут погибнуть слабейшие, но сильные и средние станут
только крепче. Можно назвать наверное десяток имен великих актеров, моих современников.
Например - Яковлев, Баталов, Калягин, Папанов ... Написать книгу, как приготовить вкусный торт - долго готовишь, а съедается за 5 минут. В том и другом случае радует лишь одно - за хорошее блюдо благодарят и просят в будущем изготовить еще. Теперь понимаю, как тяжел писательский труд. Ведь чтобы выплеснуть на бумагу все свое заветное, надо пройти между Сциллой и Харибдой - между нудными, отягощающими повествование подробностями и сухой, скучной сутью. Да к тому же писатель, очарованный своими ясными видениями происшедшего, может приписать такую же способность и читателю и ошибется - читатель скорее всего не пережил то, что пережил писатель и не обладает таким же образным даром. Давно, когда цветная фотография стала широко входить в наш быт, мы
с сыном не один раз спорили о нужности черно-белой фотографии. Он считал,
что она изжила себя и больше не нужна. Я уверял его, что это особый
вид искусства, имеющий право на жизнь. И действительно, в некоторых
случаях только черно-белая фотография с его скромными (скупыми) изобразительными
средствами может выявить главные черты предмета, давая возможность не
отвлекаться на формальные признаки и высвечивая его главную суть. Но
убедить сына я так и не смог. Книги бывают откровенно вредными и в этом не может быть сомнения, такие,
как например, "Майн Кампф", "Философия в будуаре"
и пр. и "подлыми", такими как "Ледокол" В.Суворова,
"Социализм, как явление мировой истории", И.Шафаревича, "Пришествие
капитана Лебедкина", Б.Сарнова, книги по истории А.Т.Фоменко и
пр. Что я под этим понимаю?
|
|||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|