ЛЕКЦИЯ №_

ПРЕДИСЛОВИЕ

Никто не обнимет
необъятного.
(К.Прутков)

1. Зачем это нужно.

  

«Сумма разума на планете есть величина постоянная, а население растет». Это утверждение, приписываемое Паркинсону, а также государственные стандарт и программа по общему курсу физики и развитие науки увеличивают требования не к студенческой памяти, а к методам преподавания и отбору материала. Большое количество учебников и пособий (почему-то исчезнувших с прилавков магазинов) в принципе позволяет найти ответы на любые вопросы любознательного студента, проделав при этом известный объем поисковой работы. Но его можно и не делать.

Это пособие написано в процессе подготовки к чтению курса лекций и включает весь необходимый минимум знаний для студентов физических специальностей. Исключив ряд вопросов, его можно использовать и для не-физиков. Слушатели лекций иногда стремятся что-то записать, и этот материал может избавить их от рутинной работы, оставив время для домашней проработки неясных моментов. Список литературы в конце поможет устранить возможные пробелы и недочеты. Однако весьма желательно посещение лекций, ибо необходимо не только прочитать теорию, но и увидеть своими глазами эксперимент. "Скучна теория, мой друг, а древо жизни (то бишь, эксперимент) вечно зеленеет" (почти Гете).

2. Кому и когда это нужно(или похвала авторам).

Если вы хотите получить знания подробные, то возьмите энциклопедию, если глубокие, то солидный курс теоретической физики, если хотите влюбиться в физику, возьмите какое-либо популярное издание, а если все сразу, то возьмите это сочинение, которое может служить путеводителем по удивительному миру электрических и магнитных явлений, а авторы, следовательно, составителями этого путеводителя.

3. О построении курса.

Уравнения Максвелла являются теоретическими обобщениями опытных фактов. Их можно рассматривать как аксиомы, по аналогии с законами Ньютона в классической механике. Поэтому допустимо, постулировав эти уравнения, описать все известные законы и явления электромагнетизма.

Реально начать с привычных действий электрического тока, а затем в порядке исторического экскурса вернуться к электростатике.

Можно, опираясь на опытные факты, идти от явления к закону. Рассмотреть электростатику вакуума, вещества, постоянные токи, магнитостатику, колебания и переменные поля и, как вершину общего курса уравнения Максвелла.

Серьезные аргументы о преимуществах какого-либо способа вряд ли возможно привести. Последний путь традиционен и консервативен, однако нам он нравится больше!

4. О стиле изложения(или самокритика авторов).

Это попытка "в одну телегу впрячь коня и трепетную лань": соединить математику с экспериментом, аккуратность изложения и объяснение "на пальцах", максимум фактического материала и минимум объема. Формулы даны почти без пояснений, есть простор для работы мысли и рук. Описания экспериментов затрагивают только суть явления, опуская технические детали. Нумерация формул сплошная, но указатели стоят только для формул, на которые есть ссылки в тексте. Необходимая математика приведена здесь же (кроме таблицы умножения). Часть рисунков умышленно упрощена, однако есть достаточное количество фотографий реальных приборов и явлений. Большое число расчетных примеров, иллюстрирующих ту или иную теорему, составляют, как правило, органическую часть текста.

Есть прямые заимствования (до абзацев) у различных авторов, ибо «помилуй бог, лучше и не скажешь» (А. В. Суворов).

Да простят нас читатели за некоторые вольности языка, но очень хотелось избавиться от сухости, присущей большинству изданий такого рода, сделать чтение приятным и неутомительным.

5. О системе единиц.

Споры об использовании различных систем единиц не утихают. Здесь использована SI (Systeme International d'Unites), введенная в мире с 1960 года, в нашей стране с 1982 (ГОСТ 8.417-81), потому что все мы с детства привыкли к понятиям "вольт", "ампер", "кулон " и т.д.

6. Благодарности.

Благодарим своих первых студентов, чей титанический труд по конспектированию лекций подвиг нас на создание этого курса. Первая попытка написания относится к 1993 году. С тех пор отдельные части курса переосмыслены и переделаны, но основа осталась прежней.

Благодарим преподавателей и сотрудников физического факультета, которые сделали ряд полезных замечаний, дополнений и исправлений.

Благодарим руководство факультета и университета за то, что не только не мешало работать, но и помогало.

Благодарим наших близких, которые терпеливо сносили наше отсутствие дома, когда мы спорили на работе о том или ином физическом явлении.

И многих других.

7. К читателю.

Будет весьма любезно с Вашей стороны, уважаемый читатель, указать устно или письменно на фактические и полиграфические ошибки на physics@tspu.tula.ru.

В заключение позвольте Вам напомнить, что «физическое понимание – это нечто неточное, неопределенное и совершенно нематематическое, но для физика оно совершенно необходимо» (Р. Фейнман, т.5, стр.29).


Юрий В. Бобылев
Владимир А. Панин
Роман В. Романов


P.S.: Настоящее пособие представляет первую часть курса - "Электростатика". Остальные в работе. Так что продолжение скоро последует.