Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

31 б) соотнесения формы предметов с заданным образцом; в) различение схожих по форме фигур. Третий критерий характеризовался через такие показатели как: а) различение предметов по величине; б) соотнесение предметов по величине. На основе данных критериев и показателей были выделены следующие уровни развития зрительного восприятия детей. Высокий уровень – ребёнок безошибочно передаёт основные цвета; опре- деляет оттеночные цвета, цветовая гамма изображения и эталона полностью совпадают. Различает предметы по форме, соотносит предметы с заданным об- разцом, различает схожие по форме фигуры. Ребёнок различает и соотносит предметы по величине. Средний уровень – ребёнок передаёт основные цвета, путается в передачи оттеночных цветов; цветовая гамма изображения и эталона совпадают частич- но. Ребёнок допускает ошибки в различении предметов по форме, в соотноше- нии форм предметов с заданным образцом, путает схожие по форме фигуры. Он допускает ошибки в различении предметов по величине, путается в соотне- сении предметов по величине. Низкий уровень-ребёнок путается в передачи основных цветов, не опреде- ляет оттеночные цвета; цветовая гамма изображения и эталона не совпадают. Ребёнок не различает предметы по форме, не соотносит форму предмета с об- разцом, не различает схожие предметы по форме. Он не различает и не соотно- сит предметы по величине. В программу диагностики были включены следующие методики: «Мозаи- ка» (авторы Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова), направленная на изучение зри- тельно-пространственного восприятия взаиморасположения объектов на плос- кости, способности различать основные цвета, оттеночные цвета; «Включение в ряд» (автор А. А. Венгер), направленная на выявление уровня развития зри- тельного восприятия, а именно – ориентировки на величину; «Коробка форм» (автор Л. А. Венгер), позволяющая определить уровень развития зрительной ориентировки на форму; «Изучение восприятия цвета» (авторы Г. А. Урунтае- ва, Ю. А. Афонькина), позволяющая оценить степень сформированности вос- приятия цвета; «Эталоны» (автор О. М. Дьяченко), изучающая уровень разви- тия восприятия формы, возможность соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Анализ результатов диагностики показал, что средний уровень развития зрительного восприятия был зафиксирован у че- тырёх детей, низкий – у шести. Программа формирующего эксперимента включала в себя два этапа. Подготовительный – закрепление представлений об основных строитель- ных деталях и деталях конструктора путём создания знакомой постройки с ис- пользованием фигур основных цветов спектра. На этом этапе рассматривались иллюстрации постройки, проводились дидактические игры и упражнения. В групповой комнате была создана развивающая среда, которая способствовала активизации зрительного восприятия дошкольников.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=