Форма изучения: лабораторно-практические занятия № 1, № 2, № 3 и самостоятельная работа студента.
Основные понятия темы: техника личной работы студента, простой и сложный план, конспект, рецензия, реферат, аннотация, тезирование, научная организация труда студента.
№ 1. Задание выполните самостоятельно
Найдите в литературе и дайте определения следующих понятий:
Укажите источники, откуда Вы почерпнули эти сведения.
№ 2. Задание выполните самостоятельно
В таблице перечислены следующие приемы скоростного конспектирования
и приведены примеры их использования.
Внесите в таблицу собственные примеры их использования, которые Вы будете использовать в дальнейшем.
№ 3. Задание выполните самостоятельно
Прочитайте следующие “золотые правила” быстрого чтения и отметьте
те из них, которыми Вы овладели:
Дорисуйте схему “быстрого чтения” (справа). По какой траектории движутся глаза при таком чтении?
№ 4. Задание выполните самостоятельно
Прочитав нижеследующий текст, определите свою скорость чтения.
Для этого точно отметьте время (в минутах), потраченное на чтение текста.
НЕ НАДО ПУГАТЬ ДЕТЕЙ
Мы, взрослые люди, часто не подозреваем, как много страха дети испытывают в своей жизни.
Я помню в детстве такую картину. Стою в комнате на коленях: я что-то сильно напроказил, и мать обещала меня выпороть. Я уже выслушал все то громкое и обидное, что она хотела мне сказать, теперь она ушла и придет скоро с розгами в руке.
Я жду. Так невыносимо страшно и мучительно стоять на коленях и ждать, что вот сейчас наступит этот невероятный ужас, стоять и думать про себя: "Хоть поскорей бы, что ли". Ждать невыносимо, и у меня мелькает мысль: "Зачем она меня так мучает?" Если бы она знала, что со мною, она бы не стала меня так пугать. Открылась дверь, и мать пришла снова: розог в руках не было. Мне было приказано встать с колен и уйти. Но за это коротенькое время я испытал настоящее потрясение, которое было для меня гораздо более ужасным, чем сами розги.
Я сижу в классе. Приходит учитель, воцаряется зловещая тишина. Вот он развернул журнал, вот он смотрит на алфавит учеников снизу вверх и сверху вниз, вот он задумался, и 38 пар глаз следят за ним. Я вижу, что мои товарищи испытывают то же самое, что и я. Этот момент мучительного ожидания: вот спросит, нет, пройдет мимо, вот я получаю отсрочку, а может быть, сейчас выйду на эту казнь… Наконец, тихо звучит фамилия. Вздох облегчения по всему классу.
Перед математиком, которого мы все звали Штучкиным, стоит Сергей Зимин. Он
только что получил единицу, его круглое лицо мокро от слез, выражение лица самое
жалкое, просительное:
- Михаил Федорович, простите.
Но учитель спокоен, и я думаю про себя: "Как можно быть спокойным в такую минуту?"
Он говорит:
- Мне вас прощать нечего, вы ничего не знаете, и я должен поставить вам единицу.
- Пожалуйста, простите на этот раз, я вам все выучу, каждый день буду учить!
- Садитесь на место, Зимин.
- Меня дома высекут, обязательно высекут!
Весь класс приходит в волнение; ученики сдержанно гудят:
- Простите его, у него, мы знаем, мать злая.
Зимин, поддержанный классом, уже совершенно не может справиться с собой, он
рыдает, старается схватить руку Штучкина, тот отдергивает, потому что Зимин
хочет поцеловать его руку; Зимин не поспел и целует его рукав, а Штучкин говорит:
- Мне нет никакого дела, высекут вас или нет, я вас не секу и сечь не буду,
а раз вы ничего не знаете, я должен поставить вам единицу.
Весь класс потрясен. Раздался звонок, учитель уходит, но Зимин вне себя от волнения, всхлипывая от слез, идет за ним, провожая его до дверей учительской, он стоит у этих дверей и ждет, чтобы Штучкин вышел, но Штучкин не выходит. Тогда Зимин, разливаясь горючими слезами, садится на ступени лестницы и битых два с половиною часов ждет. Раздается последний звонок, учителя спускаются по лестнице и уходят, и никто из них слова не сказал Зимину, и даже каменный инспектор его обошел, не сделав никакого замечания.
Я сижу и думаю: "Неужели же Штучкин забыл то время, когда сам был маленький?"
Мы сами того не замечаем, как часто наполняем детскую жизнь страхом. Это происходит потому, что мы весьма много детям угрожаем с самых маленьких лет; мы действуем на них при помощи страха. Темная комната населяется нами какими-то страшными пауками и буками; если говорим о собаке, то непременно прибавим: "Смотри, она тебя укусит!"; если говорим о каком-нибудь дяде, то часто указываем нашим детям, что этот дядя возьмет тебя и унесет. Мы угрожаем детям болезнью, ранами, болью, и в конце концов достигаем хороших результатов: дети начинают нервничать, пугаться, трястись от страха, вскрикивать ночью и постоянно искать защиты. Все это даром не проходит, они верят нашим угрозам всерьез, и это наполняет душу ребенка такими настроениями, которые в дальнейшем сделают его нерешительным и неуверенным в своих силах…
Нет, не надо пугать детей, это слишком дорого им обходится, нужно их воспитывать смелыми, жизнерадостными и бодрыми.
Шацкий С.Т. Не пугайте детей // Пед. Соч.: т.3.
- М., 1964. - С. 172-175.
А теперь закройте текст бумагой и ответьте на 10 вопросов по содержанию прочитанного:
Проверьте и посчитайте, сколько Вы дали правильных ответов? А теперь определите
скорость Вашего чтения по формуле:
где j
- число знаков в тексте и равно 3097; T- время в минутах, затраченное
на чтение; К - коэффициент понимания, определяется как 0,1·n (n - число
правильных ответов на вопросы после текста). Если Вы ответили правильно
на 8 вопросов, то К будет равно 0,8; если на 7 - то 0,7 и т.д.
Рассчитайте Вашу скорость чтения и поместите полученное значение на шкале:
Довольны ли Вы результатом?
Если нет, то как Вы предполагаете увеличить скорость чтения?
1. | |
2. | |
3. |
Составление плана
|
|
|
|