Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Геосид
Остановиться, оглянуться

 e-mail:
  physics@tspu.tula.ru
        

 

СОДЕРЖАНИЕ

Приметы времени

Наша психология

Наше социалистическое прошлое

Сегодня

Смысл жизни

Вера и религия

Творчество, искусство, образование, культура

Наука, НТП

Политика

Позитивное

Человек

Гогики






НАШЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ

Смотрел по TV кинофильм Говорухина "Россия, которую мы потеряли". Фильм впечатляет, действительно была могучая, богатая страна и совсем другая страна, другие люди. Стоит только посмотреть открытки с видами старой Тулы. И тот город не хуже нынешнего, а пожалуй даже и лучше. Ужасны потери России в этом веке, как людские, так и материальные. Похоже, что революции - это не прогресс, хотя их появление объективно, а тяжелая и опасная болезнь. Получается, Ленин - преступник ?, обрекший свой народ на многочисленные беды. Но и нынешние "демократы" не лучше. Опять господствует "серость", ловкие мошенники. Народ опять нищ и бесправен, честный труд никому не нужен. В этом смысле наше время очень "развращенное". Зачем трудиться, корпеть над чем-то сложным, когда можно словчить, где-то подешевле купить и подороже продать и заработать таким образом гораздо больше.

Читаю А.Зиновьева "Гомо советикус". Написанная еще в советские времена в 1982 году она и сейчас производит впечатление. Книга о том, что такое советский человек ("гомо советикус", "гомосос").
Гомосос - это человек коллективный, искренне любящий свое государство и готовый вынести все тяготы для его укрепления. Гомосос покорен властям, но он может протестовать и выражать свое возмущение, правда в соответствующей форме, на своем месте и в своей мере, не угрожающей ощутимым образом интересам общества. Гомосос - человек без морали, вернее с гибкой, ситуационной моралью. Он есть существо идеологическое в первую очередь. Гомосос отчаянный человек и не дорожит как своей, так и чужой жизнью. Но если пришла смерть, то он будет бороться за жизнь до последнего дыхания - "Умирать, так с музыкой". Гомосос привык жить в скверных условиях и верит в то, что может быть еще хуже. Он готов даже к лучшему. Он ждет его, хотя и не верит в него. Гомосос - это сверхчеловек. Он универсален. Он готов как на любую пакость, так и на любую добродетель, если это нужно.
Нет уже страны и вроде бы нет советского человека. Ан нет, он еще жив в нас и наверное долго будет жить. Автор пишет книгу в эмиграции, любя и ненавидя гомососа и при этом вовсе не восторгается Западом и не глупеет от его многочисленных благ. Автор приходит к мысли, что нет совершенства ни на Западе, ни в СССР. Более того, Запад достиг вершин своего развития и это тупик, а СССР - сильная и могучая держава, цель которой завоевать Запад и воспользоваться его достижениями.

Еще недавно нашим героем была Личность, способная повести за собой народ и презренна толпа обывателей и мещан. "Если Родина прикажет быть героем, у нас героем становится любой". Сейчас наоборот: центр общества - обыватель, именно он гарант стабильности и зажиточности, и проклят Герой, ведущий к новым революциям, а значит жертвам, потрясениям и разрушениям.

По-моему, самое страшное в наше время, это утрата всего святого. Как ни странно, именно в наше прошлое, "безбожное" время, моральных ценностей, в которые верили и хранили, было значительно больше, чем в наше современное время демократии и втаскивания нас в веру в бога.

Интересная мысль, уже услышанная мной неоднократно. Вот противники нашего бывшего социалистического государства постоянно подчеркивают, что мы жили в диктаторском, недемократичном и негуманном обществе. А как же наше богатое советское искусство, а это признает весь мир, что оно есть и было, на какой же почве оно взошло и какими идеями питалось? Откуда его искренность, свежесть, жизнеутверждающее начало, неиссякаемый оптимизм, гуманизм? И это искусство могли создать люди, живущие в душных сталинских застенках, битые перебитые и оглупленные пропагандой?

Удивительна наша страна - битая чужими и своими, многократно ограбленная своими и чужими, понесшая казалось бы невосполнимые потери, одних волн эмиграции было три или четыре, все равно жива и как не удивительно еще полна талантами и природными богатствами. Но не придем ли мы к тому моменту, когда будет перейден барьер ее прочности и наступит хаос?

Не первый год идет "холодная" гражданская война. Идет может быть незаметно, исподволь, "бои местного значения" вспыхивают на лавочках у подъездов домов, в общественном транспорте и других местах. Линия фронта проходит по сознанию людей - ты за коммунистов, али против? Молодежи, лет до 20-ти этот вопрос не интересен и "воюет" в основном среднее и пожилое поколение, причем люди разных возрастов и прошлых убеждений находятся по обе стороны баррикад.
Почему не вспыхивает "горячая" война? (впрочем, августовский путч 93-го, что это такое?) А нет ее потому, что сброшена старая идеология, как изношенная одежда, а у рычагов власти остались прежние люди, называющие теперь себя демократами. И те, кто не перестроился к новой жизни в силу разных причин, из-за упрямства (приверженность прежним идеям) ли, или в силу инерции или косности, стали "старообрядцами", как в 17-м веке истинные верующие в эпоху реформы Никона.
Люди прожившие долгую жизнь, видят в ее прошлом хорошее и это естественно, т.к. естественно забывать или не замечать плохое (иначе с ума сойдешь!), да и сравнивать в молодости было не с чем ("железный занавес"), да и не зачем, молодость всегда хороша! А коммунисты (рядовые) - такие же обычные люди с достоинствами и пороками и строили они все-таки свою жизнь, а вот идеологию (правила жизни) им "отпускали" сверху. А дальше идет неведомое. Возможен ли коммунизм? И вообще жили ли мы при социализме? Почему так живуча идея социализма - возраст ее тысячелетия, а капитализма - столетия. Разрушение соцсистемы, доказательство ли ее полного краха и торжества капитализма? Коммунизм - это религия или руководство к действию? Рост благосостояния Китая, строящего социализм под руководством компартии не доказательство ли преимущества этой системы над капитализмом? И, неужели капитализм это финал развития человеческого общества, может правы те, кто говорил о конвергенции капитализма и социализма (взять все хорошее из обеих формаций)? И может правда у России свой путь и вовсе не обязательно нам шагать в ногу с Западом?

Я не оригинален, уже не раз проводилась параллель между коммунистическим учением и религией. Но вот о чем я подумал. Наша страна, особенно в период сталинизма напоминало огромную религиозную секту ортодоксального толка, где-то близкую к языческой. Посудите сами. Были боги, живые (Сталин) и существовавшие в виде духа (идеология ленинизма), религиозные догмы (кодекс строителя коммунизма), жертвоприношения (миллионы расстрелянных), массовое воздействие на сознание людей (жертва сталинизма на расстреле кричал - Да здравствует Сталин! и для "пользы дела" принимал на себя все немыслимые обвинения), иконы (портреты вождей), таинства (заседания ЦК), массовые религиозные действа и шествия (демонстрации против "врагов народа", демонстрации солидарности трудящихся, партийные собрания и пр.), храмы (мавзолей, музеи Ленина и пр.), светлое будущее, которое никогда не наступит (коммунизм), но ради которого надо идти на любые жертвы. И как часто бывает в религиозных сектах, руководители позволяют себе все блага жизни и живут по другим правилам, чем рядовые, и обсуждению их поступки не подлежат.
Тогда то и пропадает ценность человеческой жизни. Тогда то и нарушается самое важное табу для человека - ни убий. Ведь цель - оправдывает средства!

Еще лет 10-15 назад, по моему мнению, Россия была интеллектуально избыточна. Что я имею ввиду? ВУЗами выпускалось больше интеллектуалов, в основном инженеров, чем их было реально необходимо в стране. И происходило это в силу коммунистической идеологии. Преобладало некоторое идеалистическое мышление о великой роли образования в обществе. Наше образование, как школьное, так и высшее, было лучшее в мире, наш народ был самым читающим, не было такого вопиющего вандализма, как сейчас, наша наука поражала мир новыми открытиями и достижениями. Но все ли научные сотрудники, все ли инженеры вносили свой вклад в жизнь? В отраслевых НИИ две трети сотрудников лишь изображали бурную деятельность и получали символическую зарплату. Это здорово развращало людей и создавало у них неправильное представление о своей роли в обществе. Кандидатские и докторские чаще всего создавались лишь для улучшения своего благосостояния и не приносили реального вклада в науку. Миллионы "свежеиспеченных" учителей, чтобы не ехать на работу в село, шли в НИИ, в торговлю, просто рабочими и строителями. Сама жизнь определяла, сколько ей надо, тех же самых учителей... Талант, молодость, свободное время плюс высшее образование (неважно какое) дало нам множество новых и интересных артистов, певцов, телеведущих, кузницей которых чаще становилось студенческие КВН и студенческие же театры. Сейчас другая крайность - роль образования в глазах общества неоправданно резко занижена. Результат - рост криминала, невежества, бегство "мозгов" за рубеж.
И все же, хотя прежде избыточная интеллектуальная сила и была балластом, но полезным балластом, удерживающим наш корабль нравственности на плаву. Общество в целом было более человечным и цивилизованным, чем сейчас. Сбросив этот балласт, наш корабль стал более неустойчивым и опасным в плавании по океану жизни...

Еще лет 7 назад я с негодованием встречал всякие обвинения в адрес В.И.Ленина, поскольку считал его хрестоматийной фигурой бескорыстного справедливо революционера. Теперь все иначе. Я не возмущаюсь, когда мне говорят, что Ленин был немецким шпионом и доставлен в Россию накануне революции в опломбированном вагоне, шедшем через вражескую Германию. Я не возмущаюсь, когда говорят, что он был жесток и виновен в гибели миллионов русских. Я не против, если его похоронят на Волковском кладбище в Питере (Правда Мавзолей жалко, красивое культовое здание). Я даже не против, если его громадные и помпезные скульптуры уберут с главных площадей городов. Что, я против Ленина? Пожалуй, нет, я его все также считаю великим человеком, но ... Человеком-политиком весьма гибким (политика была и есть грязное дело), беспощадным к врагам революции (на его совести и его соратников определение кто враг, а кто друг) и искренне верящим в свое правое дело, чем сейчас не обладают наши политики. Время было страшное, бескомпромиссное, не нам о нем судить. Кроме того, я повзрослел, поостыл и узнал много нового (в основном негативного) о Ленине-политике. Он сделал свое дело и все в мире, если не кривить душой, считают Великую Октябрьскую Революцию великой великим событием в истории Человечества, которое изменило многие взгляды на устройство человечества и принесло (как не странно) много позитивного (посмотрите на завоевания трудящихся в капиталистических странах!)

 


 
        
© 2003 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения