Научно-исследовательская работа

В 2006 году на кафедре педагогики под руководством А.А. Орлова при финансовой поддержке РГНФ проведено научное исследование на тему «Становление профессионального мышления студентов педагогического вуза как ценности». По результатам исследования издана монография профессора А.А. Орлова «Профессиональное мышление учителя как ценность», опубликованы 3 межвузовских сборника научных трудов «Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога». Материалы исследования легли в основу модернизации содержания и технологий изучения педагогических дисциплин.

В 2007 году исследовательскому коллективу кафедры педагогики (А.А. Орлов, Н.В. Брызжева, С.А. Воронина, Л.М. Истлентьева, Т.М. Пономарева) присуждена Премия Тульской области в сфере науки имени К.Д. Ушинского за работу «Модель становления профессионального мышления студентов педагогического вуза как ценности».

В 2008-2010 г.г. при финансовой поддержке РГНФ кафедра работала над темой «Проектирование системы самостоятельной работы студентов педвуза, ориентированной на формирование их профессиональной компетентности». Результаты исследований опубликованы в 3 межвузовских сборниках научных трудов «Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода», а также во всероссийских научных журналах.

Начиная с 2010 г., исследования кафедры педагогики осуществлялись в рамках научной темы «Теоретико-методологические основы отбора содержания и технологий изучения педагогических дисциплин в контексте ФГОС 3-го поколения».

Разработанные рабочие программы по дисциплинам кафедры, а также Основная образовательная программа магистратуры «Педагогика высшей школы» направления «Педагогическое образование» имеют научное обоснование. В 2011 году на кафедре изданы 2 монографии:

1.Орлов, А.А. Развитие профессионального мышления будущего учителя в вузе: монография / А.А. Орлов. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 230 с. ISBN 978-985-515-392-5.

2. Ромашина, Е.Ю. Школьный учебник в России XVIII - начала XX века: теоретический и историко-педагогический анализ: монография / Е.Ю. Ромашина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 186 с. ISBN 978-5-87954-552-4 В 2012 году издана коллективная монография «Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании» (под редакцией А.А. Орлова и В.В. Грачева).

Магистранты кафедры педагогики постоянно принимают участие в олимпиадах различного уровня. В 2014 г. магистранты 1 и 2 курсов стали призерами и победителями в номинациях Открытой Олимпиады «Эврика: научный поиск» (РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) и III Международной командной педагогической олимпиады-универсиады (МГУ им. М.В. Ломоносова):

1) Р. Бурцева, Е. Галкина, А. Костюченко, О. Култыгина, Е. Курбасова, В. Панина получили диплом второй степени за победу во II туре олимпиады магистрантов; Г. Нозадзе - диплом 2 степени победителя в конкурсе эссе; О. Култыгина – диплом в номинации «За творчество и оригинальность» (РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург);

2) Р. Бурцева, Е. Галкина, А. Костюченко, О. Култыгина, Е. Курбасова, В. Панина стали лауреатами 3-й Международной командной педагогической олимпиады-универсиады (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва).

В 2016 году магистранты кафедры педагогики также показали высокие результаты, приняв участие в традиционной  Герценовской педагогической олимпиаде магистрантов «Эврика: научный поиск – 2016»: в индивидуальном заочном туре магистрант 1 курса Е.Н. Минеева и магистранты 2 курса А.А. Болотский, Е.М. Дубинина, М.Н. Федотова получили дипломы третьей степени. В очном туре команда ТГПУ им. Л.Н. Толстого заняла первое место.

В 2017 году магистранты 2 курса, принимая участие в Герценовской педагогической олимпиаде «Эврика. Научный поиск», продолжили славные традиции: Е.А. Лозгачева получила диплом второй степени; М.Д. Панкова – диплом второй степени и диплом победителя в номинации «Научно-педагогическая дискуссия»; Н.А. Шекова - диплом победителя в номинации «Эссе «Роль магистратуры в системе высшего профессионального образования»». В командных соревнованиях магистранты кафедры Е.А. Лозгачева, М.Н. Башкатова, К.Н. Никишина, М.Д. Панкова и Н.А. Шекова получили диплом победителя в номинации «Научно-педагогическое исследование».

На кафедре работает аспирантура и докторантура. Ежемесячный аспирантский семинар, возглавляемый А.А. Орловым, позволяет молодым исследователям совершенствовать собственную методологическую культуру, определиться с направлением исследовательской деятельности, получить опыт публичных выступлений.

В 2009 году аспиранты и соискатели кафедры защитили 4 кандидатские диссертации, в 2010 г. – 2 диссертации, в 2012 г. – 2 диссертации, в 2018 г. – 1 диссертацию. Под руководством д.п.н., проф. А.А. Орлова работу над кандидатскими диссертациями ведут 2 преподавателя кафедры; 1 аспирант выполняет свое исследование под руководством д.п.н., проф. Е.Ю. Ромашиной.

Начиная с 2009 г. аспиранты кафедры принимают активное участие в научной олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам в РГПУ им. А.И. Герцена, завоевывая призовые места:

•  в 2011 году А.А. Извольская стала абсолютным победителем Олимпиады;

•  в 2012 году А.С. Самойлов стал абсолютным победителем Олимпиады, К.В. Екимова получила диплом победителя второй степени.

С февраля 2014 года по декабрь 2016 года на кафедре функционировала научно-исследовательская лаборатория ТГПУ им. Л.Н. Толстого «Проектирование системы оценивания  результатов образовательного процесса». Были изданы:

1) монографии:

- Орлов, А.А., Орлова, Л.А., Пазухина, С.В., Туревский, И.М., Якушин, А.В., Чукаев, О.В., Самойлов, А.С., Пономарева, Т.М. Оценивание новых результатов образовательного процесса в вузе в контексте компетентностного подхода / Под ред. А.А. Орлова. - Тула: Тульский полиграфист;

- Орлов, А.А., Алексеева, Е.Ю., Екимова, К.В., Ешкина, Н.И., Пазухина, С.В., Пономарева, Т.М., Самойлов, А.С., Чукаев, О.В., Якушин, А.В. Методология исследования механизмов оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе / Под ред. А.А. Орлова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого;

- Орлов, А.А., Пономарева, Т.М., Чукаев, О.В., Пазухина, С.В. Исследование механизмов оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе / Науч. ред. А.А. Орлов. - Москва; Берлин: Директ-Медиа;

2) учебно-методические пособия:

- Механизмы оценивания результатов образовательного процесса в вузе в контексте компетентностного подхода / Под ред. А.А. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого;

- Орлов, А.А.,  Пазухина, С.В., Пономарева, Т.М., Чукаев, О.В. Технологии  оценивания результатов образовательного процесса в вузе в контексте компетентностного подхода / Науч. ред. А.А. Орлов. - Тула: Тульский полиграфист.

В 2016 году в научной жизни кафедры и университета произошло знаменательное событие: заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, профессор Александр Андреевич Орлов был избран академиком Российской Академии Образования.

С 2016 года по настоящее время кафедра под руководством А.А. Орлова работает над новой научной темой - «Профессионально-личностное становление студента как субъекта познавательной деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе». Исследования преподавателей связаны с научным обоснованием и опытно-экспериментальной проработкой модели образовательного процесса кафедры, ориентированного на становление субъектной познавательной позиции студента.

С 2015/2016 учебного года на кафедре разрабатывалась Основная образовательная программа магистратуры «Превентивная педагогика», предназначенная для обучения педагогов-практиков школ г. Тулы и Тульской области. Сегодня преподавателями кафедры ведется работа в рамках исследовательской проблемы, предполагающей научное обоснование и опытно-экспериментальную проверку концепции, содержания и технологий реализации данной магистерской программы: «Научно-методическое сопровождение реализации магистерской программы «Превентивная педагогика»».

На кафедре педагогики ежеквартально проводятся научные семинары, позволяющие преподавателям скорректировать маршруты собственной научной деятельности. 


 
Система Orphus