Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
290 Лучше всего учащиеся справлялись с заданиями, в которых нужно было находить и выделять необходимую информацию, а хуже всего – с заданиями, проверяющими умением определять основную и второстепенную информацию. Задания, направленные на умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выдвижение гипотез и их обосно- вание; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий в той или иной степени были выполнены (частично сфор- мированы) всеми учащимися. В ходе тренировок в ходе занятий при выполне- нии самостоятельных работ, дети улучшили умение определять основную и второстепенную информацию, почти все учащиеся справились с этим задани- ем. Я использовала для реализации технологии критического мышления сле- дующие средства: интернет, раздаточный материал, компьютерные презента- ции, компьютерные модели, различные электронные ресурсы, графические материалы. Также, использовала следующие приёмы и методы: «Чистая доска», «Чтение с остановками», «Маркировочная таблица З-У-Х», прием «Верные и неверные утверждения», «Мозговой штурм», «Корзина», «Составление кла- стера», «Задавание вопросов», «Критический отбор материала на заданную те- му», «Написание эссе», «Составление концептуальной таблицы», «Синквейн». Например, на уроке физике «Измерение атмосферного давления. Опыт Торри- челли», я использовала такие приёмы, как «чистая доска», « чтение с останов- ками», работа с таблицей «З-У-Х», прием «верные и неверные утверждения». Более подробно наши методические подходы к реализации технологии крити- ческого мышления изложены в работах [5, 6]. Следовательно, физика, как и другие школьные предметы, решает задачи развития и формирования личности. Приобретенные при обучении физике зна- ния, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпу- скникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышле- ния на современном этапе развития общества. Литература 1. Горькова, С. А. Актуальные проблемы развития критического мышления при изучении математики [Электронный ресурс] / С. А. Горькова.– М.: ГПНТБ РФ, 2006.– URL: http://users.kpi.kharkov.ua/lre/mcad2000/5.htm 2.Богоявлевская, Д. Б. Идентификация творческих способностей / Д. Б. Бо- гоявлевская // Труды науч.-метод. семинара «Наука в школе».– М.: НТА «АПФН», 2005.– Т. 2.– С. 3–10. 3.Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская.– СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 4.Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавин- ская.– 2-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 2011. 5. Плешакова, Н. Л. Реализация идей технологии критического мышления в процессе обучения физике / Н. Л. Плешакова, В. В. Новикова, Э. Р. Шагаева //
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=