|
|
4. Проблемы власти
Главными проблемами власти в настоящее время являются:
- Слабость власти. Необходимость разумного разделения власти, полномочий
госслужб.
- Взаимоотношение с олигархами.
- Отсутствие инициативы снизу. Где истинно "народная власть"?
- Бесконтрольность "силовиков".
- Большой, плохо управляемый и мало эффективный чиновничий аппарат.
- Необходимость глубокой структурной административной реформы.
- Отсутствие четких целей ("национальной идеи"), стратегии
государства.
- Отсутствие независимой судебной системы.
- Борьба с коррупцией.
- Неразвитость экономических отношений.
- Несовершенность наших законов. Законы не отражают реалии жизни и
поэтому часто не выполняются.
- Слабость, рыхлость многопартийной системы. Партстроительство.
- Слабая демократия.
- Дефицит квалифицированных кадров в системе управления государством.
О некоторых из этих проблемах и путях их решения Вы прочтете в статьях
ниже:
Главная проблема России - государство.
Удвоение ВВП недостаточно амбициозная задача
Главное препятствие для экономического роста и создания благоприятного
инвестиционного климата в России - само российское государство. Пока
"силовики" фактически бесконтрольны, могут шантажировать предпринимателей
и участвовать в переделе собственности - ни о каком качественном улучшении
ситуации не может быть и речи. Об этом говорили во вторник практически
все политики и политологи - участники заседания клуба "Открытый
форум", посвященного перспективам отечественной экономики и проблемам
власти и бизнеса.
По мнению лидера партии "ЯБЛОКО" Григория Явлинского, эти
проблемы возникают из-за того, что "общественные институты заменены
чиновничьими корпорациями", которые обсуждают экономические стратегии,
а публичное обсуждение этих стратегий отсутствует. Кроме того, конкуренция
заменена коррупцией, а "общение с акционерами - общением с милиционерами".
А просчитать последствия своих решений чиновники практически не в состоянии
- по словам президента фонда "Политика" Вячеслава Никонова,
половина всего российского аппарата госчиновников работала на своих
местах еще при Леониде Брежневе. "Но естественные процессы решат
эту проблему в течение десяти лет, - считает он. - На это надежда гораздо
больше, чем на административную реформу".
Среди барьеров, стоящих на пути экономического роста и инвестиционной
привлекательности России, Вячеслав Никонов назвал отсутствие четкой
стратегии развития государства и недостаточно амбициозные цели. "Говорят,
что удвоение ВВП - фантастическая цель, - заметил он. - Но даже достигнув
ее, мы по уровню ВВП догоним лишь Тайвань, а развитые страны по-прежнему
останутся на недосягаемой высоте. Сопоставление размеров экономик должно
подвигать нас на более амбициозные цели".
Советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов
с ним согласен. По его мнению, удвоение ВВП - достаточно простая задача.
"В последние полвека 70 стран из 140, по которым существует такая
информация, удвоили свои внутренние валовые продукты за 10 лет",
- сообщил он. При этом он не видит ничего плохого в том, что ВВП будет
расти за счет сырьевого сектора экономики - темпы ее роста в последнее
время значительно опережают перерабатывающую промышленность.
Очевидно, именно с этим связана идея сырьевой ренты, активно обсуждаемая
сейчас в высших эшелонах власти. Однако Андрей Илларионов считает, что
"с точки зрения идеологии нет разницы, будем мы изымать 2 млрд.
долл. или 25 млрд. Если мы будем перераспределять эти доходы между всеми
- это социализм, это развитие одних отраслей за счет других". С
ним согласен и Григорий Явлинский. "Рента - абстрактная категория,
- напомнил он. - На самом деле речь идет просто о налогах на сырьевой
сектор, которые, к слову, и так существуют. Можно их повысить - но захотят
ли тогда компании работать?" А решать проблемы одних отраслей за
счет налогового давления на другие, по его мнению, нет никакого смысла.
"Сейчас стоит вопрос о качестве экономического роста, - считает
Григорий Явлинский. - Происходит рост без развития, непропорциональный,
неадекватный, не отражающийся ни на социальной, ни на экономической
сферах". По его мнению, рост в сырьевом секторе должен дать импульсы
для развития других отраслей, однако в России не создано для этого институтов
- не развиты финансовые рынки и банковская система. "Не знаю, насколько
нам нужны иностранные инвестиции, однако есть внутренние ресурсы и резервы,
а инвестиции не растут", - отметил он.
Развитию российской экономики мешает, по его мнению, также отсутствие
независимой судебной системы, независимой законодательной власти, честных
выборов, гражданского контроля за спецслужбами и неразделенность бизнеса
и власти. "О чем можно говорить, если московский суд за 90 секунд
рассматривает законность обысков в офисе компании?" - заметил лидер
"ЯБЛОКА".
Говоря о несовершенстве российского государства и его неспособности
обеспечить всем хозяйствующим субъектам равные правила игры, участники
форума не могли не затронуть масштабную атаку правоохранительных органов
на нефтяную компанию ЮКОС.
Основная вина ЮКОСа состоит в том, что компания стала прозрачной, -
считает президент Института cтратегических оценок и анализа Александр
Коновалов. - Она стала публиковать отчетность по мировым стандартам,
а эти стандарты категорически не подходят российской бюрократии".
Чтобы изменить качество экономического роста в России, по мнению Григория
Явлинского, нужно создать независимые институты государственной власти
и сократить разрыв между законодательством и жизнью. "Вся страна
и весь мир знает, какой партии симпатизирует российский президент, -
отметил он. - Однако по закону он не может об этом прямо сказать".
Законы, по его мнению, должны отражать существующую, а не желаемую
действительность. Кроме того, необходима "полная, законодательная
легитимация всего, что произошло в 90-х годах", - заявил Григорий
Явлинский, имея в виду недопустимость пересмотра итогов приватизации.
А для того, чтобы общество приняло эту легитимацию, она должна идти
только в едином пакете с "мощными социальными законами", такими,
как закон о Едином социальном пособии, позволяющий ликвидировать в стране
нищету. "И нужно, наконец, заняться госмонополиями. То, что происходит
с ними, - просто скандал. Они - карман власти, поэтому ей так и не хочется
ими заниматься", - добавил он.
Независимая газета, 02.10.2003
Минэкономразвития обещает удвоить валовой продукт только к 2012 году
[ 20:45 10.09.03 ] http://www.izvestia.ru/economic/article38299
В среду бюджетный комитет Госдумы обсуждал проект бюджета-2004. Депутаты
выразили обеспокоенность тем, что прогнозируемые Минэкономразвития темпы
роста экономики не позволяют выполнить поставленную президентом задачу
по удвоению валового внутреннего продукта к 2010 году. Руководитель
департамента Минэкономразвития Геннадий Куранов согласился и сообщил,
что, по расчетам его ведомства, удвоить ВВП удастся только к 2012 году.
Аналитики считают нереальными оба срока и подсказывают правительству
более легкий способ выполнения президентского задания.
В прогнозе социально-экономического развития, который правительство
передало в Госдуму в пакете с проектом бюджета и другими документами,
говорится, что ВВП в 2003 году вырастет на 5,9%, в 2004 году - на 5,2%,
в 2005-м - на 5,9%, в 2006-м - на 6%. Между тем, по оценкам экономистов,
для того, чтобы удвоить ВВП к 2010 году (за базу берется 2000 год),
нужны ежегодные темпы роста 7-9%.
Не обнаружив заветных цифр в официальном прогнозе, народные избранники
занервничили и по обыкновению начали подозревать правительство в умышленном
занижении темпов роста. Руководитель департамента макроэкономики и прогнозирования
Минэкономразвития Геннадий Куранов пояснил, что принимаемые правительством
меры в области налоговой реформы и диверсификации экономики начнут действовать
после 2006 года, а потому до этого времени темпы роста ВВП не превысят
6%. Зато начиная с 2007 года ВВП будет расти на 7-8% в год и к 2012
году поставленная в послании президента задача будет выполнена.
В экспертном сообществе давно выражают опасения, что активность властей
(в основном словесная) в области ускорения экономического роста, сопровождаемая
регулярным пересмотром прогнозов этого роста и созданием спецгрупп по
удвоению ВВП, все больше приобретает характер кампанейщины, подменяющей
реальную заботу о потребностях экономики.
Сдвиг сроков исполнения путинского задания аналитики восприняли с иронией.
"Большинство экономистов делают прогнозы на 2-3 года. Какой психически
здоровый человек станет с точностью утверждать, что произойдет через
10 лет? Вдруг машины научатся заправлять водой и нефть будет стоить
2 доллара? - говорит аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Алексей
Моисеев. - Правительство должно думать, какими средствами обеспечить
экономический рост, а не определять сроки удвоения ВВП".
Руководитель департамента правительственной информации Алексей Горшков
сообщил, что кабинет министров будет делать все от него зависящее для
ускорения роста экономики. При этом Горшков подчеркнул, что удвоение
ВВП - задача "общеэкономического масштаба". Заявление Куранова
в Белом доме согласны рассматривать только как экспертную оценку, потому
как он "даже не замминистра".
Старший экономист ИБГ "НИКойл" Владимир Тихомиров считает,
что удвоить ВВП к 2010 или к 2012 году в принципе невозможно. "При
существующей структуре экономики необходимо, чтобы цены на нефть ежегодно
увеличивались на 50%, - поясняет Тихомиров. - А чтобы создать внутренние
факторы роста, нужно провести структурные реформы и обеспечить рыночное
ценообразование в секторах естественных монополий. Но такие реформы
займут несколько лет, и эффект от них экономика ощутит нескоро".
Чтобы выполнить поручение президента, Тихомиров советует правительству
считать ВВП в долларовом эквиваленте. Именно так поступает международная
статистика. С учетом укрепления рубля валовой продукт за период с 2000
по 2003 год увеличился почти на 50%, в то время как в реальном выражении
вырос всего на треть. По прогнозам Минфина, рубль в ближайшие годы будет
укрепляться, так что у правительства есть шанс успеть с удвоением ВВП
даже раньше установленного срока.
Елена КОРОП
Лучше меньше партий, да лучше
Российская газета
Учредительный съезд Общероссийского политического общественного движения
"Единство", состоявшийся в минувшее воскресенье в Государственном
Кремлевском дворце, стал одним из главных событий политической жизни
России на минувшей неделе.
1155 делегатов из 88 регионов России, более 2000 гостей, многочисленный
отряд российских и иностранных журналистов участвовали в его работе.
Многие не скрывали ощущения, что присутствуют у колыбели новорожденной
партии власти.
Вопрос о партийном строительстве в общероссийском масштабе оказался
в центре внимания участников форума "Единства". Особое место
этому вопросу в своем обращении к делегатам и гостям съезда уделил и.о.
Президента РФ Владимир Путин.
Строительство серьезной, крепкой партии, способной отстаивать свою
позицию, он назвал задачей государственного масштаба. "Сейчас в
России действует около 200 партий, - подчеркнул исполняющий обязанности
главы государства, - однако работающая партийная система явно не сложилась,
нам не хватает авторитетных, системообразующих партий, вокруг которых
могло бы сплотиться большинство россиян".
Если партии слабы и неразвиты, тут же находится им замена - суррогат
вроде различных групп влияния, просто людей, на время прислонившихся
к власти. По мнению Владимира Путина, это одна из самых главных проблем
России и в экономике, и в политической сфере. Главная причина неразвитости
политической системы, считает и.о. Президента России, в том, что она
в полной мере не востребована.
Надо создавать условия, при которых в России появятся несколько общенациональных,
идейно оформленных партий современного типа. Владимир Путин заметил:
можно как угодно относиться к коммунистической идеологии, но нельзя
не признать, что одна из системообразующих партий в России уже есть
- КП РФ. И выразил надежду, что и "Единство" станет по-настоящему
представительной, крупной и устойчивой политической силой и будет реально
влиять на судьбы страны и ее регионов.
Но партия только тогда станет партией, считает и.о. Президента России,
когда она сформирует систему идей, которые прорастут в само общество,
когда предлагаемые ими ценности будут восприняты и поддержаны миллионами
людей, когда они станут сильнее административных приемов и власти денег.
Нам давно пора выработать долгосрочную стратегию, новую эффективную
политику, в основе которой должна быть достойная жизнь гражданина России,
- так определил Владимир Путин ближайшую задачу. Нужно вернуть гражданину
достоинство, и без партии этого добиться нельзя.
Судя по докладам лидера "Единства", вице-премьера Сергея
Шойгу и выступающих на съезде активистов движения, депутатов Государственной
Думы от фракции "Единство", они готовы решать такую задачу.
Тамара ШКЕЛЬ.
А.Илларионов: Главная проблема России - дефицит кадров
На сегодняшний день самой большой проблемой России является дефицит
образованных людей, способных работать в условиях современного бизнеса.
Об этом сегодня в Санкт-Петербурге на международном образовательном
форуме "Инновации в образовании, Интернет и личность" заявил
советник президента РФ Андрей Илларионов.
Основным способом решения этой проблемы является изменение подхода
к образовательному процессу. По мнению А.Илларионова, в систему школьного
образования в качестве обязательных предметов необходимо ввести экономику,
иностранные языки, науку выживания в природе и в обществе, основы
медицины и сохранения жизни каждого человека.
В этом, считает А.Илларионов, можно поучиться у Соединенных Штатов,
где главной особенностью образовательной системы является попытка
предоставления максимального объема знаний, при этом с необходимым
приобретением знаний через Интернет. Для финансирования образования
необходимо привлекать не только государственные средства, но и средства
частного сектора. По словам А.Илларионова, в условиях глобализации
массовое государственное финансирование образования в слабо развитых
странах приводит к массированному притоку финансовых ресурсов в более
развитые страны и является, таким образом, неэффективным. В связи
с этим России необходимо вырабатывать качественно новый подход к финансированию
образования.
Главная проблема России - непредсказуемость власти
Новая экономика спасет страну
Достижение оптимальных темпов экономического роста невозможно без
проведения комплекса структурных преобразований. Однако, несмотря на
многочисленные попытки сменяющих друг друга правительств их запустить,
короткого периода реформаторской активности очередного кабинета на это
никогда не хватает. Свой вариант решения этой проблемы предложил в интервью
"НГ" ректор ГУ-ВШЭ, член комиссии по вопросам реформирования
госслужбы при президенте РФ, член коллегии МЭРТ Ярослав Кузьминов.
- Сегодня всех волнует вопрос: грядут ли столь же революционные преобразования
экономического блока правительства, как те, что недавно произошли в
силовом?
- На самом деле спецслужбы в России имеют не меньшее отношение к экономике,
чем чисто экономические ведомства. Существенно другое: реформирована
Федеральная служба налоговой полиции. Кто-то из экспертов уже посчитал,
что ликвидация налоговой полиции принесет сотни миллионов долларов экономии.
Что касается экономического блока, то проблема сейчас не в том, чтобы
перетасовать ведомства. Прежде всего нужно выделить те секторы, где
государства слишком много и где можно не перераспределять государственные
функции, а просто от каких-то отказаться. И участники рынка понесут
меньшие затраты от отсутствия регулирования. Возьмите хотя бы всевозможные
надзоры. Сегодня на каждое предприятие приходится с десяток разных надзирающих
ведомств. Минимум половину можно просто сократить. К примеру, вместо
пожарного надзора ввести систему обязательного страхования от пожаров.
- Но где-то государство неизбежно останется. Как сделать его действия
эффективными?
- Мы провозгласили реформу госслужбы, но очень робко ее ведем. Несмотря
на попытки повышения оплаты труда чиновников летом прошлого года, государство
так и не довело ее до эффективного уровня. Но просто повысить зарплату
недостаточно. Нужно создать систему электронных административных регламентов:
детальное описание процедур, полномочий, ресурсов, которые есть у чиновника,
порядок его работы с обращениями граждан, с поручениями вышестоящих
органов, с обращениями смежных ведомств, сроки, в которые они должны
рассматриваться. Я думаю, что такая система поможет государству сократить
аппарат наполовину.
Надо сказать, и первое, и второе - вещи достаточно затратные. Эффективное
повышение зарплаты чиновников я оцениваю примерно в 1 миллиард долларов,
и примерно во столько же - введение административных регламентов. За
два-три года эти задачи можно решить. Их масштаб посилен для государства.
А вот сколько будет ведомств, как они будут называться, кто будет их
возглавлять - уже не так важно. Главное, степень прогнозируемости действий
чиновников будет гораздо выше, чем сейчас. А ситуация, когда мы в первую
очередь смотрим, кто возглавляет то или иное ведомство, плохой человек
или хороший, - довольно дурацкая.
- У нас об административной реформе говорится с удивительным постоянством,
однако более управляемым и прогнозируемым бюрократический аппарат не
становится. Скорее наоборот.
- На мой взгляд, никаких попыток реформировать административную систему
пока не было. Сейчас в проекте среднесрочной программы правительства
на 2003-2005 годы впервые появился раздел о реформе государства. Чем
дальше государство от рынка, тем легче живется бизнесу. Если там, конечно,
нет прямого разбоя. Но во взаимодействии бизнеса и государства тоже
есть свои циклы. В ельцинскую эпоху был всплеск активности разных профессиональных
ассоциаций, когда они активно занимались законотворчеством. Потом наступил
период, условно говоря, "плохого равновесия", когда вместо
установления хороших норм все просто нашли хороших знакомых. Что совершенно
неизбежно, если определенные люди находятся у власти более чем два года.
У нас настолько плохая правовая система, настолько неэффективное исполнение
законов, что вкладываться в нормотворчество можно только в состоянии
крайнего энтузиазма.
- По словам Егора Гайдара, способность любого правительства проводить
глубокие структурные реформы через полтора года начинает неизбежно снижаться.
Вы с ним согласны?
- У нас существует избирательный цикл - четыре года. И это неизбежно
накладывает отпечаток на логику реформ. Поэтому темп реформ затухает
за полтора года до выборов, а после выборов все минимум полгода рассаживаются
по местам. Так что в принципе я с этим суждением согласен. Для России
с ее неустоявшимся политическим механизмом существующая избирательная
система нецелесообразна. Нам надо переходить к семилетнему, в крайнем
случае пятилетнему избирательному циклу, совмещая президентские и парламентские
выборы. Это удвоит или утроит время для осмысленной экономической политики.
- Для вас, либерального экономиста, позитивна или негативна эволюция
нынешней власти?
- Я либерал потому, что у государства нет средств для активного вмешательства
в экономические процессы. Это не либерализм, это просто здравый смысл.
И с этой точки зрения я считаю, что главная проблема России в том, что
наша власть непредсказуема и не консолидирована. Поэтому мы должны любыми
силами консолидировать ее и обеспечить ее предсказуемость. Идеальной
властью от этого она не станет. Но у экономики появится ощущение стабильности,
оно и сейчас уже появляется. Это не результат эффективности аппарата
российской власти - он как был, так и остался неэффективным. Это результат
стабильности этой власти. Хотя, конечно, наряду со стабильностью надо
бы провести еще и целый ряд реформ.
Ярослав Кузьминов, Независимая газета № 59 , 26 марта
2003
Далее (Прогнозы и сценарии)
|