Степанова Наталия Анатольевна

Занимаемая должность: декан факультета психологии

Ученая степень: кандидат психологических наук

Ученое звание: доцент

Контактная информация: + 7 (4872) 35-56-68

Адрес электронной почтыstepanova_na@inbox.ru

Образование: высшее, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, специальность «Учитель физики и математики», г.Тула, 1995 г.;

НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций», специальность «Психология». Преподаватель психологии», г. Москва, 2010 г.

Дополнительное образование: очная аспирантура по специальности 19.00.07- Педагогическая психология (ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002 г.);

– переподготовка по программе «Клиническая психология» (МГППУ, г. Москва, 2009 г.);

- переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРОТО», г. Тула, 2017 г.).

Преподаваемые дисциплины: «Специальная психология», «Методы психологической коррекции», «Основы социальной реабилитации и профориентации», «Патопсихология». Руководитель магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Общий стаж работы: 20 лет

Научно-педагогический стаж: 18 лет

Научная деятельность, участие в исследовательских проектах, грантах:

– 2007-2008 г.г. – грант РГНФ № 07-06-71604, а/ц «Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у будущих психологов» - исполнитель.

– 2008-2009 г.г. – грант РГНФ № 08-06-71605, а/ц «Применение знаковой системы при формировании речемыслительной деятельности неговорящих детей как условие их социальной интеграции в общество здоровых людей» - руководитель.

– 2010-2011 г.г. – грант РГНФ № 10-06 71602, а/ц «Обеспечение психологической безопасности учащихся коррекционных учреждений посредством профилактики виктимного поведения в период кризисных социальных изменений» - руководитель.

– 2015 г. – грант РГНФ №15-16-71502 г(р) проведение международной научно-практической конференции «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки» - руководитель.

Публикации: автор и соавтор более 90 работ. Наиболее значимые из них:

1. Степанова Н.А., Голикова А.А. Формирование навыков социально-бытовой ориентации у детей с РАС в условиях семьи// Международный научный журнал «Символ науки», 2016.  № 4.  Часть 2. С. 190-192. 

4.      Степанова Н.А., Гуляева Ю.С. Психологическое сопровождение личностной безопасности студентов –психологов в вузе // Вестник Таджикского национального университета, № 3/2, 2015.

5.      Психолого-педагогические основы развития познавательной потребности одаренных учащихся. Глава в монографии Социальная успешность умственно одаренных детей: Психолого-педагогические технологии сопровождения и развития. / Абдурахмонов Г.Н., Басин М.А., Брешковская К.Ю., Ваньков А.Б., Декина Е.В., Дунаева Н.А., Ежкова Н.С., Краснова Л.Н., Мишина М.М., Пазухина С.В., Панферова Е.В., Прончева М.С., Рощеня А.Л., Степанова Н.А., Филатова М.В.: монография. Тула, 2015. 286 с.  С. 192-201.

6.      Степанова Н.А. Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью // Социально-гуманитарные знания, № 3, 2014. - С. 179-185.

7.      Степанова Н.А., Лобанова А.В. Профилактика виктимного поведения как основа психологической безопасности подростков: Монография. – Тула: Контур, 2011.

8.      Степанова Н.А., Золотова Т.В. Психология семейных кризисов: научный взгляд на проблему: Монография. – Тула: Контур, 2010.

9.      Степанова Н.А., Луговая Г.В. Опыт формирования речемыслительной деятельности неговорящих детей посредством знаковой системы: Монография. – Тула: Контур, 2010.

10. Психологическая безопасность образовательной среды в монографии Психологическое обеспечение «Новой школы» / Куликова Т.И., Пазухина С.В., Декина Е.В., Шалагинова К.С., Черкасова С.В. – Тула: Арт-Принт, 2010.

- учебно-методические пособия:

1.    Степанова Н.А. Специальная психология: Рабочая тетрадь. – Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2016. -66 с.

2.      Хаидов С.К., Степанова Н.А., Лещенко С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии: Учебник для высших учебных заведений. - Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016. -  417 с.

3.  Степанова Н.А.  (в соавт.).  Социальная        адаптация, реабилитация, и профессиональная ориентация лиц        с          ограниченными возможностями здоровья: учебник. - М.: «Академия», 2014.

4.   Степанова Н.А. Патопсихология: Рабочая тетрадь. – Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

5.      Степанова Н.А., Лобанова А.В. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения: Рабочая тетрадь. – Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

6.      Степанова Н.А., Лобанова А.В. Диагностика отклоняющегося поведения: Учебно-методическое пособие. – Тула: Контур, 2010.

7.      Степанова Н.А., Золотова Т.В.Психологическая помощь семье в ситуации кризиса: Учебное пособие. – Тула: Контур, 2010.

Награды и достижения:

1.     Лауреат XVII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» (Санкт-Петербург, 2016 г.);

2.     Благодарность Министерства труда и социальной защиты Тульской области (2016 г.);

3.     Грамота федерации психологов образования России (2016 г.);

4.     Почетная грамота Министерства образования Тульской области (2015 г.);

5.     Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Тульской области (2013 г.);

6.     Грамота федерации психологов образования России (2010 г.);

7.     Почетная грамота Тульской городской Думы (2010 г.).

Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет:

1.     Электронная информационно-образовательная среда университета- 16 часов (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2017 г.);

2.     Организация и сопровождение высшего образования студентов с инвалидностью- 72 часа (ФГБОУ ВО «МГППУ», 2017 г.);

3.     Управление проектами в сфере образования- 108 часов (ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2017 г.);

4.     Управление персоналом- 16 часов (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2017 г.);

5.     Государственное и муниципальное управление -144 часа (АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия», 2017 г.);

6.     Современные психолого-педагогические технологии взаимодействия с семьей (для специалистов учреждений образования и социальной сферы)- 72 часа (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2016 г.);

7.     «10-ый Санкт-Петербургский саммит психологов» - 30 часов (ЧУ ДПО «Институт практической психологии Иматон», Санкт-Петербург, 2016 г.);

8.     Психология обучения взрослых в контексте непрерывного художественного образования- 72 часа (ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, 2015 г.);

9.     Медиаобразование в структуре профессиональных компетенций педагога искусства – 72 часа. (ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва, 2014 г.);

10.   Руководители структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в организациях – 72 часа (ГОУ «УМС ГОЧС ТО», 2014 г.);

11.   Аутичные дети. Что делать? Обучающий семинар для психологов и психотерапевтов- 16 часов (Ростов-на-Дону, 2014 г.);

12.   Инновационные технологии проектирования и организации образовательного процесса в вузе в условиях перехода на ФГОС ВПО – 72 часа. (ФГБОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2013 г.).

Дополнительная информация:

С 2009 года член общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», с 2012 г. – Российского психологического общества.

В 2010 году присуждено звание профессора Российской Академии Естествознания.

Знание языков: французский (чтение и перевод со словарем).


Возврат к списку

 
Система Orphus