Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

320 У. А. Порубенская Факультет иностранных языков, магистрант 2-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. А. Разоренова ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» Лингвистический анализ как прием толкования художественного текста вызывает интерес многих ученых-лингвистов на протяжении уже нескольких лет. В последнее время все большее внимание акцентируется на анализе фанта- стического пространства текста как компонента денотатной структуры. Фантастическое пространство – это особенная карта реальной действитель- ности в ее трехмерной точке зрения, существующая ирреально, фактически, в сознании реципиента, в его ментальном мире. Это совокупность указателей, с помощью которых герои и читатель определяют местоположение предметов, их идентичность или несовпадение по отношению друг к другу, и главное, уста- навливают свое место и задачу среди окружающих пространственных явлений. Данный тип литературно-художественной модели пространства может быть также представлен терминами «виртуальное пространство» или «вымыш- ленное пространство». Подобное пространство наполнено нереальными, не- правдоподобными, существующими за пределами обыденного сознания субъ- ектами, предметами и событиями. «Оно может иметь как горизонтальную, так и вертикальную линеарную организацию и зачастую является чужим для чело- века, т.е. находится вне связи с ним» [1, c. 100]. Фантастическое пространство является стилеобразующим, поэтому в от- дельный жанр выделяется фантастическая литература [1]. «Фэнтези – разно- видность фантастики, конструирующая фантастическое допущение на основе свободного, не ограниченного требованиями науки вымысла, главным образом, за счет мистики, магии и волшебства» [2]. Однако этот тип пространства также может существовать и в тех художественных произведениях, которые не могут быть прямо отнесены к фантастике [1]. Вымышленное пространство чаще всего разомкнуто, динамично, обособ- ленно, не имеет привязанности к вещам. Важным концептуальным компонен- том любого пространства, как считает Ю. М. Лотман, является наличие или от- сутствие у него границ и их характер. Языковыми репрезентантами фантастического пространства художествен- ного текста являются: топонимы, антропонимы, лексика с пространственным значением, лексика, обозначающая фантастических существ, эпитеты, метафо- ра, различные повторы и другие. Интерпретируя пространство, следует начать с деления его на макроситуа- ции, а затем – на микроситуации. Рассмотрим анализ фантастического про- странства на примере эпизода из трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Ко- лец» (макроситуация – Шир): микроситуация «Жизнь Фродо после» воплощена в виртуальном пространстве и представлена следующими событиями: Фродо,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=