Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

288 Э. Р. Шагаева Факультет математики, физики и информатики, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. Л. Плешакова МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ На том основании, что общество все больше вступает на дорогу перехода к рыночной экономике и демократическому обществу, перед педагогами воз- никнул вопрос: как лучше подготовить учащихся к демократической и эконо- мично продуктивной жизни? Для учащихся основная задача – это научиться ре- зультативно, находить знания, использовать их в условиях выбора, а вследствие чего, критически мыслить. Они должны обладать, способностью воспринимать обширный поток новой информации, тщательно и критично ее исследовать. В исследованиях [1] замечено, собственно, что в процессе обучения, как правило, учащиеся только «впитывают» в себя новую информацию – формы же их активности отличаются монотонностью, а источники не отличаются разно- образием. Развитие познавательных способностей ребенка ограничивается только обычным воспроизведением содержания предмета. Как правило, и учи- тель задает чаще стереотипные вопросы, нацеленные на воспроизведение мате- риала урока, редко создаёт ситуации, в которых ученики могли выразить свое мнение. В конечном итоге, большая часть школьников, зачастую не осознаёт то- го, собственно что читает, в том числе и того, собственно что слышит. Таким образом, учащиеся не развивают активное, заинтересованное, критическое от- ношение к действительности, следовательно, мотивация к обучению снижается. Перестройка школы, в соответствии с ФГОС общего образования второго поколения, требуют от учителя особое внимание уделять развитию критическо- го мышления учащихся. Физика – это широкая «страна», грани которой открыты для любого, кто на самом деле предпочитает думать! Она отражает в человеческом сознании увле- кательную гармонию природы, освоение которой настоятельно требует сосре- доточения, усердия и упорства. Учителю необходимо поверить в то, что воспи- тание ума, культуры мышления учащихся, не обращая внимания на сложность этого пути, обеспечивает более высокие результаты в обучении физике. По мнению Богоявлевской Д. Б. [2], обучение физике содействует станов- лению и развитию нравственных черт личности. Например, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, кри- тическому мышлению. В процессе обучения физике у педагога есть широкие возможности для реализации задач развития критического мышления обучающихся. Известно, что критическое мышление рефлексивно в своей основе. «Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=