Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018

265 ность навыков и приемов самостоятельной учебной деятельности при решении учебных задач; неспособность к самоконтролю поведения; неумение приспосо- биться к требованиям организации педагогического процесса, его нормативам в силу особенностей темперамента и других индивидуальных психологических характеристик. Данные причины, как правило, выявляются опытным путем при помощи специальных психологических методов и методик, направленных на диагностику личностных особенностей школьников, их отношения к себе, к школе, к одноклассникам, определение самооценки; наличие познавательного интереса; психологического климата в классе, стиля педагогического общения, детско-родительских отношений. В большей степени нас интересовала группа социально- педагогических причин школьной дезадаптации пятиклассников, которые выявлялись путем опроса, анкетирования самих учащихся, учителей, родителей. Ключевые вопро- сы для учеников: почему вам стало сложнее учиться в 5 классе, какие трудно- сти вы испытываете в учебе, в отношениях с одноклассниками, учителями; как часто нарушаете школьную дисциплину, не справляетесь с требованиями при выполнении учебных заданий в школе, дома; и др. При ответе на вопрос, ориентированный на выявление причин дезадаптации, возникших под воздействием образовательного процесса, ответы учащихся рас- пределились следующим образом: причины, связанные с отсутствием интереса к учебному материалу, усложнением его содержания и увеличением объема, не- сформированностью учебных умений и навыков, отметили 11 (50 %) учащихся; причины, вызванные организацией образовательной среды (появилось много но- вых учителей и предметов, новое расписание, электронный дневник и пр.) – 7 (31,8 %), причины, обусловленные межличностными отношениями, состоянием самооценки (завышенные требования учителя, конфликты с одноклассниками и другими учащимися школы на перемене) – 4 (18 %) пятиклассников. Опрос родителей позволил выявить следующие факторы школьной деза- даптации их детей: возросший темп и объем учебных заданий; необходимость находить дополнительную информацию, преимущественно, используя интер- нет; отсутствие индивидуального подхода к детям со стороны учителя при ор- ганизации их учебной деятельности, трудности самостоятельного выполнения домашних заданий, особенно, проектных работ. По своей сути, полученные нами данные, не противоречат результатам фундаментальных исследований. Так, с позиций педагогической психологии риск возникновения дезадаптивных признаков в личности и деятельности уча- щихся усиливается под воздействием неэффективной организации учебного процесса, чрезмерной его интенсификации, несоответствия методик и техноло- гий возрастным, функциональным и индивидуальным возможностям детей; на- личия стрессовых ситуаций на уроке и вне его (Н. В. Дубровина). Повышаются требования к уровню социальной зрелости ребенка, обнару- живающей себя в содержании мотивационных установок и в способности к гибким, продуктивным межличностным взаимодействиям, без чего невоз- можно полноценное удовлетворение потребности в общении, структура кото- рого тоже усложняется в условиях школьного обучения [1 с. 89].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=