Лодыгин Александр Николаевич (18.10.1847-16.03.1923) - российский электротехник.
Родился в с. Стеньшино, в настоящее время Петровского района Тамбовской области, в семье дворянина. В молодости работал на Тульском оружейном заводе молотобойцем и слесарем, затем переехал в Петербург. В 1867 г. окончил Московское военное училище и вскоре вышел в отставку.
К изучению электричества и его применению Лодыгин пришёл после первых своих работ по проектированию летательных аппаратов тяжелее воздуха (т.н. “электролёт Лодыгина”). В конце 1860-х гг. он разработал геликоптер с приводом винтов от бортового электродвигателя (вертолёт). Работы по электрооборудованию летательного аппарата привели Лодыгина к изобретению угольной лампы накаливания в 1872 г.
В 1872 г. подал заявку и получил в России патент №1619 от 11 июля 1874 г. на лампу накаливания. Это изобретение он запатентовал кроме того в Австрии, Великобритании, Франции, Бельгии.
В лампе Лодыгина телом накала служил тоненький стерженёк из ретортного угля, помещённый под стеклянным колпаком. В августе 1873 г. Лодыгин демонстрировал образцы изобретённой им электрической лампы накаливания в физической аудитории Петербургского технологического института. В 1873—1874 гг. проводил опыты электрического освещения кораблей, предприятий, улиц и прочее.
В 1874 г. за изобретение лампы Петербургская академия наук присудила ему Ломоносовскую премию. Для практического применения ламп накаливания учёный создал «Товарищество электрического освещения А. Н. Лодыгин и К°», выпустившее акции, которые охотно раскупались. Но вскоре возникли проблемы с компаньонами, поскольку акционеров интересовали прежде всего прибыли. Об этом писал журнал «Электричество»: «Изобретение Лодыгина вызвало большие надежды и восторги в 1872-1873 гг. Компания, составившаяся для эксплуатации этого совершенно невыработанного и неготового способа, вместо энергичных работ по его усовершенствованию, на что надеялся изобретатель, предпочла заняться спекуляциями и торговлей паями в расчёте на будущие громадные доходы предприятия».
Лодыгин получил орден Станислава III степени (редчайший случай для русских изобретателей) за участие в Венской электротехнической выставке 1884 г., где его лампы по многим параметрам были признаны более совершенными, чем зарубежные аналоги.
В 90-х годах XIX века Лодыгин изобрёл несколько типов ламп накаливания с металлическими нитями; ему принадлежит приоритет в применении вольфрама для тела накала. Молибденовые и вольфрамовые (по телу накала) лампы Лодыгина демонстрировались на Парижской экспозиции 1900 г.
Лодыгин конструировал приборы электрического отопления, электрические печи для плавки металлов и руд, закалочные печи, респираторы с электролитическим получением кислорода для дыхания и т. п. Другие работы учёного связаны с электрической тягой и электрификацией кустарных промыслов. Лодыгин — один из основателей электротехнического отдела Русского технического общества и журнала «Электричество». В 1899 г. Петербургский электротехнический институт присвоил ему звание почётного инженера-электрика.
Учёный уехал из России в 1884 г., когда оказался под надзором полиции из-за своей связи с революционерами-народниками.
В 1895 г. Лодыгин женился на журналистке Алме Шмидт, дочери немецкого инженера. У них родилось две дочери, в 1901 году — Маргарита, а в 1902 году — Вера. Семья Лодыгиных в 1907 г. вернулась в Россию. Александр Николаевич привёз целую серию изобретений в чертежах и набросках: способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и резки.
Однако по идеологическим соображениям и из-за финансовых проблем в 1917 г. вернулся в США. Через несколько лет получил приглашение из России принять участие в плане ГОЭЛРО, но отказался, поскольку был серьёзно болен. Умер в Нью-Йорке, США.
Электролёт Лодыгина представлял собой продолговатый сигарообразный снаряд, снабжённый двумя воздушными винтами. Один, расположенный на конце снаряда, должен был тянуть его в горизонтальной плоскости, а второй (на боковой поверхности) обеспечивал подъём. Предполагалось, что электролёт сможет поднимать в воздух до 2 тысяч пудов груза. Принцип действия своей летательной машины изобретатель описывал так: «Если к какой-либо массе приложить работу архимедова винта и когда сила винта будет более тяжести массы, то масса двинется по направлению силы». А лампочку пришлось изобрести, потому что она была нужна для освещения электролёта по ночам.
В 1870-е гг. на Одесской улице находилась мастерская А. Н. Лодыгина. Здесь же 11 сентября 1873 г. им был установлен первый в мире уличный электрический фонарь. Патент на изобретение был получен позже — 11 июля 1874 г. Мемориальная доска, посвящённая опытам с первым электрическим фонарём была открыта на доме №60 по Суворовскому проспекту (угол с Одесской, 1). Этот дом, включавший дом и бани Старчикова был построен в 1858—1859 гг. по проекту П. А. Чепыжникова. А на самой Одесской улице в 1989 г. был установлен памятник фонарщику (скульпторы Б. М. Сергеев, О. Н. Панкратова).
Удивительно многообразна и насыщена жизнь этого человека. Велики и его достижения в науке, порой незаслуженно забытые. Для интересующихся рекомендуем посмотреть более подробную его биографию и список его изобретений.