|
|
1. Кто ты, средний класс?
О среднем классе последние годы много говорят и пишут в печати политики,
журналисты, экономисты. Кто же такой, средний класс и почему нам так
важно знать есть он у нас в стране или его нет. Интересующихся в полной
мере этой проблемой отсылаю к сайту Стиль
жизни среднего класса
Вот как определяется средний класс в статье Эксперт, №45 (305) от 3
декабря 2001 "На старте российской мечты" Татьяны Гуровой
(далее выдержки из статьи)
- Год рождения
Время его рождения большинство ученых мужей определяет 1995 годом
- Что влияет на доход
Годовой доход типичной семьи среднего класса осенью 2001 года равнялся
12000 долларов, или 1000 долларов в месяц
- Семья
Самыми обеспеченными оказались молодые семьи, брак или свободный союз
которых длится не более трех лет
- Образование
Аспирантура, второе высшее и степень MBA дают прирост доходов в 15%.
- Деятельность
Предприниматели имеют более высокие доходы, чем наемные работники,
и их материальное положение за последние три года улучшилось сильнее,
чем у среднего класса в целом.
- Место жительства
Сегодня москвичи и регионалы оценивают собственное материальное примерно
одинаково.
На долю среднего класса России, который, сегодня составляет примерно
20% населения страны (10 млн семей), приходится более 50% всего российского
потребления. Будучи динамичным и довольно обеспеченным, именно он задает
динамику многих рынков: именно в тех нишах, которые ориентированы на
его обслуживание, возникают рынки с высокими нормами рентабельности,
а значит, инвестиции в эти сегменты могут дать наибольший импульс всей
российской экономике. Именно поэтому так важно сегодня наличие среднего
класса в нашей стране.
В результате анализа журнала "Эксперт" и группы Monitoring.ru
исследователи пришли к выводу, что наш средний класс находится в состоянии,
похожем на то, в котором был средний класс США на пороге эпохи процветания.
Но динамика его материального положения сегодня принципиально ограничена
слишком большой долей импорта в потреблении, относительно низким курсом
национальной валюты, неразвитостью системы кредитования, а в итоге -
слишком малым размером добавленной стоимости, которая производится и
потребляется внутри страны. Иначе говоря, даже самая динамичная часть
нашего экономического сообщества не может развиваться, если прямо сейчас
не будут сделаны инвестиции в развитие внутреннего рынка.
Средний уровень дохода среднего русского благополучной осенью 2001 года
составил 320 долларов в месяц, или 3900 долларов в год. Поскольку средняя
семья состоит из 3,08 человека, годовой доход типичной семьи среднего
класса оказывается равным 12000 долларов. Из этой суммы примерно 9%
сберегается, все остальное тратится.
Насколько мало это - 320 долларов на человека в семье? Можно, конечно,
просто сравнить эту сумму со среднеевропейскими 2000-3000 долларов и
сказать, что мы удивительно бедны. Но это нам мало что даст. Для того
чтобы почувствовать, в какой фазе экономического развития находятся
средние русские, мы изучили структуру их расходов (структура лучше,
чем объемы, дает возможность оценить, какие потребности сегодня в состоянии
удовлетворить человек) и сопоставили ее со структурой расходов среднего
гражданина США в 1950-1965 годах. Оказалось, что, с некоторыми отклонениями,
объясняемыми особенностями отдельных рынков, наша структура расходов
очень похожа на ту, которая сложилась в США в конце 50-х - начале 60-х
годов. Особенно хорошо это видно по доле расходов на питание - 23% и
у нас, и у них. Таким образом, наш средний класс уже вышел из состояния
постреволюционной бедности, так же как американцы в начале 60-х вышли
из состояния бедности послевоенной.
Расходы на питание являются важнейшей статьей расходов даже для среднего
класса России. Они занимают почти четвертую часть (22,7%) всех расходов
средних русских. Семья из трех человек в течение месяца оставляет на
этом рынке примерно 230 долларов, из них 185 долларов тратится на продукты
для дома и еще 45 долларов оставляется в забегаловках, кафе-кофейнях
и ресторанах в обеденные перерывы и во время деловых встреч. Переведя
эти удельные показатели в абсолютные цифры, легко посчитать, что весь
средний класс тратит на питание более 27 млрд долларов в год (из них
вне дома - примерно 4 млрд), занимая 50% всего российского рынка продуктов
питания.
Как уже было сказано, мы сравнили эту статью бюджета с показателями
по США в течение всего послевоенного периода, и оказалось, что наша
текущая доля "питательных" расходов соответствует аналогичному
показателю США начала 60-х годов.
Люди с доходом 600 долларов в год на одного члена семьи тратят в среднем
720 долларов; те же, кто имеет 200 долларов на душу, могут позволить
себе всего 350 долларов.
Попытаемся понять: много это или не очень - 12% на одежду - и что будет
происходить с рынком дальше? Поскольку в качестве модели мы решили выбрать
американцев, с ними и сравним.
Обсуждаемая статья расходов занимала в бюджете среднего американца те
же 12% в начале 50-х годов. К 1960 году (когда их доля расходов на питание
была равна нашей) расходы на одежду и обувь снизились до 10,2%. Однако
дальше эта статья расходов вела себя очень консервативно, никак не меняясь
в течение по крайней мере десяти лет.
На развлечения - походы в театр, кино, бани, боулинги, пивные, рестораны
и т. д. - средняя семья среднего класса тратит чуть более 40 долларов
в месяц, или порядка 500 долларов в год. В совокупности рынок оказывается
очень маленьким. По всему среднему классу его можно оценить в 5 млрд
долларов в год, однако именно в этой статье переносить структуру расходов
среднего класса больших городов на средний класс городов небольших было
бы явной переоценкой, поэтому скорее всего этот рынок еще меньше - примерно
3 млрд долларов.
Образование является одной из приоритетных статьей расходов российского
среднего класса. При нашей относительной бедности уже сегодня мы тратим
на эти цели 5% всего бюджета, тогда как американцы, по данным их статистики,
никогда не выходили за границы 2%.
Средние расходы средней семьи составляют 500 долларов в год. Это позволяет
оценить емкость рынка образования в крупных российских городах (переносить
оценки, полученные в мегаполисах, на небольшие города некорректно, так
же как и в случае с локальными развлечениями) примерно в 2 млрд долларов.
Расходы на здоровье сегодня являются самой незначительной статьей расходов
семьи среднего класса. На эти нужды тратится всего 37 долларов в месяц,
или 450 долларов в год. Сегодня из этих сумм складывается рынок частных
медицинских услуг объемом 4-5 млрд долларов на весь средний класс страны.
Люди с доходами 600 долларов на человека тратят на стоматологов, акушеров
и психоаналитиков в два с половиной раза больше тех, чьи доходы составляют
всего 200 долларов. Таким образом, эластичность равна 0,8. Нетрудно
посчитать, что к 2006 году рынок частных медицинских услуг для среднего
класса может легко достичь объема в 7 млрд долларов, прирастая ежегодно
на 8-9%. Однако, как и в случае с образованием, это скорее нижняя граница
роста.
Наша текущая доля расходов на медицину составляет всего 4,5%. В США
такая доля была характерна для начала 50-х годов. В начале 60-х она
составляла уже 6%, а концу 60-х - 7,5%. Исходя из этого, а также учитывая,
что обращение к частной медицине становится нормой, можно предположить,
что расходы на эту часть жизни будут расти быстрее доходов и к 2006
году мы будем иметь, например, те же 6%. В этом случае рынок частной
медицины вырастет до 10 млрд долларов, а темп его роста составит 15%
в год.
Каково лицо среднего класса? Об этом мы узнаем из статьи "Класс.
Все, что вы уже знали о среднем классе, но боялись произнести вслух"
Олеся Блаженкова (сотрудник компании "Комкон-2"), Татьяна
Гурова. Далее выдержки из статьи.
Средний русский молод. Ему всего 32,8 года. В абсолютном большинстве
случаев он получил высшее образование или вот-вот получит его. Соответственно,
большая часть опрошенных (67,3%) зарабатывает на жизнь своим умом и
душевной энергией. Его социальный статус можно определить как менеджер
среднего уровня или квалифицированный специалист (более детальное деление
среднего класса будет описано ниже). Наш герой руководит коллективом
в 20 человек, работая в сравнительно небольшой (менее 200 человек),
но почти всегда частной фирме. Самостоятельным бизнесом разного масштаба
занимается четверть опрошенных, прочие из трудящихся (51%) работают
по найму.
Проблемы России, которые волнуют или не волнуют средних русских
Актуальные:
Наркотики
Загрязнение окружающей среды
Безработица
Налоги
Личная безопасность
Положение в армии
Проблема образования
Преступность, терроризм
Дети-сироты
Неактуальные:
Распад СССР
Сексуальные меньшинства
Отношения православных и мусульман
Евреи в России
Источники: "Эксперт", "Комкон-2"
Они политически непассивны. Большинство полагает, что голосование -
обязанность каждого гражданина. Меньшинство считает, что это единственный
способ личного влияния на политику.
Они демократичны. У них нет желания (хотя это происходит спонтанно)
выделиться в отдельную касту обеспеченных людей. Только 16% чувствуют
себя некомфортно среди людей с более низким статусом. "Мне все
равно, какой статус имеют мои друзья, главное, что они друзья"
- утверждает 91%.
Они очень любят Россию.
"Мне нравится жить в России. Нравятся свободные, раскрепощенные
отношения между людьми, особое чувство юмора". "В жизни в
России привлекает свобода, иногда граничащая со вседозволенностью".
"В России больше возможностей в бизнесе. Есть что развить, куда
приложить свои усилия". "Тревожит судьба Родины. Но мы же
сами можем это изменить, а если не тревожиться, то и менять не будем".
"Уезжать не хочу. Это подло по отношению к России. Уехал бы только
в случае диктатуры. Вернулся бы сразу же после того, как ее не станет".
Существенно различаясь по уровню жизни, средние русские как Москвы,
так и провинции мечтают примерно об одном и том же. На вопрос: "На
что бы вы потратили неожиданно появившуюся у вас крупную сумму денег?"
- и москвичи, и провинциалы ответили почти одинаково. В семерку лидеров
их мечтаний вошли:
- здоровье;
- образование для детей;
- вложения в свой бизнес (желание таких вложений, как уже было сказано,
оказалось выше в провинции);
- покупка недвижимости в России;
- автомобили;
- помощь родственникам и близким;
- путешествия
Эмигрировать из страны желают только 20% опрошенных. 43% не уехали
бы из страны ни при каких обстоятельствах. 64% оптимистично смотрят
на будущее России.
Где они хотят учить своих детей
В обычной школе 5,7
В спецшколе 28,5
В частной школе 13,7
В частной школе за границей 9,1
В среднем специальном учебном заведении 0,5
В российском вузе 32,3
В вузе за рубежом 20
Источники: "Эксперт", "Комкон-2"
Существуют ли ярко выраженные типы средних русских? Какие?
Проведенное исследование позволило разделить средний класс на характерные
типы. Причем разделение это произошло удивительно естественно. Всего
мы выделили пять групп, однако в двух из них - "деловые люди"
и "зависимые" - пришлось указать специфические подгруппы.
"Деловые люди". Они составляют основу среднего класса.
Их много (50% от общей численности), и они зарабатывают львиную долю
всех доходов. Доходы эти люди получают в результате собственной трудовой
деятельности. Более того, они являются основными работодателями или
источником "нетрудовых" доходов для всех прочих групп. Иначе
говоря, эта группа во всех отношениях - ядро класса.
По социальному составу в число "деловых людей" входят предприниматели,
топ-менеджеры и "белые воротнички". По возрасту эти люди,
как правило, старше 32 лет. По полу - мужчин и женщин почти одинаково.
(В этой группе особняком стоит и более молодое поколение, но о них чуть
ниже.)
В силу уже состоявшейся карьеры и возраста в системе ценностей "деловых
людей" семья занимает столь же высокое место, как и работа. Отдельно
отметим, что по стилю жизни региональный "деловой человек"
мало чем отличается от москвича.
Типичный пример - Николай, 36 лет. Почти все время работает. По вечерам,
как правило, смотрит новости, просматривает профессиональные журналы
("Коммерсантъ-Деньги", "Эксперт", "Экономика
и жизнь") и газеты ("Коммерсантъ", "Ведомости",
"Московский комсомолец", "Аргументы и факты"). В
основном его вечерний досуг проходит в кругу семьи.
В выходные тоже старается провести время с семьей или с друзьями -
прогулки, загородные поездки, дача. В выходные же выбирается в местный
супермаркет, чтобы сделать покупки на неделю. Вечером может пойти в
ресторан или казино.
Отпуск проводит с семьей - за границей, но не отказался бы и от хорошего
отдыха в России.
Владеет новым "фольксвагеном". Имеет сотовый телефон в среднем
ценовом стандарте. Дом его наполнен практически всей современной бытовой
и аудиовидеотехникой средних и дорогих ценовых сегментов. Есть домашний
компьютер, который он использует для поиска необходимой деловой и неделовой
(городские развлечения) информации.
При выборе одежды и парфюма Николай считается с мнением жены, причем
так поступают все представители этой группы, как москвичи, так и регионалы.
Однако москвич прекрасно разбирается в марках и (вместе с супругой)
отдает предпочтение дорогой и качественной одежде, а регионал в марках
разбирается хуже и покупает просто "качество" за умеренные
деньги.
Пьет коньяк (Hennesy, Remy Martin) и дорогие вина. Значительно реже
водку (предпочитает "Русский стандарт"). Курит "Парламент".
Имеет ряд дорогих аксессуаров (часы -Rolex, сумка - Hugo Boss, ручка
- Parker), дорогие ремни и галстуки.
Своего ребенка отдал учиться в языковую спецшколу. Собирается перевести
в частную. В дальнейшем - престижный вуз.
Все крупные покупки планируются заранее, а в мелких тратах Николай не
ограничивает ни себя, ни свою семью.
Подгруппа "яппи". Отдельно выделяется в "деловых
людях" группа молодых, не обремененных семьей карьеристов-профессионалов.
Их главные ценности - профессиональный успех, деньги, здоровье, самообразование,
уважение окружающих.
Типичный пример - Игорь, 26 лет. Юрист в инофирме.
Амбициозен, прагматичен, сдержан, следит за собой. Потребляет очень
активно, старается покупать все новое и современное. При выборе товаров
ориентируется на престижные марки, подчеркивающие его статус. Одевается
сдержанно, но дорого. Имеет сотовый телефон, машину "ауди",
пользуется дорогим парфюмом. Накоплений практически не делает, рассчитывает
на рост доходов.
Его потребление тоже демонстрационно. Он часто посещает рестораны (при
этом при выборе продуктов питания дома непритязателен), посещает современные
кинотеатры, занимается спортом в клубе, иногда играет в боулинг, бильярд.
Дома отдыхает за телевизором или чтением профессиональной литературы.
"Зависимые". Они (просим прощения за тавтологию) зависят
от "деловых людей" лично, и таким образом их связи с ядром
среднего класса самые сильные. В эту группу входят домохозяйки - жены
"деловых людей", "золотая молодежь" - дети богатых
родителей и любовницы "деловых".
"Зависимых" довольно много - примерно 18% среднего класса.
Ключевое отличие этой группы - ее члены не зарабатывают на жизнь собственным
трудом, но при этом имеют достаточно высокий уровень дохода. Совмещение
этих двух обстоятельств приводит к тому, что деньги они тратят с большей
легкостью.
Характерный пример - домохозяйка Марина, 34 года. Пользуется дорогой
косметикой и парфюмерией (Clinique, Vichy, Kenzo, Shiseido). Следит
за модой в дорогих женских журналах. Неплохо разбирается в марках одежды.
Предпочитает одеваться в бутиках. Пользуется сотовым телефоном, который
подарил ей муж. Среди свои затрат считает важнейшими обучение детей,
собственное здоровье, затраты на косметику, отдых. Но при этом крупные
покупки, например мебели и техники, сама не совершает. Обсуждает это
с мужем.
Ярко выражены гедонистические мотивы и в поведении "детей богатых".
Они активные посетители ночных клубов, пользователи новейших моделей
сотовых телефонов, компьютеров. Несмотря на то что досугу они уделяют
пристальнейшее внимание, немало времени у них отнимает и учеба (причем
в престижных вузах).
"Начинающие". Эта группа попадает в сферу влияния
"деловых людей", во-первых, через служебные связи, во-вторых,
через подражание - многие "начинающие" хотят повторить путь
"деловых". Их совсем мало (4%), главным образом потому, что
их уровень дохода позволяет им едва держаться на границе между "средними"
и "простыми". Они, как вы уже догадались, работают на не очень
высоких должностях, и доход их невелик.
В системе их ценностей едва ли не важнейшей является ценность карьерного
роста. Они честолюбивы. В отличие от всех без исключения типов (даже
"деловых") для них крайне важны социальное признание и власть.
По причине некоторой финансовой ограниченности их досуг не слишком
разнообразен. В основном это посещение недорогих ресторанов, чтение
журналов, компьютерные игры и Интернет. В плане потребления вещей они
нередко стремятся к покупке того, что считается престижным, даже в большей
степени, чем более обеспеченные люди. Часто они имеют специальную "демонстрационную"
униформу, при том что повседневная их одежда существенно проще и дешевле.
Тратя значительную часть своего бюджета на "презентацию",
в остальном они вынуждены сильно экономить.
В качестве примера - Ольга, 25 лет. Работает в зарубежной компании.
Работа занимает большую часть ее времени, поэтому на досуг его почти
не остается. Когда же оно появляется, то вместе со своими коллегами
она посещает рестораны либо просто выезжают за город на машинах.
У Ольги есть автомобиль - "девятка", куплен подержанным,
но в хорошем состоянии. Мечтает она об иномарке. Предпочитает классический
стиль в одежде. Имеет несколько дорогих вещей.
Пользуется сравнительно дорогой косметикой - Yves Rocher, Bourjois.
При покупке техники ориентируется на известные марки, но покупает не
самые дорогие модели. Имеет сотовый телефон Ericsson на тарифе "Би+".
"Будущие яппи". Представители этой группы имеют такой
же невысокий доход, как и "начинающие", однако стиль их жизни
совершенно иной. (Эта группа составляет примерно 5% среднего класса.)
Работают они сравнительно немного, остальное время либо учатся, либо
не делают ничего. Источники дохода у них самые разные - периодические
заработки, помощь родителей или других родственников, помощь друзей.
Преимущественно эту группу наполняют молодые люди, уже живущие самостоятельно,
но еще не начавшие постоянно работать и еще холостые. Молодость и отсутствие
карьерных амбиций делают стиль их жизни сходным со стилем "детей
богатых" с поправкой на существенно меньший доход.
Характерный пример. Никита, 21 год. Работает и одновременно учится
в престижном вузе. Живет отдельно от родителей, но получает от них финансовую
помощь.
Свое свободное время проводит в барах, ночных клубах, дискотеках. Ходит
в спортивный зал. Смотрит по телевизору MTV, практически не смотрит
новости, не интересуется политикой. Кроме того, увлекается компьютерными
играми и общением через Интернет. Во время каникул ездит отдыхать в
Крым или на Кавказ, или куда-нибудь в горы. Иногда с компанией друзей
выбирается за границу - дешевые отели, автостоп.
Во всем, кроме техники, предпочитает необычные, экзотические вещи.
Имеет в своей квартире необходимый набор техники не самых дорогих, но
известных марок. Из напитков любит пиво и слабоалкогольные коктейли.
Курит R-1.
Никита никогда не планирует свои затраты, в связи с чем иногда испытывает
серьезные финансовые затруднения. В будущем планирует и карьерный рост,
и семью.
"Свободные художники". Эта группа наименее привязана
и зависима от ядра, но самая многочисленная после "деловых людей".
Их доля составляет 23%, и наряду с "деловыми" они в значительной
степени и определяют то свободолюбивое во всех отношениях лицо среднего
класса, которое мы представили.
Сюда, как правило, относятся люди творческих профессий, имеющие не
всегда стабильный, но в то же время относительно высокий доход. Впрочем,
в эту же группу попадают и те по духу "свободные художники",
которые предпочли стабильный заработок "свободному полету"
(во имя семьи и спокойствия), но при этом ни от каких прочих привычек
"свободных художников" не отказались. (Журнал "Эксперт",
например, просто переполнен такими людьми.)
"Свободные художники" мало предсказуемы в своих тратах. При
выборе товара они в большей степени ориентируются на субъективно воспринимаемое
качество, внешнюю привлекательность, оригинальность, нежели на брэнд.
Характерный пример - Владимир, 39 лет. Создает звуковые фонограммы.
Работает с определенным кругом клиентов, которые в основном находят
его по рекомендации. Продолжительность рабочего дня он регулирует сам.
Кроме работы Владимир увлекается музыкой (слушает), кино (смотрит видеофильмы),
Интернетом, любит путешествовать, ходит в театры. Читает он в основном
профессиональную литературу, а также классику и фантастику. Ходит в
рестораны и закрытые клубы. Любит встречаться с друзьями.
Владимир ездит на подержанном "рено" и курит "Житан".
При покупке товаров (за исключением техники) на брэнд внимания не обращает.
Одежде вообще значения не придает. По возможности в потреблении патриотичен:
продукты питания старается покупать только отечественные.
Самые значимые для него траты в структуре расходов - картины, музыкальные
диски.
В среднем классе хорошо выделяются пять характерных групп:- "деловые
люди" - бизнесмены, топ-менеджеры и "белые воротнички"
составляют 50% класса, в этой категории выделяется подгруппа молодых
"яппи";- "свободные художники" - работники свободных
профессий, другие квалифицированные профессионалы; они составляют 23%
класса;- "зависимые" - жены, любовницы и дети "деловых
людей", их доля 18%;- "начинающие" - невысоко оплачиваемые
менеджеры и специалисты низшего уровня, 4%;- "сибариты" -
чаще молодые люди, уже живущие независимо от родителей, но еще не имеющие
постоянного заработка, 5%.Существование двух крупных независимых групп
- "деловых людей" и "свободных художников" - обусловливает
целостность "среднего" сообщества
Далее (Сколько надо зарабатывать...)
|