Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

268 О. В. Трихина Факультет математики, физики и информатики, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. В. Савельева ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ 5-х КЛАССОВ Проблема неуспеваемости школьников остается одной из актуальных в пе- дагогической теории и школьной практике. Исследование состояния разрабо- танности проблемы неуспеваемости школьников вызвало необходимость изу- чения и анализа существующих в психолого-педагогической литературе трактовок понятия «неуспеваемость». В педагогическом энциклопедическом словаре под неуспеваемостью понимается «более низкий по сравнению с пре- дусмотренной учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования» [3]. Неуспеваемость, по мнению П. И. Пидкасистого, – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по срав- нению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандар- тами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится не- возможным [2]. По мнению В. С. Цетлина, неуспеваемость – несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо отрезка процесса обучения – изучения одной темы или раздела дисциплины, учебной четверти, полугодия, года [4]. Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладе- вает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмот- ренными учебной программой [5]. Обобщая вышеизложенные подходы к понятию «неуспеваемость», следует отметить, что в педагогическом смысле – это несоответствие подготовки уча- щихся обязательным требованиям обязательным требованиям к усвоенным ими знаниям, сформированным умениям и навыкам, овладением опытом творческой и познавательной деятельности. Иными словами, неуспевающим можно назвать учащегося, который не способен усвоить школьную программу за определен- ный фиксируемый промежуток времени. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, необходимо знать причины, порождающие её. Анализ литературных источников позволяет ут- верждать, что в педагогической науке наметилась тенденция разделять причи- ны школьной неуспеваемости на внешние, обусловленные воздействием на ученика окружающей среды, и внутренние, вызванные особенностями развития индивида. Ю. К. Бабанский разделяет причины неуспеваемости школьника на зави- сящие от учителя и не зависящие от учителя. К причинам, которые не зависят от учащегося можно отнести: плохое знание предмета и некомпетентность учи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=