ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Общеуниверситетская кафедра педагогики является ведущей кафедрой Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, учебно-научным подразделением, задачами которого является организация и проведение на высоком научном уровне учебной и методической работы по педагогическим дисциплинам, курсам по выбору, проведение воспитательной работы со студентами, выполнение научных исследований, а также подготовка научно-педагогических и научных кадров.
На кафедре в настоящее время работают 11 преподавателей. Из них 2 доктора наук, в том числе 1 академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ; 7 кандидатов педагогических наук, 1 старший преподаватель, 1 ассистент.
Контакты:
г.Тула, пр. Ленина, 125, учебный корпус № 2, 3 этаж, аудитория №84,
телефон: + 7 (4872) 65 78 13, e-mail: kp@tsput.ru.
Режим работы: ежедневно с 8.40 до 17.00 (кроме субботы и воскресенья).
Кафедра педагогики реализует следующие учебные дисциплины академического и прикладного бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование:
- «Педагогика» (разделы: «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Управление образовательными системами»);
- «Исследовательская деятельность педагога в современном образовательном процессе»;
- «Проектирование в профессиональной деятельности педагога»;
- «Разные дети: как с ними работать?»;
- «По дорогам творчества: развитие творческого потенциала школьников».
На кафедре педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого действует две программы магистратуры по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Педагогика высшей школы» (очная форма обучения) и по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Превентивная педагогика» (заочная форма обучения).
Руководитель программ магистратуры – заведующий кафедрой педагогики, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор А.А. Орлов.
Основное назначение магистратуры «Педагогика высшей школы» – подготовка высококвалифицированных преподавателей вузов, учреждений среднего профессионального образования, учителей общеобразовательных школ. Миссия данной магистерской программы: создать условия для развития познавательного, личностного и социального потенциала студентов. Обучение по данной магистерской программе предполагает психолого-педагогическую подготовку как в области общей педагогики, что необходимо для учителей школы, стремящихся получить высшую квалификационную категорию, так и подготовку в области педагогики высшей школы, открывающую для выпускников нашей магистратуры перспективы работы в высшем учебном заведении. Обучение в магистратуре «Педагогика высшей школы» позволяет ее выпускнику преподавать в вузе не только педагогику, но и базовую дисциплину, по которой он обучался в бакалавриате или специалитете. Особое внимание уделяется методологической подготовке будущих преподавателей-исследователей при подготовке магистерской диссертации. Это дает возможность выпускникам магистратуры обучаться в аспирантуре на кафедре педагогики.
Основное назначение программы магистратуры «Превентивная педагогика» – подготовка обучающихся к педагогически грамотному взаимодействию с ребенком, к предупреждению различных проблем современной школы, профилактике рисков, конфликтов, педагогических ошибок. Миссия данной программы – формирование у обучающихся понимания уникальности каждого ребенка, его неповторимой натуры, возможных проблем различного характера (социального, личностного, соматического) и осмысления основных стратегий взаимодействия с ребенком с целью предупреждения и преодоления его проблем. Обучение по данной магистерской программе предполагает вооружение учителя диагностическим инструментарием, позволяющим изучать индивидуальные особенности ребенка, отслеживать его личностное развитие; формирование у педагога умения интерпретировать педагогическую ситуацию, понимать смысл взаимодействия с ребенком, другими субъектами образовательного процесса; формирование у учителя опыта проектирования и реализации эффективных стратегий педагогического взаимодействия на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей личности, построения образовательного процесса с учетом особенностей одаренных и трудных детей; подготовку учителя к адаптации педагогических средств к специфике образовательной ситуации в целях профилактики отклоняющегося поведения; подготовка педагога к предупреждению ошибок в профессиональной деятельности, рисков профессиональных деструкций.
Для магистрантов кафедры есть возможность непосредственного общения с учеными-педагогами в рамках научных конференций. Магистранты принимают участие в ежегодной Герценовской педагогической олимпиаде магистрантов «Эврика: научный поиск», проводимой РГПУ им. А.И. Герцена.
Учебные дисциплины программы магистратуры по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Педагогика высшей школы», реализуемые кафедрой педагогики:
- «Современные проблемы науки и образования»;
- «Методология и методы научного исследования»;
- «Инновационные процессы в образовании»;
- «Педагогическая инноватика»;
- «Компетентностный подход как основа проектирования содержания высшего профессионального образования»;
- «Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании»;
- «Развитие субъектности студентов в процессе организации самостоятельной работы»;
- «Современная система оценивания результатов образовательного процесса в высшей школе»;
- «Педагогика высшей школы»;
- «Система воспитательной работы в современном вузе»;
- «Педагогическое взаимодействие в дистанционном образовании»;
- «Развитие индивидуального стиля профессионального мышления на основе работы с научно-педагогическими текстами»;
- «Особенности современного профессионально-педагогического мышления»;
- «Педагогика понимания»;
- «Развитие профессиональной рефлексии у будущих педагогов».
Учебные дисциплины программы магистратуры по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Превентивная педагогика», реализуемые кафедрой педагогики:
- «Современные проблемы науки и образования»;
- «Методология и методы научного исследования»;
- «Педагогика понимания»;
- «Мониторинг учебных достижений учащихся»;
- «Реализация индивидуального подхода в современном образовательном процессе»;
- «Инклюзивное образование: пути реализации»;
- «Трудности и риски в работе современного учителя»;
- «Педагогическая конфликтология»;
- «Педагогическая инноватика»;
- «Инновационные процессы в образовании»;
- «Учитель и родители в образовании Человека: вместе или порознь»;
- «Основы взаимодействия участников образовательного процесса»;
- «Детская одаренность: пути сохранения и развития»;
- «Технологии работы с талантливыми детьми»;
- «Педагогическое взаимодействие в дистанционном образовании».