|
|
3. Что такое минимальная оплата труда?
Установление ставки минимального размера оплаты труда (МРОТ) является
важным рычагом государственного вмешательства в регулирование реальной
заработной платы. МРОТ является отправной точкой в переговорах работодателей
и наемных работников, заключающих соглашения об условиях труда и его
оплаты.
В России, которая по Конституции является социальным государством, узаконены
минимальные размеры оплаты труда и пенсий, которые в несколько раз меньше
прожиточного минимума. В первые годы реформ при определении МРОТ исходили
лишь из экономической возможности, а не из ее реального соотношения
с величиной минимального прожиточного уровня, единственного мерила при
определении минимального размера оплаты труда.
Такая ситуация сохраняется по настоящее время. В 2003 году минимальный
размер оплаты труда (МРОТ) после его повышения с 1 октября до 600 рублей
составит только 30% к прожиточному минимуму. Минимальный размер оплаты
труда в России за месяц равен минимальному размеру оплаты труда в США
за два часа.
При таких соотношениях минимальная заработная плата не может обеспечить
не только простое воспроизводство рабочей силы, но и биологическое выживание
человека: МРОТ утратила свой социально-экономический смысл в качестве
социальной нормы.
Вместе с тем, как показывает опыт ряда стран Восточной Европы, введение
МРОТ на уровне прожиточного минимума сопровождается постоянным снижением
масштабов бедности и, вопреки опасениям некоторых экономистов, не вызывает
ни инфляции, ни роста безработицы.
Повышение минимального размера оплаты труда в первую очередь касается
работников бюджетной сферы, так на основе МРОТ определяется минимальная
ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников
организаций бюджетной сферы (ЕТС), а через нее и последующих ставок
тарифной сетки. Увеличение тарифных ставок ЕТС, в соответствии с которой
получают заработную плату в целом по стране около 18 млн. чел., происходит
со значительным запаздыванием по сравнению с ростом уровня цен. Тарифная
ставка 1 разряда ЕТС в настоящее время составляет 400 рубля (прожиточный
минимум к началу 2003 года - около 2000 руб.).
Таким образом, законодательно утвержденные нормативы минимальной заработной
платы и ставок первого разряда в бюджетной сфере не имеют необходимых
обоснований и представляют собой нерыночные оценки, так как прожиточный
минимум рассчитывается сам по себе, а эти нормативы - сами по себе.
Разрыв между ними продолжает увеличиваться.
По материалам Института экономики переходного
периода. "Очерки экономической политики посткоммунистической России
(1991 - 1997 гг.)"
Статья 78 КЗоТ РФ. Минимальный размер оплаты труда
Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную
на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности
(нормы труда), не может быть ниже установленного Верховным Советом Российской
Федерации минимального размера оплаты труда.
В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки,
а также премии и другие поощрительные выплаты (в ред. Закона Российской
Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 - Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1992, N 41, ст. 2254).
Комментарий к статье 78 КЗоТ РФ
§1. Свобода партнеров на рынке труда по установлению любых условий
договора о найме труда ограничена государством в части нижней границы
оплаты труда.
Государство не допускает даже по обоюдному соглашению сторон устанавливать
оплату труда ниже минимального размера, предусмотренного законом.
Минимальный размер оплаты труда выполняет функцию социального стандарта,
обязательность которого обеспечивается силой закона.
Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией
N 131 "Установление минимальной заработной платы" (1970 г.).
В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему
установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих
по найму, условия труда
которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, которые
учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают
потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, включая
требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости.
Данная Конвенция нашей страной до сих пор не ратифицирована.
Наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта
уровня жизни населения считается прожиточный минимум. В связи с чем
Генеральное соглашение на 1996-1997 гг. предусматривает разработку и
осуществление комплекса мер по приближению в 1996-1997 гг. тарифной
ставки I разряда Единой тарифной сетки и минимального размера оплаты
труда к размеру прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста.
Работа над проектом закона о прожиточном минимуме в нашей стране ведется
уже давно.
§2. Право на получение месячной оплаты труда не ниже минимального размера,
устанавливаемого законом, имеют только те работники, которые выполняют
нормы
труда, рассчитанные на месячный период. О нормах труда см. комментарий
к ст. 102 КЗоТ РФ. К числу таких норм относится и месячная норма рабочего
времени.
Законодательство о труде предусматривает возможность установления по
соглашению сторон неполного рабочего времени (см. комментарий к ст.
49 КЗоТ РФ). В этом случае оплата труда производится пропорционально
отработанному времени и закон не гарантирует, что конечная оплата труда
должна быть не ниже минимального размера, предусмотренного законом.
Действующее законодательство предусматривает гарантии в оплате труда,
когда не по вине работника не выполнены нормы выработки, допущен брак
продукции, имел место простой. Во всех названных выше случаях оплата
не может быть ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику
разряда, но в то же время она, очевидно, не может быть также ниже и
минимального размера заработной платы. Это относится к оплате как квалифицированного,
так и неквалифицированного труда, когда оплата производится по первому
разряду и размер самой тарифной ставки равен минимальному размеру оплаты
труда.
§3. Ст. 78 предусматривает, что в минимальный размер оплаты труда не
включаются доплаты и надбавки, премии, иные поощрительные выплаты.
Следовательно, все виды доплат, надбавок, премий, других выплат начисляются
на основную заработную плату, размер которой не может быть ниже минимального,
установленного законом.
Какие же виды доплат и надбавок, премий могут начисляться к основной
заработной плате? К их числу относятся: доплаты за совмещение профессий,
должностей, допуск к государственной тайне; премии и вознаграждения,
носящие регулярный или периодический характер; ежемесячные или ежеквартальные
вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы; компенсационные
выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда; выплаты, обусловленные
районным регулированием оплаты труда; доплаты за работу во вредных или
опасных условиях и на тяжелых работах; доплаты за работу в ночное время,
в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу; оплата специальных
перерывов в работе; оплата льготных часов подростков и др. (см. Инструкцию
о составе фонда заработной платы и выплат социального характера от 10
июля 1995 г. - Бюлл. Минтруда РФ, 1995, N 9).
§4. Непрерывный рост стоимости жизни, начавшийся в стране, вставшей
на путь реформирования экономики, объективно потребовал систематического
пересмотра
размера минимальной оплаты труда. Механизм такого пересмотра путем индексации
денежных доходов населения, включая и оплату труда, предусмотрен ст.
5 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан
в РСФСР" от 24 октября 1991 г. (РГ от 12 ноября 1991 г.), однако
он практически не применяется.
Каждое очередное повышение минимального размера заработной платы производится
на основании вновь принимаемого закона.
|