Кафедра психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики была образована на факультете психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого 1 сентября 2013 г. путем слияния кафедр психологии управления, практической психологии и педагогики, детской психологии и дошкольного образования. В 2016 г. преподавательский состав кафедры пополнился преподавателями кафедры психологии и педагогики профессионального образования.  Заведующим кафедрой является доктор психологических наук, доцент Пазухина Светлана Вячеславовна. Актуальность создания кафедры психологии и педагогики связана с потребностью общества в психологически компетентных кадрах, психологах, педагогах-психологах, способных на высоком профессиональном уровне оказывать психологическую помощь, проводить психологическую диагностику, осуществлять просветительскую деятельность, консультирование, коррекцию, профилактическую и развивающую работу с различными группами населения по запросам физических и юридических лиц.

Цель деятельности кафедры – обеспечение качества профессиональной подготовки конкурентоспособных кадров в области психологии и педагогики.

Кафедра психологии и педагогики определяет задачи своей деятельности, исходя из приоритетных направлений развития вуза:

·         обеспечение качества университетского образования, позволяющего выпускнику педагогического университета быть конкурентоспособным на современном рынке труда в регионе и федеральном округе;

·         создание конкурентных преимуществ в регионе и федеральном округе за счет повышения научного и инновационного потенциала профессорско-преподавательского состава;

·         развитие инновационной активности и творческой инициативы преподавателей и обучающихся;

·         модернизация содержания и организации образовательного процесса с учетом современных тенденций развития науки, техники и образовательных технологий;

·         обеспечение личностно-ориентированного характера образования;

·         совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности преподавателей и обучающихся;

·         качественная разработка и реализация основных образовательных программ по направлениям и профилям подготовки бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, реализуемым кафедрой;

·         совершенствование системы оценки качества образования и образовательных результатов;

·         развитие форм проведения профориентационной работы;

·         реализация стратегии интернационализации высшего образования как одного из конкурентных преимуществ ТГПУ им. Л.Н. Толстого посредством осуществления медвузовского сотрудничества в составе создаваемых консорциумов зарубежных и российских вузов;

·         развитие системы воспитательной работы в соответствии с новыми требованиями, социокультурными условиями и показателями качества для обеспечения воспитания высоконравственного компетентного гражданина, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренного в духовных традициях многонационального народа России.


Перечень направлений подготовки, по которым кафедра психологии и педагогики является выпускающей:

аспирантура:

направление подготовки: 5.3 Психология; научная специальность 5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред;

направление подготовки: 5.8. Педагогика; научная специальность 5.8.7 Методология и технология профессионального образования;

магистратура:

·         направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль): «Психология управления в образовании»;

·         направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль): «Педагог-психолог»;

направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль): «Практическая психология и инжиниринг образовательной среды»;

бакалавриат:

·         направление подготовки 37.03.01 Психология, направленность (профиль): «Психологическая безопасность и здоровье»;

·         направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль): «Практическая психология в образовании»;

·         направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль): «Психология и педагогика дошкольного образования»);

специалитет:

·         специальность 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация № 3 «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних».

 

Реализация основных профессиональных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов на кафедре осуществляется высоко квалифицированными педагогическими кадрами. Это доктора и кандидаты психологических и педагогических наук, психологи-практики, специалисты в разных областях прикладной психологии и педагогики.

При разработке программ подготовки специалистов, бакалавров, магистров осуществляется учет запросов работодателей, реализуется ориентация на усиление практико-ориентированной составляющей профессиональной подготовки посредством заключения договоров о сотрудничестве, организации научно-методических семинаров, круглых столов, проведения анкетирования, привлечения работодателей и представителей профильных организаций к учебному процессу в качестве преподавателей и на ГИА в качестве членов государственной экзаменационной комиссии. Многие члены кафедры психологии и педагогики осуществляют профессиональную деятельность в психолого-педагогических классах г. Тулы и Тульской области в качестве преподавателей психологии.

Учебно-методическая работа преподавателей кафедры направлена на разработку и совершенствование содержания психологических и педагогических дисциплин, широкое внедрение инновационных технологий в учебный процесс. На занятиях применяются такие интерактивные методы обучения, как групповые дискуссии, мозговой штурм, деловые игры, сторителлинг и др. Практикуется решение психолого-педагогических задач, анализ конкретных ситуаций из школьной жизни, показ и обсуждение видеокейсов, составление портфолио и т.п. Традиционные вузовские формы организации занятий дополняются такими, как проблемно-проектные семинары, вебинары, семинары с применением информационно-коммуникационных технологий, интерактивные практикумы, лекции-визуализации, семинары-бенефисы и пр. Преподаватели осуществляют просветительскую деятельность от Всероссийского Общества «Знание» в Точке кипения ТГПУ им. Л.Н. Толстого и на образовательных площадках г. Тулы, проводят открытые лекции, мастер-классы, тренинги.

Кафедрой психологии и педагогики проводится большая работа по разработке учебно-методического обеспечения читаемых дисциплин. Так, за последние годы преподавателями кафедры были подготовлены и изданы следующие учебные и учебно-методические пособия:

Пазухина С.В., Гридчина Н.П. Профилактика насилия в обществе и семье. – М.: Русайнс, 2023. – 226 с.

Ежкова Н.С. Организация различных видов деятельности и общения детей: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. - Москва: Кнорус,2023 206 с.

Пазухина С.В., Маринова П.В. Психологические особенности развития разных типов мышления у современных подростков. – Москва: Русайнс, 2022. – 160 с.

Декина Е.В. Легендарное поколение ровесников: тематические уроки патриотической направленности для детей и молодежи: учебно-методическое пособие. - Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2020. 109 с.

Декина Е.В., Шалагинова К.С. Психология воспитания. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-методическое пособие. - Москва: РУСАЙНС, 2020. — 156 с.

Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие. - М: Юрайт, 2020. - 182 с.

Залыгаева С.А., Шалагинова К.С. Психология общения и речевые практики: лекционный материал, разработка семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельней работы: учебно-методическое пособие. - Москва: РУСАЙНС, 2021. — 130 с.

Карандеева А.В., Васина Ю.М. Дневник по производственной практике для студентов III курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования»: учебно-методическое пособие. - Тула: ООО «Кронэкс» 2020. – 37 с.

Куликова Т.И., Пазухина С.В. Классное руководство + еПриложение: Тесты: учебник. - М.: Кнорус, 2021. - 188 с.

Пазухина С.В. Выполнение выпускной квалификационной работы по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»: учебно-методическое пособие. - Тула: Имидж Принт, 2020. – 104 с.

Пазухина С.В., Декина Е.В., Проняева Н.А., Шалагинова К.С. Теории общей и специальной одаренности: разработки семинарско-практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов: учебно-методическое пособие. - М.: РУСАЙНС, 2021. — 178 с.

Пазухина С.В., Пономарева Т.М. и др. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. - М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 392 с.

Пазухина С.В., Федотенко И.Л., Филиппова С.А. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды: учебное пособие. - Москва: Русайнс, 2021. – 136 с.

Пазухина С.В., Филиппова С.А. Превентивные технологии защиты детей от вредной информации (Профессиональное образование) (2-е изд., пер. и доп.): учебное пособие. - Москва: Юрайт, 2020. – 194 с.

Филиппова С.А. Гендерная психология и педагогика: учебное пособие. - Тула: Имидж-Принт, 2021. – 108.

Шалагинова К.С. Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками. Часть 1. (лекционный курс), 2-е изд., доп. и перераб.: учебно-методическое пособие. - Москва: РУСАЙНС, 2020. — 98 с.

Шалагинова К.С. Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками. Часть 2. (Система заданий для самостоятельной работы), 2-е изд., доп. и перераб.: учебно-методическое пособие. - Москва: РУСАЙНС, 2020. — 172 с.

Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры включает в себя реализацию ряда направлений: выполнение исследований в рамках кафедральной темы «Психолого-педагогические условия, механизмы и технологии личностного развития субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации» и индивидуальных тем НИР; реализацию проектов по грантам; участие в научных конференциях разного уровня, семинарах, курсах повышения квалификации и др.

В течение последних лет преподаватели кафедры участвовали в реализации следующих финансируемых проектов:

- Государственное задание Минпросвещения России «Педагогическое обеспечение психологической безопасности образовательной среды в условиях новых вызовов и угроз (в рамках сотрудничества с Республикой Беларусь)» (науч. рук. – зав. кафедрой, д.пс.н., доцент Пазухина С.В.);

- Государственное задание на оказание государственных услуг (выполнения работ) по теме «Научно-методическое обеспечение интеграции билингвов в современную школу, психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка билингва, развитие семейного образования как одного из элементов общего образования билингвов – грант Министерства просвещения России (науч. рук. – декан, к.пс.н., доцент Степанова Н.А.);

- Подготовка добровольцев в семейной сфере «Семейный путь – КЛАССный путь» – грант правительства Тульской области на поддержку гражданских инициатив в сфере развития добровольчества (волонтерства) старше 35 лет в 2021 году) (науч. рук. – доц., к.пс.н., доцент Декина Е.В.);

- Подготовка добровольцев просветительской направленности по сопровождению мероприятий, посвященных проведению года Памяти и славы «Героическое поколение ровесников» – грант Правительства Тульской области (науч. рук. –к.пс.н.., доцент Декина Е.В.).

Традиционно кафедра психологии и педагогики выступает организатором Международной научно-практической конференции «Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития» и Региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, стажеров «Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону».

Ряд преподавателей кафедры являются членами редколлегий различных журналов:

Декина Е.В. –European Student Scientific Journal; Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник»; Старт в науке (научный журнал для школьников); Мир педагогики и психологии; Аспирант; Успех просвещения; Psychology and Behavioral Sciences;

Ежкова Н.С. – Дошкольник. Теория и практика обучения и воспитания (ВАК); Вестник Саратовского областного института развития образования; Мир педагогики и психологии; Вестник магистратуры; Russian Journal of Education and Psychology; Школа науки;

Залыгаева С.А. – Научные потенциал;

Куликова Т.И. –Студенческий электронный научный журнал «Время науки - The Times of Sience»; Научный электронный журнал «Академическая публицистика»; Международный научный журнал «Инновационная наука»; Научный электронный журнал «Матрица научного познания»; Международный научный журнал «Символ науки»; Международный научный электронный журнал «Педагогика и психология: вопросы теории и практики»; Электронный научный журнал «Международный студенческий научный Вестник» и др.

Пазухина С.В. – Педагогика и просвещение (ВАК); Психолог (ВАК, CrossRef, DOAJ); Психология и психотехника (ВАК); International Journal of Medicine and Psychology (ВАК); Современное образование (ВАК, CrossRef); Концепт (ВАК, CrossRef, ISI – Social Science Open Access Repository (SSOAR) и др.

Пронина Н.А. – Заметки ученого; Научный потенциал;

Федотенко И.Л. – Педагогика: Аз – Буки (WoS, Болгария); Russian Journal of Education and Psychology; Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология (ВАК Беларуси); Педагогика история и перспективы; Вестник образования (Гродно, Беларусь); Студент с особенностями развития. Седлице (ERIH, Польша); Педагогика (Болгария, г. София); Student nierelnosprawny (Польша, г. Седлице); Contemporary university education (Болгария, г. София).   

Шалагинова К.С. – Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник»; Вестник практической психологии образования; Аспирант; Научный потенциал; Успех просвещения; Ростовский научный вестник; Донской научный вестник.

Помимо этого, преподаватели кафедры являются членами таких организаций как:

·        Российская академия образования (РАО) - Пазухина С.В.;

·        Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» – Шалагинова К.С. (председатель регионального отделения), Декина Е.В., Залыгаева С.А., Куликова Т.И., Пазухина С.В., Панферова Е.В.;

·        Учредительный Совет Ассоциации профессоров славянских стран – Федотенко И.Л.;

·        Научная общественная организация «Профессиональная наука» – Шалагинова К.С.;

·        Академия имиджелогии – Селезнева Ю.А.

Большая работа на кафедре проводится в плане развития научно-исследовательской работы студентов. Преподаватели имеют большой опыт руководства проектными и выпускными квалификационными работами, многие из которых являются победителями различных конкурсов. Традиционно организуется осуществляется участие студентов в факультетских и общеуниверситетских олимпиадах по психологии и педагогике. Студенты под руководством преподавателей готовят научные сообщения; выступают на студенческих конференциях и форумах, в том числе на ежегодно проводимой кафедрой Региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону»; публикуют статьи по результатам исследований; используют результаты исследований при подготовке конкурсных проектов. Ежегодно студенты участвуют во Всероссийских конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу и по результатам конкурсов награждаются дипломами.

Студенты факультета психологии принимают участие в следующих студенческих научных мероприятиях:

- Ежегодной Зимней психологической школе (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула),

- Международном конкурсе научно-исследовательских работ студентов по психологии «Донецкие зори» (Донецкий национальный университет, ДНР),

- Межвузовском (с международным участием) конкурсе научно-исследовательских работ студентов «Научный потенциал» (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула) и др.

Наши выпускники успешно работают в раз личных сферах:

·        образование и наука: образовательные учреждения основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования; научно-исследовательские институты и лаборатории;

·        социальное обслуживание: центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи; реабилитационные центры; центры психолого-медико-социального сопровождения; социально-реабилитационные центры, психолого-медико-социальные комиссии; учреждения медицинской и социальной направленности и др.;

·        связь, информационные и коммуникационные технологии: учреждения, обеспечивающие психологическое сопровождение информационно-коммуникационного пространства и психологическую безопасность информационной среды, включая интернет-контент и средства массовой информации;

·        обеспечение безопасности: Правоохранительные органы и органы юстиции, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, структуры МЧС и силовые структуры;

·        сервис, оказание услуг населению: Психологические центры, кадровые агентства, психологические службы Белого дома и иных административных структур, организации, предоставляющие персональные психологические услуги (индивидуальное психологическое консультирование и сопровождение лиц, нуждающихся в психологической помощи);

·        сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности: бизнес структуры, предприятия, банковская сфера и др.