Молодежь и наука - третье тысячелетие 2018
206 вом виде, необходимо побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и про- тивопоставлению фактов. Например, при объяснении новой темы «Решение задач на составление уравнений» мы разбирали следующую задачу: «Мама собрала грибов в два раза больше, чем дочка, всего они собрали 60 грибов. Сколько собрал каждый из них?». Сначала дети самостоятельно сделали краткую запись к задаче. Зачем у них возникла дилемма: обозначить мамины грибы за х или дочкины. Каждый настаивал на своем, но не многие смогли дать обоснование своего мнения. По- этому для начала мы взяли грибы дочки за неизвестное число. Далее дети запи- сали, что, так как у мамы в 2 раза больше грибов (причина), то у нее будет (2х) грибов (следствие). После этого от детей с высоким и средним уровнем сфор- мированности умения, требовалось самостоятельно составить и решить уравне- ние, и большинство с этим успешно справились. Правильность выполнения проверялась индивидуально у каждого, после чего, детям, справившимся с за- дачей, были предложены похожего типа задания и задания повышенного уров- ня сложности. Далее, пока часть детей работала самостоятельно, проводилась работа с оставшимися обучающимися. С помощью наводящих вопросов, они должны были сформулировать следующий ответ: «Если мама собрала 2х гри- бов, а дочка х, зная, что вместе они собрали 60, составим и решим уравнение: 2х + х = 60. Получив корень уравнения, дети сделали вывод, что дочь собрала 20 грибов, соответственно, так как мама собрала в 2 раза больше, они пришли к выводу, что в итоге она имела 2 20 = 40 грибов. Далее всем классом мы решили проверить, каким получится уравнение, если взять мамины грибы за х . В таком случае у дочки будет ( х : 2) грибов. И получится следующее уравнение: х + ( х : 2) = 60 Но такие уравнения дети решать еще не умеют, так как не проходили тему «Сложение и вычитание дробей». Таким образом, обучающиеся высказали гипотезу, что при решении задач за х более эффективно обозначать те числа, которые являются наименьшими в задаче. После чего, прорешав похожего типа задачи, мы пришли к выводу, что это действительно так. При разборе разного рода математических заданий дети учатся критически мылить и доказывать свою точку зрения. Так, например, при решении задач на части у детей часто возникают разногласия, в каком случае нужно делить на знаменатель и умножать на числитель, а в каком наоборот. Широко используется взаимообучение. Учащиеся рассаживаются таким образом, чтобы «сильный» ученик сидел вместе со «слабым» и помогал ему, объяснял материал повторно. В этом случае более сильные учащиеся практи- куются в роли преподавателя и учатся давать материал в доступной форме. А менее сильные – воспринимают информацию из двух источников (учитель и сосед по парте), что позволяет им более эффективно усваивать информацию. После проведения диагностического среза, мы выявили, что у обучающих- ся, которые имеют высокий уровень сформированности умения устанавливать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=