МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

  1. Методические рекомендации по составлению планов
  2. Методические рекомендации по конспектированию
  3. Методические рекомендации по тезированию
  4. Методические рекомендации по реферированию
  5. Методические рекомендации по работе с текстом
  6. Методические рекомендации по организации и культуре чтения
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ

План — это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения». Примером плана к книге (правда, очень общего, отмечающего лишь узловые разделы) является обычное оглавление. Проглядывая его, не читая самой книги, можно получить представление об ее содержании и схеме построения. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги.

По форме членения и записывания планы могут быть подразделены на простые и сложные. Сложный план, в отличие от простого, имеет к части или ко всем основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание основных. План может быть записан в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений. Это план-схема.

Удачно составленный план прочитанной книги говорит в конечном итоге об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его, наряду с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму записи:

  1. Самая короткая запись. Именно благодаря этому план легко, переделывая, совершенствовать как по существу, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.
  2. Нагляден и обозрим. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последовательность изложения материала.
  3. Обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения. В этой записи есть уже элементы обобщения, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах.
  4. Восстанавливает в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной проработке материала.
    План, составляемый к крупным произведениям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени перед возобновлением работы воспроизвести в памяти прочитанное ранее. При этом напоминает лишь самое главное, существенное, если, конечно, читатель хорошо овладел материалом.
  5. Помогает составлению записей. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно составить и другие, уже более подробные и обстоятельные записи — конспекты, тезисы, рефераты. С помощью плана составлять их проще. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданию конспекта или тезисов. Путем составления, например, подробного плана к конспекту можно легко и быстро выявить повторения и непоследовательность в изложении текста, улучшить запись, сделав ее логически четкой и последовательной.

Вдумчивое чтение всегда сопровождается составлением — в уме или на бумаге — плана, отражающего содержание, его логику и последовательность. Отсюда вывод: чем лучше читатель озаглавливает содержание, тем продуктивнее он читает, облегчая себе при этом анализ и запоминание текста.

План помогает активно читать источник, и нет смысла откладывать его составление до повторного чтения, как иногда советуют. Это ухудшило бы первоначальное восприятие материала и необоснованно отодвинуло бы во времени составление записи. Поэтому в отличие от конспектов и тезисов, которые действительно есть смысл делать только после полного прочтения материала и хорошего с ним ознакомления, пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, под первым впечатлением.

Потом, в дальнейшей работе план может исправляться и уточняться. Если в формулировке какого-нибудь пункта и будет допущена неточность, ее легко устранить, так как формулировка пункта предельно кратка. При этом само исправление уточнит первоначальное восприятие. Иногда полезно составить не один, а несколько вариантов плана или отдельных его частей, особенно при новых обращениях к источнику.

Подзаголовки книги и оправданное содержанием деление текста на абзацы облегчают создание плана. Однако часто, составляя план книги (особенно когда он предназначен для последующей разработки тезисов), студенты не обращают внимания на подзаголовки, членящие текст, а тем более на абзацы. В этом случае стараются оценить высказывания автора по существу и отобразить их в плане, причем последовательность его пунктов не обязательно должна совпадать с порядком изложения содержания в оригинале, поэтому, в частности, полезно рядом с пунктами плана писать номера страниц относящегося к ним текста.

Составляя сложный план, объединяют часть пунктов под одним заглавием или, наоборот, детализируют некоторые пункты, разбивая их на более мелкие. Другими словами, возможны два способа работы:

  1. Составляют подробнейший простой план, а далее преобразуют его в сложный, группируя части пунктов под общими для них заголовками (основными пунктами сложного плана).
  2. Составляют краткий простой план и затем, вновь читая текст, пишут сложный, подыскивая детализирующие пункты. Этот путь, требующий больших затрат времени, приемлем лишь при продолжительной, заранее запланированной работе над фундаментальным произведением.

В общем же случае, как мы уже отметили, целесообразно составлять подробный, детальный план к тексту книги при первом же ее чтении. Такой план превратить в сложный, объединяя пункты, выбрасывая мелкие, куда легче, чем вновь обращаться к тексту книги, фактически вторично работая над планом и с текстом.

Чтобы избежать нерационального переписывания, главные заголовки сложного плана выделяют из подробного простого, подчеркивая часть пунктов. Если сделать этого нельзя, заголовки выписывают в отдельные графы (тем самым как бы вписывают между простыми пунктами). При уплотненной записи заголовки приходится выносить на поля и отсылать стрелкой к нужному месту. Вот почему опытные студенты стараются писать планы с большими интервалами между пунктами и с достаточными для дополнений полями.

Однако у этой формы работы с текстом есть и свои недостатки. План говорит лишь, о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. не передает фактического содержания, а лишь скупо упоминает о нем, о схеме его расположения. Отсюда вывод: планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст вскоре после составления плана. Лишь в этих случаях не потребуется вновь обращаться к источнику.

Когда же план как форма записи не может выполнить тех задач, которые стоят перед читателем, приходят на помощь другие виды записей: конспекты, тезисы, рефераты.



2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНСПЕКТИРОВАНИЮ

Основное требование к конспекту отражено уже в его определении — «систематическая, логически связная запись, отражающая суть текста». Это одно из основных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Поэтому нельзя поставить знак «равно» между набором выписок по изучаемому тексту и его конспектом. Конспект – универсальный документ, понятный не только его автору, но и другим. По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.

На страницах конспекта может быть отражено отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы после, при использовании своей записи, легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, читательское понимание вопроса.

Не следует забывать, что иногда даже ценное дополнение, внесенное в текст записи, при невдумчивом отношении к нему или при неудачной форме его подачи, может привести к недоразумению.

Конспекты можно условно подразделить на несколько видов. Прежде чем начать конспектировать, уясните особенности и отличия разных видов конспектов:

а) план-конспект – готовится с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника.

Как вариант плана-конспекта составляется схематический план-конспект, т. е. схема, отражающая логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений с необходимыми пояснениями.

Этапы работы:

  1. Составьте план прочитанного текста.
  2. Передайте суть каждого пункта плана кратко и доказательно – в виде текста или схемы.
  3. Запишите план (схему) с пояснениями.

б) вопросно-ответный конспект – один из самых простых видов план-конспекта. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, даются точные ответы.

Этапы работы:

  1. Составьте план прочитанного текста.
  2. Сформулируйте каждый пункт плана в виде вопроса.
  3. Запишите ответы на поставленные вопросы.

в) тезисный конспект - сжатый в форме коротких тезисов пересказ прочитанного или услышанного. Такой конспект краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

Этапы работы:

  1. Составьте план прочитанного текста.
  2. Сформулируйте кратко и доказательно каждый пункт плана в виде тезиса, выберите разумную и эффективную форму записи.
  3. Запишите тезис.

г) цитатный конспект - конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат. При этом цитаты должны быть связаны друг с другом цепью логических переходов.

Такой конспект — прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Он поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу — свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Иногда студент так увлекается выписками цитат, что теряет суть анализируемого текста. Часто цитатный конспект служит только иллюстрацией к изучаемой теме.

Этапы работы:

  1. Прочитайте текст, отметьте в нём основное содержание, главные мысли, выделите те цитаты, которые войдут в конспект.
  2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпишите их в тетрадь.
  3. Прочтите написанный текст, сверьте его с оригиналом.
  4. Сделайте общий вывод.

д) скоростной конспект – конспект с применением следующих приемов скоростного конспектирования:

  1. Ранжирование. Многим известны приемы ранжирования пространственной записи:
    1. Выделение абзацев.
    2. Специальная система отступов, больше известная как «лесенка»: отступы разной величины от начала строки и их автономная нумерация в следующей последовательности:
      • римские цифры I, II, III, …
      • арабские цифры 1, 2, 3, …
      • заглавные буквы латинского алфавита A, B, C, D …
      • прописные буквы кириллицы а, б, в, г, ...
    3. Выделение формул отдельной строкой и т.д.
  2. Рубрикация (выделение цветом). Как это ни странно, но писать конспект с использованием нескольких цветов не только не медленнее, но в ряде случаев даже быстрее и легче, чем писать одним цветом. Древние переписчики книг поняли это, наверное, первыми. Именно они в своих рукописных книгах новую главу начинали с красной, то есть красивой строки. Кроме того, первая буква ими зачастую художественно вырисовывалась цветными чернилами. Особенно красиво это выглядело на фоне незначительного отступления от края строки. Уже в более поздние времена этот прием и получил название – рубрикация.

    Разноцветно оформленные рубрики в выделенных информационных массивах не только привлекают внимание автора конспекта, но и акцентируют его внимание на соответствующей только этому цвету специфической информации. Вполне закономерно будет ввести при конспектировании не только красную, но и зеленую, синюю и оранжевую нити. Например, формулировки теорем можно выделять красным цветом, определения - зеленым, а комментарии и примеры – синим и т.д. Ранжируя, таким образом, свой конспект, студент пропустит информацию через свой смысловой фильтр, еще до того как применит для записи соответствующий цвет. Тем самым он установит для себя уровень содержательной значимости информации, которую предполагается зафиксировать в конспекте. Таким образом, происходит автоматическое установление взаимосвязи между различными по смысловой значимости отрезками конспекта.

    В последующем, читая конспект только по выделенным красным или зеленым фрагментам текста, студент получает тематически выборочную информацию. Такое чтение не распыляет, но акцентирует его внимание на требуемой информации. Это позволяет легче увидеть взаимосвязь и воспроизвести ее (даже ассоциативно) между разными, по смысловой значимости и тематической направленности, отрезками текста. В книгах для подобных целей используют смену шрифта: жирность, курсив, другую гарнитуру или кегль. Эти графические различия, позволяют акцентировать авторам смысловую значимость отрезков текста, а также систематизировать их тематическую направленность.

  3. Сокращения. Большинство первокурсников считают, что секрет удачного конспектирования - в сокращении объема информации. И начинают писать, например, вместо "делать" - "д-ть", вместо "естественный" - "ес-ый" и т.д. Конспект, состоящий из таких сокращений, не так просто прочитать потом. Вместо того, чтобы готовиться к экзамену по конспекту, вы будете тратить время на его расшифровку.

    Лучше всего сокращать, оставляя корень слова, а слова, состоящие из пяти-семи букв, вообще не сокращать. Иногда время, потраченное на обдумывание, как сократить слово, превышает время его полного написания. Можно сокращать любые часто встречающееся названия, например, "Великая Отечественная Война", будет выглядеть, как: "ВОВ". Также удобно сократить часто встречающееся имена, например, иногда в газетах пишут не "Владимир Владимирович Путин", а "ВВП".

  4. Гипераббревиатура. Здесь вместо целого слова используется начальная буква, обведенная кружочком.

    Вот, например, как может выглядеть фраза «Педагогические знания – основа педагогической подготовки будущего учителя» с использованием гипераббревиатуры. Вместо слова «педагогический, педагогическая» мы используем букву "П", заключенную в кружок.

  5. Кванторизация – разновидность гипераббревиатуры, при которой используется переворот начальной буквы слова.
  6. Пиктография – использование рисунков, линий. Вот так, например, могут выглядеть сокращения часто встречающееся окончаний – в словах "значение", "движение", "течение" и прочих подобных мы можем использовать стенографический прием:
  7. Иероглифика – использование значков, символов. Считается, что легче конспектировать технический текст, так как в точных науках существует множество общепринятых символов и знаков. Но символы и знаки точных наук, можно использовать для конспекта на любую тему.
  8. Переработка фразы. Это самый эффективный, но трудно осваиваемый приемы. Он включает: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги), приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста и макроконтекста.

    В предлагаемом ниже фрагменте взяты в рамочку слова, которые можно просто опустить, двумя чертами подчеркнуты слова, легко восстанавливаемые по контексту, одной чертой — часто встречающиеся термины, которые нуждаются в замене специальными обозначениями-сокращениями (если для них нет общепринятых сокращений), а пунктиром — словосочетания, которые можно сформулировать более кратко:

    После применения уже известных нам приемов скоростного конспектирования получится:

    В итоге получаем краткий, но информационно полный конспект (разумеется, это не единственный возможный вариант). В нем удалено то, что не несет смысловой нагрузки, а также то, что легко восстановимо по контексту. Использована гипераббревиатура для терминов «учитель», «работа» и стенографические окончания. Кроме того, для облегчения восприятия пункты ранжированы и использован прием рубрикации.

    При использовании методов, описанных выше, неплохо было бы завести словарик сокращений на последнем листе вашего конспекта, чтобы после не раздумывать над смыслом значков.

Этапы работы:

  1. Прочитайте текст, отметьте в нём основное содержание, главные мысли.
  2. Запишите главные мысли с применением приемов скоростного конспектирования.

е) свободный (художественный) конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Над свободным конспектом приходится много работать — его не так-то легко составить. Но, хотя он и требует серьёзных усилий при составлении, такой конспект в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.

Этапы работы:

  1. Используя имеющиеся источники, изучите их и глубоко осмыслите.
  2. Сделайте необходимые выписки основных мыслей, цитат, составьте тезисы.
  3. Используя подготовленный материал, сформулируйте основные положения по теме.

ж) тематический конспект - конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец книгу, в которой вы встретили когда-то то или иное нужное вам в этот момент положение. Так вы постепенно приучаете себя мобилизовывать свои знания. Ваш рабочий каталог, картотеки, наконец, ваши же конспекты и другие записи должны помочь этому.

Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект, в котором запись подчинена хронологической последовательности событий.

Этапы работы:

  1. Изучите несколько источников и сделайте из них выборку материала по определённой теме или хронологии.
  2. Мысленно оформите прочитанный материал в виде плана.
  3. Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложите осознанный материал. Составьте перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, в виде простого плана.

Но существуют общие требования ко всем видам конспектов:

Итак, Вы приступили к конспектированию. Внимательно прочитайте текст, отметьте в нём новые слова, непонятные места, имена, даты. Выясните в словаре значение новых непонятных слов, выпишите их в рубрику "Заметки" рабочей тетради.

Выберите вид конспекта, который будете составлять. Познакомьтесь с этапами работы над конспектом и приступайте к их практическому воплощению.

Перед тем, как сдать работу преподавателю, прочитайте конспект ещё раз, при необходимости доработайте его.



3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕЗИРОВАНИЮ

Тезис в записи — это положение, вбирающее в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится убедить читателя, вывод, к которому он его подводит.

Тезис — это доказываемое или опровергаемое положение. В отличие от выписок, могущих содержать только иллюстративный или фактический материал, тезисы должны всегда иметь доказательства рассуждением; другими словами, идеи тезисов могут быть защищены.

Процесс тезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей. Ни одна запись так хорошо не помогает составить доклад, дать основное содержание материала для просмотра оппоненту.

Тезисы ценны, а часто совершенно необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. Суть вопроса ими особенно акцентируется, заостряется. Тезисы крайне облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям и убеждениям других. Цель исследователя — выявить ошибочные суждения и сделать нужные выводы, хотя бы они явно и не были сформулированы автором.

Умение правильно тезировать материал говорит об уровне подготовленности студента, понимании темы, степени овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой. Из этого ясно, что хотя тезисы и представляют довольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а тем более цитатных выписок.

Основные тезисы — это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер главных выводов.

Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отображающую содержание всего материала, иногда, правда, под тем или иным углом зрения (тематическая запись).

Интересно, что основные тезисы, носящие характер «главных выводов», взятые из любой части произведения, могут так или иначе определять дальнейшее содержание повествования, могут, таким образом, связывать его части. Заключительные основные тезисы должны обобщать содержание предыдущих, а не быть оторванными от них.

Простые тезисы — это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект, реферат и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. Поясним эти понятия в их сравнении.

Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько, и, более того, не из каждой части произведения их удается выделить. Там могут быть обоснования, примеры, аргументы и доказательства, постепенно подводящие читателя к главному выводу в самом конце книги, иногда только в выводах к ней.

Простые тезисы удается выделить из всех частей произведения вне зависимости от его общей направленности, причем даже при первоначальном ознакомлении с ним. В противоположность этому основные тезисы можно успешно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом. Известный совет делать записи только после ознакомления со всем произведением особенно относится именно к такому виду записи.

К каждому основному тезису может быть составлено несколько (иногда — много) простых, разъясняющих и раскрывающих основной тезис.

Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные тезисы, подпунктам — простые. Записи, включающие два вида тезисов (простые и основные), называются сложными тезисами.

Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая, поясняя их содержание.

Это очень полезный и достаточно совершенный вид фиксации прочитанного. Хорошо написанные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками (иллюстрирующими, раскрывающими детали тезисов), как мы увидим, могут составить прекрасный конспект или реферат.

Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при написании рецензий и аннотаций для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах. Но тезисы-цитаты иной раз могут быть очень длинными. Поэтому полезно составлять к ним пункты плана.

В противоположность простым тезисам, которые в большинстве случаев могут быть составлены из цитат, основные тезисы чаще всего формулируют самостоятельно.

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Один из тезисов (первый, открывающий запись, или завершающий ее, последний) наиболее общий и в той или иной мере определяет содержание остальных или подытоживает все предыдущие.

Не исключено, что ряд положений потребуется объединить не в порядке их следования в книге, а в их логической связи, важной для записывающего.

Чтобы не осложнять при этом поиск по записи нужных мест в книге, полезно связывать отдельные тезисы с текстом подлинника с помощью ссылочных страниц, шифров или вкладных листков, отсылающих к источнику (даже к нужному абзацу, а то и к отдельной его строке).

Предварительно составленный план оказывает существенную помощь в написании тезисов, в частности в совершенствовании формулировок. Он выступает в роли черновика при написании тезисов. Его делают не очень подробным. Если подробный план уже есть, его предельно сокращают, объединяя мелкие, но важные пункты и выбрасывая второстепенные. Легко догадаться, что при работе над тезисами такими второстепенными пунктами подробного плана будут пункты, отражающие отдельные факты, примеры и т. д.

Для написания тезисов целесообразно использовать сложный план. При этом главное внимание обращают, конечно, на основные его пункты. Подпункты сложного плана помогут, если понадобится, расшифровать главные пункты плана и тем самым избежать пропуска ценных мыслей.

Но не следует думать, что план — лишь вспомогательное орудие при составлении тезисов. Его полезно прилагать к тезисам (хотя бы в черновом виде). Такой план оказывается нужным пособием в дальнейшей работе над тезисами и с их помощью. Его используют и для раскрытия тезисов. Те самые «вспомогательные» пункты плана, которые при составлении тезисов не были приняты во внимание, теперь обоснуют и проиллюстрируют их. А это важно, скажем, в случае выступления по тезисам на занятиях, а также тогда, когда на основе тезисов читатель составляет конспект, реферат.

Тезисы, составленные вчерне, нелишне тщательно сверить с содержанием источника и лишь после этого переписывать начисто. Сверять тезисы с источником помогает подробный его план. При этом важно, чтобы план был связан с текстом источника ссылочными страницами, вкладными листками.

В окончательном, чистовом виде тезисы нумеруют по порядку; он заранее тщательно разрабатывается. Рациональная последовательность позволяет сделать тезисы наиболее краткими, избежать повторений. Все это, как правило, ведет к коренной переработке всей записи, к ее совершенствованию, другими словами, к улучшению восприятия материала, к его глубокому познанию, анализу.

Этапы работы:

  1. Познакомьтесь с содержанием материала.
  2. После этого прочитайте текст еще раз, при этом разбивая его на смысловые блоки (составляя план).
  3. Найдите в каждой выделенной части текста самую главную мысль, выпишите это главное.
  4. Хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируйте отдельные положения своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте. Это и будут тезисы.

Обратите внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка поможет Вам в работе. Тезисы пронумеруйте – это позволит сохранить логику авторских суждений.



4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕФЕРИРОВАНИЮ

Реферат готовится на основе анализа не менее 4-6 научных и литературных источников.
Во введении к реферату обосновывается выбор темы реферата, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата.

В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме реферата. Помимо объективного пересказа содержания реферируемых источников, автор может дать свой анализ рассматриваемой проблемы, рассмотреть достоинства и недостатки предложенных в источниках идей и мнений. При этом такой анализ должен быть аргументирован.

В реферате можно использовать результаты собственных исследований, проведенных автором реферата в школе, студенческой группе, среди родителей и т.д.

Этапы работы:

  1. Ознакомьтесь с предложенными темами для рефератов, подумайте и по согласованию с преподавателем выберите тему для своего реферата.
  2. Подберите в библиотеке своего вуза, а также в библиотеках города и областной библиотеке соответствующую литературу для реферирования. Если Вы готовили для выступления на семинарском занятии сообщение или доклад с привлечением результатов собственных исследований, можете воспользоваться ими в ходе работы над рефератом.
  3. Пользуясь закладками, отметьте наиболее существенные места или сделайте выписки.
  4. Составьте план реферата.
  5. Используя рекомендации по тематическому конспектированию и составленный Вами план, напишите реферат. В заключении к реферату обязательно выразите своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
  6. Перечитайте текст и отредактируйте его.
  7. Проверьте правильность оформления реферата (см. требования к оформлению реферата).

После подготовки реферата напишите текст своего выступления на ЛПЗ, где будет проходить защита рефератов студентов Вашей группы. Время выступления - 7-8 минут. Продумайте ответы на возможные вопросы по содержанию реферата.



5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

1. Рекомендации по оформлению выписок, записей и т.д. Умение делать выписки — основа работы над любой книгой — учебной, научной, справочной, художественной, ценнейшее орудие умственного труда. Выписки помогают собрать огромный материал, объять факты, проанализировать мнения, выявить противоречия.

Толковый словарь объясняет понятие выписок так: «Выписать, значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки». Сложность выписывания как раз и состоит в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких источников. Из книг, журналов и газет выписывают отдельные положения, факты, цифровой и другой фактический или иллюстративный материал.

Метод выписок был известен уже в глубочайшей древности. И современные ученые, писатели, артисты в своей деятельности используют выписки.

Выписки бывают, пожалуй, двух родов. К первым относятся выписки из «чужих» книг и статей. Ко вторым — ваши собственные материалы (дневники, записные книжки, данные эксперимента). Запомните несколько советов:

  1. Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными — мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места из классических произведений лучше всегда приводить дословно.
  2. Записи должны быть убористыми, компактными, т. е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его емкость и обозреваемость: глаз сразу «схватит» больше строк текста.
  3. Записи (их части, связи между ними) полезно расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей — важное их достоинство.
  4. Записывая цитаты, нужно заключать их в кавычки, оберегать текст от искажений. Но если, например, в тетради сделаны выписки из одного и того же произведения, то кавычки подле каждой цитаты можно и не ставить. Правда, в этом случае все свои мысли надо излагать лишь на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста.
  5. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой первоначальный смысл, нередко приобретая новый. Поэтому, записывая текст цитаты, старайтесь не обрывать мыслей автора.
  6. Всегда полезно давать точные ссылки на источники (в частности, на страницу книги, а иногда и на абзац и даже строку).
  7. При работе с книгой делать выписки полезно лишь после того, как книга целиком прочитана. Такая запись поневоле обяжет, правда, вторично прочитать текст, однако не всей книги целиком. А главное, выписки будут восприниматься в контексте целого.
  8. Зная произведение в целом, легче сделать окончательный выбор нужного, уточнить, какие места текста следует выписать. Повторно текст читают бегло, выборочно, сосредоточивая внимание преимущественно на разделах текста, отмеченных с помощью разных приемов еще при первом ознакомлении.

    И тогда надобность в выписывании некоторых мест может отпасть. Остальные при вдумчивом чтении текста получат новое освещение, более четкую и компактную формулировку. Кроме того, легче будет объединить выписки, прорабатывая сразу несколько книг или статей при изучении общей темы.

  9. Интервалы между строками надо выдерживать достаточными для вписывания нового (даже ошибки в записях исправляют, перечеркивая неверное и надписывая сверху правильное).
  10. Текст следует записывать только чернилами или шариковой ручкой. Карандашами пользуются лишь для отметок, для выделений при последующей работе.
  11. Записи полезно датировать.
  12. Подчеркивания и отчеркивания. Первые употребляются в тексте, вторые — на полях сбоку текста (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т. п.). Правильно подчеркнуть — значит найти в тексте главное, полезное. Умение подчеркивать не приходит само, без длительной тренировки.

    Подчеркивают лишь то, что действительно требует выделения. Иначе может получиться так, что подчеркнутым окажется весь текст, все его строки. Это в лучшем случае равносильно отсутствию какого бы то ни было подчеркивания.

  13. Ключевые слова. Это слова, которые выносят на поля или подчеркивают цветом, отличным от цвета чернил, которыми написан основной текст, привлекая этим к ним внимание. Подчеркнутые таким образом ключевые слова будут отличаться от «рядовых» подчеркнутых слов. Иногда при записывании ключевые слова выносят в начало предложения.
  14. Вехи. Полезно кроме абзацного членения текста и отчеркиваний проставлять на полях горизонтальные черточки — вехи, разделяющие части текста по смыслу. Чтобы избежать неопределенности, им необходимо давать направления.
  15. Рамки. В рамки обычно заключают символические выражения, формулы, зависимости, законы, правила.



6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЕ ЧТЕНИЯ

Чтение всякой серьезной, а особенно научной книги, не развлечение, а работа. Всякая же работа для хорошего выполнения требует опыта и мастерства. Настоящий мастер любого дела знает, сколько нужно вложить труда, чтобы научиться выполнять свою работу быстро и хорошо, - так, когда со стороны кажется , что это сделать как будто бы и "легко". Но это есть та восхитительная "легкость", которая является вершиной мастерства. Некоторые называют такое мастерство талантом, забывая поговорку, рожденную опытом великих мастеров, - "талант трудом добывают".

Все сказанное выше имеет прямое отношение к чтению книг. Здесь тоже необходимы особого рода трудолюбие, навыки, которые постепенно могут быть доведены до степени мастерства. Этим мастерством должен обладать каждый культурный человек. Однако научиться извлекать из книги все ценное, что в ней есть, далеко не так просто, как думают иные. Беда, если человек начинает понимать, что он всю жизнь читал неумело и плохо, и осознает это лишь накануне заката своей жизни, когда основное и самое лучшее время для роста знаний осталось уже позади: переучиваться и тяжело и поздно - "ум пришел, пора прошла".

Культура чтения - это правильная организация процесса чтения с учетом достижений техники и гигиены, умственного труда, применение различных способов работы с книгой в зависимости от ее содержания, от цели чтения, времени, которым располагают.

Культура чтения характеризуется высокой требовательностью в отношении правильного понимания текста, умелом использовании для этого необходимой справочной литературы (словарей, энциклопедии, указателей и т.д.). Большую роль в понимании прочитанного играет языковая культура - стремление читателя постоянно углублять знание родного языка, а также языков иностранных, настойчиво расширяя свой запас слов, выражений, терминов, интерес к истории, происхождению и смыслу имен и названий, к эволюции понятий, обозначений и т.д.

Характерной особенностью культуры чтения является умение разбираться в прочитанном, находить самое главное, важное и ценное. При этом существенную помощь оказывает знание логики, законов и форм правильного мышления в их практическом применении, непосредственное внимание и воспитание своего мышления, своего ума.

Важный признак высокого уровня культуры чтения - умелое применение различных записей в процессе работы с книгой.

Записывание воспитывает навыки отчетливого восприятия текста, улучшает наблюдательность и внимание, увеличивает сосредоточенность, содействует запоминанию и усвоению, повышает уровень культуры письменной речи, наконец, оставляет документальный след от чтения, а последующая обработка этой документации экономит время, воспитывает навыки авторской и редакционной работы.

Формирование собственных мыслей, возникающих во время чтения, создает навыки осмысленного чтения, пробуждает интерес к самостоятельному творчеству в данной области знания.

Культура чтения неразрывно связана с запоминанием избранного материала , что, в свою очередь, является превосходным средством воспитания памяти.

Чтение воспитывает нравственность читателя, формирует его эстетические вкусы, содействует приобретению навыков самоконтроля, влияет на настроение и самочувствие, даже на состояние здоровья (лечение больных чтением, так называемая библиотерапия, много столетий известна врачам, хотя ее теория еще не достаточно разработана.

Огромное значение для культуры чтения имеет выбор и подбор книг, планирование чтения, его упорядочение, систематичность.

Книга может решительно повлиять на человека в любом возрасте и вызвать изменение в культуре его поведения, труда и быта, мышления, памяти и внимания, в его моральном облике, в его эстетических вкусах и восприятии мира, действительности... Дисциплинируя самим процессом чтения, книга может содействовать изменению настроения, направления внимания и мыслей читателя, его работоспособности.

Книги читают с целью поиска и определения смысла своей деятельности, направления жизненного пути.

Известно много случаев, когда книга действительно служила "вратами жизни": для М.В. Ломоносова и многих других - "вратами учености", для иных - "вратами искусства", "вратами литературы". Например, академик И.П.Павлова под влиянием прочитанной им книги И.И.Сеченова "Рефлексы головного мозга" начал заниматься исследованием вопросов физиологии, что и определило его жизненный путь; по признанию академика Е.И.Щербатова "Физическая геология" профессора Мушкетова помогла ему выбрать путь ученого геолога, географа и путешественника.

Культура чтения требует выполнения читателем элементарных правил обращения с книгами. Эти правила - азбука культуры чтения.

Правила поведения в библиотеке и вообще правила обращения с книгами должны быть известны каждому читателю и неуклонно им выполняться. Содержание этих правил совершенствовалось на протяжении веков. Своего рода введением к этим правилам являлась, например, следующая надпись на дверях одной из библиотек 16-го века: "Всякий изучавший науки, входящий сюда, не хлопай дверью и не стучи грубо ногами, Это неприятно музам. Если найдешь здесь уже кого сидящим, почтительно поклонись молча и не занимайся болтовней: «Здесь умершие говорят с занимающимися».

Ниже перечислены некоторые правила техники и гигиены чтения в свете научной организации умственного труда:

  1. Нельзя брать книгу грязными руками; надо также следить за чистотой своего рабочего места.
  2. После занятий, связанных с выниманием, расстановкой, перекладыванием, пересмотром книг, надо мыть руки, потому что от книг остается на руках мельчайшая пыль.
  3. Перед чтением книги надо ее внимательно просмотреть, разрезать страницы (это надо делать не карандашом, пальцем или спичкой, но специальным ножом), вписать в текст исправление отмеченных издательством опечаток.
  4. Если книга требует длительного чтения или будет сопровождать читателя в дороге, то ее следует обернуть в бумагу и т.п.; этого правила надо особо придерживаться, если книга не принадлежит читателю и должна быть возвращена ее владельцу или в библиотеку.
  5. При чтении книги не следует портить, мять, загибать ее страницы или переплет.
  6. Не класть на нее письменные принадлежности.
  7. В перерывах между чтением не оставлять книгу открытой, но каждый раз, даже на малое время, закрывать ее, отмечая тонкой закладкой места чтения. Не следует вместо закладки из бумаги употреблять какие-либо другие предметы (карандаш, нож, спичку и т.п.) или даже класть книгу на стол раскрытой, вверх переплетом. Рекомендуется нарезать несколько длинных полосок бумаги и вложить в книгу перед чтением - они могут служить для закладок и разнообразных пометок; не следует оставлять в книгах блокноты, тетради, конспекты и т.п.
  8. Читая книги на открытом воздухе (а это во многих случаях следует предпочитать работе в закрытых помещениях), не надо оставлять книгу в перерывах чтения открытой под солнцем или в сырости.
  9. Не делать в книгах помарки или нестираемые пометки, не загибать углы и т.п., - в крайних случаях и только в книгах, принадлежащих читателю, можно делать легкие пометки простым карандашом на полях, чтобы отметить места книги для последующего использования - выписок, выяснения и т.д., впоследствии такие пометки надо тщательно стереть.
  10. После работы книги надо ставить не место и хранить на полках с занавесками иди в застекленных шкафах, чтобы пыль от бумаги не разносилась по комнате, а сами книги лучше сохранялись.

Немалую роль в подготовке к чтению и правильной организации его играют гигиенические факторы. В помещении должен быть чистый воздух, относительная влажность - около 50-70% , температура от 18 до 12 градусов, свет - дневной, рассеянный, не слишком яркий. Настольная лампа должна находиться на расстоянии не менее одного метра от читаемого текста. Да и расстояние от книги до глаз (при нормальном зрении) должно быть не менее 35-40 сантиметров при наклоне книги от 15 градусов.

Во время чтения полезно иногда оторваться от книги или статьи, смотреть на темный или зеленый предмет или совсем закрыть глаза. Рекомендуется иногда глубоко подышать, смочить веки холодной водой. Даже такие, казалось бы на первый взгляд Факторы, как цвет стен, драпировок, форма и цвет мебели и т.п. воздействуют не читателя. Если вокруг преобладают яркие тона, усталость наступает быстрее и избавиться от нее гораздо труднее.

И конечно, важное условие полноценного чтения - тишина (не более 20-45 децибел). Много это или мало? Например, шум пишущей машинки - около 50 децибел. Однако психологи и физиологи пришли к парадоксальному выводу; при полном отсутствии внешних раздражителей трудно поддерживать внимание. По данным известного русского физиолога А.А. Ухтомского, внимание не только не ослабляется, но даже усиливается под действием несильных побочных возбудителей. Так, многим читателям не мешает шелест страниц в читальном зале, легкий гул и т.п.

Нередко читать приходится не в идеальных условиях. Поэтому многие физиологи и психологи считают, что каждому современному человеку, раз уж тишина для него является трудно достижимым идеалом, важно научиться работать с книгой в любых ситуациях, в том числе и неблагоприятных. Тогда ему никогда не станут серьезной помехой громкий разговор, шум, включенный телевизор, присутствие посторонних и т.п. Такой точки зрения придерживался, например, замечательный русский ученый И.П.Павлов.

Важнейшая предпосылка результативности чтения - порядок на рабочем месте, правильная организация его.

Доктор психологических наук Н.П. Ерастов предложил следующую схему размещения предметов на письменном столе, за которым обычно работает читатель:

Запас рабочих тетрадей Используемая книга Учебные принадлежности:
ручки, линейка, резинка
Запас книг
Используемая тетрадь

Наиболее удобная высота стола – такая, при которой локти читающего свободно ложатся на край стола, а поза не становится напряженной. Настольную лампу и другие источники света лучше располагать с левой стороны. Лампочка должна быть не слишком яркой (15-20 свечей), причем лучше, если лучи света будут падать на книгу, а не в глаза. Лучше всего при чтении использовать специальную подставку для книг, которую можно либо купить, либо сделать самому из фанеры. Важно, что читать и делать записи было удобно, чтобы стол не был загроможден, а порядок на нем был привычен.

Чтобы чтение было эффективным, необходимо с самого начала, сосредоточиться на книге или статье, отключиться от посторонних мыслей, случайных раздражителей, т.е. мобилизовать свое внимание.

Речь идет о возбуждении произвольного внимания, которое в значительной мере зависит от воли, дисциплинированности, собранности читателя. Играет роль и настоятельность чтения, цели, мотивы его. Высокий уровень понимания и восприятия, темп работы, успешность ее - все это в большой степени зависит от того, насколько читателю удаётся управлять процессом внимания.

При чтении художественного текста и при общем ознакомлении с научно-популярной и общественно-политической литературой нередко нужно мобилизовать в первую очередь общее внимание, сосредоточиться на полном и глубоком восприятии текста. При чтении в глубокой проработке научной, учебной, специальной литературы чаще всего необходимо направленное внимание, т.е. сосредоточение .. определенной, конкретной информации, выделение главной мысли руление основного и второстепенного материала, установка на определенные детали, а не на общий ход мысли автора.

Разумеется, и в первом, и во втором случае мы должны мобилизовать оба видавнимания, хотя и акцентируется прежде всего один из них.

В тех случаях, когда читатель работает с книгой или статьей, а - просто просматривает ее, особенно необходимо следить за устойчивостью внимания, поддерживать и активизировать его периодически сочетающимися действиями (не только читаю, но и пишу, думаю, и т.п.) отдыхом, переменой занятий. Нужно помнить, что устойчивое внимание у большинства людей (да и то при разнообразных напряжениях и сильном эмоциональном настрое) можно удержать не более чем на 40 МИНУТ. Поэтому полезно иногда на короткое время отрывать глаза от текста, бросить взгляд в окно, на стену, но продолжать при этом думать о читаемом или прочитанном. Иначе будет ослаблена внутренняя дисциплина и мыслительная активность.

Одна из важных проблем культуры чтения – умение запомнить прочитанное, закрепить его в памяти. Проще говоря, - как научиться быстро запоминать, сохраняя в памяти, узнавать прочитанное, вовремя и точно суметь воспроизвести его.

Нередко человек быстро запоминает, но быстро и забывает прочитанное. Или запоминает надолго, но с трудом воспроизводит его. Однако было бы ошибкой смириться с этим, считать: «Такой уж я от рождения, тут ничего не изменить». По мнению ученых, лучше всего поддается тренировке именно память. Это верно для всех видов памяти: недолгой (оперативной) или долговременной; зрительной или слуховой; двигательной или эмоциональной; механической или словесно-логической. Каким бы типом памяти не обладал читатель, есть очень действенные и простые приемы успешного запоминания прочитанного, которые помогут ему.

Какой текст хорошо запоминается?

Число повторений, по мнению психологов, должно на 50 % превышать то, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. Например, вам удалось безошибочно запомнить стихотворение после четырех повторений. Повторите его еще два раза.

Но не надо повторять слишком часто. Лучше сделать это через несколько часов и даже суток.

Как лучше все организовать работу с книгой или статьей, если надо запомнить что-нибудь?

Прежде всего надо настроить себя на запоминание, обдумать задачу, составить план работы над текстом, определить, что надо запомнить. Потом надо установить, на какой срок и с какой точностью надо запомнить прочитанное. Во время запоминания надо активно анализировать материал: выявить структуру, тему, идею, связать со своим прошлым читательским опытом. И, конечно, при этом надо нормально спать, отдыхать, питаться и закалять свою нервную систему.

Научиться читать медленно, а главное - сознательно управлять темпом чтения, все время, даже работая с одной книгой или статьей, изменять его соотносить со степенью понимания и глубиной восприятия прочитанного.

Наиболее распространенный темп чтения - 100-200 слов В минуту (или 20-40 страниц в час). Быстро это или медленно? Для произведений А. Блока или М. Булгакова – пожалуй, слишком быстро. Для газеты или статьи в научно-популярном журнале - медленно. Для "Трех мушкетеров" Д.Дюма - очень медленно. Ученые подсчитали, что современный человек в эпоху "информационного взрыва" должен уметь варьировать скорость чтения от 100 до 1000-2000 слов в минуту (т.е. от 20 до 400 страниц в час). Но 400 страниц - это отнюдь не предельная скорость чтения, хотя в прошлом так читали лишь немногие, в том числе Ж.-Ж. Руссо, О. Бальзак, А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский, М. Горький. Разработка научных основ скорочтения (или " динамического чтения ") позволяет довести темп чтения самого обыкновенного человека до 10 тысяч слов в минуту, т.е. 2 тысячи страниц в час. Конечно, речь идет не о тщательной проработке текста, а о "легком" чтении, например, приключенческого романа или детектива».

Чем отличается обычное чтение от динамического, чтение в ускоренном темпе от медленного?"

Обычное чтение

Динамическое чтение

  1. Читаются буквы, слоги, слова
  2. Графическая информация направляется в мозг с помощью зрительного, речедвигателъного и слухового каналов.
  3. Для уяснения смысла прочитанного необходимо иметь графическую информацию и одновременно проговаривать слова.
  1. Читаются группы слов, блоки их, целые мысли (так называемое "чтение понятиями").
  2. Графическая информация направляется в мозг только с помощью зрительного аппарата.
  3. Подавляется внутреннее проговаривание ("озвучивание" читаемого текста).

Резервы повышения скорости чтения:

10 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

  1. Читать без регрессий.
    Научно-технический текст любой сложности читается всегда один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно повторно прочитать текст, если в этом возникла необходимость.
  2. Читать медленно, укладывая информацию в блоки интегрального алгоритма.
    Помните постоянно содержание его блоков. В процессе чтения ищите ответы на стандартные вопросы, поставленные в блоках алгоритма.
  3. Читать без артикуляции.
    Проговаривание - главный враг быстрого чтения. Выполнение упражнения с выстукиванием специального ритма в процессе чтения подавляет артикуляцию. Помните и постоянно мысленно повторяйте, ритм. При снижении в последствии скорости чтения вновь повторите упражнение.
  4. Читать вертикальным движением глаз.
    При чтении глаза должны двигаться вертикально, сверху вниз по воображаемой линии, проведенной посередине страницы. Развивайте перефирическое зрение.
  5. При чтении быть внимательным.
    Внимание - катализатор процесса чтения. Быстрое чтение будет повышенного внимания.
  6. Понимать прочитанное в процессе чтения.
    При чтении текста выделяйте ключевые слова, смысловые опорные пункты - пункты понимания. Помните, что чтение – это поиск и обработка смысла и значения.
  7. Использовать при чтении основные приемы запоминания. Целью чтения определяется характер запоминания. Если знаешь с какой целью читаешь нужное, нужное запоминается само собой. Запоминается только то, что понятно. Запоминайте не отдельные слова или фразы, а мысли и идеи автора текста.
  8. Читать с переменной скоростью.
    Умение читать с переменной скоростью так же важно как и умение быстро читать. Помните, что есть 5 способов чтения. Умейте каждый раз выбирать необходимый.
  9. Постоянно тренироваться, чтобы закрепить приобретенные навыки.
  10. Читать ежедневно норму чтения - две газеты, один журнал по специальности и 50-100 страниц любого книжного текста.