Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кальянов А.Ю., Сидоров Г.В.
Как прожить в России?

 e-mail:
  physics@tspu.tula.ru
        

 

3. Как менялся ППС в последние годы

Рассмотрим, как менялся уровень ППС рубля и доллара в годы реформ 1992-98 гг. Абсолютные значения ППС достаточно сложны и дискуссионны (L.Officer, 1982; Ю.Иванов, 1998, Кузнецов В;. 1999). Более надежны оценки относительных изменений. Для этого рассмотрим динамику внутренних цен и обменного курса доллара США за последние годы (Таблица 1).

Таблица 1. Динамика экономических показателей в России годы
Годы 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
рост цен % в год 2608 944 315 231 125 111 184
рост обменного курса, % в год 345 218 281 131 117 107 266
ВВП (1991 = 100) 85 77 68 65 62 62 60
Инвистиции % в год   -25,8 -26 -7,5 -19 -2,2 -3
Источник: Вопросы статистики, Обзор экономики России, IV, 1998.

Из таблицы видно, что рост цен намного обгонял рост обменного курса, это приводило к снижению покупательной способности доллара. За истекшие годы она снизилась более, чем в 10 раз. Другими словами, имела место инфляция доллара в России (Миронычев А., Юровицкий В., 1994/95;, Евдокименко А, 1994; Веремеенко С. 1995 и др.) . В свою очередь снижение покупательной способности доллара вело к росту ППС. Если в начале реформ показатель ППС был в пределе 0.1 то к августу 1998 г. он возрос до уровня 0.7, что соответствует уровню Германии.

Это привело к тому, что с практической, экономической точки зрения курс рубля был завышен, а курс доллара занижен. В результате продолжалась стагнация, внутренний рынок становился менее привлекательным для внешних и внутренних инвесторов.

ППС и обменный курс являются достаточно самостоятельными показателям. ППС является статистической, чисто расчетной величиной. ППС отражает результат сложившейся экономической ситуации. Обменный курс является практическим экономическим инструментом текущей политики. Поэтому наблюдаются расхождения между ППС и обменным курсом. Вплоть до кризиса 1998 уровень курс рубля с зрения ППС, т.е. экономической статистики, являлся заниженным, т.к. потребительская корзина товаров и услуг в России была дешевле, чем в США. С точки зрения бизнеса, экономики курс рубля являлся наоборот завышенными (следовательно курс доллара заниженным), поскольку у потребителей как внешних так и внутренних не было заинтересованности в использовании денежных средств внутри страны.

Отток капитала, составивший по некоторым оценкам в итоге 300-400 млрд.долларов (Шмелев Н., 1998), вызвал снижение инвестиций (Таблица 1) и снижение совокупного спроса. В соответствии с теорией мультипликатора это вызвало разрушительные изменения в производстве (обратный эффект). С начала 1991 г. ВВП уменьшился почти вдвое. Сокращение потребительского спроса, уменьшение инвестиций - это явный результат антикейнсианской политики, которая, по-видимому бессознательно, была реализована в России.

События августа 1998 г. внесли коррективы в искаженные экономические реалии. К сожалению это произошло в виде экономического шока, а не плавной целенаправленной политики. В результате произошел кризис всей банковской системы, поставившей государство в положение банкрота.

В соответствии с современными экономическими взглядами, торговые потоки между странами и обменные курсы должны соответствовать уровню производительности труда (принцип сравнительного преимущества). Как показывают исследования (Кудров В., Правдина С., 1998) производительность труда в России сейчас более, чем в пять-шесть раз ниже, чем в развитых станах (США, Германия). Поэтому высокий уровень ППС в настоящее время будет негативно сказываться на экономике, истощая ее валютные резервы и делая ее непривлекательной для инвесторов, как внешних, так и внутренних.

Далее в этой же статье Миронычева А. можно рассмотреть АНАЛИЗ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ ДЕНЕГ и НЕМОНЕТАРИСТСКИЕ МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ ППС.


Далее (Сколько стоит доллар сегодня?)


 
        
© 2004 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения