![]() |
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 – 1859) – писатель, автор произведений “Буран”, “Семейная хроника”, “Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах”, “Детские годы Багрова-внука”, “Литературных и театральных воспоминаний”; критик, публицист, общественный деятель, один из основоположников славянофильства. Аксаков Иван Сергеевич (1823 – 1886) – публицист, поэт, общественный деятель, журналист-издатель. Сын С.Т.Аксакова Автор историко-литературного труда “Фёдор Иванович Тютчев” (М.,1886). Славянофил. Аксаков Константин Сергеевич (1817 – 1860) – публицист, критик, поэт, лингвист, историк. Сын С.Т.Аксакова Автор работ “Записка о внутреннем состоянии России”, “Несколько слов о русской истории…”, “Обозрение современной литературы” (1857) и др. Славянофил. К малоизученным проблемам толстоведения можно отнести вопрос о взаимоотношениях ЛьваТолстого и славянофилов и, прежде всего, Аксаковых. С С.Т.Аксаковым и К.С.Аксаковым Л.Т. познакомился в январе 1856 г. в Москве. Иван Аксаков 15 февраля того же года писал родным: “Скажите мне, пожалуйста, как поняли вы графа Толстого? Он меня очень интересует, и мне бы хотелось с ним познакомиться”. В январе 1856 г. С.Т.Аксаков сообщает М.П.Погодину: “Всякий день пребывает у меня человек десять, а сегодня вдруг сошлась дюжина. Между прочим, приезжал познакомиться со мною граф Л.Н.Толстой и завтра читает у меня свою новую пьесу из крестьянского быта и просит, кажется искренне, самых строгих замечаний”. 7 февраля 1856 г. С.Т.Аксаков в письме к И.С.Тургеневу сообщает отзыв сына Константина о Л.Т.: молодой писатель, “очень умён”, “способен понимать строгие мысли”, ценим “по задаткам”. В переписке с Тургеневым в июне 1856 г. сам К.С.Аксаков дал неоднозначную характеристику молодому Л.Т.: “Был в Москве граф Толстой, и я имел случай заметить, что Вы верно его очертили. Странный человек! Молод, что ли, он? Не установился? Иногда идет с ним разговор ладно: он слушает умно и ведет разговор разумно, а иногда вдруг упрётся, повторяет свои слова и как будто вас не понимает, Кажется, в неё нет ещё центра”. К.С.Аксаков в отличие от Тургенева не мог с юмором отнестись к “буйволообразному” упорству Л.Т. Для него отсутствие “центра” в человеке являлось свидетельством его “ненормального” развития. Столь же неоднозначно А.К.Аксаков воспринял и творчество Л.Т. Ему дорого было в произведениях писателя нравственное здоровье, обличительная правда, но чужд “микроскопический” анализ внутренней жизни человека, нарушающий меру отношений героев с изображаемым миром. Такой “анализ самого себя”, по К.С.Аксакову, эгоистичен, а при отсутствии “центра” может привести к “опасностям”. Факты свидетельствуют о весьма странном общении Л.Т. с семейством Аксаковых в 1857 г. Отзывы в его дневнике как бы противоречат его поведению. Так, в Дневнике читаем: “тупы и самолюбивы”, “славянофилы мне кажутся не только отставшими, так что потеряли смысл, но уже отставшими, что их отсталость переходит в нечестность”, у Аксаковых “взгляд слишком тесен”, “отвратительная литературная подкладка”, “гордость страшная”. Несмотря на такие оценки, Л.Т. часто бывает в гостях у Аксаковых, признаётся, что они “очень милы”, “они милостиво меня поучают”. В январе 1857 г. он присутствует в доме Аксаковых на чтении “Детских годов Багрова-внука” и называет это произведение “замечательно литературно вещью”. Вспоминая этот период жизни в 1894 г. при разговоре с В.Ф.Лазурским, Л.Т. довольно сурово отзывается об Аксаковых: “… как они самоуверенны, а, в сущности, они не оставили после себя никакого следа. Литературная известность отца раздута; у него было лишь среднее дарование. Константин из них был самым интересным. Иван был талантливее, но Константин был чистая, благородная натура. Он сорока лет умер девственником, а когда руку подаёт, как Тургенев выражался, словно “дверью защенит”. В последние годы жизни Л.Т. часто вспоминал многих славянофилов, с которыми ему пришлось встретиться в молодости. “Яснополянские записки” Д.П.Маковицкого сохранили ряд воспоминаний и отзывов Л.Т. о самом течении и его представителях: “В славянофильстве – гегельянство, философское оправдание существующего; но славянофильство – самобытное, русское, система последовательная, выработанная, не принимает западных теорий, а главное в нём преклонение перед народом. […] Я знал всех выдающихся славянофилов, из них особенно высоко ставил Юрия Самарина, Хомякова, Аксаковых”. Составители: Ремизов В.Б., Кузина Светлана, студ. ф-та русской филологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого |
![]() |