Дистанционное обучение

 

Способ получения образования, при котором обмен информацией и об­ратная связь между обучающими и обучающимися осуществляются с использованием компьютерных сетей, называют дистанционным обучением. дистанционное обучение
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающихся. При этом они могут обучаться в любом удобном для себя месте (при условии, что оно оборудовано соответствующими техническими средствами), по индивидуальному расписанию, с возможностью контактов с обучающим по электронной и обычной почте, телефону, а также очно. Дистанционное обучение создает условия свобод­ного выбора обучающимися образовательных программ и предполагает наличие возможности подтверждения ими определенного образовательного ценза.  

Система дистанционного обучения строится на принципах:

-  активности обучающихся в познавательной деятельности;

-  систематичности применения получаемых знаний для решения конкрет­ных практических задач;

-регулярного взаимодействия обучающихся с обучающими, а также друг с другом;

-  модульности построения учебного материала;

-  систематичности контроля успешности обучения.

принципы дистанционного обучения
Различают два вида технологий дистанционного обучения: кейс-технология и Интернет-технология.

Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, после сдачи пред­варительных тестов и составления индивидуального плана, каждый обучаю­щийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литерату­ры, набор мультимедиа-энциклопедий и обучающих программ на CD-ROM, аудио- и видеокассетах, а также рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.

Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по те­лефону, факсу или электронной почте. По этим же каналам в учебный центр отправляются результаты тестирования и выполнения практических заданий.

Два-три раза в неделю, обучающиеся по однотипным программам, собираются вместе для участия в семинарах, групповых занятиях или рубежного контроля. По окончании обучения лица, успешно сдавшие выпускные экзамены и защитившие выпускные квалификационные работы, получают соответствующие документы об образовании.

кейс-технология

Интернет-технология предполагает, что обеспечение обучающихся учебными и учебно-методическими материалами, связь между обучающимися и обучающими, а также управление обучением осуществляются с использованием современных телекоммуникационных систем и прежде всего глобальной компьютерной сети Интернет.

Техническое обеспечение системы дистанционного обучения предназна­чено для решения следующих задач:

1)       создание единой информационной среды и ее функционирование,

2)   поддержка интерактивности системы,

3)   доступ пользователей системы к ее ресурсам,

4)       ограничение доступа к конфиденциальной информации.

В работе систем дистанционного обучения наиболее широко используются следующие ресурсы Интернет:

-  World Wide Web, или WWW - всемирная паутина;

-  E-mail - система передачи электронной почты;

- ICQ и IRC - средства общения в режиме реального времени;       
                
-
News-система телеконференций.                                           
Взаимодействие обучающихся с системой сводится к изучению материала, представленного на
WWW- сервере, поиску необходимой информации на серверах и порталах Интернет, сдаче тестов в режиме on-line. Поддержка и консультирование обучающихся специалистами осуществляется по электронной почте или средствами общения в режиме реального времени. Входящие в состав системы дистанционного обучения базы данных обеспечивают предоставление обучающимся и другим пользователям системы учебного материала, сбор и анализ статистической информации об успешности обучения каждого из обучающихся, уровне усвоения ими тех или иных разделов, качестве учебно-методических материалов, используемых в системе.

Интерент-технология

При создании организационно-управленческого обеспечения системы дистанционного обучения учитывают, что с ней взаимодействуют следующие лица:

1) организаторы обучения,

2)авторы курсов,

3)обучающиеся,

4)кураторы (тьюторы),

5)преподаватели-консультанты,

6)технические специалисты,

7)другие пользователи сети.

 

Организаторы обучения (менеджеры) решают самый широкий круг за­дач: от общего руководства проектом до подбора авторов курсов, преподавателей, технических специалистов и координации их работы.

 

Авторы курсов разрабатывают учебно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения: создают электронные учебники, компьютерные обучающие и моделирующие программы, наполняют базы данных и базы знаний, составляют путеводители по Интернет, проектируют компьютерные аудио- и видеоматериалы, создают и встраивают в учебный курс средства контроля учебного процесса и т.п. Авторы курсов проводят работу по обновлению и исправлению учебно-методического обеспечения постоянно, так как в процессе эксплуатации системы естественно обнаруживаются неточности или ошибки в изложении учебного материала, находятся пути его совершенствования.

 

Обучающиеся, очевидно, являются главными пользователями системы дистанционного обучения. Они, работая индивидуально или в составе учебной группы, изучают соответствующие учебные материалы, овладевают соответствующими знаниями, умениями, навыками.

 

Непосредственно с обучающимися работают кураторы, или тьюторы. Так называют преподавателей, которые руководят действиями обучающихся. Кураторы осуществляют первичное консультирование своих подопечных, осуществляют текущий контроль знаний, определяют темы и разделы учебного материала, на которые тому или иному обучающемуся следует обратить особое внимание, принимают решения о переходах обучающихся от одного этапа обучения к другому.

 

Кураторы, в случае необходимости, выступают в качестве посредников между обучающимися и преподавателями-консультантами. Последние осуществляют помощь обучающимся по конкретным вопросам изучаемых дисциплин.

 

Работоспособность системы поддерживают технические специалисты. Они в случае необходимости они консультируют пользователей системы по техническим вопросам.

 

Под другими пользователями сети, которых также следует считать пользователями системы дистанционного обучения, понимаются лица, с которыми устанавливают контакты обучающиеся, осуществляя поиск нужной им информации в открытых ресурсах Интернет.

 

Принципиально важным для дистанционного обучения является модульность структуры учебного материала. Модульность означает, что весь учебный материал делится на небольшие, но логически связанные модули (блоки). Переход от одного модуля к другому осуществляется на основании рубежного контроля знаний. Предполагается, что переход к следующему модулю без успешно сданных испытаний по предыдущему модулю невозможен.

Модульная структура учебного материала обеспечивает индивидуализацию обучения и позволяет гибко управлять учебным процессом. Для этого в него включаются тесты для самоконтроля, творческие задания, обращения к ранее изученному материалу и т.п. Использование совокупности подобных методических приемов обеспечивает наличие двунаправленного информационного потока между обучающимся и системой дистанционного обучения. Такое свойство систем дистанционного обучения называют интерактивностью.

Обучающиеся могут объединяться в виртуальные учебные группы. Управление такими группами осуществляют также кураторы. Одной из форм инфор­мационного взаимодействия куратора с виртуальной учебной группой может быть проведение телеконференций или телесеминаров в режиме on-line.

Основной особенностью дистанционного обучения является равенство возможностей всех обучающихся в получении и использовании образования на всех этапах жизненного пути независимо от социального положения и избранного на данный момент вида деятельности. К другим особенностям дистанционного обучения относятся: независимость от расстояний, индивидуализация, модульность структуры учебного материала, необходимость тщательного планирования и систематического управления, интерактивность, особый характер мотивации обучающихся.

модульность обучения

 

 

 

интерактивность обучения