НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
“ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”
(научный руководитель – Ремизов Виталий Борисович)
НИЛ
“Школа Л.Н.Толстого” создана в соответствии
с письмом МО РСФСР № 277/13-Т от 23.04.90 г. и приказом по Тульскому управлению
народного образования № 281-а от 16.05.90 г. с целью повышения эффективности
творческих и практических результатов опытно-экспериментальной работы по реализации
концепции “Школа Л.Н.Толстого”. Приказом № 809-а по Тульскому областному управлению
народного образования от 29.10.90 г. были утверждены основополагающие документы
эксперимента по возрождению педагогических идей Л.Н.Толстого: концепция “Школа
Л.Н.Толстого”, положение о научно-исследовательской лаборатории “Школа Л.Н.Толстого”,
положение о школе-лаборатории. Этим же приказом были определены сроки проведения
эксперимента: начало - 01.09.90, окончание - 01.09.2001.
30 сентября 1998 г. НИЛ “Школа Л.Н.Толстого”, пройдя через три тура конкурсного отбора, получила статус Федеральной экспериментальной площадки при МО РФ с вручением ей гранта. В сентябре 1999 г. НИЛ подтвердила свой статус, а с 22.12.99 руководитель эксперимента вошел в состав Совета по федеральным экспериментальным площадкам МО РФ (приказ министра В.М.Филиппова № 1307).
Эксперимент “Школа Л.Н.Толстого” - один из самых молодых и самобытных проектов российского образования, в основе которого лежат наиболее прогрессивные идеи отечественной и зарубежной педагогики. В самом названии проекта указана доминирующая роль педагогических открытий Толстого, его просветительских взглядов на сущность жизни человека и человечества. Вместе с тем авторы проекта далеки от механического воссоздания такого типа школы, которая была создана писателем в середине ХIХ века в Ясной Поляне. Авторы сохранили полную свободу в интерпретации ряда толстовских идей, развив их в русле актуальных проблем образования рубежа ХХ-ХХI вв. и согласно собственным представлениям о школе будущего.
Штатное расписание НИЛ “Школа
Л.Н.Толстого” в 1996/99 уч. годах включало в себя 9 ставок:
За эти годы в лаборатории осуществляли свою деятельность
6 кандидатов наук (Ремизов В.Б., Ежов И.В., Вронский О.Г., Бушнякова О.Б., Козьмина
М.А.Барабанова М.Ю.), два директора гимназий, работающих по программе Федерального
эксперимента (Степанов Е.Ю., Кунин В.З.), зам. директора по учебно-методической
работе гимназии, где проходит также Федеральный эксперимент (Донская
Л.В.), опытные методисты и учителя-практики (Шадская А.В., Хлопенова О.В., Короткова
Л.В., Денисова О.В., Трофимова Н.А.). При лаборатории постоянно действуют институты
консультантов и авторских коллективов. В них входят специалисты по предметному
знанию и другим проблемам образования и воспитания. Среди них - акад. Ш.А.Амоношвили,
член-корр. РАО А.М.Абрамов, д.педаг.наук Н.А.Шайденко, д.педаг.наук А.А.Орлов,
д.педаг.наук В.П.Бедерханова, д.педаг.наук Н.В.Кудрявая,
д.педаг.наук М.Н.Дудина, акад. д.филос.наук А.А.Гусейнов, д.филос.наук Е.Д.Мелешко,
, д.филос.наук В.Н.Назаров, д.филол.наук Л.Д.Громова, д.филол.наук Н.М.Фортунатов,
акад. д.психол.наук В.П.Зинченко, д.психол. наук Е.И.Исаев, д.псиол. и педаг.
наук Кусуо Хитоми (Япония), д.филол.наук Т.Фудзинума (Япония), д.филол.наук
Пьетро Чезаре (Италия), д.филол. наук О.М.Герасимова (Франция), д.филол.наук
Р.Виттакер (США), д.истор.наук Ст. Колафа (Чехия), канд.педаг.наук
С.И.Маслов, канд.педаг.наук А.И.Григорьева и др.
НИЛ “Школа Л.Н.Толстого” - функционирует в составе ИПК и ППРО Тульской области. В научно-педагогической области подотчетна Совету по федеральным экспериментальным площадкам МО РФ.
НИЛ “Школа Л.Н.Толстого” - научно-методический центр по организации и внедрению эксперимента, основанного на прогрессивных идеях педагогики Льва Толстого, лучших достижениях отечественной и зарубежной педагогики и имеющего как региональное, федеральное, так и международное значение.
Основные функции лаборатории:
- разработка стратегии, тактики и этапов развития эксперимента;
- создание новых программ, новых предметов; проведение
симпозиумов, конференций, семинаров международного, всероссийского, регионального,
внутривузовского уровней;
- методическая обеспеченность эксперимента;
- организация курсов повышения квалификации для педагогов, работающих по эксперименту;
- контроль за деятельностью экспериментальных площадок; обобщение полученных
в ходе эксперимента результатов;
- расширение сети “толстовских школ” в России и за рубежом на основе положительных
результатов экспериментального опыта;
- издательская деятельность;
- просвещение как фактор воздействия идей педагогики содружества и сотворчества
на разных субъектов культурно-образовательного социума.
НИЛ
“Школа Л.Н.Толстого” руководит экспериментом на 19 образовательных
площадках Тулы и Тульского края:
гимназии №№ 3,4, средняя школа № 65, ДОУ №№ 156, 138, 143, 103, г. Тулы, Яснополянская
гимназия № 2, Крапивенская средняя школа Щекинского района, Иншинская средняя
школа Ленинского района, Никольско-Вяземская средняя школа и начальная школа
“Радуга” Чернского района, Поповская средняя школа Алексинского района, Кимовские
средние школы № № 7, 2, Суворовская средняя школа № 2, Воловские средние школы
№№ 1,2, Яснополянский детский дом (Яснополянский центр “Детство”).
НИЛ “Школа Л.Н.Толстого” осуществляет аттестацию учителей, работающих по экспериментальным предметам и программам.
В эксперименте участвуют образовательные учреждения разного типа. Среди них - ДОУ, школы городского, поселкового, сельского типов, малокомплектные учебные заведения, детский дом, лицей, гимназия, педагогический университет (Тула).
НИЛ как Федеральная экспериментальная площадка МО РФ осуществляет разработку и внедрение эксперимента “Школа Л.Н.Толстого” как модель непрерывного образования нового типа” не только в тульском регионе, но и в других регионах России - Воронеже, Орле, Брянске, Тольятти, Екатеринбурге, Новокузнецке, Магнитогорске, Находке, Южно-Сахалинске, Владимире, Костроме, Томске, а также в Республике Беларусь - Полоцке; частично идеи эксперимента внедряются в ряде школ Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Калуги, Краснодара, в посольских школах Германии, Венгрии, Франции.
Как положительный результат следует рассматривать использование учебных пособий “Азбука Льва Толстого”, “Час души” (2-4 классы) во многих школах Москвы, Тулы и Тульской области. Получил общероссийское признание предмет “Чаша жизни”. Над его реализацией работают многие учебные заведения России.
Деятельность НИЛ “Школа Л.Н.Толстого” положительно оценена во многих центральных и местных средствах массовой информации, в ряде ведущих педагогических периодических изданиях России и Японии.
ЧТО ТАКОЕ “ШКОЛА Л.Н. ТОЛСТОГО”?
“Школа Л.Н.Толстого” призвана ответить на вопросы: что мы завещаем наступающему столетию и каков дальнейший путь развития образования и воспитания - как в России, так и за рубежом.
“Школа
Л.Н.Толстого” - это связующая цепь педагогических эпох. Поиск лучшего
в прошлом и настоящем ради будущего согласия народов и их культур, поиск философии
образования и форм его воплощения в реальном мире во имя раскрытия того лучшего,
что есть в человеке, во имя служения Родине, Человечеству, рядом живущим людям.
“Школа Л.Н.Толстого” - это высокий уровень образованности в сочетании с подлинно духовным отношением к жизни. Это попытка обратить ребенка, входящего в мир, к разумному постижению знаний о мире и душе человека, к культуре чувства как добровольному стремлению жить в согласии со своей совестью, с людьми, окружающей действительностью, к свободе выбора и самостоятельности.
“Школа Л.Н.Толстого” - это духовное и физическое здоровье ребенка, основанное на идеале человечества, нации и личного опыта самого человека. Это поиск ответов на вопросы - что есть мир, что есть “Я”, каково мое место в мире? Это школа обретения пути жизни согласно способностям, потребностям и свободному волеизъявлению каждого человека.
“Школа Л.Н.Толстого” - это восхождение по ступеням жизни к идеалу, Это непрерывность образования от рождения через детство, юность, зрелость, мудрость старости к бессмертию (ДОУ - начальная школа - базовое и высшее среднее звено школы - вуз - повышение квалификации и переподготовка кадров - родительский университет). Такая постановка проблемы предполагает переход от развития к саморазвитию, от совершенствования к самоусовершенствованию; раскрытие “Я” для нравственного служения людям.
“Школа Л.Н.Толстого” - это школа любви и ненасилия. Ненасильственное (любовное) общение, ненасильственное обучение обладают способностью сделать человека добрым и сильным. Легче ответить на зло злом, чем найти противостояние злу добрыми усилиями.
“Школа Л.Н.Толстого” - это гармоничное сочетание общероссийского и регионального образования, это одно из перспективных экспериментальных направлений отечественной педагогики.
Весь эксперимент направлен на интеграцию российского образования и мировой культуры, приобщение к региональным ценностям, духовному наследию великого земляка, совершенствование педагогической культуры всех участников образовательного процесса.
В проектах и программах НИЛ “Школа Л.Н.Толстого” нашли должное отражение
Вышеобозначенные направления развития “Школы Л.Н.Толстого” базируются на концептуальных основах, имеющих федеральное, региональное, собственно экспериментальное значение.
Актуальность разработки нового содержания образования, которое стало бы достоянием грядущего века, очевидна. Пожалуй, на сегодня это самая серьезная проблема. О ней неоднократно писал и говорил незадолго до смерти акад. И. Я. Лернер. Другая проблема – поиск адекватных новому содержанию форм, способов, методов образования и воспитания. Очевидно, что они должны базироваться на уже достигнутых результатах и в то же время нести в себе несомненную новизну.
Единство нового содержания и новых форм, способов, методов его реализации возможно в том случае, если четко будет определено место каждого из субъектов социообразовательного процесса. Это единство станет живой реальностью, если будет созвучно идее непрерывного образования, пройдет через все ступени духовного и физического становления и развития человека.
Объект эксперимента – педагогическая система непрерывного образования и воспитания, основанная на гуманистических идеях Л.Т., лучших достижениях отечественной и зарубежной педагогики, реализуемая в проекте “Школа Л. Н. Толстого” как модель непрерывного образования нового типа”, ориентированная на детей дошкольного возраста, школьников начальной, основной и высшей ступеней, их родителей, студентов, педагогов.
Предмет исследования эксперимента – эффективность влияния педагогической системы, основанной на гуманистических идеях Л. Н. Толстого с учетом современных тенденций развития содержания, форм, средств и методов обучения и воспитания на интеллектуальное, нравственное и волевое развитие личности ребенка от дошкольного до студенческого возраста, а также на качество подготовки и повышение квалификации учителя новой формации.
Цели эксперимента
1. Создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного и волевого развития личности ребенка посредством организации учебно-воспитательного процесса на гуманистических принципах и идеях Л. Н. Толстого, а также современных психолого-педагогических технологий, способствующих переходу от обязательно-принудительного образования к самообразованию и самосовершенствованию личности. Через свободную педагогику – к становлению жизненного пути личности.
2. Разработка, апробация и внедрение в систему среднего образования нового содержания, современных форм, средств и методов обучения и воспитания, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения нравственного отношения к миру – способности улучшить жизнь в сотрудничестве, взаимопомощи, без насилия и причинения вреда природе и людям.
3. Создание педагогической системы свободных взаимодополняющих и взаиморазвивающихся конструктивных социальных отношений (по принципу сетевого взаимодействия) между всеми участниками образовательного процесса – детьми, учителями, родителями, учебными учреждениями на основе признания их самоценности и их потребностей личностного и коллективного роста независимо от их социального положения и прочих различий.
4. Переход от “Школы Л. Н. Толстого”, создающей условия для духовно-нравственного самосовершенствования учащихся, к активному гуманистическому созиданию новых социальных отношений в обществе (от просвещения подрастающего поколения – к процветающей России).
Основные задачи эксперимента
1. Разработка сквозной программы непрерывного образования и воспитания, построенной на гуманистических принципах духовно-нравственного самосовершенствования личности с определением специфики каждого этапа и функциональной значимости каждого ее участника.
2. Определение этапов становления и развития эксперимента с указанием ожидаемых результатов.
3. Поиск базовых образовательных учреждений, имеющих предпосылки для организации и проведения эксперимента, представляющих собой один из типов таких учреждений (массовая типовая школа, гимназия, школа-сад; городская, сельская малокомплектная школа), осуществляющих свою деятельность в определенном социально-историческом контексте.
4. Поиск финансовых источников для создания материально-технической базы эксперимента, базовых учебных площадок с целью превращения их в экополюсы, отвечающие прогрессивным идеям XXI века.
5. Создание коллектива единомышленников из числа ученых, методистов, учителей-практиков, “управленцев”, родителей, учеников старших классов, творческой интеллигенции, спонсоров, зарубежных партнеров, поддерживающих эксперимент и способных внести лепту в его становление и развитие.
6. Изучение в каждом конкретном случае социосферы, в которой находится учебное учреждение, выработка принципов взаимосвязи всех заинтересованных сторон социообразовательного процесса.
7. Подготовка и переподготовка педагогических кадров, способных качественно реализовать на практике идеи и цели эксперимента.
8. Вовлечение родителей в сферу поддержки эксперимента.
9. Активизация довузовской подготовки школьника с цепью пробуждения у него профессионального интереса к специализации
“Толстовский” проект также предполагает:
- историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию
и развитие национальной культуры в контексте прогрессивных тенденций развития
образования в мире;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков
самообразования и самореализации личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного
мировоззрения, развитие у них культуры диалогического общения, включающей в
себя и культуру межнациональных и межэтнических отношений;
- систематическое обновление содержания образования и форм обучения на основе
идей “Школы Л.Н.Толстого”;
- непрерывность образования в течение всей жизни человека, преемственность уровней
и ступеней образования;
- экологическое воспитание, бережное отношение человека к природе, культуре,
к себе и окружающим людям;
- создание условий для творческого роста, повышения квалификации и своевременной
переподготовки для педагогов всех уровней образования, а также родительских
университетов с целью гармонизации отношений между всеми субъектами социокультурного
пространства, участвующими в эксперименте “Школа Л.Н.Толстого”.
В то же время, исходя из тезиса, что в России должно поддерживать “многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования”, НИЛ “Школа Л.Н.Толстого” считает необходимым определить особенности развития своего эксперимента.
Среди них -
1) единство в образовательном процессе трех факторов, связанных с раскрытием духовной и физической культуры ребенка: разума, культуры чувства и самостоятельности;
2) развитие в человеке осознанного отношения к равновеличию трех начал: родового (планетарного), социально-видового (национального, культурно-исторического и т.д.), индивидуально-неповторимого;
3) базирование содержания и форм обучения и воспитания на принципах любви и этике ненасилия;
4) разработка методологического инструментария поиска субъектами образования своего идеала и своего места в жизни, основанного на реализации интеллектуально-познавательных, нравственно-эстетических и волевых потребностях человека;
5) защита прав ребенка, педагога, родителей с опорой на самосознание собственного, чужого и национального достоинства, противостояние всему тому, что формирует в субъектах образования комплекс неполноценности;
6) демократизация образовательных процессов через разработку методов свободного общения, обучения и воспитания.
Каждому этапу эксперимента присущи свои цели и задачи
1990-1995. Создание концепции эксперимента “Школа Л.Н.Толстого” как модель гуманитарного образования нового типа”, его технологическое обоснование, , разработка программ новых предметов для начальной школы, отбор материалов для новых учебных пособий, их методологическое и методическое оснащение, работа с педагогическими кадрами, обеспечивающими внедрение эксперимента в практику школьного образования.
1995- 1997. Обобщениие первого опыта экспериментальной работы. Подключение к эксперименту дошкольного образовательного звена. Переход в среднее звено основной школы. Расширение сети экспериментальной площадки: от тульского региона к России.
1998-1999. Создание проекта “Школа Л.Н.Толстого” как модель непрерывного образования нового типа”. Определение статуса эксперимента как Федерального. Разработка этапов развития эксперимента до 2015 года. Активизация деятельности по созданию и апробации новых предметов в среднем звене основной школы. Обобщение опыта работы с педагогами образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, и поиск новых форм повышения квалификации. Создание специализации по системе “Школа Л.Н.Толстого” на факультетах Тульского государственного педуниверситета им. Л.Н.Толстого.
В 2000-2003 годах предполагается дальнейшая разработка и последующее внедрение программы “Восхождение по ступеням жизни”, предусматривающей развитие идей и принципов непрерывности и преемственности образования и воспитания (см. об этом ниже в тексте самоанализа в Приложении № 3 “Программа эксперимента: этапы, сроки его становления и развития). Создание региональной, а в дальнейшем и федеральной ассоциации “Школа Л.Н.Толстого”.
2004-2010 гг. Завершение этапа экспериментальной работы в среднем звене основной школы. Апробация новых идей, программ и учебных пособий в высшем звене средней школы. Выстраивание деятельности школы в социокультурном пространстве. Издание основных учебных пособий, предусмотренных программой эксперимента.
2011-2015 гг. Корректировка идей эксперимента. Обобщение опыта и издание аналитического отчета, коллективных и персональных монографий. Подготовка необходимых материалов для создания заочного вуза “Школа Л.Н.Толстого” (возможно, на коммерческой основе).
Эксперимент “Школа Л.Н.Толстого”, связанный со всеми ступенями непрерывного образования, ориентированный на детей дошкольного возраста, школьников начальной, основной и высшей ступеней, их родителей, студентов, педагогов, содержит в своей основе установку на изначальную природу человека и тот социальный опыт (пусть даже самый незначительный, порой и примитивный), который есть в каждом человеке, и, отталкиваясь от которого, можно идти к новому знанию, к новым открытиям. Тогда сам процесс восприятия, чувствования, переживания, осмысления предстает перед человеком как факт его собственного опыта, личностного проникновения в таинство жизни. И такой подход уравнивает обучаемого и обучающегося. Равенство не в знаниях, не в жизненном опыте, а в заинтересованном общении, в потребности быть рядом в поиске истины
Федеральный проект “Школа Л.Н.Толстого” предусматривает поэтапное преобразование обычных сельских и городских школ в образовательные учреждения, призванные создать условия для духовного и физического развития личности ребенка в различных социокультурных условиях, способствующие качественной подготовке субъекта культурно-образовательного социума. Эта установка является главной идеей концепции развития каждого толстовского образовательного заведения с учетом его индивидуальных особенностей.
Проект предусматривает реализацию эксперимента в три этапа:
1 этап - кардинальные изменения в сфере духовной культуры педагога и родителей в русле основных идей эксперимента; создание системы взаимодействия различных ступеней непрерывного образования; разработка психологического теста, дающего возможность определить уровень духовного развития участника эксперимента, апробация этого теста на учениках “толстовских” классов.
2 этап - определение степени эффективности воздействия нового содержания образования и новых методов обучения на педагога, ученика, родителей.
3 этап - обобщение опыта экспериментальной работы с целью его развития или коррекции.
Все три этапа неразрывно связаны между собой, однако их статус призван обозначить доминанту на пути решения проблем эксперимента.
Наиболее сложным и продолжительным по реализации является первый этап, так как он связан с перестройкой внутреннего миросозерцания субъектов эксперимента.
1998-99 учебный год - продолжение первого этапа эксперимента. Перед каждым субъектом эксперимента были поставлены свои задачи.
I. Для учителя:
II. Для ученика:
III. Для родителей:
IV. Для социума:
I
В сфере профессионального образования педагогического коллектива истекший год показал, что большинство учителей осуществляют свою педагогическую деятельность путем сотворчества, сопереживания, продвижения к новому знанию от опыта ребенка, бережно, аккуратно, с должным уважением относятся к его мнению и стремлениям; руководят познавательным процессом без подавления, навязывания жесткой линии интеллектуальных, духовных и поведенческих стандартов. Это проявляется через новые методы и формы работы, в основе которых лежит культура диалогического и полифонического общения с ученическим коллективом (см. “Проект...”).
По данным психологического исследования школьных педагогических коллективов 74% учителей верят в свои профессиональные возможности; 83% педагогов получают профессиональное удовлетворение от освоения нового; почти 100% не пугаются возрастающей ответственности. Как видно, результаты исследования указывают на субъективную готовность педагога к эксперименту. В то же время анализ качества работы многих педагогов убеждает в том, что им далеко не всегда удается овладеть как сущностью нового содержания образования, так и методами его подачи.
Для проведения эксперимента недостаточен уровень культуры мышления ряда педагогов, при этом отмечаются
Путь решения проблемы - организация продуктивных форм повышения квалификации педагога, включающей в себя мощную теоретическую подготовку, методическую оснащенность, психологическую готовность к участию в эксперименте. Это осуществляется через
II
В 1998/1999 году в учебных учреждениях были созданы условия для совершенствования культуры образовательных потребностей учащихся:
Успешно решается проблема преемственности между различными ступенями образования.
Но сложившаяся в течение десятилетий система традиционного школьного обучения даже в экспериментальных образовательных учреждениях все еще оказывает влияние на педагогический процесс, приводя к определенной диспропорции в развитии у ребенка интеллектуального, нравственного и волевого начал. В связи с этим возникает проблема гармонического упорядочения уровней развития различных сфер личности учащихся. Именно над решением этой проблемы в настоящее время работают толстовские образовательные учреждения.
В настоящее время создан предварительный психологический тест, позволяющий разработать конкретную программу действий педагогических коллективов. На данный момент, в отличие от предыдущих лет, когда для создателей и участников эксперимента на первом плане стояли проблемы разработки нового содержания и методов образования , главенствующим становится психолого-педагогическое обеспечение, а в последующем теоретико-методологическая формализация сильных и слабых сторон эксперимента.
III - IV
Начали складываться и новые отношения учебных заведений с социумом микрорайонов, в которых каждый участник осознает свое место и свою роль. Содействие, соучастие, сотворчество находят свое отражение не только в стенах школ и МДОУ, но и за их пределами. Совершенствуют и качественно обновляют свою работу Советы образовательных учреждений, семейно-педагогические советы микрорайонов, психологические клубы “Семья и школа”, деятельность которых направлена на объединение педагогов, детей, родителей, трудовых коллективов предприятий и организаций в единое целое - образовательный экополис, способный достаточно успешно решать различные проблемы - образовательные, организационные, экономические и др.
В настоящее время ведется работа по объединению усилий всех участников культурно-образовательного процесса вокруг программы, призванной активизировать природоохранную деятельность человека.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1. В ходе “толстовского” эксперимента начала складываться система непрерывного образования: детский сад - школа - вуз - повышение квалификации - социум.
2. Разработанные новые предметы, учебные пособия имеют безусловно положительное воздействие на духовное развитие ребенка, о чем свидетельствуют результаты комплексного тестирования.
3. Создан психологический тест, дающий возможность объективно оценивать уровень развития и степень включенности в эксперимент его участников.
ЗАДАЧИ НА 2000 - 2001 ГОДЫ
1. В области содержания образования - разработка концепции естественнонаучного образования, подготовка новых учебных пособий по предметам Круг чтения, Чаша жизни, Природа и труд.
2. Сосредоточение внимания на преемственности образования и воспитания в базовом (основном) звене школы.
3. Определение степени эффективности воздействия нового содержания образования и новых методов обучения на педагога, ученика, родителей. Педагогическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса на основе данных психологического и социологического тестирования с учетом специфики развития образовательных учреждений, являющихся опорными в эксперименте.
КРАТКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НИЛ “ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО”
За 9 лет работы участники эксперимента “Школа Л.Н.Толстого” создали новые предметы, учебные программы, издали и подготовили новые учебные пособия, методические рекомендации для учителей “толстовских” школ, осуществили процесс их апробации, сумели подготовить педагогические кадры к участию в уникальном и трудном эксперименте Нижеприводимый анализ охватывает период с 1996 по 1999 год. За истекшее трехлетие велась большая и всесторонняя работа по реализации основных идей эксперимента.
В плане развития идей и принципов непрерывного образования была проделана следующая работа:
1. Создан и защищен на федеральном уровне проект “Школа Л.Н.Толстого как модель непрерывного образования нового типа”, включающий в себя Программу и этапы развития эксперимента.
2. Разработана нормативно-правовая база деятельности образовательных учреждений, являющихся Федеральными экспериментальными площадками.
3. Созданы и проходят апробацию
ПРОГРАММЫ
I. ДОУ:
1.“Истоки” ( Л.В.Короткова).
2.“Твое здоровье” (Л.В.Короткова).
3.“Чаша жизни” (В.Б.Ремизов).
II. ШКОЛА:
1. Круг чтения (В.Б.Ремизов, А.В.Шадская, М.А.Козьмина): Азбука Льва Толстого (I кл.); Круг чтения (II-IV кл.); Святые таинства природы: (V кл.); Отец. Отчий дом. Отечество: (VI кл.); Запечатленное слово: культура и история: (VII кл.); Я есмь, и я люблю: (VIII кл.); Ступени жизни: Пушкин и пушкинская эпоха: (IX кл.).
2. Духоведческие предметы (В.Б.Ремизов, Е.Д.Мелешко, В.И.Екимова, В.Н.Назаров, Н.А.Казанцева, Г.Т.Вронский): Чаша жизни (I-VI кл.), Познай себя: (VII-VIII кл.), Этика жизни: (IX-X кл.), Этика ненасилия: (XI кл.), Из истории философии и религии: (X-IX кл.).
3. Русский язык: 1-9 кл. (М.Ю.Барабанова)
4. Интегрированные курсы: История развития человечества: V-IX кл. (В.Б.Ремизов, О.Г.Вронский, О.Б.Бушнякова). Л.Н.Толстой и мудрецы мира: X-XI кл. (В.Б.Ремизов, Т.Т.Бурлакова) , Природа и труд: I-VI кл. (О.В.Хлопенова, И.С.Шереметьева). Удивительное естествознание: (V-VI кл.), Изобразительная культура: 1-4 кл. (И.Я.Незнамов, Н.С.Иванова). Музыкальна культура: 1-7 кл. (О.Б.Бушнякова).
4. Физическая культура: Народные игры (I-II кл.),
5. Деятельность по интересам (в зависимости от возможности школы,желания ученика и родителей): более 30 программ.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Издано: 1.Азбука Льва Толстого (Тула, 1996); 2-4.Час души: проза русских писателей: В 3 кн.: 2, 3, 4 классы. (М.; Тула, 1996).
Подготовлено к печати: Круг чтения: 5 кл. - Святые таинства природы; 6 -
Отец. Отчий дом. Отечество; 7 - Запечатленное слово: Культура и история; 8 - “Я есмь, и я люблю”. Русский язык: 1-3.
III. ВУЗ (на базе ТГПУ им. Л.Н.Толстого)
ПРОГРАММЫ
1. Жизнь Л.Н.Толстого в контексте мировой культуры (В.Б.Ремизов, Т.Т.Бурлакова).
2. Духовное наследие Л.Н.Толстого (В.Б.Ремизов)
3. Л.Н.Толстой и мудрецы мира (В.Б.Ремизов, Т.Т.Бурлакова, В.Н.Назаров).
4. “Школа Л.Н.Толстого” как модель гуманистического образования нового ти-
па”(В.Б.Ремизов, И.В.Ежов, О.В.Хлопенова, А.В.Шадская, М.Ю.Барабанова).
IV. Повышение квалификации педагогических кадров
ПРОГРАММЫ
1. “Школа Л.Н.Толстого” как модель непрерывного образования нового типа”: образовательная программа повышения квалификации учителей начальной школы (В.Б.Ремизов, О.В.Хлопенова, И.В.Ежов, А.В.Шадская, М.Ю.Барабанова, Ф.В.Варегина).
2. Духовное наследие Л.Н.Толстого: программа проблемного курса для педагогов, работающих по эксперименту “Школа Л.Н.Толстого” (В.Б.Ремизов).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ КУРСОВ
1. Индивидуальные процессы в ДОУ на основе педагогического наследия Льва Толстого (Л.В.Короткова, В.Б.Ремизов, И.В.Ежов).
2. “Школа Л.Н.Толстого”: трехгодичные курсы для учителей начальных классов (чл. НИЛ).
3. “История развития человечества”: пятигодичные курсы для учителей истории, русского языка и литературы, МХК, музыки, ИЗО (О.Г.Вронский, В.Б.Ремизов, О.Б.Бушнякова).
4. Новые подходы к литературному образованию: проблемный курс для учителей начальных классов, русского языка и литературы (В.Б.Ремизов, А.В.Шадская, М.А.Козьмина).
5. Развитие разума, культуры чувства, самостоятельности ребенка на уроках в начальной школе: педагогическая мастерская (чл. НИЛ, участники эксперимента).
6. Проблемы экологического образования в контексте формирования краеведческой культуры: проблемный курс для учителей начальной школы и биологии (О.В.Хлопенова, И.С.Шереметьева).
РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Процесс подготовки педагога, работающего по эксперименту “Школа Л.Н.Толстого”, включает в себя несколько важных направлений:
- ознакомление с философскими проблемами образования, с философским и педагогическим наследием Л.Н.Толстого в современном мире,
- повышение уровня культурологического образования педагога (теоретические проблемы культурологии, культура общения, исторические аспекты русской культуры, взгляд Л.Н.Толстого на развитие этической и эстетической мысли),
- освоение знаний в области психолого-педагогической деятельности,
- уяснение сущности эксперимента “Школа Л.Н.Толстого” как модель непрерывного образования нового типа” и пути его реализации,
- овладение теорией и методикой преподавания новых предметов,
- подготовку педагога-исследователя,
- организацию практикума по актерскому мастерству.
С целью конкретной реализации вышеуказанных направлений лабораторией были разработаны разные формы повышения квалификации педагогических кадров. Это базовые годичные, трехгодичные, пятигодичные курсы, проблемные курсы, творческие мастерские, мастер-класс, круглые столы, научно-практические конференции, тематические семинары, проблемные группы, авторские коллективы, презентации новых программ, предметов, изданий, психологические тренинги, индивидуальные консультации и др.
За истекшие три учебных года лабораторией была проделана следующая работа в области повышения квалификации педагогических кадров:
1. Проведены курсы
1995 - 1998 уч.г. “Школа Л.Н.Толстого”: для учителей начальных классов тульского региона , участвующих в эксперименте (базовые, трехгодичные - 486 часов, 33 слушателя),
1994 - 1999 уч.г. “История развития человечества”: для учителей истории, русского языка и литературы, МХК, музыки, ИЗО тульского региона (базовые, пятигодичные - 234 часа, 26 слушателей),
1996 - 1997 уч.г. Новые подходы к изучению литературы в начальной и средней школе. Всероссийские курсы для учителей начальной школы, русского языка и литературы ( 36 часов, 25 слушателей).
1998 - 1999 уч.г.
1. Новые подходы к изучению литературы в начальной и средней школе: для учителей начальной школы, русского языка и литературы тульского региона (36 часов, 25 слушателей).
2. “Школа Л.Н.Толстого”. Комплексные одногодичные курсы для учителей начальных классов тульского региона (102/60 часа, 30 слушателей).
3. “Школа Л.Н.Толстого”. Всероссийские комплексные курсы (Новокузнецк) для учителей западносибирского региона (40/62 ч., 60 слушателей).
4. “История развития человечества”: 5-й год обучения - 9 класс. Для учителей истории, русского языка и литературы, МХК, музыки, ИЗО (102/60 ч., 32 слушателя).
5. Педагогическое наследие Л.Н.Толстого и современность: проблемные курсы для учителей “толстовских” школ (42 часа, 40 слушателей).
6. “Развитие разума, культуры чувства, самостоятельности ребенка на уроках в начальной школе”: педмастерская (36 часов, 30 слушателей).
Выездные курсы по проблемам эксперимента “Школа Л.Н.Толстого” состоялись в Брянске (1998, 24 часа, 60 слушателей), Екатеринбурге (1996, 24 часа, 39 слушателей), Воронеже (1997, 40 часов, 72 слушателя), Орле (1998, 24 часа, 34 слушателя), Калуге (1998, 24 часа, 42 слушателя), Находке (1997, 102 часа, 96 слушателей).
Выездные презентационные однодневные курсы состоялись в 30 районных центрах Тульской области (число слушателей - более 1000 человек), в Москве (в трех округах, общее количество слушателей - 220 человек), двухдневные - в Санкт-Петербурге (120 слушателей).
В 1997 г. проведены международные курсы в Японии по проблематике эксперимента “Школа Л.Н.Толстого” (18 часов, 700 слушателей).
1999-2000 уч.год:
1. “Школа Л.Н.Толстого” как модель непрерывного образования нового типа”: для учителей начальных классов г. Тулы (102,60 ч., 25 слушателей)
2. “Школа Л.Н.Толстого” как модель непрерывного образования нового типа”: проблемные курсы для педагогического коллектива Крапивенской ср. школы (24 часа, 30 слушателей).
3. “Духовное наследие Л.Н.Толстого”: проблемные курсы для педагогических коллективов учебных учреждений тульского региона, имеющих статус федеральной экспериментальной площадки (36 часов, 192 слушателя).
За анализируемый период проведено 18 курсов. Из них 7 базовых, 11 - проблемных. Вычитано 1696 часов. Курсы окончили 891 человек.
При лаборатории постоянно работают проблемные семинары (см. Приложение № 9). Их тематика формируется совместно с учителями-практиками. В 1997-99 годах проведено 16 семинаров, объединенные общей проблемой “Пути преемственности преподавания новых предметов в начальной и основной школе”.
Ежегодно участники эксперимента проводят итоговую региональную конференцию по проблема эксперимента “Школа Л.Н.Толстого”. На них в 1997-99 гг. выступило более 40 человек.
Членами НИЛ регулярно проводятся индивидуальные консультации для педагогов “толстовских” школ - около 300 в год, за три года - около 900.
Каждый разработчик нового предмета, новой программы руководит проблемной группой, куда входят ученые, методисты, учителя-практики, студенты, аспиранты.
Членами лаборатории (часто совместно с учителями) за три года разработано более 200 уроков по новым предметам.
В среднем ежегодно на базе учреждений, работающих по эксперименту, проходит 5-6 мероприятий районного, городского, областного, федерального уровней.
Всё чаще учителя-экспериментаторы обращаются к написанию творческих, имеющих научную значимость работ - глав учебных пособий по конкретным предметам, аналитических отчетов по проблемам психолого-педагогической направленности, экологического образования и воспитания.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Вышли в свет два номера журнала “Тульская школа”, целиком посвященные толстовской тематике и эксперименту “Школа Л.Н.Толстого” (1995. № 3; 1998, № 2).
За время существования лаборатории её сотрудниками и другими участниками эксперимента опубликовано более 130 работ.
С 1996 г. по настоящее время (февраль 2000 г.) участниками эксперимента опубликовано более 85 научных и научно-методических трудов, многие из которых посвящены проблемам непрерывного образования. Из изданного за эти годы - 6 авторских монографий, 1 учебное пособие (на япон.языке), 4 колл. монографии. Объем печатной продукции составил 175 печатных листов
УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ, СЕМИНАРАХ...
Статус конференции |
1996/97 |
1997/98 |
1998/99 |
1999/2000 |
|||||||
кол-во
|
чело-век
|
кол-во
|
чело-век
|
кол-во
|
чело-век
|
кол-во
|
человек
|
||||
МЕЖДУНАРОДНЫЕ |
4 |
48 |
5 |
84 |
1 |
11 |
2 |
12 |
|||
ВСЕРОССИЙСКИЕ |
4 |
28 |
2 |
5 |
1 |
7 |
1 |
1 |
|||
РЕГИОНАЛЬНЫЕ |
3 |
14 |
4 |
31 |
5 |
7 |
1 |
2 |
|||
ГОРОДСКИЕ, |
3 |
30 |
4 |
17 |
8 |
17 |
4 |
9 |
|||
ИТОГО: |
14 |
120 |
15 |
137 |
15 |
42 |
10 |
24 |
Одна из важных сторон научной деятельности НИЛ “Школа Л.Н.Толстого” связана с работой над кандидатскими и докторскими диссертациями.
В 1997 г. И.В.Ежов защитил канд. диссертацию по психологии.
В 1999 г. защитили кандидатские диссертации И.С.Шереметьева (по биологии) и Д.А.Романов (по русскому языку).
А.В.Шадская и Л.В.Короткова сдали все кандидатские экзамены и заканчивают работу над кандидатскими исследованиями.
О.В.Хлопенова, Т.Т.Бурлакова сдали кандидатские экзамены по философии и иностранному языку и продолжают работать над текстом диссертации.
В.Б.Ремизов, И.В.Ежов, О.Г.Вронский заканчивают работу над докторскими диссертациями.
НИЛ “Школа Л.Н.Толстого” активно сотрудничает с рядом ведущих университетов и институтов страны, организуя совместно с ними конференции и семинары, творческие дискуссии, издавая с ними коллективные монографии, учебные пособия, разрабатывая новые предметы и программы. Особо тесные контакты установились между НИЛ и кафедрой духовного наследия Л.Н.Толстого ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
(2000 - 2003 годы)
В 2000-2003 годах предполагается дальнейшая разработка и последующее внедрение программы “Восхождение по ступеням жизни”, предусматривающей развитие идей и принципов непрерывности и преемственности образования и воспитания. Создание региональной, а в дальнейшем и федеральной ассоциации “Школа Л.Н.Толстого”.
Основные направления деятельности
НИЛ по реализации проекта
“Школа Л.Н.Толстого” как модель непрерывного образования нового типа”:
- четкое определение сущности экспериментальной работы как лаборатории в целом, так и экспериментальных площадок, имеющих различный экспериментальный статус; разработка конкретных мероприятий, способствующих достижению поставленных целей;
- дальнейшая разработка методологического инструментария поиска субъектами образования своего идеала и своего места в жизни, основанного на реализации разумно-познавательных, нравственно-эстетических и волевых потребностях человека;
- выстраивание системы экологического образования и воспитания в “Школе Л.Н.Толстого”, включающей в себя развитие у учащихся научно-исследовательской деятельности, нравственно-эстетического отношения к природе и окружающим людям, целесообразный труд;
- демократизация образовательных процессов через разработку методов свободного общения, обучения и воспитания на основе принципов любви и этики ненасилия;
- повышение культуры человека в области защиты прав ребенка, педагога, родителей с опорой на самосознание собственного, чужого и национального достоинства, противостояние всему тому, что формирует в субъектах образования комплекс неполноценности;
- создание условий для дальнейшего творческого роста, повышения квалификации педагогов всех уровней образования, а также родительских университетов с целью гармонизации отношений между всеми субъектами социокультурного пространства;
- создание мониторинга, отчасти позволяющего научно обосновать суть изменений в личности ученика, педагога, родителя, происходящих в результате проведения эксперимента;
- создание банка тестов по предметам, в особенности по предметам, специально разработанным учеными лаборатории в границах эксперимента;
- проектирование деятельности педагога на основе данных диагностического анализа;
- повышение научно-методической и научно-исследовательской культуры педагога; привлечение его к участию вместе с учеными в работе по подготовке и изданию новых учебных и учебно-методических пособий;
- обобщение опыта экспериментальной работы всех ступеней непрерывного образования, актуализация и реализация в практике идеи преемственности образования;
- материально-техническое оснащение эксперимента, поиск источников его финансирования.
В области разработки концепций, программ, учебников, учебных и методических пособий -2000 - 2001 годы
1. Концепция: “Естественнонаучное образование в “Школе Л.Н. Толстого”.
2. Подготовка к изданию программ “Круг чтения” (1-8), “История развития человечества” (5-9).
3. “Школа Л.Н.Толстого”: избранные уроки учителей.
4. Подготовка к печати рукописи учебников “Святые таинства природы” (5), “Отец. Отчий дом. Отечество” (6).
5. ДОУ: дидактические материалы по новым предметам.
6. Духовное наследие Л.Н.Толстого: учебное пособие.
2002 - 2003 годы
1. Программное обеспечение дисциплин естественнонаучного цикла.
2. Издание программ “Круг чтение” (1-8), История развития человечества (5-9).
3. Подготовка информационных писем для МО РФ с изложением в них обобщенного опыта преподавания новых предметов в “Школе Л.Н.Толстого”.
4. Подготовка к печати рукописи учебников “Запечатленное слово” (7), “Я есмь, и я люблю” (8).
5. ДОУ: Методическое пособие по отслеживанию результатов работы ДОУ в условиях эксперимента.
6. Л.Н.Толстой и мудрецы мира: учебное пособие.
В области повышения квалификации педагогических кадров
- переход от коллективных к индивидуальным формам работы,
- создание благоприятных условий для развития научно-исследовательской деятельности педагога,
- привлечение талантливых специалистов в области образования и культуры к обучению в аспирантуре и докторантуре,
- активизация работы проблемных групп по предметам и авторских коллективов,
- создание проблемных курсов по предметам на коммерческой основе,
- повышение квалификации членов НИЛ “Школа Л.Н.Толстого” через институт стажировки, через защиту кандидатских и докторских диссертаций.
В области взаимодействия НИЛ и ФЭП, НИЛ и других экспериментальных площадок
- развитие информационных каналов связи с целью оперативного общения участников эксперимента,
- заключение всестороннего договора, определяющего правовые отношения между субъектами экспериментальной деятельности,
- создание научно-методического совета из числа представителей учебных заведений, участвующих в эксперименте,
- соучастие в проведении мониторингов, тестирования по предметам, в обобщении результатов деятельности педагогических коллективов, в определении степени эффективности экспериментальной работы.
В качестве перспективы развития федерального образования можно рассматривать подготовку членами лаборатории ряда информационных писем, отражающих результаты эксперимента в области преподавания таких предметов, как Круг чтения (1-9 классы), История развития человечества (5-9 классы), Природа и труд (1-9 классы), Чаша жизни (1-5 классы), Познай себя (7-8 классы), Этика жизни (9-11 классы).
На региональном уровне важен опыт лаборатории в области патриотического и гражданского воспитания, развития содержания образования для сельских и поселковых школ, опыт, связанный с разработкой аспектов краеведческого характера.
В целях привлечения к эксперименту серьезных научных ресурсов предстоит большая работа по развитию форм сотрудничества НИЛ “Школа Л.Н.Толстого” с различными учреждениями народного образования и с ведущими специалистами страны и зарубежья.
Этапы
великой жизни | Памятные толстовские места
в России | Друзья и Близкие Льва Толстого
|
Человек - Художник - Мыслитель | Толстой
и русская литература | Толстой и зарубежный
мир |
Толстой, мудрецы и мыслители | Толстой и
о Толстом: литературное обозрение |
Картотека толстоведов России и мира |
Бюро информации и заявок | Форум Диалоги
о Толстом |