МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Методические рекомендации
по организации познавательной деятельности
на лекциях и семинарах

Лекции. На лекциях студенты получают самые новейшие данные, во многом дополняющие учебники (а в последнее время их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Поэтому умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.

Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. В процессе слушания ты должен разобраться в том, что излагает лектор; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что тебе уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится твоим достоянием, входит в твой образовательный фонд.

х

Слушая лекции, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей лектора, логическую последовательность изложения, понимать, что хочет доказать лектор. Надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.

Внимание человека очень неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Систематически контролируй себя в этом отношении, когда слушаешь лекции.

Установлено, что конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Если же студент стремится записать дословно всю лекцию, то такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее…». Им хочется, чтобы лекция превратилась в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений и не размышляет над ними.

Что же надо записывать на лекции? Прежде всего – тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем – некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу.

Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое важное, существенное.

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно» (лат. NB – nota bene), «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. А еще лучше – разработать собственную систему.

Например:
! - важно;
!! - очень важно;
? - под вопросом;
® - проверить;
®! - запомнить;
© - скопировать;
U - посмотреть в учебнике;
ZB - пример (например) и т.д.

Многие студенты неплохо конспектируют лекции, но до самых экзаменов не заглядывают в них. Они совершают большую ошибку. Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти. Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослушана лекция (предварительно вспомнить, о чем шла речь, и хотя бы один раз просмотреть записи). Затем вновь просмотреть конспект через 3-4 дня. Времени на такую работу уходит немного, но результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным.

Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Только такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит каждому студенту овладеть научными знаниями и развить в себе задатки, способности, дарования.

Семинарские занятия. Подготовка к семинару предполагает:

  1. внимательное ознакомление с планом и методическими указаниями к семинару;
  2. изучение конспекта лекции по данной теме;
  3. самостоятельное изучение литературы к каждому из вопросов плана;
  4. выполнение заданий в разделах «Подготовка к семинарскому занятию», «Работа с текстами», «Самостоятельная работа студента».

Начать следует с изучения плана семинарского занятия. Он представляет собой сбалансированную систему вопросов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимодополняющих друг друга. Поэтому, готовясь к семинару, необходимо ориентироваться на работу в такой последовательности:
а) знакомство с изложением темы в учебнике, лекционных записях, т.е. с теми источниками информации, где тема раскрыта целостно, системно и завершенно;
б) теперь, когда сложилось некоторое общее представление о теме, следует обратиться к перечню основных понятий в плане семинара. Необходимо помнить: перечень понятий - это совокупность ключевых элементов содержания темы и соответственно вопросов семинара, и нужно обязательно включить эти понятия в свой доклад или сообщение, уделить именно им основное внимание при изложении материала.

Чтобы убедиться в том, что понятия определены правильно, полезно вновь, хотя бы бегло, просмотреть материал в учебнике и лекциях - после второго обращения к этим источникам понимание материала будет как минимум наполовину достигнуто.

Вам стоит помнить: отработка понятийного аппарата, умение классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать понятия темы - это серьезная аналитическая работа, способствующая развитию профессионального мышления.

К работе с научной литературой целесообразно приступить лишь после той предварительной работы, о которой говорилось ранее. Важно при этом помнить, что, хотя в рекомендованных для чтения и конспектирования научных трудах рассматриваются те же проблемы, что входят в тему семинара, данные исследовательской работы не учебник, в них может не быть последовательного изложения материала в соответствии с планом темы, может иметься материал, не относящийся к конкретной теме семинара, и студенту, следовательно, приходится осуществлять отбор, находить в тексте книги, статьи то, что непосредственно относится к теме семинара.

Чтение литературы обязательно необходимо сопровождать конспектами и выписками. При этом важно так расположить выписки, чтобы их было удобно использовать при ответе на семинаре. Для этого можно перед чтением работы перенести в тетрадь для записей к семинарам план темы (по одной - две страницы на каждый основной вопрос), выписывать под каждым заголовком соответствующие понятия и умения, а после этого помещать тематически отобранные выписки, тезисы, замечания по разным работам, по разным частям одной работы; в результате получится концентрированный материал для выступления на занятии по этому вопросу. Не беда, если какая-то часть отведенной тетрадной площади окажется незаполненной до конца - свободное место всегда пригодится для внесения сопутствующих записей: собственных размышлений по теме, новых сведений из числа прозвучавших в ходе семинара и др.

Теперь, когда вопросы семинара Вами тщательно проработаны, можно выбрать тот из них, который Вас больше всего заинтересовал. Если это основной доклад, то обратитесь к преподавателю, чтобы он ввел Вас в число основных докладчиков на семинаре. Если же Вы готовите содоклад или дополнительное сообщение, попросите слова при обсуждении основного вопроса.

После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой – тщательно продумать структуру, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи.

Что касается написания текста, то здесь очень многое зависит от индивидуальности докладчика. Начинающему оратору написать целиком текст очень даже полезно. Даже психологически, когда вы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает уверенности. При этом удобно пользоваться маркерами, выделяя ими ключевые фразы разделов. И, уж конечно, никаких зачеркиваний, надписываний, ибо текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него вы должны тут же видеть интересующие вас фрагменты. Что касается ораторов более опытных, то они вполне могут ограничиться подготовкой развернутого плана-конспекта, содержащего, во-первых, основные положения выступления, во-вторых – подробно прописанные переходы между частями.

И, наконец, последний этап – подготовка к непосредственному изложению текста. Как быть с его заучиванием – не учить вообще, при выступлении рассчитывая на собственную живую речь, выучить лишь отдельные фрагменты или же, дабы обезопасить себя от связанных с волнением казусов, выучить текст наизусть? Самые разные специалисты по теории ораторского искусства сходятся в одном: чего не надо делать точно, так это целиком учить выступление наизусть. Конечно, в случае выученного текста может получиться очень хорошее, и даже замечательное выступление. Но, во-первых, это требует немалых усилий при подготовке, во-вторых – неимоверного психологического напряжения при самом выступлении. А самое главное, заученное выступление будет успешным только в стерильной обстановке, малейшая неожиданность – кто-то из слушателей задает вопрос, начинает спорить – и вы сбились, не можете добавить от себя ни одной фразы, начинаете мучительно искать выскочившую из головы формулировку. Кроме того, когда вы выучили заранее выступление, его очень трудно сделать ярким, для этого надо быть актером высокого уровня.

Но если выступление целиком учить наизусть не следует, то отдельные его фрагменты не просто можно, а даже нужно заучить. Прежде всего, необходимо помнить наизусть начало и конец, причем желательно иметь в запасе несколько вариантов и не столько сами разделы речи, сколько переходы между ними. Ведь если вы готовы к выступлению, то сами мысли изложить сможете, а вот импровизация плавного перехода от одного его пункта к другому может оказаться проблемой.

Если выступление предстоит важное, его желательно прорепетировать. Лучше всего, если у вас есть живой слушатель, в крайнем случае - диктофон. Готовя выступление, нелишне подумать и о жестикуляции. Конечно, сегодня уже канули в лету времена, когда публичное выступление с необходимостью предполагало владение целой системой жестикулирования, обучение которой играло немалую роль в подготовке высококлассных ораторов. Здесь теоретики ораторского искусства единодушны: для современного слушателя важнее всего естественность оратора, и если его жесты выглядят вычурно и театрально, ничего, кроме негативного впечатления, он о себе не оставит. Однако при таком подходе появляется противоположная опасность – полная скованность выступающего, неизбежно передающаяся слушателям напряженность каждого мускула, неестественная зажатость жестов и т.д. Именно поэтому начинающим ораторам, в особенности при подготовке агитационных речей (о специфике которых речь у нас пойдет в следующих беседах), по крайней мере полезно задуматься над жестикуляцией в наиболее важных пунктах выступления: в какой момент поднять палец вверх, в какой момент сделать широкий жест и т.д. И здесь необходимо помнить несложное правило: на любую аудиторию благоприятное впечатление производят широкие жесты, подчеркивающие вашу уверенность в себе и доброжелательность.

2. Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы

Если Вы выбрали задания № 1 и № 2, то рекомендации остаются прежними (см. Модуль 1).

Для выполнения задания № 3 вместе с преподавателем отберите несколько рефератов студентов I курса по теме ««Что мне мешает и что помогает учиться в педагогическом вузе». Проанализируйте их, выделите общее и различия в понимании, если в реферате приведены результаты анкетирования, подумайте над ними. Оформите свои размышления в виде небольшого сочинения – эссе.

Задание № 4 предназначено для тех, кто любит книгу и считает ее важнейшей составляющей своей студенческой жизни. Свои размышления по этому поводу Вы можете оформить в свободной форме сочинения (эссе).

Задание № 5 – для выпускников педкласса, педлицея или педколледжа. Если Вы остановились на этом задании, то Вы должны располагать возможностью провести это исследование в педклассе или педколледже. Для его выполнения проведите там сочинение на заданную тему, параллельно попросите членов своей учебной группы выполнить то же задание. Проанализируйте полученный результат, выделите самое существенное, найдите интересные параллели и т.д.

Приблизительно те же рекомендации – по выполнению задания № 6. Вы можете по своему усмотрению изменить вопросы таблицы.