История кафедры

Кафедра специальной психологии была создана в структуре факультета психологии в июле 2003 года в связи с реорганизацией кафедры психологии развития и необходимостью определения базовой кафедры для направления подготовки специалистов, работающих с лицами, имеющими нарушения в развитии. Сейчас на кафедре осуществляется подготовка студентов по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) по профилям «Специальная психология», «Логопедия», «Дошкольная дефектология», которые весьма востребованы не только в г. Туле и Тульской области, но и других регионах.  С 2015 года на кафедре также ведётся подготовка студентов по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень высшего образования магистратура) по программам «Педагогика и психология специального образования», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» и «Психология специального и инклюзивного образования». С момента ее создания и по 2007 год кафедрой заведовала кандидат психологических наук, доцент Степанова Наталия Анатольевна. С февраля 2008 года по август 2014 год кафедру возглавляла кандидат педагогических наук, доцент Бабушкина Надежда Александровна. Начиная с сентября 2014 года, заведующим кафедрой является кандидат психологических наук Лещенко Светлана Геннадьевна.

Основные направления деятельности кафедры

Кафедра входит в структуру факультета психологии, и является выпускающей по направлению Специальное (дефектологическое) образование по профилям «Специальная психология», «Логопедия» и «Дошкольная дефектология». Профили подготовки бакалавров реализуются в очной и заочной формах, исключение составляет профиль «Логопедия», который присутствует только в заочной форме обучения. Также осуществляется подготовка студентов второй ступени высшего образования по магистерским программам «Педагогика и психология специального образования», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» и «Психология специального и инклюзивного образования».

Преподавание основных дисциплин осуществляют высококвалифицированные специалисты. Среди них доктор наук, профессор Аксёнов А.М.; профессор, кандидат психологических наук Лях Т.И.; кандидаты наук, доценты Кокорева О.И., Слюсарская Т.В., Степанова Н.А., Хаидов С.К. Башкирова И.Ю.; кандидаты наук Лещенко С.Г., Сороцкий М.С., Лобанова А.В., Бут-Гусаим М.В., Пешкова Н.А.; старший преподаватель Асмаловская О.А.

Наряду с преподавателями вуза, к обучению привлекаются ведущие специалисты региона в области специального и инклюзивного образования: Аксёнов А.М., директор ГОУ ТО «Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Гросс О.В., учитель-логопед МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» «Преображение», член ПМПК; Седова Е.В., учитель-логопед МБОУДО "Дом детского творчества" Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников «Контакт», член ПМПК; Путилина С.И, зам.директора по УВР ГОУ ТО "Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4"; Башкирова И.Ю., зам. Директора МБОУ «ЦО № 23».

Учебная работа преподавателей направлена на разработку и совершенствование теоретического содержания дисциплин, внедрение инновационных технологий в учебный процесс. В частности, использование мультимедийных средств в реализации аудиторных занятий, как практического, так и лекционного типа; групповые дискуссии, психологические тренинги; студенческие портфолио по дисциплинам профиля и воспитательной работе. 

Преподавателями кафедры для студентов разработаны и реализуются дисциплины по выбору, углубляющие профиль направления: «Методы активного социально-психологического тренинга для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Хаидов С.К.), «Технологии развития игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья» (Кокорева О.И.), «Психокоррекция эмоционально-волевой сферы детей с особенностями в развитии» (Пешкова Н.А.); «Развитие речевой деятельности в онтогенезе и дизонтогенезе» (Лещенко С.Г.) и др. 

Качественной практической подготовке студентов содействует сотрудничество с рядом психологических центров, образовательных и оздоровительных учреждений, таких как «ГОУ ТО Тульский областной центр образования», ГПОУ ТО «Тульский социальный техникум», МБОУ «Центр образования №29», ГОУ ТО «Киреевская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», МБУДО «Дом детского творчества», ГУК ТО «Тульская областная библиотека для слепых», МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3», МБОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №2» и др.  

Осуществляются научное руководство магистерскими диссертациями, курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов-бакалавров, организуется деятельность проблемных групп студентов в рамках научно-исследовательской работы студентов, участие в факультетских и общеуниверситетских олимпиадах, научных конференциях. 

 

Перечень научно-методических публикаций за последний период

Монографии:

1. Абдурахмонов Г.Н., Басин М.А., Брешковская К.Ю., Ваньков А.Б., Декина Е.В., Дунаева Н.А., Ежкова Н.С., Краснова Л.Н., Мишина М.М., Пазухина С.В., Панферова Е.В., Прончева М.С., Рощеня А.Л., Степанова Н.А., Филатова М.В. «Социальная успешность умственно одаренных детей: психолого-педагогические технологии сопровождения и развития», Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тула, 2015.

2. Аксёнов А.М. «Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как педагогическая проблема», Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 2014.

3. Аксёнов А.М. «Модель межведомственного взаимодействия по защите прав воспитанников интернатных учреждений как социально-педагогическая технология», Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 2014.

4. Никандров Н.Д., Ежкова Н.С., Есаян А.Р., Исаев Е.И., Казакевич В.М., Касаткина С.Н., Образцов П.И., Осмоловская И.М., Романов В.А., Ромашина Е.Ю., Штрекер Н.Ю., Бондаренко Ю.С., Гущина Н.А., Китикарь О.В., Климова Н.И., Кокорева О.И., Левченко Н.В., Маликова Р.Н., Микитюк И.В., Мишура Н.П. «Проблемы модернизации современного образования». К юбилею профессора сергея ильича маслова Коллективная монография / Под ред. В.А. Романова; сост. Н.В. Левченко, ФГБОУ ВПО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт педагогики, Научно-исследовательская лаборатория "Социализация и индивидуализация растущего человека". Калуга, 2016

5. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Лещенко С.Г. «Коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста», коллективная монография / Москва-Берлин, 2017.

6. Хаидов С.К. «Методологическое обоснование акмеологической концепции личностно-профессионального развития муниципальных служащих», Тульский полиграфист, Тула, 2015.

7. Хаидов С.К. «Разработка акмеологической концепции личностно-профессионального развития муниципальных служащих (монография)», Тульский полиграфист, Тула, 2015.

 

Учебные и учебно-методические пособия:

1. Аксёнов А.М. «Педагог-воспитатель – субъект социализации личности ребёнка-сироты», Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тула, 2014.

2. Кокорева О.И. «Основы психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Тула, 2016.

3. Лобанова А.В. «Психология лиц с нарушением зрения: Рабочая тетрадь для студентов, обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование по профилю подготовки Специальная психология», Тульский полиграфист, Тула, 2015.

4. Степанова Н.А., Лобанова А.В. «Обеспечение психологической безопасности посредством профилактики виктимного поведения», Тульский полиграфист, Тула, 2014.

5. Степанова Н.А., Богданова Т.Г., Вовненко К.Б., Попова Т.М. «Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц         с ограниченными возможностями здоровья», М.: Издательский центр «Академия», 2014.

6. Степанова Н.А., Хаидов С.К., Карандеева А.В. «Основы психологии девиантного поведения. Организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Тульское производственное полиграфическое предприятие, Тула, 2016.

7. Хаидов С.К. «Основы психопатологии», Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тула, 2015.

8. Хаидов С.К. «Социокультурные основы реабилитации инвалидов», Тульский полиграфист, Тула, 2015.

9. Хаидов С.К., Степанова Н.А., Лещенко С.Г. «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии», Тульское производственное полиграфическое предприятие, Тула, 2016.

10. Хаидов С.К. «Программа и методы эмпирического исследования развития личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих», Тульское производственное полиграфическое предприятие, Тула, 2016.

Гранты:

1. Грант РГНФ №13-16-71014 «Организация социального туризма лиц с ограниченными возможностями здоровья в Тульском регионе», 2015, Слюсарская Т.В.

2. Грант РГНФ №15-16-71502 г(р) «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки», 2015, Степанова Н.А.

3. Грант «Православная инициатива» №71-1600394  «Прикосновение к православной мудрости: Когда Библия оживает», 2016, Слюсарская Т.В.

 

Базовые направления подготовки выпускающей кафедры

Бакалавриат

Направление 04.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

· профиль «Специальная психология» (прикладной – очное обучение; академический – очной и заочной форм обучения)

· профиль «Дошкольная дефектология» (академический – очной и заочной форм обучения)

· профиль «Логопедия» (академический – заочной формы обучения)

Магистратура

Направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

· программа «Педагогика и психология специального образования» (прикладная – заочная форма обучения)

· программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» (прикладная – заочная форма обучения)

·  программа «Психология специального и инклюзивного образования» (прикладная – заочная форма обучения).

 
Система Orphus