Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 2. Актуальные проблемы экономики и экономического образования 215 Факты экономической истории, известные положения теории долгосрочно- го экономического развития, основанной на зарождении и распространении ин- новаций, сформулированные С. И. Глазьевым [1], Шарлоттой Перес [2], В. И. Маевским [3] позволили выдвинуть гипотезу о существовании следующей системной модели долгосрочного технико-экономического развития индустри- альных и постиндустриальных экономических систем [4]. Любая современная экономическая система включает нескольких подсистем. Каждая из этих под- систем воплощает определенный технологический уклад – определенную тех- нико-экономическую парадигму. Каждая новая подсистема, новый технологи- ческий уклад, обеспечивает более высокий уровень душевого дохода. Масштабы новой подсистемы увеличиваются, масштабы основной, ранее воз- никшей подсистемы остаются неизменными, а масштабы еще более ранней подсистемы сокращаются. Распространение новых технологических укладов является единственным способом повышения производительности труда и роста ВВП в современной России. Высокий уровень душевого ВВП в развитых странах в настоящее время обеспечивается за счет доминирования пятого и распространения шестого – по- стиндустриальных технологических укладов. Исследования продуктивности пятого и шестого технологических укладов в мире позволило дать оценку ду- шевого ВВП, обеспечиваемого этими укладами, и на основе сопоставления с душевым ВВП современной России дать оценку распространения новых ук- ладов к экономике России. Было установлено, что потенциал пятого технологи- ческого уклада в экономике страны используется не более чем 40–45 % [4]. Для того, чтобы оценить вклад в рост экономики современной России тра- диционных экономических факторов – простого труда и капитала, на основе данных региональной статики были получены эконометрические оценки влия- ния темпов прироста труда и капитала на темпы роста валового регионального продукта (ВРП). В результате было установлено, что рост использования тра- диционных факторы – труда и капитала не позволяют значимо объяснить рост экономики современной России. Исследования влияния человеческого капитала и инноваций позволили установить, что рост уровня образования, доли лиц с высшим образованием в составе занятого населения, рост использования но- вых производственных фондов обеспечивают рост экономики. В условиях пе- рехода к постиндустриальной экономике необходимы исследования влияния институциональных, политических, социальных, этнических детерминант эко- номического роста. Примером оценки влияния этих факторов на экономиче- ский рост могут служить результаты оценки взаимосвязи количества прини- маемых Федеральных законов, количества государственных служащих, проводящих в жизнь эти законы, и темпов роста экономики России. Было пока- зано, что между темпами роста экономики и количества принимаемых законов с 2006 г. существует значимая отрицательная корреляционная связь [5]. С по- мощью регрессионной модели оказалось возможным объяснить снижения темпов роста экономики влиянием законотворчества и ростам численности го-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=