Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого Факультет ТПЭ |
кафедра общетехнической подготовки им.Н.Демидова
Воропаев Е.Г. |
|||||||
гл.8 Электропривод и элементы систем автоматики | ||||||||
|
глава 1| глава 2| глава 3| глава 4| глава 5| глава 6| глава 7| глава 9| глава 10| глава 11| | |||||||
8.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 8.2. УРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА 8.3. ВЫБОР МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ |
8.1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯOпределение: Электропривод предназначен для приведения в движение различных машин и механизмов. Он состоят из электрического двигателя, аппаратуры управления и передаточных звеньев от двигателя к рабочей машине. Привод бывает групповым, индивидуальным и многодвигательным. В первом случае один двигатель приводит в движение несколько машин,
а во втором каждая машина снабжена своим двигателем. 8.2.УРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДАПри работе электропривода вращающий момент электродвигателя должен уравновешивать статический момент сопротивления рабочей машины, а также динамиче-ский момент, обусловленный инерцией движущихся масс. Уравнение моментов электропривода можно записать в виде: где М - вращающий момент электродвигателя; Динамический или инерционный момент, как известно из механики, равен:
где j - момент инерции движущихся масс, приведенный к валу двигателя,
кг/м Выражая угловую частоту вращения w через число оборотов n, получим: Уравнение моментов электропривода можно записать в другом виде:
Если n = const, то Мдин = 0, тогда М = Мс. 8.3.ВЫБОР МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯОт правильного выбора мощности электродвигателя зависят технико-экономические
показатели электропривода (себестоимость, габариты, экономичность, надежность
в эксплуатации и др.). где Рн - мощность выбираемого двигателя, Изменяющийся ток заменяют эквивалентным ему током Iэ, который за время одного цикла работы tц производит одинаковое, тепловое действие с током, изменяющимся ступенями. Тогда: а эквивалентный ток Учитывая, что мощность Р = Мw, электродвигатель можно выбирать также по эквивалентной мощности: При повторно-кратковременном режиме двигатель за период работы не успевает нагреться до установившейся температуры, а за время перерыва в работе не охлаждается до температуры окружающей среды (рис. 8.3.2 ). Для этого режима вводится понятие относительной продолжительности включения (ПВ). Она равна отношению суммы рабочего времени ко времени цикла tц, со-стоящего из времени работы и времени паузы tо: Чем больше ПВ, тем меньше номинальная мощность при, равных габаритах. Следовательно, двигатель, рассчитанный на работу в течение 25% времени цикла при номинальной мощности, нельзя оставлять под нагрузкой 60% времени цикла при той же мощности. Электродвигатели строятся для стандартных ПВ - 15, 25, 40, 60%, причем ПВ - 25%; принимается за номинальную. Двигатель рассчитывается на повторно кратковременный режим, если продолжительность цикла не превышает 10 мин. Если расчетные значения ПВ отличаются от стандартных, то при выборе мощности двигателя Рэ следует вносить поправку: 8.4.ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ И ЭЛЕМЕНТЫСамым простым и распространенным аппаратом для включения и отключения
электрических цепей является рубильник. Эту операцию выполняют контроллеры, которые различают на барабанные
и кулачковые (рис. 8.4.2 ). Вал контроллера снабжается фиксатором 1, обеспечивающим ему несколько
фиксированных положений. На изолированной плите 1 жестко укреплен неподвижный силовой контакт
2. На рычаге 3 шарнирно прикрепленном к плите имеется подвижный силовой
контакт 4. Для защиты электродвигателя от перегрузки в контактор монтируются два
тепловых реле (на две фазы). В этом случае контактор называется магнитным
пускателем. Пластинка одним концом жестко прикреплена к основанию прибора, а другим
упирается в защелку 2, которая под действием пружины 3 стремится повернуться
против часовой стрелки. Рядом с биметаллической пластинкой помещается
нагреватель 4, включаемый последовательно с двигателем. Когда по силовой
цепи потечет большой ток, то температура нагревателя повысится. Биметаллическая
пластина прогнется кверху и освободит защелку 2. Под действием пружины
3 защелка поворачивается и через изоляционную пластину 5 размыкает контакты
6 в цепи управления пускателем. Возврат реле возможен только после остывании
пластины 1. Он осуществляется нажатием кнопки 7. Существуют также и управляемые аппараты, защищающие электрооборудование
от перегрузок. К ним относится реле максимального тока (рис.
8.4.7 ). Нередко встречаются случаи, когда необходимо отключить электроустановку
от сети, если уровень напряжения достиг, значения меньше допустимого.
Для этой цели используется реле минимального напряжения. Его конструкция
напоминает любое электромагнитное реле, но срабатывание здесь происходит
при понижении намагниченности катушки и отпадания от нее якоря с контактной
системой.
Основным узлом реле является часовой механизм 2, запускаемый электромагнитной
системой 1. Катушка реле включается в силовую цепь и при ее срабатывании
часовой механизм вводится в действие. По истечении определенного отрезка
времени замкнутся контакты реле и электроустановка отключится от сети.
Реле позволяет осуществлять его настройку на различные режимы его работы. В герметизированной колбе, заполненной инертным газом, впаяны две или
три контактные пластины из пермалоя. Сами контакты (из золота или серебра)
находятся на свободных концах пластин. При приближении к геркону постоянного
магнита или катушки с током произойдет замыкание или размыкание контактов. 8.5.ПРИНЦИПЫ И СХЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ8.5.1. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯПринцип автоматического управления заключается в том, что без участия
человека осуществляется строгое и последовательное выполнение операций
по включению, отключению электрооборудования, а также соблюдение заданного
режима его работы. 8.5.2. СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯПриведем несколько часто встречающихся на практике схем управления
электродвигателями. Для реверсивного управления двигателем применяется схема с двумя магнитными
пускателями (рис. 8.5.2.2.). |
|||||||
Сайт ориентирован на работу в INTERNET EXPLORER 4.0 и выше. Разрешение 800х600 и больше ©, 2001, центр телекоммуникационных технологий webmaster: e-mail: physics@tspu.tula.ru |