По сложности решаемых проблем, полифункциональности личностных качеств, требуемых от учителя, по степени ответственности профессия учителя является наитруднейшей и наиблагороднейшей среди многих других профессий.
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Условно все профессии могут быть объединены в 5 сфер деятельности человека: человек-природа, человек-техника, человек -знаковая система, человек - художественный образ, человек-человек. Профессия учителя относится к группе «человек-человек».
Педагогическая деятельность-это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача -понять общественные цели и направить усилия других на их достижение.
Важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что это-деятельность по управлению деятельностью воспитуемых.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
За педагогической профессией исторически закрепились две функции - адаптивная и гуманистическая. Адаптивная связана с приспособлением учащегося к требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая – с развитием его личности.
В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад педагога семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника.
Важнейшей особенностью педагогической деятельности является ее творческий характер. Педагогическое творчество понимается как выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестабильных педагогических решений.
Современное общество предъявляет учителю высокие требования. Качества личности, необходимые педагогу, определены профессиограмме.
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
Его элементы: