Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра отечественной истории
Родович Ю.В.

 e-mail:
  tgpu@tula.net
История новейшего времени стран Европы и Америки. Часть II
        

глава 1 | глава 3 | глава 4 | глава 5 | глава 6 | глава 7

 

1. Итоги войны для США. "Справедливый курс" Трумэна. Начало "холодной войны".

2. Внутренняя и внешняя политика администрации Эйзенхауэра. "Новый республиканизм".

3. Влияние НТР на развитие США в конце 50-х - 60-е гг.. Программы "новых рубежей" Джона Кеннеди и "справедливого общества" Л. Джонсона. Внешняя политика США в 60-е гг..

4. Президентства Р. Никсона и Дж. Форда. Изменения во внешней политике США.

5.Особенности внешней политики Дж. Картера.

6. Социально-экономическая ситуация в США в начале 80-х. Теория и практика неоконсерватизма. Администрации Р. Рейгана и Дж. Буша.

7. США на рубеже веков. Курс на перемены в США при Б. Клинтоне. Возвращение к власти республиканцев во главе с Дж. Бушем-младшим.






США после Второй мировой войны

1. Итоги войны для США. "Справедливый курс" Трумэна. Начало "холодной войны".

Вторая мировая война завершила процесс превращения США в финансово-экономического и военно-политического лидера капиталистического мира. Удельный вес США в промышленном производстве Запада в 1948 г. составил 55%. Экономическое первенство, военная мощь, монополия на ядерное оружие обусловили претензии на мировое лидерство.
С окончанием войны возникла проблема реконверсии. Новый курс в части государственного регулирования экономики остался в силе, не теряя другую черту - либерально-социальное реформаторство. Президент-демократ Трумэн в сентябре 1945 г. выступил с программой "справедливого курса": за законы о полной занятости, увеличении минимума зарплаты, расширении системы соцобеспечения, ограничении расовой дискриминации и др. в феврале 1946 г. принят закон о занятости. Завоевание республиканцами большинства в Сенате во многом обусловило ревизию либерального трудового законодательства, торпедирование программы пресечения инфляции. В 1946 г. развертывается массовое забастовочное движение (4,6 млн. бастующих). Ответом законодателей стал закон Тафта-Хартли (июнь 1947 г.). Он отверг в трудовых отношениях пункт о "закрытом цехе" и урезал право рабочих на стачки, вводил жестокий контроль за деятельностью профсоюзов. В марте 1947 г. Трумэн издал приказ о проверке лояльности госслужащих.
Во время президентских выборов 1948 г., либеральная платформа демократов оказалась более приемлемой, чем платформа республиканцев. Трумэн одержал победу на выборах. Были выделены средства на строительство 800000 квартир для бедняков. Увеличены пенсии и расширено на 10 млн. человек круг лиц, получающих социальные пособия
В конце 40-х - начале 50-х гг. наблюдается разгул маккартизма - реакционного политического течения, пропагандирующего борьбу с "коммунистической угрозой" и шпиономанию. В сентябре 1950 г. был принят закон Маккарена "О внутренней безопасности": создано управление по контролю за подрывной (коммунистической" деятельностью. Члены КП США должны были зарегистрироваться в качестве агентов иностранной державы, начался судебный процесс над супругами Розенбергами, обвинёнными в "атомном шпионаже".
Реализация курса на "мир по-американски" наталкивалась на сопротивление СССР. Отсюда появление "длинной телеграммы" Джона Кеннана в 1946 г., обосновавшей курс на "сдерживание коммунизма".
12 марта 1947 г., выдвинута "доктрина Трумэна" - курс на вмешательство США в дела других стран для защиты от "угрозы коммунизма" (первоначально - помощь Греции и Турции).
В июне 1947 г., обнародован план Маршалла. Цель плана - помощь в восстановлении экономики Западной Европы, укрепления устоев капитализма, утверждение политической гегемонии США.
Началось создание военных блоков:
- сентябрь 1957 г. - подписан межамериканский договор о взаимной безопасности (пакт Рио-де-Жанейро);
- апрель 1949 г. - создание блока НАТО;
- 1951 г. - АНЗЮС.
В числе первых актов "холодной войны" был берлинский кризис 1948 г., стимулирующий раскол Германии и Корейская война 1950 - 1953 гг.. Требования применить атомное оружие в Корее (Д. Макартур) было отвергнуто Г. Трумэном.

2. Внутренняя и внешняя политика администрации Эйзенхауэра. "Новый республиканизм".

Антикоммунистическая истерия, обвинения администрации в потворстве коммунистической агрессии, неудачи в войне в Корее обусловили победу республиканцев на выборах 1952 г..
Администрация Д. Эйзенхауэра ограничила государственной вмешательство в экономику: в 1953 г. отменён контроль над ценами и зарплатой, ликвидирована реконструктивная финансовая корпорация. Сокращены налоги на корпорации и личные доходы.
В дальнейшем развернулось широкое дорожное и жилищное строительство. Был даже расширен аппарат социальной помощи. В 1953 г. создано Министерство здравоохранения, образования и социального вспомоществования. Системой социального страхования было охвачено ещё 10 млн. человек. Введено страхование по инвалидности. Минимальная зарплата возросла с 75 центов до 1 доллара. В 1958 г., в условиях очередного кризиса (кризисы происходили в 1948 - 49, 1953 - 54, 1957 - 58, 1960 - 61 г.х) продлён срок выплаты пособий ряду категорий безработных.
Итак, республиканцы усвоили идею государственного вмешательства в экономику и социальную сферу ("новый республиканизм"). С середины 50-х гг. складывается консенсус между ведущими партиями США по вопросам взаимоотношений, бизнеса, труда и государственной власти.
В августе 1954 г. представители обеих партий в Конгрессе приняли закон "О контроле за коммунистами", в 1959 г. закон Лендрема-Гриффина, усиливший вмешательство властей в дела профсоюзов. Выступления демократической общественности, профсоюзов, обвинения Дж. Маккарти правительство Эйзенхауэра в потворстве коммунистам, привело к осуждению маккартизма и лишению Маккарти поста сенатора. В 1955 г. происходит слияние профцентров АФТ и КПП.
Во внешней политике наблюдается отход от даллесовских "доктрин освобождения" и массированного возмездия. Предпринимаются попытки наладить контакты с послесталинским руководством, о чём свидетельствовала речь Эйзенхауэра "Шанс для мира" (апрель1953 г.), участие президента в Женевской встрече в верхах (июль 1955 г.), встреча с Н. С. Хрущёвым (сентябрь 1959 г.), подписание соглашения с СССР о регулярных обменах в области науки, культуры и образования. В то же время США вовлекли ФРГ на НАТО (1959 г.). Были созданы новые военные блоки :СЕАТО, багдадский пакт (далее СЕНТО). Сохранилась приверженность постулатам "глобальной ответственности" США. "Доктрина Эйзенхауэра" (1957 г.) означала стремление США "заполнить вакуум" на Ближнем Востоке, образовавшемся после провала агрессии Англии, Франции и Израиля против Египта.
В 1959 г. США совершили вторжение в Ливан. Протесты СССР, мировой общественности вынудили вывести американские войска.
В мае 1960 г. из-за инцидента с самолётом U2, сбитого над территорией СССР, была сорвана встреча в верхах в Париже.

3. Влияние НТР на развитие США в конце 50-х - 60-е гг.. Программы "новых рубежей" Джона Кеннеди и "справедливого общества" Л. Джонсона. Внешняя политика США в 60-е гг..

На американское общество в конце 50-х и в 60-е гг. оказало огромное влияние НТР. Её проявлениями стали автоматизация производства и применение ЭВМ. Изменилась социальная структура: удельный вес наёмных работников среди занятого населения вырос с 1950 г. по 1970 г. с 80 - 90 %. Возрос удельный вес НТР, "белых воротничков". Повысился уровень квалификации рабочих.
В политике наблюдается переход от "антикризисных" и "антициклических" мер к политике систематического стимулирования темпов экономического роста.
В условиях кризиса экономики (1960-61 гг.) правительство Эйзенхауэра подверглось критике за недостаточность мер по борьбе с этим кризисом, мер борьбы против расовой дискриминации, и за так называемое "военное отставание" от СССР.
На президентских выборах 1960 г. победу над кандидатом республиканцев Никсоном одержал демократ Дж Кеннеди. Демократическая партия сохранила большинство в обеих палатах конгресса.
Администрация Кеннеди встала перед необходимостью проведения антикризисных мер. В основу "политики новых рубежей" была положена кейсианская идея использования дефицита госбюджета для стимулирования потребительского спроса, как средства поддержания стабильных темпов роста экономики (менее 5 % в г.).
В 1961 - 1962 гг. были увеличены государственные расходы в проведении мер в социальной области. Минимум почасовой зарплаты был увеличен до 1,25 доллара. Принята программа строительства дешевого жилья, выделены средства дешевого жилья, выделены средства на помощь районам хронической депрессии. В 1962 г. поставлена задача подготовки и переквалификации за счет государства рабочей силы.
Весной 1962 г. конфликт Кеннеди с К? "ЮС стил" закончился вынужденным отказом компании от объявленного ею повышения цен на сталь.
Курс администрации на увеличение федеральных расходов сменился ориентацией на налоговые льготы крупному бизнесу для поощрения частных инвестиций (закон 1962 г. о 7 % налоговой скидке на новые капиталовложения). В итоге был достигнут прирост промышленной продукции 5,6 % в год..
Предпринимались попытки провести через конгресс законопроект о гражданских правах негров.
Недовольство реакционных сил внутренней и внешней политикой администрации привело к заговору с целью убийства Дж. Кеннеди в городе Далласе (Техас) 22 ноября 1963 г., хотя комиссия Уоррена сделала вывод об "убийце-одиночке" Ли Харви Освальде.
Вступивший на пост главы Белого дома вице-президент Л. Джонсон провел через конгресс закон о гражданских правах негров. Была снижена ставка подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Весной 1964 г. Л. Джонсон объявил о программе "великого общества". Цель - искоренение бедности. Это был новый этап в политике либерального реформаторства.
В 1964 г. был принят закон об экономических возможностях (о помощи группам населения с низкими доходами).
В 1965 г. введено медицинское страхование для пенсионеров, минимум зарплаты увеличился до 1,6 доллара в час.
В 1964 г. принят закон о запрещении дискриминации при найме на работу и в общественных местах. В 1965 г. - закон о защите избирательных прав негров, в 1968 г. - закон о запрете расовой дискриминации при продаже и сдаче в аренду жилищ.
Но эти меры были неадекватны глубине проблем, стоявших перед США. Программа "великого общества" была смята войной во Вьетнаме, потребовавшей огромных средств (25 - 30 млрд. долларов ежегодно).
Во внешней политике США столкнулись с рядом сложных проблем. Вырос экономический и военный потенциал СССР. Усилилась конкуренция США со стороны ЕЭС и Японии. Политика Америки была скована "льдами" холодной войны.
На вооружение была взята доктрина "гибкого реагирования".
Усилилась гонка вооружений. В отношении стран "третьего мира" была провозглашена стратегия "перехвата" - недопущения социализма. Отсюда - программа "Союз ради прогресса" (март 1961 г.), создание "корпуса мира". В то же время США в апреле 1961 г. организовали вторжение наемников на Кубу.
В октябре 1962 г. возник Карибский кризис. Лишь взаимная сдержанность лидеров США и СССР позволила избежать ядерной войны.
Осмысление Карибского кризиса привело к изменениям во внешней политике. Дж. Кеннеди 10 июня 1963 г. заявил, что война не является неизбежностью. 5 августа 1963 г. в Москве был подписан договор США, Англии и СССР о запрещении испытаний ядерного оружия в 3-х средах. Осенью 1963 г. Кеннеди санкционировал продажу зерна СССР.
Продолжая реалистическую линию, администрация Л. Джонсона в 1968 г. подписало Договор о нераспространении ядерного оружия.
Однако использовались и военные методы: интервенция против Доминиканской республики.
На Ближнем Востоке США поддерживали Израиль, что позволило ему выиграть "6-дневную войну" в июне 1967 г.
После провокации в Тонкинском заливе летом 1964 г. (обвинение ДРВ в обстреле эсминца США "Мэддокс") Белый дом добился от конгресса полномочий об использовании вооруженных сил в Юго-Восточной Азии. С 1965 г. начались массированные бомбардировки ДРВ, на юг Вьетнама направлены крупные воинские соединения. Через 3 г. в Южном Вьетнаме было 550 тыс. солдат и офицеров. Символом агрессии во Вьетнаме стала сожженная деревушка Сонгми.
В стране развернулось движение социального протеста. Главная идея ультрарадикалов - тезис о перерождении и обуржуазивании пролетариата и об "аутсайдерах" как главной силе ниспровержения существующего строя. С 1965 г. развертывается борьба против интервенции о Вьетнаме. В 1967 - 1969 гг. в этой борьбе активно участвовали студенты, женщины, представители интеллигенции, частично - рабочего класса.
Так как реальное положение негров почти не изменилось, начинается новый этап борьбы негритянского населения, отличающийся ожесточенностью. В 1966 г. создается организация "Черные пантеры". В 1967 - 1968 гг. наблюдаются расовые волнения. В апреле 1968 г. в Мемфисе (Теннесси) был убит негритянский священник Мартин Лютер Кинг.
Во время предвыборной кампании 1968 г. был убит один из кандидатов от демократической партии сенатор Р. Кеннеди. Его сменил в предвыборном марафоне Г. Хэмфри, не предложивший ничего, что расходилось бы с курсом Джонсона.

4. Президентства Р. Никсона и Дж. Форда. Изменения во внешней политике США.

Республиканцы одержали победу на выборах. Президентом стал Р. Никсон, выступивший под лозунгом защиты "закона и порядка". Демократы сохранили большинство в палатах конгресса.
В 1969 - 1970 гг. наблюдается спад производства. Затем последовало оживление. В 1974 - 1975 гг. - новый экономический кризис, совпавший с энергетическим. Появляется феномен стагфляции.
В то же время начинается новый этап НТР (компьютерная революция, генная инженерия, биотехнология, создание альтернативных материалов и т.д.)
Администрация Никсона повела борьбу с инфляцией - через создание бездефицитного бюджета. В 1969 - 1970 гг. она отказалась от увеличения ассигнований на стимулирование занятости, на прямую помощь малоимущим, на здравоохранение, образование, реконструкцию городов и пригородных зон.
С августа 1971 г. по май 1974 г. проводилась "новая экономическая политика" - стимулирование роста экономики и борьба с инфляцией с помощью регулирования цен и зарплаты. Это означало ревизию социально-экономических постулатов республиканцев, под флагом защиты которых Никсон пришел к власти.
Осенью 1973 г. принята энергетическая программа (помощь бизнесу в освоении угольных бассейнов в Аппалачах, развитии нефтедобычи на Аляске и др.).
Были повышены пенсии по старости, увеличилось количество получающих пособия по безработице. В 1972 г. была демократизирована система приема в вузы, вводились элементы студенческого самоуправления. 26-я поправка к Конституции снизила избирательный возраст до 18 лет.
Президентская избирательная кампания 1972 г., однако, стала отправной вехой политического кризиса. При попытке взлома и установления подслушивающей аппаратуры в штаб-квартире демократов в отеле "Уотергейт" было арестовано несколько лиц, связанных с администрацией Р. Никсона. "Уотергейт" вскрыл негативные последствия концентрации власти в руках президента, отразил коррупцию в высших эшелонах власти. Под угрозой импчимента Р. Никсон ушел в отставку (8 августа 1974 г.).
Главой Белого дома стал вице-президент Дж. Форд.
Во второй половине 1974 г. новая администрация заявила об экономии госсредств за счет отказа от увеличения ассигнований на социальные нужды. Ею были продолжены мероприятия предыдущего правительства в сфере энергетики. Реальные потребности вынудили повысить размеры пенсий по старости, пособий по инвалидности и в связи с потерей кормильца. В 1975 г. было предусмотрено автоматическое повышение пенсий и пособий в зависимости от роста стоимости жизни. Программой страхования по безработице было охвачено на 4,8 млн. человек больше, чем в конце 60-х гг. Срок выплаты пособий по безработице мог сверх 26 недель быть продлен еще на 13 недель. В условиях экономического спада этот срок составил 39 недель. Программой продовольственных талонов было охвачено около 19 млн. человек. В целом 1/7 американцев было охвачено программами социальной помощи. Минимальная зарплата увеличилась до 2,3 долларов в час. Республиканская администрация, таким образом, восприняла неокейнсианские идеи как антикризисную меру.
Во внешней политике наиболее острой проблемой была война во Вьетнаме. "Вьетнамизация войны" с июля 1969 г. (попытка переложить тяжесть войны на "азиатов") уступила место военно-силовым методам (вторжение в Камбоджу в 1970 г. и в Лаос в 1971 г., возобновление бомбардировок ДРВ в канун 1972 г.).Однако борьба вьетнамского народа , помощь ДРВ со стороны СССР, международный протест против агрессии привели к подписанию 27 января 1973 г. Парижского соглашенияыйй о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.
Укрепление позиций Западной Европы, Японии в мире побудили лидеров США сделать акцент на "атлантической солидарности". США приняли участие в СБСЕ. 1 августа 1975 г. Дж. Форд подписал Заключительный акт Хельсинки.
Наметились позитивные сдвиги в отношениях с СССР. В ходе между СССР и США", зафиксировавшие принцип мирного сосуществования визита Р.Никсона в СССР в мае 1972 г. было подписано 10 документов, в т.ч. "Основы взаимоотношений, договор ОСВ-1, договор по ПРО. В ходе второй встречи Р. Никсона с Л.И. Брежневым - 10 документов, в т.ч. соглашение о предотвращении ядерной войны (22 июня 1973 г.). во время третьей встречи в Москве (июль 1974 г.) был подписан договор об ограничении подземных ядерных испытаний и протокол к договору по ПРО, сокративший число противоракет с каждой стороны с 200 до 100. Объем торговли США с СССР в 1972 - 1973 гг. возрос в 7,5 раз и составил 1,5 млрд. долларов. На постоянной основе развивались научные, культурные и иные связи. Символом сотрудничества в освоении космоса стал совместный эксперимент "Союз - Аполлон" (1975 г.)
Дальнейшее развитие отношений США - СССР осложнилось конфронтационным подходом обеих держав ко многим международным вопросам. Конгресс, приняв поправку Джэксона - Вэника, обусловил предоставление СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле снятием ограничений на выезд из Советского Союза. Это помешало практическому урегулированию проблемы ленд-лиза. Дж. Форд отказался от термина "детант" - "разрядка".

5. Особенности внешней политики Дж. Картера.

"Кризис доверия" американцев институтам государственной власти, особенно в связи с "Уотергейтом", создал почву для антиэтатистских взглядов. Получили распространение "теория предложения" А. Лаффера, Р. Ригана и теория монетаризма М. Фридмена, К. Бруннера. В этой ситуации избиратели отдали предпочтение демократам на президентских выбрах 1976 г.
Администрация Дж. Картера в 1977 г. - первой половине 1978 г. шла по пути неолиберализма: увеличен минимум зарплаты до 3,35 долларов в час. Продовольственной программой было охвачено около 25 млн. американцев; в 1978 г. принят закон о "полной занятости и сбалансированном росте", создано министерство энергетики, реформированы федеральные органы, ведающие социальными вопросами. С октября 1978 г. начинается другой этап - борьбы с инфляцией с помощью мер в духе неоконсерватизма. При заключении коллективных договоров профсоюзам был продиктован потолок повышения зарплаты, бизнесу рекомендовано ограничить рост цен. Для борьбы с дефицитом госбюджета был взят курс на относительное сокращение доли социальных расходов. В 1979 г. создан президентский совет по урегулированию и сняты ограничения в большинстве индустриальных отраслей на увеличение цен, отменен максимум цен на нефтепродукты и газ. Нефтяные компании получили налоговые скидки. В 1980 - 1982 г. США переживают новый экономический кризис.
Значительные колебания наблюдались и во внешнеполитическом курсе. С одной стороны, были осуществлены некоторые реалистические шаги. В 1977 - 1978 гг. подписаны договоры о новом статусе Панамского канала. В июне 1979 г. в Вене с СССР был заключен договор ОСВ - 2.
В то же время администрация Картера шла на увеличение военных расходов. Под давлением США было принято решение НАТО (декабрь 1979 г.) о размещении новых ракет средней дальности в Западной Европе.
На Ближнем Востоке США стали инициатором кэмп-дэвидского урегулирования Израиль - Египет (1978 - 1979 гг.). Эскалация враждебных действий США в отношении Ирана, где был свергнут шахский режим, создание сил "быстрого реагирования", ухудшение советско-американских отношений в связи с вводом советских войск в Афганистан в конце 1979 г. осложнили международную обстановку.
В январе 1980 г. Картер заявил о том, что не будет добиваться ратификации договора ОСВ - 2, о бойкоте московской олимпиады, о свертывании контактов в научной и культурной сферах с СССР, о запрете фермерам США продавать СССР зерно. Летом 1980 г. последовала директива № 59 об "ограниченной ядерной войне", означавшая отход от соглашения от 22 июня 1973 г.

6. Социально-экономическая ситуация в США в начале 80-х. Теория и практика неоконсерватизма. Администрации Р. Рейгана и Дж. Буша.

Критикуя справа противоречивую деятельность администрации Картера, используя рост антиэтатизма, республиканцы смогли одержать победу на президентских выборах 1980 г. Экономической теорией и практикой администрации Р. Рейгана стала "рейганомика", осуществлявшаяся в духе неоконсерватизма, монетаризма. Бюджетная практика была переориентирована на сбалансированность доходов и расходов. В 1981 г. была проведена налоговая реформа: налоги были сокращены более чем на 20 %; прогрессивная шкала налогов заменялась пропорциональной. Отменено более 100 законов и иных юридических актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность. Были сокращены другие регулирующие функции правительства: отказ от контроля цен на нефть и другие энергоносители.
В области социальной политики сокращались государственные расходы на большинство программ вспомоществования. Однако военные расходы возросли почти до 300 млрд. долларов. Согласно концепции "нового федерализма" социальные проблемы было решено передать из центра на уровень штатов.
Поводилась жесткая антипрофсоюзная политика. В 1981 г. был распущен профсоюз забастовавших авиадиспетчеров. Уровень стачечной борьбы сократился по сравнению с предыдущим 10-летием более чем в 3 раза.
Р. Рейган, в основном, добился разрушения "рузвельтовской коалиции" и поддержки своего курса "средним классом".
Но сопротивление курсу на отказ от государственного регулирования экономики и социальной сферы, рост дефицита госбюджета в связи с увеличением военных расходов, рост государственного долга вынудили внести изменения в налогово-бюджетную политику. С 1983 г. были повышены налоги, увеличились отчисления из федерального центра на социальные нужды. После победы на выборах 1984 г. Рейган решил урезать заявку Пентагона на военные нужды.
Итогом социально-экономической политики стало снижение уровня инфляции с 10,4 % в 1981 г. до 4 % во 2-й половине 80-х гг. США вышли из экономического кризиса. Во второй половине 80-х гг. продолжался экономический подъем. Число безработных, достигшее в 1983 г. 10,7 млн. человек, сократилось к 1988 г. до 7 - 8 млн. Однако сократилось число потерявших работу лиц, получавших федеральную помощь с 75 % в 1975 г. до 45 % в 1982 г. Число получателей продовольственных талонов уменьшилось на 700 тыс.
Администрация вынуждена была считаться с мнением демократов, которые в 1986 г. отвоевали большинство в Сенате и сохранили большинство в палате представителей.
В первой половине 80-х гг. во внешней политике преобладал курс на конфронтацию с СССР, миром социализма. В 1982 г. Р. Рейган провозгласил "крестовый поход против коммунизма" и обещал оставить его на "пепелище истории". В 1983 г. начались лабораторно-экспериментальные работы по программе стратегической оборонной инициативы (СОИ), означавшие угрозу перенесения гонки вооружений в космос. Осенью 1983 г. началось размещение ракет средней дальности в Западной Европе, что вызывало ответные меры СССР.
Основными вехами силовой политики США в отношении стран "третьего мира" стали вторжение на Гренаду (октябрь 1983 г.), обстрел ливанского побережья (осень 1983 г.). под лозунгом защиты демократии осуществлялся экспорт американского идеала (программа "демократии и публичной дипломатии"). Весной 1986 г. самолеты США бомбардировали Ливию. Скандальную известность получила сделка с Ираном (продажа ему оружия с передачей части вырученных средств никарагуанским "контрас") - "Ирангейт". Престиж Р. Рейгана был подорван.
"Перестройка" в СССР способствовала нормализации отношений между США и Советским Союзом. Серия встреч Р. Рейгана с М.С. Горбачевым оказала воздействие на международную обстановку:
- встреча в Женеве (ноябрь 1985 г.) способствовала восстановлению диалога двух стран и возврату к идее предотвращения ядерной войны;
- встреча в Рейкьявике (октябрь 1986 г.), хотя и не окончившаяся подписанием официальных документов, способствовала поиску путей к сокращению ядерных арсеналов;
- встреча в США (декабрь 1987 г.) привела к заключению Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности;
- встреча в Москве (лето 1988 г.) закрепила поворот в двусторонних отношениях.
Это отразилось на решении некоторых региональных проблем: в 1988 г. были подписаны документы по афганскому урегулированию.
Во время избирательной кампании 1988 г. большинство населения поддержало выступление республиканцев против ускоренного роста расходов на социальные нужды, против роста госаппарата, за сохранение низкого уровня налогообложения. После победы на выборах республиканской партии пост главы Белого дома занял вице-премьер Дж. Буш. Но контроль над конгрессом сохранили демократы. Электорат, продлив мандат на президентство консервативных этатистов, уравновесил их последователями либерализма. Администрация Дж. Буша (1989 - 1993 гг.) проводила умеренный консервативно-этатистский курс. Бюджет на 1989 - 1990 финансовый г. был выполнен в тех же канонах, что и бюджеты в 1986 - 1988 гг. Но уже в бюджете на 1990 - 1991 финансовый г. предусматривалось повышение налогов на доходы свыше 100 тыс. долларов.
Была существенно повышена почасовая минимальная зарплата - с 3,35 до 4,25 долларов (1990 г.).
Летом 1989 г. начался пересмотр законодательства в сфере охраны окружающей среды. Органы окружающей власти активно регулировали предпринимательскую деятельность в этой области. Была поставлена задача сокращения разрыва в уровне образования учащихся в разных штатах. Усилилась борьба с наркоманией и организованной преступностью. Была запрещена продажа ранее осужденным.
Что касается проблемы прав афроамериканцев, то их представителей стали выдвигать на ответственные посты: председателем Комитета начальников штабов стал К. Пауэлл, мэром Нью-Йорка - Д. Динкинс, губернатором штата Вирджиния Д. Уайлдер.
К оценке тенденций международного развития новая администрация пришла не сразу: несколько месяцев изучала эти тенденции. Но это удержало ее от опрометчивых шагов. В ноябре 1989 г. встреча на Мальте Дж. Буша и М.С. Горбачева ознаменовала переход от диалога к сотрудничеству, в т.ч. в новых сферах: борьба с международным терроризмом, наркомафией и др. Сотрудничество проявилось в урегулировании проблемы Намибии (1990 г.). В ноябре 1990 г. после перевыборов по сокращению обычных вооружений был подписан крупномасштабный документ. США и СССР достигли взаимопонимания и в отношении ситуации в Персидском заливе, вызванной вторжением Ирака в Кувейт (август 1990 г.). США и другие Западные страны осуществили операцию в отношении Ирака "Буря в пустыне".
В июле 1991 г. был подписан договор СНВ-1, значительно сокративший стратегические наступательные вооружения.
После событий августа 1991 г. в России и распада СССР Дж. Буш поддержал курс, взятый Б.Н.Ельциным на реформы в России. Было решено закрыть 400 военных баз. В то же время США угрожали России экономическими санкциями за поставки ракетных технологий в Индию.
Избирательная кампания 1992 г. проходила на фоне некоторого экономического спада, роста дефицита торгового баланса, укрепления позиций конкурентов США на мировых рынках. ВВП Японии составлял 60 % от американского. Опросы общественного мнения показывали: большинство считало, что президент-демократ лучше справится с экономическими проблемами, чем президент-республиканец. Кандидат от демократов Б. Клинтон заявлял, что Америке нужны перемены.
Он предложил расширить занятость населения путем развития инфраструктуры, обещал снизить налоги, перестроить систему социальной помощи неимущим, выступил за всеобщее образование и медицинское обслуживание. Придя к власти, он пошел на сокращение ассигнований на ряд социальных программ, сократил на четверть госаппарат. В начале 1993 г. он обнародовал "новый курс" - экономическую программу, которую консервативный комментатор Бьюкенен охарактеризовал как крупнейший в истории США одноразовый грабеж правительство богатств и доходов американцев. Но Клинтону первоначально не удалось добиться через конгресс (сенат) выделения средств на стимулирование экономики и создание новых рабочих мест. Были лишь одобрены расходы на выплаты пособий по безработице. Клинтон пошел на увеличение краткосрочных процентных ставок, одобрил в феврале 1994 г. монетарное ужесточение.
В ноябре 1996 г. состоялись очередные президентские выборы. Президент заявил о появлении 10,5 млн. рабочих мест. С учетом инфляции средний доход американской семьи вырос на 1600 долларов в г.. Средние темпы развития экономики составили в 1993 г. 3,1 %, в 1994 г. - 4,1 %, в 1995 г. - 3,2 %.
Б. Клинтон был избран на очередной срок. Но в ноябре 1994 г. республиканцы завоевали большинство в палате представителей. 2/3 губернаторов штатов - республиканцы. Это осложняло деятельность администрации Клинтона.
В послании к конгрессу из 10 пунктов Клинтон обратил внимание на развитие образования.
К середине 90-х гг. проблема афроамериканцев еще напоминала о себе. Хотя представителям расовых и национальных меньшинств стало легче получить образование и работу, чем 30 лет назад, среди них меньше образованных, чем среди белых, их работа хуже оплачивается. И лишь к концу 90-х гг. активнее пошел процесс переселения черного населения в южные штаты - показатель того, что по-видимому острота расовой проблемы стала снижаться.
2000 г. был последним годом пребывания Б. Клинтона у власти. Его администрация добилась впечатляющих успехов в ряде внутренних и международных проблем.
В течение 7 лет ежегодный прирост ВВП составил более 3 %, выше чем в других развитых странах. Инфляция упала до менее 2 % в г.. На долю США приходилось 4 % населения, но 22 % мирового дохода. Это обеспечило американцам один из самых высоких в мире уровней жизни - на 27 % выше, чем в Японии, на 41 % выше, чем в Германии. Бедность значительно сократилась. Безработица упала до 4,5 % (1998 г.). Было создано за 7 лет более 200 млн. новых рабочих мест, из них 1/3 - в информационном секторе. Экономический бум в значительной мере был связан с бурным развитием новейших информационных технологий. В 1998 г. объем электронной торговли на Интернете в США составил 50 млрд. долларов. США перехватили у Японии лидерство в конкурентоспособности ряда экспортных товаров.
Администрации Клинтона удалось в 1997 г. впервые за 42 г. ликвидировать дефицит госбюджета. В 1998 г. имелся профицит бюджета в 1,3 % ВВП. В результате была частично решена проблема государственного долга. Администрация Клинтона сохранила самую мощную военную машину в мире, сделав ставку на обеспечение абсолютного военного превосходства США. Состав вооруженных сил и размещение оборонных расходов сократился примерно на 1/3. Но военная инфраструктура, включая, передовое базирование американских войск в Европе, на Тихом океане и в Персидском заливе была, в основном, сохранена. На долю США приходилось 35 % мировых военных расходов и 75 % затрат на оборонные НИОКР. Это позволило США без соперников вступить в новый тур гонки вооружений, с включением в планы создания "национальной системы ПРО". Планируется в течение 10 лет переоснащение вооруженных сил системами вооружений 6-го поколения. В 1999 г. впервые существенно возросли военные расходы США.
Претензии США на роль единственной сверхдержавы обеспечивается не только военной и экономической мощью, но и системой военно-политических союзов. Эти союзы администрация Клинтона укрепила. НАТО присвоила себе функции коллективной безопасности в Европе. Принятая в апреле 1999 г. новая концепция НАТО означает "проецирование силы" в глобальном масштабе. Эта концепция была опробована в ходе войны против Югославии в марте - июне 1999 г. Силы НАТО были развернуты в Боснии, Косово, Албании, Македонии. Состав НАТО пополнился Польшей, Чехией, Венгрией. 25 стран участвует в программе "Партнерство ради мира", 50 - в Совете евро-атлантического партнерства.
Укрепились связи с Южной Кореей. В целом на долю США и их союзников приходится 60 % мировых военных расходов. Была сделана ставка на укрепление механизмов регулирования глобализации мировой экономики после распада биполярного мира.
Достижением Клинтона стало создание НАФТА. США упрочили свою роль в ОЭСР, МВФ, Всемирном банке. Клинтон сыграл решающую роль в создании ВТО (135 стран), определяющей правила игры в мировой торговле. В большинстве спорных вопросов ВТО поддерживает позиции США.
Доля внешней торговли в ВВП США - 25 %. По существу весь мир сегодня работает на США, обеспечивая процветание. Торговый дефицит стал одним из источников финансирования инвестиционного бума. Был обеспечен приток капитала в Америку. Интеграция США в глобальный рынок обеспечивает процветание за счет американского господства в мировой финансовой сфере.
В целом для администрации был характерен поиск "третьего пути" - сочетания современных рыночных методов с эффективным механизмом регулирования. Клинтон пытался избежать чрезмерного расширения роли государства, не отказываясь от его социальной функции.
Но личная репутация Клинтона была подмочена "Уайтуотергейтом" и скандальными связями с Моникой Ливински и попыткой дать ложную информацию в суде. Клинтон (после Э. Джексона) подвергся процедуре импичмента. Но ему удалось сохранить президентский пост.
Во внешней политике Б. Клинтон довел до конца ядерное разоружение бывших советских республик - Украины, Казахстана, Белоруссии. С Россией был заключен договор СНВ-2, который в случае его реализации лишает РФ основного элемента сил ядерного сдерживания - тяжелых ракет в шахтах. В начале первого президентского срока Клинтон провозгласил "стратегическое партнерство" с Россией, но вскоре от этого лозунга отказался. Вашингтон не стал торопиться с интеграцией РФ в западные институты. Вопрос о приеме России в НАТО никогда всерьез не обсуждался.
Во время событий в Югославии (1999 г.) отношения с Россией были осложнены и заморожены. В соседних с РФ государствах возросло влияние США. США пытаются поставить под контроль добычу и вывоз нефти в районе Каспийского моря. Разногласия с Россией существуют и в отношении событий в Чечне. Достаточно сложные отношения складываются с КНР из-за "проблемы прав человека" в Китае. США считают зоной "особых интересов" Латинскую Америку, стремясь укрепить здесь свои позиции. Администрация пыталась играть роль арбитра в урегулировании отношений между ООН и Израилем, хотя эта роль успеха не принесла. Вместе с тем США пытались "наказать" Ирак за попытки (недоказанные) создать оружие массового поражения путем бомбардировок, в результате которых гибли и мирные жители.

7. США на рубеже веков. Курс на перемены в США при Б. Клинтоне. Возвращение к власти республиканцев во главе с Дж. Бушем-младшим.

В ходе избирательной кампании 2000 г. традиционные экономические проблемы отошли на задний план, а на первый план выдвинулись проблемы образования, здравоохранения и социального обеспечения. Вопросы внешней политики играли в борьбе за президентский пост незначительную роль, что было на руку губернатору штата Техаса Дж. Бушу-младшему, не имевшему опыта в международных делах. Он критиковал демократов "за слабость", обещал увеличить расходы на оборону и руководствоваться интересами национальной безопасности США. В программе республиканской партии, выдвинувшей кандидатуру Дж. Буша содержится тезис о том, что КНР является соперником США. Достаточно мягкая риторика в отношении России, хотя политика Клинтона подвергается критике в том числе за поддержку ошибочного курса Б.Н. Ельцина. В документе содержится поддержка скорейшего развертывания национальной системы ПРО. В целом республиканскую программу характеризуют умеренность и прагматизм. Республиканцы признали необходимость активных действий правительства в социально-экономической сфере. Государство должно играть роль партнера в отношении людей, требующих сострадания. "Сострадательный консерватизм" Буша лишь в нюансах отличается от курса, предложенного кандидатом от демократов А. Гором - вице-президентом США. Лишь в вопросе о сокращении налогов платформа республиканцев выглядит более традиционно. Но при этом не утверждается, что такое сокращение не подорвет основных программ социальной и медицинской помощи. Демократическая платформа содержала идею "третьего пути" - между либерализмом государства и умеренным консерватизмом.
В итоге президентских выборов А. Гор опередил соперника по числу голосов избирателей более чем на 500 тыс., но проиграл выборы из-за двухступенчатой системы выборов: Дж. Буш получил больше голосов выборщиков от штатов.
Джордж Уокер Буш-младший 20 января 2001 г. вступил в должность президента США. Во время инаугурации он призвал американцев к цивилизованности, мужеству, состраданию и нравственной цельности, поклялся строить единую нацию справедливости и равных возможностей. В сенате большинство республиканцев обеспечивал лишь голос вице-президента Д. Чейни, чуть больше у них перевес и в палате представителей. Буш, имея слабый мандат, пытается объявить себя объединителем страны и заручиться поддержкой демократов. Выход из республиканской партии сенатора Дж. Джеффарса изменил соотношение сил в сенате. Команда президента: госсекретарь К. Пауэлл, министр обороны Д. Рамсфелд, помощником президента по вопросам национальной безопасности стала К. Райс. Из 14 членов кабинета лишь 6 - белые мужчины, остальные - 3 белых женщины, 2 афроамериканца, 2 выходца из Латинской Америки, включая женщину, и даже член кабинета Клинтона, демократ японского происхождения министр транспорта Н. Минета. В целом кабинет имеет сравнительно умеренный по взглядам характер.
Буш начал с пересмотра последних решений своего предшественника: закрыл отделы при Белом доме по борьбе со СПИДом и по расовым отношениям, прекратил попытку судебного преследования табачных корпораций, отменил распоряжения по программам детского питания, запретил госсубсидии благотворительным организациям, поддерживающим аборт.
Конгрессу было предложено сократить в течение 10 лет налоги на 1,6 трлн. Долларов, а ставки налогов с 15 до 10 % для малоимущих и с 39 до 33 % для богатых. Буш занялся Биллем о правах пациентов, которые могут через суд требовать справедливой оплаты за лечение у специалистов. Предложено выделить штатам 12 млрд. долларов для субсидий на лекарства малоимущим.
Отодвинув в сторону проблему охраны окружающей среды, президент предложил выделить более 7 млрд. долларов на разведку и освоение нефтяных и газовых месторождений, включая Аляску, и строительство оттуда газопровода. Буш высказался за ревизию американской военной мощи и формирование новой стратегической доктрины. Он - за одностороннее сокращение ядерных сил США (ныне у США 7519 ядерных зарядов, у России - 6 464), за пересмотр структуры вооруженных сил. Буш выступает за то, чтобы с новыми силами встретить вызовы нового столетия. В этой связи он выступает за создание национальной ПРО (НПРО).
в стадии пересмотра находится внешняя политика США. Первостепенное внимание уделяется отношениями с Мексикой и Канадой. Что касается России, здесь обозначились проблемы: НПРО, ядерное разоружение, отношения России с Ираном и Ираком, а также с КНР, Россия и ВТО. Примешиваются и внутрироссийские проблемы: коррупция, "угроза свободе слова". Высылка российских дипломатов за "недозволенные действия" и ответные меры России, интернирование секретаря союза России и Белоруссии П. Бородина несколько осложнили американо-российские отношения, ставшие более прохладными к началу XXI века. Будущее этих отношений зависит от того, каков будет курс администрации США после ревизии американской внешней политики и от того, в каком направлении и насколько успешны будут реформы в России.

 

 
        
глава 1 | глава 3 | глава 4 | глава 5 | глава 6 | глава 7
© 2002 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения