Абуль-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Рушд аль-Куртуби (أبو الوليد محمد بن أحمد بن محمد بن أحمد بن رشد العيد القرطبي) (14.04.1126—10.12.1198) - арабский учёный и философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс. Также пишут Ибн-Рошд, Рушди. Нисба (часть арабского имени) аль-Куртуби указывает на принадлежность обладателя к городу Кордова (араб. Куртуба), Испания.
Отец Ибн Рушда был главным кади (судьей) и муфтием (высшее духовное лицо у мусульман) Кордовы. Cам Ибн Рушд обучался у крупнейших учёных своего века и был в дружеских отношениях со знаменитым суфийским мыслителем Ибн Араби и известными учёными Ибн Туфайлем и Ибн Зухром. При альмохадском халифе Абу Якубе Юсуфе (1163—1184) достиг высших почётных должностей (кади и придворный врач) и жил то в Марокко, то в Севилье, то в Кордове. При его наследнике Якубе Аль-Мансуре Ибн Рушд находился вначале в большой милости, но затем был обвинён завистниками в несоблюдении учения Корана и, попав в немилость, был смещён с должностей в 1195 г., жил в изгнании близ Кордовы, а его сочинения были сожжены. Через несколько лет, когда сам султан стал заниматься и интересоваться философией, Ибн Рушд был опять призван ко двору в Марокко и осыпан доказательствами благосклонности. Умер в Марракеше (Марокко), захоронен в Кордове.
Ибн Рушд в 1169 г. перевёл с сирийского (так как не знал греческого) и прокомментировал ряд сочинений Аристотеля (отсюда его поименование в философии средневековья и Возрождения — «Комментатор»). Учёный стремился утвердить полную независимость философии и науки от теологии, мусульманского богословия, минимизировать функции бога по отношению к миру, считая, что бог влияет только на общий ход мирового процесса, но не на его частности. В учении Ибн-Рушда природа максимально независима от бога и сама может творить свои частные, конечные формы. Ибн Рушд выступил последовательным сторонником знания, полученного строго доказательным путем.
Хотя идеи ибн Рушда отвергались и даже были официально осуждены в 1277 г., в западноевропейской средневековой философии получило развитие направление, названное аверроизмом. Его сторонники не заботились о согласовании философии Аристотеля с христианским вероучением. Ими была выдвинута концепция «двойственной истины», обосновывавшая независимость истин разума от истин религии.
Он написал также книгу по медицине «Colliget» (арабское «Куллийят» — «система»), которая была переведена на латинский язык и несколько раз перепечатывалась. Ибн Рушд также сделал компиляцию работ Галена и написал комментарий к "Канону врачебной науки" Авиценны (Ибн Сина) (980-1037). Многие его произведения переведены также на иврит.

Аверроэс сделал интересное по тому времени предположение, что естественный магнит искажает ближайшее к нему пространство в соответствии с его формой. Ближайшие к магниту области среды, в свою очередь, искажали ближайшие к ним и так до тех пор, пока «специи» не достигали железа. В этих рассуждениях видится намёк на существование магнитного поля.

Кроме того, Ибн Рушд заслужил себе известность и как астроном своими наблюдениями над солнечными пятнами.
В 1976 г. Международный астрономический союз присвоил имя Ибн Рушда кратеру на видимой стороне Луны. В его честь был назван также Астероид 8318 Аверроэс.
Изображения ибн Рушдa можно посмотреть здесь.з>
Аввероэс упоминается Данте в «Божественной комедии» вместе с другими известными языческими философами, чьи души пребывают в «местах, где покровительство обязано известности» в Лимбе.
Аверроэс появляется также в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Поиск Аверроэса», где он изображён пытающимся найти смысл слов «трагедия» и «комедия».
Ибн Рушда вместе с Маймонидом также кратко вспоминает Джеймс Джойс в романе «Улисс».
Поэт Аламгир Хашми изобразил его ожидающим за стенами древнего города Кордова в своем стихотворении.
В природе не бывает ничего лишнего.
То, что полезно по своей природе и сущности, нельзя отвергать из-за какого-то зла, наличествующего в нем побочно.
Тот, кто думает – тот бессмертен, тот, кто не думает – умирает.
Тот, кто любит говорить о том, что его не касается, потом выслушивает то, что ему не нравится.
Четыре вещи, которые не получается скрывать долгое время: ум, глупость, богатство и бедность.
Дарить, ожидая благодарность непристойно, но непристойней ее не получать.