Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Геосид
Остановиться, оглянуться

 e-mail:
  physics@tspu.tula.ru
        

 

СОДЕРЖАНИЕ

Приметы времени

Наша психология

Наше социалистическое прошлое

Сегодня

Смысл жизни

Вера и религия

Творчество, искусство, образование, культура

Наука, НТП

Политика

Позитивное

Человек

Гогики






ЧЕЛОВЕК

Иногда человеку надо давать полную свободу, чтобы он понял, что многие его желания, это химеры не требующие исполнения.

Читаю книгу Б.Сарнова "Пришествие капитана Лебедкина" (Случай с М.Зощенко). Книгу купил давно, но никак до нее руки не доходили. Жанр книги трудно определить, особенность ее в очень обширном цитировании многочисленных авторов и книг.
Тема?... Тему можно определить, как судьбу интеллигенции и ее микромира после крушения Старого мира. И все это крутится вокруг мира простого ("вульгарного", "мещанского" и т.п.) человека, показанного так подробно и пожалуй любовно и участливо в книгах М.Зощенко.
Тема старая, но вечная и поэтому всегда современная - приход нового на смену старого. И всегда на стыке этих времен паника у самой образованной части населения - достойно ли, выше ли, одухотвореннее ли это новое привычного старого? Не сметет ли оно истинные ценности уже ранее выстраданные человечеством. И всегда это время кажется концом света, гибелью самого главного, новое не симпатично, мерзко и непонятно. И возникают дурацкие вопросы типа, что важнее: - Мужчина или женщина?, Физики или лирики?, Цивилизация, или нетронутая никем природа (в том числе и человек)? и т.д. Появляются "гении", которые знают как жить и куда идти и ведут за собой. И народ идет, набивая вслед за ними шишки, но мудрая природа (всемирный разум?) все же вытаскивает народ из смуты и хаоса и как-то все устраивается и опять спокойно течет жизнь до новых потрясений, которые к счастью бывают не так уж часто.
Вот и Зощенко говорит о том, что старая жизнь ушла и не вернется никогда, есть новая объктивность - новый человек, новый язык, другое мышление. Что с того, что это не нравится интеллигенции, тем хуже для нее, ее время сочтено. Нынешнее время по духу очень похоже на те далекие 20-е. Правда, вместо спецов, кухарок, управляющих государством, неграмотных, вышедших из народа, писателей и поэтов, появились "новые русские" и многочисленные лавочники и "челноки" со своим "чудовищными" для современного интеллигента языком и взглядами на жизнь. Что ж, общий культурный уровень общества резко упал, не до культуры, но он неизбежно поднимется, правда новая планка вряд ли будет выше преждней.
Может такова судьба культуры - не обслуживать все общество ("массовая культура" не в счет), а быть принадлежностью узкого круга людей?
И все же о книге Б.Сарнова. Ведь когда читал ее был от нее в полном восторге, хотел о ней написать. Прошло время, остыл. Мораль - делай сразу то, что очень хочется, а не то перегоришь. Так вот, так сказать "сухой остаток":
Книга безусловно интересная и полезная, как источник знаний о человеке. Автору безусловно удалась первая часть, где он убедительно, привлекая авторитетнейших "свидетелей" всех времен и народов доказывает, что человек хуже животного, т.к. обладая чисто человеческими пороками он несет в мир обман, зависть, жадность, коварство, что в свою очередь приводит общество к многочисленным войнам с громадными жертвами, принесенными этим порокам. Правда, чуть позже, во второй и не самой удачной и убедительной части книги, автор пытается нам доказать, что речь идет о людях "без царя в голове", а точнее безбожниках. Мол в этой жизни человека от "человеческих" поступков, которые страшнее "зверинных" может удержать только вера в ВЕЧНОЕ, НЕПОКОЛЕБИМОЕ и РАЗУМНОЕ, управляющее миром. И никакая интеллигентность не спасет в трудную минуту ВЫБОРА, если человеку не в чем укрепиться. Вот так.

Не отпускает мысль, почему до сих пор нет единой науки о человеке, о здоровом человеке, о человеке, являющегося частью сложной биологической системы, о его взаимоотношениях с этой системой.
Есть медицина, где все органы "разобраны" различными специалистами для изучения их различных паталогий.
Есть психологи и психиатры, пытающие изучить и исцелить душу. Есть анатомия, физиология, цитология, гистология и пр. -логии, изучающие человека на разных уровнях...
Появилась валеология, пытающаяся выяснить, что такое здоровый человек. В наше время существует уже море книг о человеке, рассматривающие его с разных сторон, но нет объединяющей идеи, той затравки, которая позволила бы вырасти кристаллу новой науки о человеке.

Показанный на днях к/ф "Летние люди" ("Дачники" М.Горький) уже который раз вызвал в моей душе вопрос - а что такое русский характер, русский человек, русский менталитет? Почитайте Чехова, того же Горького, Л.Толстого, Г.Успенского, Гончарова, А.Пушкина и многих других.
Что мы видим в среде образованных русских людей? Какая-то вечная тоска по идеалу, недовольство собой, окружающими. Все время герои хотят куда-то уехать, бежать, но остаются на месте. Они казнят себя в том, что мало приносят пользы обществу, но ничего не предпринимают. Они стреляются, травятся и бросаются под поезд или спиваются. Они страстно любят лишь природу и не любят близких. Чаще всего они смиряются с жизнью, толстеют и жиреют от безделья и тихо и незаметно покидают этот мир не успев ничего совершить.
А был ли такой же "сплин" у наших крестьян? Сомневаюсь, ведь их постоянная задача - борьба с природой и хозяином за свое существование. Если они и умирали, то не от скуки, а от голода, непосильной работы, или просто от старости.

Жалко наших стариков. Стариков в нашей стране. Кто они обычно, люди после 70-ти? Никому ненужные (и себе тоже) как бы члены общества. И не дай бог, если такой старец (старушка) живет один, да еще выше третьего этажа в доме без лифта. Такие люди совсем беспомощны. А их старики (на Западе) к старости имеют приличные капиталы, собственное жилье, автомобиль и возможность объехать весь мир.

Человек, преодолевающий один и тот же путь, но с разными попутчиками, видит его по-разному:
С младенцем, везя его в коляске, он замечает, как на дороге много различных неровностей, луж и грязи;
С тем же младенцем, гуляя с ним за руку - как много на земле любопытного (глазами ребенка): собачих какашек, окурков, бутылочных осколков, камешков;
Со старым человеком - как много на дороге опасностей: ям на дорогах, где можно оступиться, тяжелых подъемов, машин;
Гуляя с собакой замечаешь, как много вокруг столбов и деревьев, которые надо исследовать и у которых надо отметиться;
Гуляя с любимой девушкой дороги не видишь, что-то неопределенное ощущается боковым зрением, а крупным планом - ее глаза, рот, волосы.
Так и в большой жизни, каждый видит в ней свое или по мере обстоятельств или в силу своего (или чужого) внушения: Бедные видят бедность и свою противоположность - богатство, богатые - обеспеченных людей и хорошую жизнь и не хотят замечать бедных, нытик - несчастья, оптимист - надежду. А жизнь многообразна - в ней есть и плохое и хорошее, и белое и черное и по большому счету она к нам просто равнодушна.

Множество человеческих миров, часто никогда не пересекающихся - артистический мир и мир воров, мир охотников и мир филателистов, мир детства и мир взрослых и пр. пр. У каждого мира свои обычаи, свой язык, свои привычки. Часто мы только воображаем, что что-то знаем об этих мирах, получая сведения из литературы и от СМИ.

В старости постараться следовать таким простым правилам:

1) Жить интересами и делами детей и внуков, но при этом не читать им нудных проповедей о жизни.
2) Пусть будет хоть какое-то хобби, это здорово скрашивает жизнь.
3) Заботиться о своем духовном и физическом здоровье. Интересоваться, радоваться жизни, купаться в ней. Больной и скучный ты ни кому не нужен.
4) Быть щедрым. Это гораздо интереснее, да и полезнее для тебя и других. Спешите делать добрые дела. Дарите подарки.
5) Не быть "серой мышью". Надо уважать себя, но не быть самоуверенным и высокомерным, и окружающие будут уважать тебя.
6) По мере возможности быть опрятным и аккуратным.

Всю жизнь не совершаешь каких-то благородных поступков, хотя различные жизненные ситуации предлагают их совершить - не поднимаешь пьяного на улице, не подаешь нищему, не шлешь деньги в благотворительные фонды, не борешься публично против войн (Афган, Чечня и т.д.), не вступаешься за избиваемого, когда его бьют трое "лбов", не спасаешь бездомных животных и т.п. Т.е. ведешь себя так, как ведет себя 99% нашего общества. Но ведь все время есть другие люди, которые совершают эти поступки не считая их "интеллигентскими слюнями" или "борьбой с ветряными мельницами" и не боясь, что они могут пострадать или их примут за сумасшедших. А тебе остается только утешаться тем, что ты все-таки порядочный человек, раз совесть мучает тебя за эти несовершенные поступки.

Сорвать зло на ближнем - естественно и физиологично, но вряд ли справедливо, т.к. ближним часто оказывается действительно близкий и дорогой вам человек.

Еще много лет назад я составлял для себя некие правила жизни. Сейчас я попытался найти их в своих тетрадях, но все напрасно. Помню только, что начинались они с правила 1. Чудес не бывает. Попробую их воспроизвести вновь.

1. Чудес не бывает.
2. Все ошибки и неудачи твои (сам дурак).
3. Надейся на себя и иногда на друзей.
4. Твои проблемы никому не интересны.
5. Жизнь прекрасна и удивительна, но к нам равнодушна.
6. Не позаботишься о себе сам, пеняй на себя.
7. Будь щедрым и веселым, ненависть и зависть убьет тебя.
8. Врать, обманывать, нарушать законы не выгодно.
9. Человек может очень многое, почти все, если не будет лениться.
10. Мало хотения, нужен труд и умение.
11. Не переживать, а действовать!
12. Старайся и из неприятностей извлечь пользу.
13. Язык твой - враг твой!
14. Не проси ничего, но если - твое, то требуй!
15. И все таки жизнь прекрасна и удивительна!

Банальность нашей жизни. Действительно, жизнь очень обыкновенна, привычна, банальна для миллионов и миллиардов жителей Земли. Независимо от того, где мы живем, мы все совершаем одни и те же поступки, болеем одними и теми же болезнями, переживаем одни и те же эмоции, нам на ум приходят одни и те же мысли. Более того, почти каждый из нас открывает истины, которые давным давно открыты другими людьми. Но жизнь идет и мы делаем свои ошибки. Человек за тысячи лет не изменился. Изменилась только сумма знаний, которыми он располагает. И применение этих знаний тоже очень банально - для улучшения условий жизни и для уничтожения себе подобных. Те же ученые, которые получают знания ради самих знаний, выглядят в глазах обывателя сумасшедшими или ими и являются. Открытия прошлого, ставшие откровением для современников, являются банальностями для их потомков.
Можно было бы предположить, что неповторимо искусство. Но! И искусство по сути своей, если оно не создано гением, банально. Действительно, возьмем сюжеты литературных произведений. Кто-то посчитал, что их не более десятка. Поэзия. Мысли, выражаемые ей, очень редко становятся подлинным открытием, все же главное в поэзии - это оригинальный способ изложения уже известных мыслей или явлений. И так везде...

Жаль наших российских мужиков - умирают рано. И необязательно это пропойцы. Недавно похоронили прекрасного человека, нашего родственника. Было ему 57 лет. Только на похороны его пришло более 100 человек. На нем держалось почти все в доме - дача, машина, гараж, заготовки, кухня, прием и развлечение гостей, грибы, ягоды и пр. Обаятельный, веселый, безотказный и обязательный человек. Конечно пил, в меру, конечно курил. Когда был помоложе, ездил летом "подхалтурить", заработал на машину. А потом: работа-дом-дача... Не выдержало такого темпа сердце, не справилось с нагрузками. Конечно его долго будут помнить и жалеть, но человека-то нет. Нет бы пожалеть чуть-чуть пораньше.

Не обольщайся и не надейся на то, что твои болезни и проблемы интересны твоим близким. Может быть они интересны специалистам (врачу, психоаналитику, адвокату ...), но не более. Правда, когда ваши проблемы будут явственно отражены на вашем лице, то они заинтересуют ваших близких, и они помогут вам, как смогут. Но если решение ваших проблем затянется, вы рискуете превратиться для своих близких в сильный отрицательный раздражитель.

Самое лучшее время жизни, это пожалуй возраст до 24. Нет еще серьезных жизненных проблем, ты здоров, молод, полон надежд и еще не потерпел серьезных жизненных поражений. А самое сложное время - годы от 45 до 60. Дети выросли, а большие дети - большие проблемы, родители стары и немощны и требуют ухода и сопереживания, начинают болеть и умирать родные, близкие люди и что ужасно, твои ровесники. Ты и сам уже имеешь великолепный букет болезней и порой с ужасом прислушиваешься к своим болячкам, особенно после очередной смерти хорошего знакомого. Порою, кажется, что невидимый страшный круг вокруг тебя сужается и несчастья, уже настигшие твоих знакомых вот-вот настигнут и тебя. Вся, главная жизнь, все лучшие годы с их счастьем и радостями остались позади и никогда не вернуться. Впереди скучная пенсионная жизнь, болезни, потери близких людей. Время мчится с неведомой ранее скоростью - только вчера кажется, был понедельник, а смотришь, уже пришла пятница. Только недавно началось лето, а вот уже осенние холода. Начинаешь ценить просто жизнь, природу вокруг, спокойные часы, понимание и дружбу, хорошие отношения.

У молодости есть три крупных недостатка, с которыми бессмысленно бороться как с ветряными мельницами, но полезно о них знать. Нередко эти недостатки проходят после того, как перестают играть гормоны в молодом организме, но поступки уже совершены. Вот эти недостатки:

1. Отсутствие опыта, а значит мудрости. Как известно, мудрый человек не попадает в ситуации, из которых умный выходит с честью. Этот недостаток преходящ, но, увы, не для всех.
2. Неумение и нежелание воспользоваться чужим опытом, чужой мудростью. Кажется, что сам разберешься и поступишь правильно, а часто и вовсе не думаешь о последствии своих поступков. Отсюда конфликты со старшими и особенно болезненно с родителями. Уже позже, в зрелом возрасте, понимаешь, как были правы родители, но, увы, уже ничего не исправишь.
3. Нетерпимость, торопливость в принятии решений, максимализм - Все или ничего. Позже, увы, понимаешь, надо быть скромнее в своих желаниях, реальнее оценивать свои возможности.

Тема, к которой я давно подбираюсь и никак не могу схватить. Известно, что движение - это жизнь. Но обычно под этим понимают физическое движение. А движение мысли, движение души, полет нашей фантазии? Пока человек осуществляет эти формы движения - он может по праву сказать, что он живет. Движение обычно ограничивается каким-то жизненным пространством. Чем больше это разрешенное пространство - тем богаче человек. Иные с рождения и до смерти обладают громадным пространством для движения, другие в нем ограничены на всю жизнь - инвалиды и недалекие люди. У громадного количества людей это пространство растет, расширяется с детства и до зрелости, а потом сужается, у кого быстрее, у кого медленнее до очень узкого.
Помните "Смерть Ивана Ильича" Л.Н.Толстого. Там очень здорово описано, как меняется жизненное пространство героя. Когда Иван Ильич заболел смертельной болезнью - его жизненное пространство очень быстро уменьшилось от размеров городка, где он жил, до кровати в комнате, где он вынужден умирать. А иным не хватает жизни для воплощения всех своих планов - их жизненное пространство почти не ограниченно (взять к примеру знаменитого Жак Ив Кусто). Другие, даже будучи физически здоровыt не знают куда себя деть, и не видят, не знают пространство вокруг себя.

Мы с женой вступили в пору жизни, которую можно было бы назвать "временем беспомощных родителей". Разговаривая со многими нашими ровесниками, у которых живы престарелые родители, мы выяснили, что почти все они встречаются с одними и теми же проблемами: переломом шейки бедра, уход за лежачими больными, борьба с пролежнями, проблема со временем, которое необходимо уделять родителям, со старческим маразмом, со старческими причудами и капризами.
Возникает вопрос, раз многие люди встречаются с такими трудностями, то наверное надо создавать консультационные центры, где помогут решить психологические, медицинские, юридические и иные проблемы, связанные с престарелыми родителями?!

Как не трудно это признавать, но кпд человека очень невелик, значительно меньше, чем у паровоза. Оглянись назад, находясь на вершине своих возможностей или, еще лучше, на закате своей жизни, и ты увидишь, что те дела, которые тебе казались когда-то самыми важными, оказались никому не нужными, ты увидишь, что действительно ценное, то, что пригодится другим людям еще лет десять-двадцать уместится в маленьком чемодане, или даже коробочке, а может его и вовсе нет...

Всегда чувствуешь вину перед нашими близкими, ушедшими недавно из жизни. Кажется, что чего-то им недодал, недолюбил, обидел чем-то, не узнал у них самого главного, чем-то обеднил их и свою жизнь, но увы, уже ничего не исправишь.

Какая основная разница между женщиной и мужчиной. А примерно такая, же, как между кошкой, приспособленной терпеливо выслеживать добычу и собакой, с лаем ее преследующую. Мужчине все время в жизни надо что-то новое и он всю жизнь стремится за ним, а женщина довольствуется хорошо устоявшимся старым и добротным.

Всегда поражает громадная жизненная сила матерей и особенно матерей-одиночек. В борьбе за жизненные блага своих детей они дадут 100 очков вперед каждому. Восхищает, а порой и пугает их пробивная сила - это танк, который нельзя остановить. Как у А.Чехова - Я слабая, беззащитная женщина и я не дам себя в обиду! У кого не в последнюю очередь появляются дачные домики на участках - у них, матерей-одиночек. Кто им помог? Брат, родители, хорошие знакомые. У кого ребенок занимается и музыкой и художественной гимнастикой и рисованием и пр.? У них же. Кому идет навстречу администрация в первую очередь, чтобы они везде успевали и получали более-менее приличную зарплату? Да, им же. И кто в первую очередь выбьет себе какие-то жизненные блага, если есть малейшая возможность для этого? Верно, они же.
А если речь идет о жизни детей, например сын-солдат попал в плен. Здесь матерям нет равных. Они дойдут хоть до самого черта и вытерпят любые лишения, чтобы выручить родных мальчишек. Мужчинам это не дано!

Женщины руководствуются эмоциями и интуицией, мужчины - разумом и расчетом. И если мужчине вдруг изменит разум и его поведет по жизни чувство, то это обычно расценивается его подругой, как измена.

В течение более двадцати лет, с тех пор, как я познакомился с руководителем нашего бегового кружка Романовым Л.Е., меня преследует одна и та же мысль - почему нет настоящей науки о Человеке, а вернее той ее части, которая касается его естественных возможностей оздоровления?
Да, знаю, читал, есть множество литературы на эту тему - Купер, Шелтон, Шаталова, Малахов, Амосов и пр. и пр. Но где тот человек, который сравнит эти методики, выберет самое рациональное, покажет достоинства и недостатки каждой и предложит некий "средний" путь к Здоровью, некую золотую середину. Такая наука должна быть практической, наверное, базироваться на Валеологии и включать в себя рекомендации по питанию, движению, самодиагностике, очищению организма, самолечению в тех случаях, когда эффективно используются естественные силы организма.
Сейчас модно учиться работе на компьютере, модно учить иностранные языки, модно заниматься в кружках спортивной и боевой борьбы. Может пора объявить моду на здоровье? Только человек средних лет может оценить те провалы в знании о себе, которые дают знать о себе в виде болезней. Пора организовывать курсы по изучению и разумной эксплуатации Себя любимого. На этих курсах обязательно должны быть такие разделы:

Основы анатомии

Основы физиологии

Основы рационального питания

Основы физической культуры

Самодиагностика

Возрастная физиология (особенно о пожилом возрасте)

Самолечение

Массаж, разные виды рефлексотерапии
Голодание и рациональная диетотерапия
Очищение организма, всех основных систем
Прочее

Сам себе психолог

Умение властвовать собой
Психология и физиология семейной жизни

И обязательно практика, обсуждение опыта, полученного энтузиастами этого дела, типичные ошибки и достижения на этом пути.

Встречая на улице давнего знакомого, которого не видел уже порядочное время, понимаешь про себя - как же я постарел за это время!

 

 
        
© 2003 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения