Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Геосид
Остановиться, оглянуться

 e-mail:
  physics@tspu.tula.ru
        

 

СОДЕРЖАНИЕ

Приметы времени

Наша психология

Наше социалистическое прошлое

Сегодня

Смысл жизни

Вера и религия

Творчество, искусство,
образование, культура

Наука, НТП

Политика

Позитивное

Человек

Гогики






НАША ПСИХОЛОГИЯ

Удивительна восприимчивость России к чужому. Тысячу лет назад была принята чужая, созданная на Востоке религия и теперь христианство - истинно русская религия. Век назад в Россию с Запада пришло чуждое нам учение о Коммунизме и стало настолько своим, что 70 лет мы были первой коммунистической страной, да еще создали вокруг себя лагерь. Какое новое учение нас захватит и изменит нашу судьбу? Капитализм, вряд ли. Для истории страны это уже не новинка, да и родился он у нас, а не был чужеродным явлением. Фермерство явно не прошло, приватизация? Похоже на грабеж и беззастенчивое воровство. Что дальше?

Хочу понять психологию убийцы, вообще убийства.
Ведь так страшно, противоестественно уничтожить что-то красивое, совершенное, созданное человеком или природой. Неважно, пусть это будет цветок, человек или город. Да, страшно нанести первый удар по красоте, и здесь для меня большая загадка. Но дальше мне кажется все понятно и просто. Красота переходит в свою противоположность - уродство и служит укором убийце. И теперь ее надо крушить и уничтожать до полного несходства с первоначальным видом жертвы. Первый залп по "Белому дому" наверное было совершить страшно. Наверное страшно было первый раз бомбить Грозный, а сейчас чего его жалеть, эти развалины

Еще недавно нашим героем была Личность, способная повести за собой народ и презренна толпа обывателей и мещан. "Если Родина прикажет быть героем, у нас героем становится любой". Сейчас наоборот: центр общества - обыватель, именно он гарант стабильности и зажиточности, и проклят Герой, ведущий к новым революциям, а значит жертвам, потрясениям и разрушениям.

Иногда человеку надо давать полную свободу, чтобы он понял, что многие его желания, это химеры не требующие исполнения.

В последние дни в прессе появился ряд публикаций об отношении рядового человека к насилию над преступниками, к гласности об этом, вообще к насилию. Катализатором к появлению таких публикаций явилась гибель принцессы Дианы и появление фотографии умирающей принцессы в ИНТЕРНЕТЕ, публичные казни преступников в Грозном, продающиеся открыто видеокассеты с записями реальных пыток над пленными в Чечне и боевых действий со всеми ужасающими подробностями, а также результаты опросов общественного мнения в Москве и Питере об ужесточении борьбы с преступностью путем применения публичных казней.
Что же можно обо всем этом сказать? Наш российский человек никак не мягче и не добрее "проклятых и диких чеченцев". Опросы в Москве и Питере выявили 40% одобряющих публичные казни преступников. Впрочем по стране известно уже немало случаев и самосудов над преступниками. Народ становится все более жестоким и это не на пользу обществу.
Кассеты с реальными ужасами свободно продаются на "Горбушке". И их покупают далеко не только чеченцы, пощекотать себе нервы непрочь немало россиян.

Показанный на днях к/ф "Летние люди" ("Дачники" М.Горький) уже который раз вызвал в моей душе вопрос - а что такое русский характер, русский человек, русский менталитет? Почитайте Чехова, того же Горького, Л.Толстого, Г.Успенского, Гончарова, А.Пушкина и многих других.
Что мы видим в среде образованных русских людей? Какая-то вечная тоска по идеалу, недовольство собой, окружающими. Все время герои хотят куда-то уехать, бежать, но остаются на месте. Они казнят себя в том, что мало приносят пользы обществу, но ничего не предпринимают. Они стреляются, травятся и бросаются под поезд или спиваются. Они страстно любят лишь природу и не любят близких. Чаще всего они смиряются с жизнью, толстеют и жиреют от безделья и тихо и незаметно покидают этот мир не успев ничего совершить.
А был ли такой же "сплин" у наших крестьян? Сомневаюсь, ведь их постоянная задача - борьба с природой и хозяином за свое существование. Если они и умирали, то не от скуки, а от голода, непосильной работы, или просто от старости.

Удивляет наша общая невосприимчивость, слепота к нынешней жизни в которой масса несуразностей, поразивших наверое-бы "свежего" человека. Например, вид нашего кинотеатра "Октябрь" - на фасаде Ленин призывающий к октябрьской революции на фоне "Авроры" и пролетарских лозунгов и тут же над входом "Ночной дискоклуб "Казанова", названный именем известного распутника, (об афишах современных фильмов умолчу), чуть подалее громадная реклама, где млеющая от удовольствия дива отпускает на свои плечики шикарную шубу. Да и как тут не вспомнить фразу из последних "Кукол" - Объявлять 7 Ноября Днем согласия все равно что объявлять день гибели "Титаника" днем морского флота.

Поражает рост все большего равнодушия общества к трагедиям нашего времени при все возрастающем количестве жертв этих трагедий:
августовский путч - погибло 3 человека, массовые похороны, фразы типа "Это непомерно большая цена за демократию";
октябрьские события в Москве - сотни погибших, умалчивание о количестве жертв, траура нет, покаяния нет;
наведение конституционного порядка - десятки тысяч погибших, разбитые села и города - раздражение в адрес журналистов, зачем "черните" армию, зачем показываете убитых и развалины, в обществе нет массового возмущения против войны. Что нас ожидает дальше?

Банальность нашей жизни. Действительно, жизнь очень обыкновенна, привычна, банальна для миллионов и миллиардов жителей Земли. Независимо от того, где мы живем, мы все совершаем одни и те же поступки, болеем одними и теми же болезнями, переживаем одни и те же эмоции, нам на ум приходят одни и те же мысли. Более того, почти каждый из нас открывает истины, которые давным давно открыты другими людьми. Но жизнь идет и мы делаем свои ошибки. Человек за тысячи лет не изменился. Изменилась только сумма знаний, которыми он располагает. И применение этих знаний тоже очень банально - для улучшения условий жизни и для уничтожения себе подобных. Те же ученые, которые получают знания ради самих знаний, выглядят в глазах обывателя сумасшедшими или ими и являются. Открытия прошлого, ставшие откровением для современников, являются банальностями для их потомков.
Можно было бы предположить, что неповторимо искусство. Но! И искусство по сути своей, если оно не создано гением, банально. Действительно, возьмем сюжеты литературных произведений. Кто-то посчитал, что их не более десятка. Поэзия. Мысли, выражаемые ей, очень редко становятся подлинным открытием, все же главное в поэзии - это оригинальный способ изложения уже известных мыслей или явлений. И так везде...

Вечное противоречие между трудом, создающим богатство, но отнимающим все свободное время и свободой без богатства. Бедные завидуют богатым, их безграничным возможностям; богатые иногда завидуют тем, кто не отягощен заботами связанными с капиталом - как его сохранить, как приумножить и почти не имеющими свободного времени для отдыха и главное с вечными думами о своем капитале, не дающими почувствовать себя действительно свободным человеком. Кто богаче - вольный цыган, имущество которого состоит из коня, кибитки и многочисленного семейства и перед которым открыты все просторы, или миллиардер в своем роскошном доме вынужденный подчиняться тысячам писанных и неписаных правил?

Когда-то нам говорили - Мы не рабы, рабы не мы. Увы! Мы рабы и еще долго ими останемся, особенно старшее и среднее поколение. Рабскую психологию в нас воспитал социализм, а те, кто считает, что освободился от нее, заблуждается - он бывший раб, вольноотпущенный раб, но от себя не уйдешь, не уйдешь и от своей рабской сущности. На особом положении наша молодежь, выросшая в новое время. Кто они? Свободные цивилизованные люди, или дикари - анархисты? Еще не понял. Впрочем, общественное мнение говорит, что половина нынешней молодежи - "пофигисты", а половина - оптимисты, считающие, что они, творцы своего счастья.
Почему мы плохо живем? Да все потому же. Раб не ценит и не любит себя, презирает свою жизнь, а чужую и подавно. Полюби ближнего, как самого себя, говорит Библия. Свободный человек живет для себя, своих близких, ценит свою жизнь, а значит, уважает и жизнь других. Рабу наплевать на обстановку вокруг себя, он гадит там, где живет - отсюда наши многочисленные свалки мусора у жилищ, отсюда наше неуважение к родным могилам (наши кладбища так унылы и безобразны), отсюда загаженность нашей речи матом. Мат - самые страшные проклятия (а что может быть страшнее проклятий в адрес матери?) не страшен рабу, ему все нипочем, а вот свободного человека он может задеть. Рабская психология и в уверенности в том, что хозяин (чиновник, начальство, мэр, президент, царь) должен обеспечить раба всем необходимым. Вольноотпущенный раб, читай - новый русский, вспоминая привычки хозяев, имея большие деньги, стремиться быть похожим на своего бывшего начальника - строить дворцы, посылать детей учиться за границу, надевать дорогие одежды. Но в душе то он еще долго будет рабом с дурными манерами.
Раб, даже вольноотпущенный, трус и боится начальства, и чувствует себя силой только в стае таких же рабов. Раб не бросится защищать другого человека, попавшего в беду, а будет спасать свою шкуру. "Моя хата с краю" - его любимая пословица. Обо всем этом и многих других свойствах современных рабов воспитанных социализмом, которых А. Зиновьев назвал гомосеками, хорошо описано в его книге "Зияющие высоты" и других.

 
        
© 2003 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения