|
||||||||||||||||||||||||
|
|
РОДИТЕЛИ |
|||||||||||||||||||||||
СодержаниеОТЕЦ |
||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Виды Рыльска
В 1924 году я закончил 4 класса. Помню, как все переживали смерть
Ленина. Когда его хоронили, пять минут в городе гудели гудки паровозов
и паровых мельниц, а мы стояли и плакали. Все люди скорбели. За время
Нэпа жизнь в городе стала лучше - на рынке и в магазинах было полно
продуктов, были бы деньги. И денег у нас стало побольше. Отец работал,
Михаил служил в милиции, Нина и Леля ходили на поденку в экономию,
где пололи свеклу, Маруся была замужем. Поднатужились и решили перестроить
хату. С Михаилом мы ездили в лес за толстыми бревнами для венца новой
хаты. Ночь была темная звездная и морозная, а когда мы приехали на
место стало рассветать. Было три подводы, их дали Михаилу в милиции.
Привезли домой бревна только вечером. Наняли плотников и они расширили
нам хату, но одна часть так и осталась недостроенной, не хватило денег.
Служба у Михаила была небезопасной. Все еще существовали банды, с
которыми милиция вела борьбу. Бывало и милиция несла потери. Так при
раскрытии банды в Кулебяках был убит милиционер Чесноков. В город
его привезли по железной дороге и от станции до города гроб несли
на руках. Хоронил его весь город и мы, ребятишки, конечно были в толпе.
Жизнь налаживалась, и с бандитами все-таки покончили. Михаила направили
на сахарный завод председателем рабочкома.
В 1925 году я поступил в пятый класс единой трудовой школы. Она находилась
в здании, где родился известный мореплаватель Шелихов. Памятник ему
стоял у городского сада. В войну фашисты его снесли, в наше время
он восстановлен на прежнем месте. Школа была девятилетняя, с двумя
уклонами - кооперативным и педагогическим. Я учился на педагогическом
отделении. Директором был Тимонов, он преподавал обществоведение,
математику читал Выходцев, физику Кабаков, химию Семенов, биологию
Белова, немецкий Шерман, остальных преподавателей не помню. Первые
три преподавателя были хромые и причем на разные ноги. Бывало стоим
на перемене в Актовом зале, а они все трое идут и переваливаются в
разные стороны. Было смешно, но смеяться было нельзя - строгая дисциплина,
никто не посмел даже улыбнуться. Часть Актового зала отгораживалась
временной убирающейся стенкой и в образовавшемся помещении учился
пятый класс. Когда проходили общие собрания или вечера, то стенку
убирали и становилось очень просторно. У школы был свой духовой оркестр
и он играл на вечерах и демонстрациях. В седьмом классе и я в него
поступил и стал играть на валторне. Обучал меня сам капельмейстер
- пожилой мужчина по фамилии Ракитянский. Ходил я к нему после уроков
на квартиру. Он прослушивал мое домашнее задание и в нотную тетрадь
записывал новое. Если я фальшивил, то он больно бил мне по пальцам
указкой. Приходилось терпеть. Ракитянскому было много лет, но старик
он был крепкий с полным ртом здоровых зубов. Мне он подыгрывал на
кларнете. Его сын был капельмейстером военного духового оркестра.
Здоровьем он был в отца и круглый год купался в реке. В городе его
все знали. Производил он впечатление красивого и удачливого мужчины,
но по какой-то причине застрелился. Чтобы подработать, летом я вечерами
два раза в неделю играл с оркестром в городском саду за двадцать копеек.
Приглашали нас и на похороны за те же двадцать копеек.
Подрабатывал я и другим способом. Брал ведро, кружку и по базарным
дням продавал крестьянам, приехавшим в город, воду. Наберешь воды
в колонке, выпросишь у мороженицы лед, чтобы вода была похолоднее,
бегаешь среди возов и кричишь: "Кому воды холодной!" За
кружку воды плата - копейка или кусок хлеба. Это летом. Зимой же,
после уроков я брал ведро и ехал к дороге через реку, по которой возвращались
с базара крестьяне. Предлагал им ведро, чтобы напоить лошадь и за
это получал или копейку, или кусок хлеба или клок сена. Так до вечера
и наберешь небольшую копну сена. Домой добычу вез на санках.
Дома были свои обязанности. До школы я должен был выгнать птицу на
луг и корову в стадо, вычистить хлев, подмести двор. Гусей дома почти
не кормили, а уток нужно было кормить в обед и на ночь, для того,
чтобы они не отвыкли от дома. Кормили мы их ряской из реки, смешанной
с отрубями. Сядешь в лодку, возьмешь с собой два ведра и ковшик наподобие
дуршлага, поедешь в заводь за островами, начерпаешь ведра ряски и
домой. Утки были очень довольны.
Кроме забот по дому и в школе были и развлечения. Играли в лапту,
скачек и кости. В кости я играл хорошо и много их выигрывал, но приходилось
делиться с младшим братом, т.к. он проигрывал не только свои кости,
но и мои. Приходилось кости от Алексея прятать, но он находил и проигрывал.
По этому поводу мы часто скандалили и я ему поддавал подзатыльники,
за что мама меня наказывала. Кости ценились дорого, штука - копейка
и на них можно было заработать. Дружили мы с соседскими ребятами и
ходили вместе купаться на речку, лазали по горам. Весной на горе Иванорыльской
снег таял раньше, там мы и устраивали свои игры. Весной же, на горе
у Чернявской лужи устраивались кулачные бои, улица шла на улицу. Собирались
большие толпы. Бои начинались так: взрослые вперед подталкивали ребятишек,
они сначала начинали толкаться, а потом драться, а уж затем в драку
вступали взрослые. Раз мы гурьбой пошли смотреть эти "кулачки".
Подбежал мальчишка и ударил меня в лицо. Домой я пришел с синяком
под глазом - нечего попусту глазеть! В драки я не ввязывался, т.к.
был пионером и ходил в физкультурный центр на занятия. Летом я был
в пионерском лагере и мы жили в палатках у леса. Пионеры помогали
крестьянам в их полевых работах. Обслуживали мы себя сами, варили
пищу в больших котлах, сами за собой убирали. Водили нас на экскурсии
в экономию, так назывались нынешние совхозы, на сахарный завод, знакомили
с производством.
Всегда было трудно с топливом. Поэтому летом его заготавливали. Топили
печь в основном кизяком (сухой коровий навоз) и сосновыми иголками.
Коровьи лепешки мы собирали с сестрой на лугу. Уже сухие складывали
в мешки и относили в сарай. Навоз от своей коровы тоже собирали, сушили
из него кирпичи на солнце и тоже убирали в сарай. Кирпичи делали так:
сначала навоз рубили лопатами, поливали водой, месили ногами и набивали
форму (ящик на два кирпича) и выносили сушить на солнце перед домом.
Сосновые иголки мы собирали в лесу, набивали мешки и несли домой.
Бывало нас задерживал лесник и отбирал у нас мешки и наши самодельные
грабельки.
На заводе, в отстойниках, отец сажал картофель. Летом с отцом мы
ее пололи и окучивали. Было тяжело: земля пыльная-известковая, солнце
палит, уставал так, что ползал по загону на коленках. Но все это позволяло
нам выжить.
Учеба в школе мне нравилась и учился я добросовестно. Я неплохо рисовал
и мои рисунки с тюльпанами и зимним днем долго висели на стене в комнате.
Были у нас в школе и уроки труда. Мы делали игрушки из папье-маше.
Не чуждались мы и политики. Помню демонстрации протеста на ноту Керзона. Помню демонстрацию ночью, на площади. Несли черный гроб, на котором было написано "Смерть капитализму!" Были и другие акции. Так 5 мая считался праздником леса и мы ходили в лес сажать маленькие сосенки, и так каждый год.
ЮНОСТЬ
В то время, когда я учился, шла компания по ликвидации неграмотности.
Меня, ученика 8-го класса отправили на два месяца в хутор Студенок
учить людей. К этому времени я еще никуда надолго из дома не уезжал,
поэтому мама услышав о направлении, сильно расстроилась, она за меня
боялась. Дело было зимой, в базарный день и я пошел на базар искать
попутчика. Взял меня на свой воз крестьянин из Студенка. Одежонка
у меня была плохонькая и сжалившись надо мной крестьянин дал мне свой
тулуп. Выехали мы под вечер. Сколько мы ехали, не знаю. Началась метель
и мы сбились с пути. Раз мы переехали железную дорогу, то уже должны
быть в хуторе, но железная дорога вновь появилась перед нами. Крестьянин
забеспокоился. Вдруг в стороне мелькнул огонек, на него и поехали
и оказались в хуторе. Крестьянин завез меня к уполномоченному, который
и устроил меня у себя жить. На второй день собрались неграмотные ребята
и девушки в школе и начались занятия. Мои ученики были старше меня,
но я их учил письму, чтению и счету. Приходили они на занятия с семечками
и потихоньку их лузгали. После их ухода под партами оставались горы
шелухи. Как я с этим не боролся, все было бесполезно. Один из учеников
был баптист-евангелист. Про него рассказывали, что до того, как он
стал верующим он был первым на хуторе хулиганом, вором и лодырем.
А как стал баптистам, так стал самым прилежным крестьянином. Верующим
он был активным и призывал последовать его примеру. Не раз я с ним
спорил об учении Христа и одерживал над ним победу, пользуясь противоречиями
между Евангелиями. Как я уже говорил, мать очень беспокоилась за меня.
В один из вечеров я проводил занятия и вдруг в класс заглядывает мой
брат Михаил. По просьбе мамы он приехал меня проведать. В это время
он работал председателем рабочкома подсобного хозяйства сахарного
завода. Приехал он лихо, на тройке лошадей. Убедившись, что со мной
все в порядке, он уехал. Прошло два месяца и я вернулся домой, а на
мое место приехал другой ученик. Учеба в школе продолжалась.
Зимой, как только замерзала река, катались на коньках, которые делали
из куска дерева с ободком из стальной проволоки. Лыжи мы делали из
клепок большой бочки, а санки из досок. В основном катались с горки
возле дома и иногда с Афанасьевской и Ильинской гор.
В последних классах я дружил с ребятами из более зажиточных семей чем наша. Моими друзьями были Коля Выходцев (сын математика), Юра Голубев, Саша Коган, Володя Золотарев. В параллельном классе училась Лида Успенская, она жила недалеко от нас. Я частенько видел ее проходящей мимо нашего дома, меня тянуло к ней и я стоял за забором, чтобы снова ее увидеть. Так я ни разу и не заговорил со своей первой любовью. По вечерам я не ходил туда, где собиралась молодежь, был стеснительным, да и одежды у меня не было приличной. Вечером я читал маме книги, которые нам задавали по программе. Она занималась своими делами, а я ей читал вслух и такое времяпрепровождение стало для нас обоих привычным. Как то нам дали задание познакомиться с произведением Боккаччо "Декамерон". Книгу я взял в библиотеке и принялся ее читать вслух. И вдруг вижу, что в истории "Садовник", рассказывается об интимных связях садовника с монашками монастыря, где он служил. Я замолчал. Мама спросила, почему я не читаю дальше. Я сослался на головную боль и больше уже вслух матери не читал.
ПЕРВЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
Время шло быстро. Я уже учусь в 9-ом классе. В 1930 году было введено
обязательное начальное образование, учителей стало не хватать. Для
выполнения правительственной программы было решено досрочно выпустить
наш класс. Нас направили учительствовать по всем районам Курской области.
Я получил направление в Дмитриевский район в начальную школу села
Генеральшино. Где находилось это село, как до него добраться я не
знал. Не разу не ездил я и по железной дороге. Но как говорится язык
до Киева доведет и в конце концов попал я в свое Генеральшино. Мои
ученики поступили в школу в первый класс в январе 1930 года, а в феврале
я приступил к занятиям. Жил я на квартире у одного крестьянина, там
же питался, хозяйка стирала мое белье и за все услуги я платил 11
рублей, зарплата же моя была 32 рубля. Работал я до каникул и успел
научить своих учеников началу чтения, письма и счета. На летние каникулы
я уехал в Рыльск и пробыл там до начала занятий. В сентябре моя работа
продолжилась. Заведующим школы был Пахомов. Он и его жена вели первые
четыре класса. Но уже осенью его перевели в другую школу, меня назначили
заведующим и прислали ко мне учительницу. Учеников в школе было мало
и школа была небольшая, всего три комнаты. Я вел одновременно занятия
со 2-м и 4-м классом в одой комнате, а учительница с 1-м и 3-м в другой.
В это время шло активное раскулачивание крестьян и к нам в сад школы
попали ульи крепких хозяев. Было еще в моем хозяйстве два огромных
столитровых самоваров. Передали мне и мед для подкормки пчел весной.
При нашей пасеке был и пчеловод, которому я этот мед отпускал. Был
я молод, 19 лет, хотелось вкусного, думал, вот теперь объемся медом,
но съел два раза и больше к нему не притрагивался. В это время в районе
стали образовываться колхозы и наш сельский совет привлекал интеллигенцию
для агитации населения вступать в колхоз. Осенью колхоз организовали.
Во дворе школы были бывшие барские конюшни и амбары, куда и свели
всю коллективную живность. На дворе хранился сельхозинвентарь, а в
амбаре зерно для посева. Было запасено сено и солома. Крестьяне не
торопились вступать в колхоз, жалко было своего нажитого добра, да
и ходили нелепые слухи, которым верили. А говорили, что обобществят
и жен и все будут спать под одним общим одеялом. Как не объясняли
людям правду о колхозе, они не верили. Из Москвы приехали рабочие-агитаторы.
Они привезли радио, библиотеку, горн и пионерские галстуки в школу.
Мы организовали пионерский отряд. Не все родители пускали туда своих
ребят. В одном из кулацких домов сделали избу-читальню, где установили
радио и устроили библиотеку. Там же проводились беседы с крестьянами.
В церкви решили сделать клуб, сняли крест, стали выносить иконы. Собрались
протестующие женщины, они как-бы шутя бросали в членов комиссии снежками,
но в снежках были закатаны камни. Клуб открыли, но ходила туда только
передовая молодежь. В весенние каникулы я уехал домой. В газетах появилась
известная статья "Головокружение от успехов" о перегибах
в организации колхозов. Когда я вернулся в школу, то колхоза уже не
оказалось, в все его хозяйство было разобрано по домам. Избу-читальню
кто-то поджог и она сгорела до тла, клуб закрыли, на церковь вновь
воздвигли крест.
Пришло время сева, но крестьяне не знали, что делать, ведь земля
то уже была общая. Один раз я вернулся из школы и застал у хозяина
гостей. Это были крестьяне. Они сидели, выпивали и рассуждали, как
жить дальше. Спросили меня, что такое все-таки колхозы, просили правдиво
рассказать как в них устроена работа и жизнь. Я разъяснил им, как
умел. Все крестьяне были крепкими середняками и выслушав меня, подумав,
они попросили написать за них в сельсовет заявление о приеме в колхоз.
Я написал. Хозяин потребовал у жены красной материи для флага. Жена
нашла красную юбку. Он сделал из нее флаг и они гурьбой пошли в сельсовет.
Колхоз был создан. За ними потянулись и другие. Весенне-посевные работы
на земле были проведены уже колхозом. Мое участие в общественной жизни
обернулось для меня неприятностью. Как-то поздно ночью я возвращался
на квартиру с заседания сельсовета. Только я приблизился к развалинам
избы-читальни, как кто-то с противоположной стороны улицы выстрелил
в мою сторону. Я спрятался за дерево, посветил фонариком в строну
развалин и выстрелил в ответ наугад, а затем быстро побежал к дому.
По окончанию учебного года я уехал домой.
Моя старшая сестра Шура работала учительницей. К этому времени она уже была второй раз замужем, первый муж погиб в гражданскую. От первого брака остался сын Митя, 1919 года рождения. Учительствовала она в 20 километрах от дома, где она и познакомилась со своим будущим мужем, учителем Шпилевским. Узнав его она решила выйти замуж и было это в 1924 году. Вместе с будущим избранником Шура приехала домой, к маме и попросила у нее благословения. Митя жил у нас дома. Мама спросила будущего зятя, а не помешает ли их жизни неродной сын. Шпилевский достал из своей сумки большое яблоко, подал его Мите и сказал, что Шурин сын будет теперь и его сыном. Но не прошло и года, как Шура приехала с сыном к нам домой. Маме она сказала, что у нее конференция и пусть Митя пока поживет у бабушки. Шура уехала, а Митя так и остался жить в нашей семье, а бабушку стал звать мамой. Так он прожил у нас до окончания педтехникума, после чего уехал учительствовать. Из Рыльского района Шура с мужем перевелись в Глушковский район и с 1931 года работали в селе Мордок в начальной школе. Летом Шура приехала в Рыльск и пригласила меня погостить у нее. Я поехал. На квартире у нее проживала девушка Эля, практикантка Сумского педучилища. Она проходила практику в детском саду. Однажды из любопытства я пошел к ней в детсад. Уже в садике, из окна, я увидел, как кто-то подъехал на вороной лошади. В садик вошел мужчина, в котором я узнал бывшего председателя Дмитровского райисполкома Иванова, которого я хорошо знал по делам коллективизации. Он узнал меня и поинтересовался моими делами. Выслушав, он предложил мне работать в районе в новой школе рабочей молодежи, где директором был Шпилевский. Я его спросил, а как же быть с прежней работой. Он сказал, что о моем переводе он договорится, а мне надо дождаться сообщения в Рыльске.
Я УЧИТЕЛЬ
Вскоре мой перевод был оформлен. Мне дали три класса. Кроме того
у меня было несколько часов по географии и физкультуре в только что
набранных двух пятых классах. Это были наиболее способные ребята,
окончившие начальную школу 4-5 лет назад и пожелавшие продолжить учебу.
Некоторые из учеников были старше меня. Проучившись год-два многие
из них ушли из ШКМ и пошли работать. Некоторые из них в последствии
работали директорами неполных средних школ, как и я с 1936 года. В
школе кроме моей сестры и зятя работали: историком - Володя Кравченко,
учителем литературы - Коля Дириколенко. Все трое мы жили в одной комнате
при школе и дружили. В 1939 году ШКМ была преобразована в неполную
среднюю школу. С увеличением учеников увеличилось и количество учителей.
Проработав 1931 - 1932 гг. мы с Кравченко решили поступать в институт.
Выбрали Новгородский педагогический. Я подал заявление на химический,
а мой друг на исторический факультет. Нас приняли и мы никого не поставив
в известность уехали, я из Рыльска, Володя из своего села. Договорились
встретиться в Курске. Я приехал и два дня ждал Володю, но так и не
дождавшись с какими-то ребятами с некомпостированными билетами прорвался
в вагон на Москву. В это время был голод на Украине, а в Москве продавался
коммерческий хлеб и мануфактура, поезда надо было брать с бою. Приехав
в Москву, я поинтересовался в кассе, как мне оформить билет в Новгород.
Оказалось это делом безнадежным, на вокзале народ ночевал неделями.
У меня кончались продукты и деньги. Я продал билет, с трудом купил
хлеб и решил возвращаться домой. В обратном направлении уехать было
легко и вскоре я добрался до Курска. Там я встретил своего пропавшего
друга, рассказал ему о своих мытарствах и мы решили вернуться в школу.
Переночевали в Рыльске и на второй день отправились в Районо. Заведующий
встретил нас весьма нелюбезно и обозвал нас летунами, спросил, что
мы собираемся делать дальше. Мы ответили, что будем работать дальше.
Но место Володи уже было занято и его назначили историком в другую
школу, я же вернулся на свое прежнее место. Проездили мы с Кравченко
две недели.
Перед Октябрьскими праздниками меня вызвали в Районо и назначили
преподавателем истории в Звановскую неполную среднюю школу. Так я
стал историком. В школе из исторических наук я изучал только обществоведение.
Там изучалась история французской революции и наших русских революций.
Когда же я ознакомился с программой предмета, который я должен был
преподавать, то я пришел в ужас. Здесь были разделы, о которых я не
имел не малейшего представления: Древний восток, Ассирия, Вавилон,
Древний Рим, Греция, Египет и т.п. Учебников по истории не было, но
зато издавался журнал по всем школьным предметам "Ударник учебы".
В нем я нашел очень краткие разделы по истории, которые давали направления
по изучаемым темам. Передо мной встал вопрос, где мне взять дополнительный
фактический материал, чтобы я мог вести уроки. В школе учителем литературы
работал пожилой преподаватель Николай Петрович Курдюмов. В свое время
он окончил историко-филологический факультет Киевского университета.
Я обратился к нему. Он меня сильно выручил, принеся мне учебник по
древней истории под редакцией Выперра и рукописный текст "Законы
Хамурапи". Я изучал материал к урокам по этому учебнику, подводил
под него марксистко-ленинскую базу и преподавал ученикам. Года через
три появились учебники и развернутые статьи в журналах, работать стало
легче. Работал я в этой школе до 1936 года. Был я комсомольцем и даже
членом бюро Глушковского райкома ВЛКСМ, принимал активное участи в
общественной работе на селе. Село наше было большое и исстари делилось
на две части - фабричную и сельскую. Фабричная называлась по Глушковской
суконной фабрике, на которой работали ее жители. Сельский Совет объединял
и руководил обеими частями села. Я состоял в активе Сельсовета и часто
присутствовал на его заседаниях. Нередко мне хотелось выступить по
тому или иному вопросу, но моя робость мне этого не позволяла. Но
один раз я все же выступил, когда обсуждалась работа школ. Что я говорил,
не помню, но судя по реакции присутствующих, что-то дельное. Мое первое
выступление избавило меня от робости и в последствии неоднократно
выступал и даже делал доклады к революционным датам.
Летом 1936 года меня назначили директором Веселовской неполно средней
школы. Кроме начальных классов в школе было два пятых, два шестых
и один седьмой класс. В школе работало около двадцати преподавателей.
В этом же году проводилась аттестация и мне было предложено пройти
институтское обучение. Я направил документы на заочное обучение в
Курский государственный пединститут. Меня приняли без экзаменов, т.к.
зачли знания, полученные в 1933 году на курсах повышения квалификации
в Воронеже (в объеме первого курса института).
Хорошо помню тот 1933 год. Это был тяжелейший год для нашей страны.
Накануне на Украине и других южных районах была засуха. Разразился
страшный голод. На курсах нам давали по 400 граммов хлеба на день,
а еда была скудная. Хлеб делили на части, чтобы хватило на вечер.
Ужин - кусочек хлеба с солью и стакан воды. Люди же мыли были молодые
и аппетит у нас был "волчий". В это время открылись ТОРГСИНЫ,
в которых за золото можно было купить все, в том числе и хлеб. Все
это великолепие было выставлено в витринах. После занятий мы шутили:
"Пошли к ТОРГСИНУ, пообедаем через витрину!". Курсы длились
три месяца и получил обширные знания по истории, что мне очень пригодилось
при преподавании в школе.
Итак я директор, преподаватель и студент-заочник в одним лице. В
1936 году я приехал на сессию и сдал все экзамены за первый курс института.
В 1937 году, прибыв на сессию и прослушав лекции около недели мы с
другом Алексеем Макаренко решили сдать экзамены за второй курс и успешно
их сдали. У нас еще оставалось времени около месяца и мы решили посещать
лекции третьего курса. Кончилось дело тем, что мы с Алексеем сдали
экзамены за третий курс и были переведены на четвертый. В 1938 году
я сдал экзамены за четвертый курс, а в 1939-м на зимней и летней сессии
государственные экзамены и получил диплом преподавателя истории. Теперь
я был единственным дипломированным преподавателем истории в районе.
Меня перевели завучем Теткинской средней школы.
Будучи директором Веселовской школы по договоренности с правлением
колхоза, которое возглавлял Платон Емельянович Конапельченко, деревянные
стены школы были обложены кирпичом и она стала иметь красивый и внушительный
вид, да и теплее стало в классах. При школе было свое подсобное хозяйство,
лошадь и пятнадцать гектаров земли. Обрабатывали землю учителя и ученики
старших классов. Урожай шел на стол учеников. Все учителя принимали
активное участие в жизни села: проводили беседы в избе-читальне и
клубе, читали лекции и ставили спектакли. Однажды даже отважились
и поставили оперу "Наталка Полтавка", в которой я исполнял
роль Петра. Колхозники приняли спектакль с восторгом. В селе мы пользовались
большим авторитетом. Я был членом сельсовета и часто председателем
Избирательной комиссии по выборам в Советы. Колхоз был богатым и даже
участвовал в смотре на ВСХВ, за что получил диковинный тогда подарок
- мотоцикл. Конапельченко был хорошим, авторитетным руководителем
и колхоз при нем процветал. В последствии его выдвинули директором
Теткинской МТС, куда он взял с собой бухгалтера Шпильку. Перед войной
сгорела контора МТС и Конапельченко со Шпилькой осудили, как вредителей.
Будучи уже в 1941 году политруком госпиталя в Старом Осколе я случайно
увидел их в колонне заключенных на этапе. Удалось перекинуться парой
слов с Конапельченко. Уже после войны, в 1948 году, мы снова с ним
встретились в селе Веселое, куда я приехал с женой по его приглашению.
Платон Емельянович снова был председателем колхоза и восстановлен
в партии. Колхоз снова пошел в гору. Шпильке повезло меньше, он умер
в заключении.
Нас радостно встретили, показали хозяйство и гордость колхоза - сад. Он сохранился, несмотря на немецкую оккупацию. Мы с Ниной хорошо провели время в доме Платона Емельяновича. В это время у него гостил брат Яков с женой. Был он бравым майором-танкистом. Еще до войны у него была слава бесшабашного парня, он очень хорошо плясал и даже выступал в клубе. В войну Яков служил в партизанском отряде Ковпака и после войны остался в армии. Я же тогда был в звании старшего лейтенанта. Мы сидели за столом в фруктовом саду, с веток деревьев свисали спелые яблоки и груши, был теплый вечер, в черном небе светила полная луна, а мы вспоминали прошлое. Вечером мы уезжали. Нас до станции провожал Яков с женой. Снова светила луна, где-то в темноте стрекотали кузнечики, пели птицы - на душе было светло и радостно.
Теткинская средняя школа была при сахарном заводе. Еще до революции
завод принадлежал знаменитому Терещенко, который в 1917 году был членом
Временного Правительства. Школа была создана для обучения рабочих,
которым давали начальное образование. Капиталисту нужны были грамотные
работники. После Революции школа стала средне-образовательной. Когда
я пришел сюда на работу, здесь было 22 класса. Коллектив учителей
в основном состоял из старых кадров, нас, молодых было всего пятеро.
Когда я еще работал директором в Веселом и бывал на учительских конференциях,
то всегда удивлялся, как там встречали преподавателей из Теткино.
Это было чувство благоговения и уважения - вот пришли умные интересные
люди. И именно они задавали тон всем обсуждаемым вопросам. Вот в этот
уважаемый коллектив я и попал. Все преподаватели были требовательными
и строгими учителями и руководствовались только одним - донести знания
до учеников. Воспитательная работа, индивидуальная работа с отстающими
их не касалась. Именно из-за этой позиции у нас со "старичками"
все время были разногласия, но постепенно мы, молодежь, сумели их
перевоспитать. Сначала на нашу сторону перешла преподаватель литературы
Маркина, затем географ Сафонов, немка Марченко и другие. Внеклассная
воспитательная работа стала оживать. Заработал Ученический совет -
в школе появилось самоуправление. Председателем Совета был я. Работали
различные кружки, самодеятельность, существовало соревнование между
классами, подтягивалась дисциплина. Школа находилась на первом месте
в районе и пользовалась большим авторитетом. Большую помощь школе
оказывала администрация сахарного завода, как сейчас бы сказали, была
нашим "спонсором" и не даром, ведь родители многих учеников
работали на заводе.
Среди таких учеников были и такие, которые доставляли много хлопот
нам, учителям. Так в четвертом классе учился сын главного инженера
Олейников Олег. Мальчик он был способный, но шаловливый. И дома он
доставлял массу хлопот - то уйдет куда-то и не ночует дома, то возьмет
без спроса деньги и истратит их на фотоаппарат для приятелей, то в
школе на уроках устроит какой-нибудь беспорядок. Родители его оба
работали, а дети оставались с домработницей, которая совершенно не
могла с ними справиться. Они пригласили к себе бабушку, но та, устав
от проказ внука быстро уехала. Следующим воспитателем был уже его
дедушка, бывший солдат. Но и старый солдат не выдержал и уехал. Почти
каждый день ко мне приходил учитель Олега и жаловался на него. Я приходил
в класс и разбирался. Олег говорил, что он ни в чем не виноват - задание
он выполнил, а затем от скуки нарисовал зайчика и показал ребятам.
Ребята развеселились, отвлеклись от занятий, но он то здесь причем?
У Олега был еще брат Николай, который в младших классах то же доставил
массу хлопот учителям. В старших же классах он стал самым активным
дисциплинированным учеником и принимал активное участие в самоуправлении
школы. Николай погиб в Великую Отечественную и его имя с двенадцатью
фамилиями других учеников моей школы выбито на стелле в селе Теткино.
Олег же стал директором Теткинского сахарного завода. В 1975 году
на 30-летие Победы я побывал в Теткино на встрече с выпускниками.
Было интересно узнавать в бывших школьниках видных руководящих работников
промышленности и науки.
Быстро шло время и вот уже выпускной вечер двух десятых классов. Играл духовой оркестр, сияли лица, слышались восторженные возгласы и ... танцы, танцы до глубокой ночи. Впереди вся жизнь. Долго и неохотно расходились ученики в ночь на 22 июня 1941 года.
ВОЙНА
Проснулись мы уже в военном времени. Узнав, что враг напал на нашу
землю, мы были ошарашены, возмущены и готовы защищать нашу Родину.
Начался призыв в Красную Армию. Люди верили старым лозунгам, что наша
Армия непобедима, что если на нас нападет враг, то он тут же будет
разгромлен. Люди верили, что война будет быстро окончена нашей победой.
Поэтому в нашей жизни ничего не изменилось - шумели по-прежнему базары,
люди не прятались при вое сирены, была некоторая беспечность. НКВД
создал заградительный батальон, был туда зачислен и я. В задачу батальона
входила поимка вражеских шпионов и диверсантов, наблюдение порядка,
очистка площадей и улиц от граждан во время воздушной тревоги и задержание
подозрительных лиц. Вооружены мы были трофейным японским и французским
оружием и находились на казарменном положении.
Во второй половине июля в 12 километрах от Теткина вражеская авиация
разбомбила воинский эшелон. Рвались снаряды и бомбы, в домах села
лопались стекла. Вот тогда-то, во время тревоги, на улице не было
ни одного человека, все попрятались кто куда. После этого случая народ
стал рыть щели и укрепления на случай бомбежки. Немецкие самолеты
безнаказанно летали в нашем небе, лишь один раз мы наблюдали бой нашего
самолета с немецким, вражескому самолету пришлось удирать. В начале
августа немецкие самолеты почти каждый день делали налеты на железную
дорогу, препятствуя прохождению воинских эшелонов на фронт. Ближайшая
к нам станция Ворожба-узловая стояла на дороге в города : Воронеж,
Киев, Брянск, Сумы, Москва. Немецкие летчики ровно в 7-00 бомбили
дорогу в четырех местах, там, где она проходила по высокой насыпи
и тем самым отрезали ее от станции. Если наши рабочие пытались восстановить
путь днем, то немцы мешали, поливая разрушенный участок из пулемета.
Приходилось проводить работы вечером и ночью, в это же время проходили
через станцию и эшелоны. А на следующий день все снова повторялось.
В августе нашей армии пришлось туго - немцы наступали по всей линии
фронта. Многие наши части были разбиты и к нам в село попадали отступающие
военнослужащие, встречались и высшие чины армии. Нам приходилось их
задерживать, выяснять личность и передавать военным властям. С каждым
днем фашисты становились наглее. Начались бомбежки железнодорожного
моста через реку Сейм, но для немцев они были неудачны - мост остался
цел. Были и курьезные случаи. Так нам сообщили, что сторож отстойника
на сахарном заводе обнаружил неразорвавшуюся бомбу. Нас послали охранять
опасное место. Мы прибыли и увидели массивный металлический предмет,
но никто не знал, что это такое. До приезда спецов мы держались от
непонятного предмета подальше. Прибыли люди из военкомата, посмотрели
на него издали и не определив, что это такое, уехали. Стали мы дежурить.
Дежурим сутки, другие, все тихо и спокойно. Наш начальник решил проверить,
бомба ли это. Отошли в укрытие и он выстрелил. Пуля звякнула о железо,
взрыва не последовало. Позже приехали специалисты из Курска и определили,
что это стабилизатор большой авиабомбы, а сама она ушла в мягкую землю
не разорвавшись.
Немцы приблизились к границе Глушковского района. Наш батальон направили
на фронт в район города Глухова, там я был ранен в левую руку. Ранение
было сравнительно легкое - немного задело кость и вырвало кусок мяса.
Меня направили в госпиталь в Теткино, который находился в школе и
местной больнице. По требованию руководства госпиталя я был призван
в армию в должности политрука госпиталя N 2715 с 3 августа 1941 года,
в котором и служил до 1 июля 1943 года.
Немецкие войска, преодолевая упорное сопротивление наших войск продвигались
на восток. Наши войска несли огромные потери. Госпиталь стал наполняться
ранеными. Только мы развернули свою работу, как немец оказался в опасной
близости от нас. Мы снялись с места и двинулись на восток. Меня назначили
начальником эвакослужбы. Нужно было определить, с какой станции эвакуироваться,
как и где производить погрузку имущества госпиталя, было множество
и других важных вопросов. Станция в Теткино отпадала из-за сильных
бомбежек, ближайшей станцией к востоку была Волоросно, куда мы и поехали
с начфином Клименко. Мы знали, что ехать в открытом поле опасно -
фашистские самолеты охотятся даже за отдельными автомашинами, но выбора
не было. Я сидел в кузове и наблюдал за небом и как только видел самолет,
останавливал машину. Машину мы забрасывали снопами, а сами укрывались.
Пролетит самолет, едем дальше. Наконец приехали на станцию. Дежурный
связал нас по селектору с военным комендантом станции Ворожба. Комендант
нам сказал, что у него грузиться нельзя, а нам следует двигаться дальше
на восток к Льгову. Тут же пришло сообщение, что в нашу сторону летит
немецкий самолет. Дежурный сказал нам, что станция уже не раз подвергалась
бомбежке и следует бежать в укрытие. Только мы спрятались под деревьями,
как появился фашист. Летел он низко, строчил из пулемета и грозил
нам сверху кулаком. После обстрела здание станции было изрешечено
пулями.
Пришлось вывозить госпиталь на станцию Льгов, что была от нас на
расстоянии 150 километров. Госпиталь располагал тремя грузовиками
и тремя лошадьми. Загрузились и поехали. Лошадей и имущество оставили
на станции, а с автомашинами я вернулся в Теткино. Вторым рейсом вывезли
людей и оставшееся имущество. Всю ночь мы грузились, а утром выехали.
Недалеко отчетливо была слышна артиллерийская стрельба. Эвакуация
удалась без прошествий, только в одном месте машина застряла в грязи.
Мы замерзали. Мои шофера предложили согреться спиртом, который был
в одной из машин. Я разрешил. Взяли немного, развели водой из лужи
и выпили. Стало легче, довели машины до хорошей дороги.
В один из дней нам предоставили три крытых вагона и две платформы.
В два вагона поместились люди и медикаменты, в одном лошади, а на
платформах машины и имущество. В 12 часов наши вагоны подцепили к
эшелону, который вез рельсы, и повезли на восток. Мы расстроились,
потому что днем немцы усиленно бомбили дорогу. Так во Льгове, пока
мы стояли на станции, мы видели прибывший разбомбленный рабочий поезд.
В одном из вагонов лежали останки убитых : руки, ноги, туловища. Впереди
нас шел состав из эвакуированных паровозов. Недалеко от станции Блохино
мы услышали взрывы, в нашу сторону летел немецкий самолет. Машинист
остановил поезд. Внизу, под насыпью, был котлован, где мы и укрылись.
Но все обошлось, самолет пролетел мимо, не пытаясь нас убить, видно
израсходовал все боеприпасы. Когда мы прибыли в Блохино, то увидели
разбомбленный состав паровозов. Нам стало известно, что наш путь назначения
Старый Оскол. Там уже были наши представители. Через Курск, Касторную
мы отправились в Елец . Бои шли совсем рядом. В Ельце нам долго не
давали паровоза. Я пошел на станцию к коменданту. В комнате было множество
народа и все что-то требовали от коменданта. Я выждал, когда народ
разошелся и завел с начальником разговор. Посочувствовал ему, он пожаловался
в ответ, что работа адова, что на станции солдаты воруют из эшелонов
продукты и спирт. Я правда и сам видел, как солдаты прострелили цистерну
со спиртом и ловили вырвавшуюся струю кто чем, набирали даже в пилотки.
Комендант сказал, что он голоден и ждет сменщика. Я предложил поужинать
у нас в эшелоне. Комендант согласился. Накормили и напоили его как
могли. Провожая его из вагона я попросил паровоз. "Ладно, есть
у меня запасной, берите" - сказал он. Через несколько минут паровоз
был подан и мы двинулись в путь. Утром мы были на станции Лев Толстой
и узнали там, что Елец взят немцами. Правда через три дня Елец был
отбит.
В конце сентября мы прибыли в Старый Оскол и развернули госпиталь.
Началась кропотливая работа по лечению раненых и восстановления их
здоровья для дальнейшей борьбы с фашистами. Нужно было вернуть им
душевное спокойствие и бодрость духа, уверенность в себе и в Армии
в целом. Ежедневно проводилась политинформация, беседы о задачах нашего
народа, об обстановке на фронтах. Мы, политруки, собирали вокруг себя
раненных коммунистов и комсомольцев для воспитательной работы в госпитале.
Но недолго просуществовал наш госпиталь в этом городе, все ближе подходили
немцы. Был получен приказ эвакуировать раненных на Урал, а сам госпиталь
отправить еще дальше в город Асбест.
Опять я начальник по эвакуации и опять недельные мытарства по железной
дороге. В ноябре мы уже были в Асбесте. Здесь война не чувствовалась.
Кругом тишина, отсутствие светомаскировки, в магазинах полно продуктов.
Правда у местных жителей был нездоровый цвет лица. Добывавшийся здесь
асбест на всю жизнь въедался под кожу жителей и придавал ей землистый
оттенок. Но это продолжалось недолго, скоро война напомнила о себе.
К нам стали поступать тяжелораненые. Было до слез жалко раненых без
рук и ног. Так был у нас такой раненный, совсем мальчишка 18-ти лет,
не хотел жить и все пытался умереть. Ухитрялся скатываться с кровати
и с третьего этажа на улицу в снег. Нянечки его подберут, унесут на
койку, а завтра все повторятся и таких раненных было несколько. В
начале января пришел приказ разделить госпиталь на две части. Приказано
было одну часть госпиталя оставить в Асбесте, а другую отправить на
фронт.
Начальником госпиталя была Шалавина, а начальником медсанчасти ее
муж Шалавин Леонид Константинович. Вот его то и назначили начальником
полевого госпиталя. Я должен был отправиться с ним. Погрузились и
двинулись на Запад. Ехали мы около месяца, большее время стояли на
станции пропуская на Восток поезда с раненными и эвакуированными из
Ленинграда, на Запад эшелоны с боеприпасами, техникой и солдатами.
Все станции были замусорены и загажены эвакуированными. Больше недели
нас держали в Вологде. В эти дни шли ожесточенные бои за Тихвин и
через Вологду туда шли свежие подкрепления. Город Вологда мне показался
невзрачным, серым и сплошь деревянным. Я прошелся по улице Лассаля,(теперь
улица Калинина). Меня удивили деревянные тротуары - наступишь на один
конец доски, а другой поднимется. Тогда я еще конечно не знал, что
проживу в Вологде 40 лет и заведу здесь семью. Наконец в начале февраля
1942 года наш эшелон прибыл на станцию Чагода, где в двух школьных
зданиях и был развернут госпиталь. В скором времени стали поступать
раненые. Фронт находился недалеко под Чудово. Шли ожесточенные бои
у Синявинских болот. Наши войска несли большие потери и потому работы
нам хватало. Нашим политсоставом, куда входил и я, проводился учет
поступивших в госпиталь коммунистов и комсомольцев, а также оружия,
привезенного с фронта. После размещения раненых мы проводили с ними
беседы и политинформации. Бойцы интересовались последними сводками
с фронта и обстановки в мире. Газеты поступали редко и с опозданием,
поэтому моей обязанностью было с самой первой передачи по радио и
в течении двух часов послушать свежие сводки Совинформбюро и затем
сообщить их раненным. Политинформацию я проводил в большом коридоре
школы для ходячих и по палатам для лежачих больных. Проводились беседы
и по различным другим политическим вопросам. Сам госпиталь располагался
в трех зданиях, а мой кабинет рядом с операционной. Врачами были молодые
женщины, часто еще не закончившие мединститутов. Нередко они стучали
мне в стену и вызывали к себе на помощь. Многое для меня было внове
и производило на меня впечатление, поэтому и запомнились несколько
случаев. Так пригласили меня раз на операцию. Одному солдату ампутировали
ногу и мне пришлось ее держать, а врачиха отпиливала ее ножевкой.
Наркозом был стакан спирта. Другой раз гипсовали бойцу ногу до самого
паха. Между медсестрой и бойцом произошел такой разговор. - Надоело
перекладывать твою штуку, то направо, то налево, может отрежем? -
Что ты сестрица, пожалей, хочу еще пожить мужиком! Раз я присутствовал
на операции, где бойцу удаляли осколок в миллиметре от сердца. Много
солдат умирало и моей обязанностью было организовать их похороны на
кладбище.
Солдаты были молодыми людьми, мужчинами истосковавшимися по женщинам
и потому в госпитале все время были различные происшествия. И несмотря
на то, что госпиталь охранялся, выздоравливающие ухитрялись уходить
в "самоволку" к местным красоткам. Мы, персонал, этого боялись,
т.к. в госпиталь могла быть занесена зараза. Поэтому ежедневно после
отбоя проводилась проверка личного состава. Для выявления подозрительных
лиц в поселке местные власти регулярно проводили проверки и регулярно
у местных женщин находили наших бойцов. Так однажды зашли в одну из
квартир и обнаружили прячущегося за дверью мужчину в больничном халате.
Это был раненый, который накануне мне заявил, что не может подняться
с постели и прийти на политинформацию. В комнате на кровати лежала
женщина, и когда я хотел зажечь спичку сказала - Не надо, товарищ
политрук, это я. Оказалось - это наша кастелянша. Раз обнаружили бойца
под кроватью медсестры. Было даже и так, что одна медсестра во время
дежурства легла в кровать к выздоравливающему. Это возмутило многих
и пришлось сестричку уволить.
Некоторое время мне пришлось стать комиссаром госпиталя, т.к. прежнего,
Безносикова, куда-то отозвали. Потом на эту должность, уже постоянную,
прибыл капитан Манжос Алексей Филиппович. С комиссаром нашего госпиталя
Манжосом у нас были хорошие отношения и мы до сих пор дружим. 1 октября
1942 года фронт отодвинулся и госпиталь был передан из системы Наркомата
Обороны Наркомздраву. Все бывшие военнослужащие стали вольнонаемными,
но мобилизованными. Это означало, что без разрешения военкомата на
другую работу они уйти не могли. Летом 1942 года после освобождения
Тихвина меня вызвали в РЭП. Начальникам там был Песик (четыре ромба).
Я по всем правилам доложил ему о своем прибытии и он отправил меня
к бригадному комиссару тов. Печерину. Явившись к нему, я по-военному
стал докладывать, он меня остановил и предложил сесть и рассказывать.
Комиссар был человеком высокого роста, широкий в плечах, до войны
был профессором, пережил блокаду в Ленинграде, голодал и впоследствии
никак не мог наесться - просил в столовой две порции. Он командировал
меня в Бокситогорск для проверки политработы в тамошнем госпитале.
Госпиталь прибыл из Белоруссии, среди персонала много евреев, приняли
меня хорошо. Пробыв в госпитале неделю и проверив работу политработников
я отправил донесение комиссару. Вскоре он прибыл и сам. Ознакомившись
с политработой он остался ее доволен.
Всякие раненые были в нашем госпитале, некоторые пострадали не в
боях, а по своей глупости. Расскажу в связи с этим несколько случаев.
Так один солдат сопровождал военные грузы, поезд остановился и долго
стоял на станции Чагода. Он взял гранату и решил поглушить рыбу в
реке. Граната разорвалась в руке и покалечила бойца.
Другой случай. У нас лежал летчик, в субботу он был выписан, а в воскресенье
он опять оказался у нас. Я это обнаружил, увидев двух новых сильно
забинтованных раненых. Спросил у сестры кто такие, откуда. Оказалось
уже знакомый летчик с другом. Они решили поглушить рыбу. Достали противотанковый
запал. Один держал его в руке, а другой бил по нему наставленным гвоздем,
чтобы потом бросить в реку. Результат оказался плачевный - у летчика
оторвало кисть руки и выбило глаз, у товарища ранена рука и лицо.
Был и такой случай. Один раненый признался, что сделал себе самострел,
когда был в боевом охранении. А признался потому, что не мог больше
терпеть муки совести. Он был отдан под суд военного трибунала и вскоре
попал на фронт в штрафной роте.
Один из солдат был разоблачен, как симулирующий болезнь желудка. Другой
симулянт не давал разрабатывать раненную ногу, чтобы подольше пролежать
в госпитале. Это врачи поняли и решили проверить. Под наркозом ногу
стали разгибать и она прекрасно работала. Специально забинтовали здоровую
ногу и когда больной проснулся, то попросили подвигать раненой ногой.
Боец конечно стал сгибать забинтованную, тут же понял свою оплошность
и заплакал.
В июне месяце 1942 года немецкий самолет бросил бомбу на наш поселок, недалеко от дома, где я проживал. Было это в 6 утра, от грохота я проснулся и в первую минуту ничего не мог понять. Быстро одевшись выскочил на улицу. Все вокруг было затянуто густой песочной пылью, горела эстакада стекольного завода и все бежали в ту сторону. Я побежал туда же. Пожар быстро ликвидировали. Упавшая с самолета бомба не взорвалась и врезалась в землю. Большая воронка была рядом с моим домом, вылетели стекла, хорошо, что не было жертв.
ИЗ МАМИНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ
Наша семья состояла из восьми человек - родители, сестры (Галя, Надя,
Лида) и братья (Борис и Вадим). Отец, Иван Васильевич Кубышкин, работал
на водном транспорте, затем был инструктором райкома КПСС, а в войну
- комиссаром военизированной охраны на шлюзах в местечке Топорня.
Моя мама, Кубышкина (в девичестве Митина) Александра Дмитриевна, всегда
была домохозяйкой.
Жили мы в маленьком доме на краю Топорни. Жили бедно. Из воспоминаний
раннего детства - у нас есть корова, теленок, поросята. Поросята нахальные,
непослушные. Мы, маленькие, их боимся. Мама уходит на сенокос и велит
нам накормить поросят. Мы идем их кормить, а поросята все вокруг перевернут,
вырвутся из своего хлева, и мы, девчонки, с ревом домой, а двери -
настежь. Поросята за нами в дом и ну безобразничать. И мы сидим на
печке, смотрим сверху и плачем, ждем неминуемой расплаты от мамы.
Всю работу по дому, по хозяйству вела наша мама. Совсем не помню,
чтобы папа что либо делал по дому. Когда папа работал в Кириллове
в районном комитете КПСС, дома он бывал редко. Маме из Кириллова лишь
давал команды. Позвонит и скажет - Топи баню, иду домой. После бани
обязательно выпьет и заставляет нас, детей, петь. Несмотря на свой
возраст, мы, маленькие, знали все революционные песни. Пить в одиночку
папа не любил, поэтому рядом должна была сидеть мама. Мама никогда
не пила, но приходилось сидеть рядом с отцом, за компанию. У папы
были свои понятия о порядке, который все должны были соблюдать. Так,
например, на столе всегда должна присутствовать солонка с солью. Раз
отец приехал домой подвыпивший, стал ужинать и вдруг не увидел на
столе соль. Крик возмущения, мама бежит на кухню, ... и в испуге вместо
соли сыплет в солонку манку. Спустя некоторое время она понимает ошибку
и, с трудом сдерживая смех, видит, как муж безуспешно солит и солит
щи, но мама молчит, не смея сказать отцу правду.
Хорошо помню, что мама и папа в молодости были очень красивой парой. С девчонками соседками мы нередко спорили, у кого мама самая красивая и конечно самой красивой была своя мама, а у нас - наша. Наша мама хотя и была неграмотной женщиной, но была мудрым человеком и всегда учила нас детей жить честно и не брать чужого. Помню, как один раз я у соседей незаметно взяла петушка, вырезанного из репы, так он был красив. Заметив игрушку и расспросив меня, она заставила меня отнести петушка обратно и извиниться. Мне было очень стыдно.
Мама хотела, чтобы мы выглядели прилично и современно и нам, девчонкам,
не разрешала ходить в платках, а покупала нам шапочки. Из-за бедности
одевались мы конечно плохо. Особенно тяжело было зимой. Так с сестрой
Надей у нас были одни валенки на двоих и в школу, за три километра
от дома, в теплой обуви мы ходили попеременно, неудачник мерз в ботинках.
Дров у нас никогда не было, их приходилось вылавливать из реки. Да
и с едой было тяжело. Все годы жили на пайке, часто в конце месяца
оказывались без хлеба. Осенью мама сама клала печь в "зале",
чтобы зимой можно было топить, а весной печку убирала. Она сама чинила
нам валенки, одежду, шила. А когда мама уйдет по делам в райцентр
Кириллов по делам, а это при часа пешком, только в одну сторону, мы,
малышня, сидим вокруг печки, смотрим в темные зимние окна и нам так
страшно-страшно за маму, за нас, а мы еще пугаем себя страшными историями.
Мама приходит, столько радости и восторга! Мама была для нас все,
и сейчас, взрослая, я понимаю какой большой незаметный подвиг совершила
она, подняв нас всех на ноги. Отец в нашей жизни был, как некая декорация,
он даже путал наши имена и не знал, кто из детей в каком классе учится.
Когда мы немного подросли, то начали помогать маме - мыть полы, посуду,
гладить белье.
У нас была земля, но далеко от дома. Папа, возвратившись из немецкого
плена в 1919 году, насмотревшись заграничных порядков, решил завести
у себя хозяйство по немецкому образцу. Построил каретник, хлев и баню,
заготовил лес и на дом. Но потом его желание стать настоящим хозяином
пропало и строения стояли вплоть до Отечественной войны. В войну их
хлева построили дом, из бани - хлев, а из каретника - сеновал. На
выделенной земле сажали картошку и капусту. Картошки на всю зиму не
хватало, т.к. основной едой круглый год была картошка, капуста, да
молоко от своей коровы. Бывало зимой меня с Надей мама посылала в
деревни купить картошки. Мы стеснялись, смущались, но каждый раз на
саночках привозили домой полмешка. Чтобы не потерять деньги, выделенные
под картошку, мы их клали в чулок. Один раз деньги попали под пятку
и здорово истерлись. Мы с Надей перепугались, что такие деньги никто
не возьмет, но все обошлось.
Наша старшая сестра Лида окончила Кирилловскую торгово-финансовую
школу и ее направили заведующей в большой магазин в поселке "Волгобалтстрой".
Принимала магазин комиссия, а Лида в это время торговала хлебом. Заведующий
магазином оказался весьма опытным прожженным торгашем. Он настроил
весы в свою пользу и весь товар пропустил через них. В результате
через девять месяцев ревизия обнаружила у Лиды растрату в 1147 рублей
(довоенные). Лиду осудили на два года, но по помилованию освободили
через тринадцать месяцев. Для всей нашей семьи эта история была громадной
трагедией. Мама хотела продать корову, чтобы выручить дочь, но папа
не разрешил. Нам было так обидно, что этот чистенький сытенький торгаш
в своем уютном магазине с конфетами, белым хлебом, мягкими одеялами
остается, а Лида идет в тюрьму. Белый хлеб, которым наверное объедался
этот заведующий каждый день, был для нас самым большим лакомством.
Но время шло, мы росли, и когда нам с Надей было уже по 14-15 лет,
а братьям по 10-12, мы взяли подряд на перегрузку леса с маленькой
баржи на большую. Также вытаскивали мы лес специальными петлями из
воды. Папина, городская зарплата была невелика и вся наша большая
семья не могла на нее существовать.
Пришло время мне куда-то определяться. Я поступила в Кирилловский
политпросветтехникум. Проучилась там год, техникум почему-то был ликвидирован.
Нас послали в Новгород в совпартшколу. Нас, девчонок-подростков в
школу не приняли. Вернулась домой в растерянности, что делать дальше?
Мама отправилась со мной в Кириллов и повела по учреждениям устраивать
на работу. Райком ВЛКСМ направил меня пионервожатой в отдаленную школу.
А у меня ни опыта, ни знаний. Ученики - мои ровесники. Я всего стеснялась.
Директор школы оказался человеком жестким и доводил меня своими подковырочками.
До весны я как-то продержалась и уволилась. Снова надо искать работу.
И тут я услышала объявление о наборе в гармонную профтехшколу. Пошла.
Училась делать гармонии, полубаяны и баяны в голосовом цехе. Точила
в ручную голоса, насаживала их на планку. Работа не нравилась, но
получалась. После школы три месяца проработала на гармонной фабрике
в селе Благовещение Кирилловского района Вологодской области, но потом
заболела малярией и уволилась. И снова я дома, без работы.
Осенью 1939 года я уехала в город Вологду к сестре Наде, работающей
в то время в больнице водников медсестрой. У нее была комната, отделенная
от кухни временной перегородкой, без печки. Снова хождение по организациям.
На работу взял муж двоюродной сестры Медведев Николай Евгеньевич.
В 1941 году я окончила курсы радистов при тресте "Вологдалес"
и меня направили работать в Сямженский леспромхоз радистом. В июне
началась война, радиостанцию закрыли, меня перевели на работу экономистом
оперучета. Я учитывала всю работу ЛПХ. Под моим наблюдением было семь
лесопунктов и я от них получала по телефону сведения - сколько заготовлено,
подвезено и вывезено леса, какими силами. Все это я сводила в один
отчет и передавала в Вологду. Отчеты были пятидневные, десятидневные,
месячные, квартальные и годовые. Чего только не приходилось учитывать.
Так древесина делилась на строительную, музыкальную, для шахт и пр.
пр. В конце марта 1942 года меня вызвали в районный отдел НКВД. Я
очень перепугалась, но оказалось, что им нужен секретарь-счетовод.
Оказывается коммерческий директор ЛПХ Дементьев порекомендовал меня.
Меня стали уговаривать, соблазнять рабочей карточкой и другими благами и я согласилась. День работала в ЛПХ, а вечером в РО НКВД. Отдел кадров ЛПХ не хотел меня отпускать. И все же с 1 апреля 1942 года я стала секретарем-счетоводом РО НКВД. На меня сразу же взвалили солидную ношу - начисление зарплаты, получение денег в госбанке, выдача ежедневно денег на содержание арестованных в КПЗ, закупка фуража для лошадей, составление актов списания, выдача обмундирования, делопроизводство. В РО НКВД в то время было свыше 40 человек. Это четыре работника КГБ, остальные милиция. Затем КГБ и милиция разделились и я стала секретарем-машинисткой и счетоводом РО КГБ. В октябре 1943 года меня перевели в Управление КГБ г.Вологды в отдел "А". Там я занималась учетом. По сравнению с прошлой работой, эта была совсем простая.
|
|
|
|
|
© 2003 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного
обучения
|












