Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Исторический факультет
Кафедра правовых дисциплин

 втор содержания
к. п. н., доцент Мотехина М. В.

e-mail:e-mail:
motekhina@tspu.tula.ru
Лекция 2. Законодательство Европейского Экономического Сообщества и организации Объединенных Наций о защите прав потребителей
Предыдущая лекция
Следующая лекция
литература | вопросы и задания | ресурсы

1. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей: историко-правовой аспект

Относительно недавно в нашей стране стала складываться система законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим международный опыт, накопленный странами - участниками ЕЭС и ООН, представляется весьма полезным для всех государств, в которых законодательство о защите прав и интересов потребителя появилось недавно.

Вплоть до 1973 года на уровне стран - участников ЕЭС не предпринимались какие-либо попытки рассматривать специально вопрос, связанный с потребительской политикой и созданием правовой базы с целью защиты интересов потребителей. В 1973 году в рамках Комиссии ЕС создается специальный орган - Консультативный комитет по защите прав потребителей. ЕЭС с принятием первой программы по защите прав потребителей в 1975 г. официально стала проводиться политика по защите прав потребителей. С этого года появились общие программные документы органов ЕЭС в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС. Советом ЕС были приняты нормативные акты о безопасности и качестве текстильных, продовольственных товаров, об опасных для жизни и здоровья веществах, способствовавшие созданию цивилизованного рынка товаров, работ и услуг.

В первой программе ЕЭС по защите прав потребителей и информационной политике провозглашалось, что Сообщество имеет намерение улучшить качество жизни народов Сообщества. Потребитель - это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов. В Программе провозглашались пять основных прав потребителя:

  1. право на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг;

  2. право на защиту экономических интересов;

  3. право на возмещение причиненного ущерба;

  4. право на информацию и просвещение;

  5. право на представительство (право быть услышанным).

В "Общих положениях" Программы указывалось, что потребительская политика имеет недавнее происхождение. Она появилась как ответ на злоупотребления участников рыночных отношений (производителей и продавцов), невозможность неподготовленному человеку осуществить адекватный выбор товара и защитить свои права в случае причинения вреда. Все это способствовало тому, что государственные органы вынуждены были обеспечить, с одной стороны, защиту потребителю, а с другой - побудить производителей и продавцов обеспечить качество, надежность и безопасность товаров и услуг, устранить методы нечестной торговли.

В Программе 1975 года обозначалась приоритетная цель потребительской политики - полный учет индивидуальных и коллективных интересов потребителей в различных областях деятельности ЕЭС.

В Программе закреплены пять основных задач ЕЭС в области защиты прав потребителей, а также средства их достижения:

  • защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоровью;

  • защита экономических интересов потребителей;

  • оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного потребителям;

  • информирование и просвещение потребителей;

  • консультирование с представителями потребителей при принятии решений, затрагивающих их интересы.

Защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоровью. Потребительские товары и услуги должны быть на рынке в таком состоянии, чтобы при нормальных условиях их использования они не были опасны для жизни и здоровья потребителей. В практической действительности должны существовать процедуры отзыва опасных товаров и услуг, а потребители должны информироваться о любом риске или опасности, которые могут возникать при использовании товаров (услуг). Потребитель должен быть защищен от последствий вреда жизни и здоровью, причиненного некачественными товарами (услугами). Возмещение вреда возлагается на изготовителей (исполнителей) товаров и услуг.

Особые требования выдвигались в Программе в отношении продовольственных товаров и пищевых добавок; указывалось, что необходимо - создать единые или сближенные нормы Сообщества по производству продовольственных товаров, разработке единых списков допустимых пищевых добавок. В качестве первостепенных потребительских товаров, в отношении которых Сообщество должно сблизить национальные нормы по безопасности и качеству, были провозглашены: продовольственные товары, косметические и моющие средства, товары длительного пользования, автомашины, текстильные товары, игрушки, материалы, вступающие в контакт с продовольствием, медикаменты, химические удобрения, пестициды, гербициды и другие опасные субстанции, ветеринарные продукты и продукты питания для животных.

Защита экономических интересов потребителей. В основе защиты экономических интересов потребителей лежат следующие принципы:

  • исключение злоупотребления правами потребителей в односторонне составленных договорах и т. д.;

  • возмещение ущерба, причиненного ненадлежащего качества товарами и услугами;

  • предоставление потребителям средств защиты от ложной рекламы или умышленного введения в заблуждение в отношении товаров и услуг, включая финансовые услуги;

  • обеспечение достоверной информации относительно качества и свойств товаров (услуг) в рекламе, на упаковке либо иным способом;

  • обеспечение послепродажного обслуживания предметов длительного пользования;

  • предоставление широкого ассортимента товаров и услуг для адекватного потребительского выбора.

Основными направлениями деятельности в этой области назывались следующие: гармонизация общих условий предоставления потребительского кредита; проведение исследований с целью установления принципов определения недобросовестной рекламы и возможностей возмещения ущерба, причиненного подобной рекламой; защита потребителей от недобросовестной торговой практики; улучшение ассортимента товаров и услуг.

Оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного потребителям. Информирование и просвещение потребителей. Комиссии ЕС поручалось изучение существующей системы оказания помощи потребителям, способов возмещения причиненного ущерба; арбитражное (третейское) рассмотрение и разрешение споров; разработка средств защиты потребителей в судах, в том числе определение возможности предъявления групповых (коллективных) исков.

Изготовители (продавцы, исполнители услуг) должны предоставлять потребителям информацию о природе, качестве, количестве и цене товара. Информация должна быть такой, чтобы потребитель мог сделать разумный выбор и иметь возможность потребовать возмещения любого причиненного ущерба.

В отношении пищевых продуктов намечалось разработать параметры, обязательные для информирования потребителей: состав, вес или объем, калорийность, дата изготовления и другая полезная информация. В отношении иных товаров (услуг) Программа устанавливала обязанность органов ЕЭС разработать правила о параметрах товаров, представляющих интерес для потребителей. Предполагалось побуждать изготовителей к добровольной информативной маркировке.

Следующее направление деятельности - сравнительное тестирование с помощью государственных, частных или иных государственно-частных организаций.

В области просвещения потребителей предполагалось обучение различных возрастных групп населения соответствующему поведению по защите своих прав, правильному выбору товара на основе предоставленной информации.

Консультирование с представителями потребителей при принятии решений, затрагивающих их интересы. На Комиссию возлагалось провести сравнительные исследования существующих в странах Сообщества процедур консультирования потребителей и представителей потребителей через организации и общества защиты потребителей, а также побудить имеющиеся потребительские организации и общества к обмену информацией и опытом.

Вторая Программа ЕЭС о защите прав потребителей и информационной политике была принята 19 мая 1981 г. Эта Программа обеспечивала преемственность в решении задач, определенных в первой Программе и определяла дальнейшую политику Сообщества в данном направлении. Вторая Программа ЕЭС аналогично первой Программе устанавливала принципы обеспечения основных прав потребителей. В ней отмечалось, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, относящихся к безопасности некоторых товаров; причем этот процесс не должен мешать свободному перемещению товаров внутри Сообщества. Гармонизация норм подразумевает установление определенных параметров качества, извещение о наличии в государстве - члене ЕЭС специальных норм анализа и тестирования, маркировки и стандартов безопасности.

Вторая Программа содержала более детальные требования в отношении некоторых групп товаров: продовольственных, косметических, детских игрушек, фармацевтических, табачных, алкогольных и др.

При защите экономических интересов потребителей Программа учитывала принципы, заложенные в первой Программе, одновременно предусматривая и новые направления - защиту специфических групп потребителей, учет интересов потребителей при проведении сельскохозяйственной политики, особенно в отношении цен и уровня снабжения.

Программа распространила политику учета интересов потребителей на сферу услуг. Поэтому Комиссия ЕС поставила задачу изучить и подготовить специальные нормативные акты, регулирующие следующие услуги:

  • коммерческие услуги, распространяющиеся на товары, которым необходим послепродажный сервис, ремонт товаров длительного пользования, увеличение гарантийного срока, снабжение запасными частями;

  • коммерческие услуги, не связанные с товарами (туризм, потребительский кредит и страхование);

  • услуги, оказываемые государственным и государственно-частным сектором (снабжение электроэнергией, газом, водой, транспортом).

Проблема информирования потребителей рассматривалась так же, как и в Программе 1975 года. Однако обязанности Комиссии ЕС были дополнены следующим: включать в нормативные акты Сообщества о качестве и безопасности товара специальные правила о доведении до потребителей достоверной информации о качестве и свойствах товара; проводить регулярные встречи между представителями потребителей, изготовителей и продавцов по поводу разработки добровольных систем маркировки товара, надлежащей упаковки и информирования потребителей об особенностях товара; поощрять сотрудничество между организациями, занимающимися тестированием товаров (услуг); использовать все средства массовой информации для информирования потребителей.

По вопросам просвещения потребителей основной акцент делался на взаимные консультации и обмен мнениями.

Обе Программы, одобренные Советом ЕС, возлагали на Комиссию ЕС подготовку нормативных актов, проектов, исследований по защите прав потребителей. Однако в силу определенных причин потребовалась немало времени, чтобы политика ЕС в сфере защиты прав потребителей реализовывалась более эффективно.

В середине 80-х годов разрабатывается новый подход к политике защиты прав потребителей. В 1986 году одобряется новая Программа и создается график принятия нормативных актов по защите прав потребителей. В основу Программы положены два постановления Совета ЕС:

  1. "О дальнейшей ориентации политики ЕЭС по защите интересов потребителей" от 23 июля 1986 г. В нем говорится, что, ставя своей задачей создание объединенного рынка, Сообщество предпринимает меры для достижения высокого уровня защиты потребителей, особенно в сфере качества и безопасности товаров и услуг. Такая политика ЕС даст возможность потребителям ощутить преимущества объединенного рынка, ведущего к образованию "Европы народов";

  2. "Об интеграции политики по защите потребителей с политикой в других областях деятельности" от 15 декабря 1986 года. Это Постановление подчеркивало необходимость учета интересов потребителей при разработке проектов нормативных актов. Комиссия при создании проектов должна обратить внимание на вопросы, связанные с ценообразованием на товары (услуги): их качество и безопасность, доступность для потребителей и состояние конкурентности на рынке.

В развитие этих актов Совет ЕС 9 ноября 1989 г одобрил. постановление "О дальнейших приоритетных направлениях политики защиты потребителей". В Постановлении назывались следующие направления:

  1. Включение политики защиты прав потребителей в общую политику Сообщества по созданию объединенного рынка путем:
    • изучения последствий создания объединенного рынка для потребителей (особенно влияние тех рыночных секторов, которые в наибольшей степени воздействуют на потребителей),

    • подготовки проектов нормативных актов, наиболее остро затрагивающих интересы потребителей.

  2. Совершенствование представительства потребителей в органах Сообщества посредством:
    • участия органов ЕС в системе представительства потребителей государств -членов Сообщества,

    • обмена мнениями с представителями предпринимателей;

    • оптимального выполнения постановления Совета ЕС от 4 ноября 1988 г. "О большей вовлеченности потребителей в процесс стандартизации товаров";

  3. Гарантирование безопасности товаров и услуг и обеспечение информации об их свойствах посредством:
    • возможной разработки соответствующих норм на уровне Сообщества,

    • обеспечения оптимальной работы службы оповещения о несчастных случаях, вызванных потребительскими товарами и о появлении опасных товаров,

    • поощрения мероприятий по обеспечению высокой безопасности товаров для детей т. д.;

  4. Поощрение государств - участников (без вмешательства в их внутреннее законодательство) к развитию эффективной системы возмещения ущерба потребителям путем:
    • рассмотрения возможности предъявления групповых исков,

    • обеспечения судебного и внесудебного способа рассмотрения и разрешения споров на небольшие суммы, возникающих между потребителями и предпринимателями (с учетом быстрого и эффективного разрешения таких споров),

    • изучения возможности доступа к правосудию при возникновении споров, вытекающих из отношений с иностранным элементом;

  5. Завершение работы над проектом директивы Совета ЕС о недобросовестных условиях договоров и об общей политике в области информации потребителей.
    Следуя обозначенным в данном Постановлении приоритетным направлениям, был разработан трехлетний план действий в области политики по защите прав потребителей в ЕЭС (1990-1992 гг.).

Таким образом, политика и практика ЕЭС в сфере защиты прав потребителей имеют определенный историко-правовой опыт; создана определенная нормативная база, выражающаяся в программных документах органов Сообщества, которые отражают основополагающие принципы политики защиты интересов потребителей на уровне стран-участников ЕС. Безусловно, правовые нормы, посвященные защите интересов потребителей в Сообществе, окажут положительное влияние на становление и совершенствование национального законодательства по защите прав потребителей.
(к содержанию)


2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"

Начало непосредственной разработке руководящих принципов в области защиты прав потребителей было положено в конце 70-х годов, когда Экономический и социальный совет ООН признал, что защита интересов потребителей имеет важное значение для социально-экономического развития. В 1977 г. Совет предложил генеральному секретарю подготовить обзор национальных учреждений и законодательства по вопросам защиты интересов потребителей. В 1979 году Совет решил подготовить для рассмотрения правительствами стран-членов ООН всеобъемлющий доклад, в котором содержались бы предложения в отношении мер по защите прав потребителей. А в 1981 г. Совет, сознавая необходимость определения рамок международной политики, в пределах которых предпринимались бы дальнейшие усилия в деле защиты интересов потребителей, поручил генеральному секретарю продолжать консультации с целью разработки ряда общих руководящих принципов для защиты прав потребителей, принимая, в частности, во внимание потребности развивающихся стран.

В соответствии с этим решением генеральный секретарь провел консультации с правительствами и международными организациями стран-членов ООН и в 1983 г. представил на рассмотрение Экономического и социального совета разработку "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей". В течение двух лет вопрос о сфере применения и о содержании "Руководящих принципов" был предметом широкого обсуждения и переговоров на правительственном уровне, которые привели в 1985 г. к утверждению этих принципов на сессии ООН.

В разделе I "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей" перечисляются их цели, которые представлены в контексте неравенства экономической мощи, уровня образования и позиции на рынке, с которыми сталкиваются потребители. Особое внимание уделяется интересам и нуждам потребителей в развивающихся странах и важности содействия справедливому, равноправному и устойчивому их развитию в связи с чем предлагается:
а) содействовать странам - членам ООН в установлении и дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей;
б) способствовать созданию структур производства и распределения, способных удовлетворять потребности и запросы потребителей;
в) поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей;
г) содействовать странам - членам ООН в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;
д) способствовать созданию независимых групп потребителей;
е) расширять международное сотрудничество в области защиты интересов потребителей;
ж) поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор товара при более низких ценах.

Указанные принципы развернуты в последующих разделах Руководящих принципов.

В разделе II речь идет об общих принципах защиты прав потребителей. Здесь указывается на необходимость того, чтобы правительства разрабатывали, укрепляли и продолжали активную политику защиты интересов потребителей, что обусловливается необходимостью учета каждым правительством экономических и социальных условий своей страны, а также издержками и преимуществами защиты интересов потребителей. Правительства призываются к созданию или сохранению надлежащей инфраструктуры для разработки и удовлетворения потребностей сельского населения. Подчеркивается также та роль, которую могут играть в разработке политики защиты интересов потребителей университеты и исследовательские организации. В данном разделе перечисляются шесть законных нужд потребителей, на удовлетворение которых направлены Руководящие принципы:
а) защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности;
б) содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов;
в) доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора товара в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;
г) просвещение потребителей;
д) наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей;
е) свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

В разделе III излагается суть Руководящих принципов, сведенных в семь рубрик, охватывающих основные сферы защиты интересов потребителей:

  1. Физическая безопасность. В руководящих принципах, помимо обращенного к правительствам призыва обеспечить условия, при которых товары были бы безопасны как при их предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании, предусматривается, что производители и распределители товаров должны уведомлять о любой непредвиденной опасности выявленной уже после выхода товаров на рынок. Содержится также призыв к созданию эффективных систем изъятия товаров из обращения.

  2. Содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов. Сюда относится упразднение ограничительной деловой практики, эффективная конкуренция; наличие обслуживания после продажи, а также наличие запасных частей; справедливые и равноправные контакты между покупателями и продавцами; добросовестная торговая и рекламная практика; законодательство, касающееся единиц мер и весов (в частности -правительствам следует регулярно проводить обзоры законодательства, касающегося единиц мер и весов, и оценивать адекватность механизма контроля за его соблюдением).

  3. Нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг. Руководящие принципы поощряют разработку, пересмотр и повышение национальных норм, действующих в отношении товаров, и разработку международных норм. В них подчеркивается также необходимость наличия возможностей для проверки и выдачи свидетельств на основные потребительские товары и услуги.

  4. Система распределения основных потребительских товаров и услуг. Правительствам предлагается рассмотреть вопрос о политике, направленной на обеспечение распределения основных товаров и услуг там, где такое распределение затруднено. В качестве примера приводятся сельские районы и упоминаются соответствующие складские и торговые сети, стимулирование развития потребительской самопомощи и потребительских кооперативов.

  5. Меры, позволяющие потребителям получить компенсацию. Здесь отмечается необходимость в оперативных, справедливых, не дорогостоящих и доступных правовых или административных процедурах, позволяющих потребителям получить компенсацию. Правительствам предлагается также поощрять положительное отношение деловых кругов к жалобам потребителей и созданию добровольных схем консультативных услуг и оказания помощи потребителям.

  6. Программы просвещения и информирования. Целью этих программ является обеспечение возможности для населения действовать в качестве разборчивых потребителей и разработка специальных программ просвещения и информирования для потребителей с низким уровнем дохода и для малограмотных потребителей. Просвещение потребителей рассматривается как часть основной программы обучения (предпочтительно в качестве одного из разделов изучаемых дисциплин).

  7. Меры, касающиеся конкретных областей защиты прав потребителей. Правительствам следует уделять, по мере возможности, первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям защиты прав потребителей, как обеспечение населения продовольствием и лекарственными препаратами, водоснабжение (особенно в развивающихся странах).

В разделе IY Руководящих принципов речь идет о международном сотрудничестве и приводятся примеры того, каким образом международная деятельность разного рода может укрепить национальную политику защиты интересов потребителей. Это, в частности, сотрудничество по вопросам улучшения условий приобретения потребителями основных товаров; развитие информационных связей в отношении товаров, которые запрещены, изъяты из обращения или строго ограничены; правительствам следует заботиться о том, чтобы качество товаров и информация об этих товарах были одинаковыми для всех стран, так как даже незначительные изменения в этом отношении могут иметь пагубные последствия для потребителей.

Кажется, что текст Руководящих принципов достаточно бесспорен и что не должно быть крупных препятствий к принятию его правительствами, да и деловыми кругами. Однако в 1983 - 1985 гг. подвергались серьезному обсуждению в Экономическом и социальном совете ООН несколько проектов Руководящих принципов. Некоторые члены делового сообщества выступали вообще против принятия ООН каких-либо руководящих принципов, а также против конкретных предложений.

Основные аргументы некоторых деловых кругов против Руководящих принципов состоят в том, что в этом документе отдается предпочтение интервенционистскому подходу к экономическому управлению, что он враждебен по отношению к частному предпринимательству и что ООН не следует действовать в области, относящейся, по существу, к сфере национальной политики.

Обобщая аргументы, направленные против Руководящих принципов, можно выделить три основных пункта:

  1. Руководящие принципы ООН являются шагом к установлению централизованного контроля над экономикой суверенных стран;

  2. Вместо этого ООН должна сосредоточиться на своей основной миротворческой роли;

  3. ООН не должна играть роль всемирного регулятора экономической деятельности.

Однако представляется, что данные аргументы, направленные против Руководящих принципов, недостаточно основательны. Руководящие принципы, наоборот, несут в себе много положительного. В них излагаются основные элементы защиты прав потребителей, они создают международную основу, на которой можно разрабатывать национальную политику защиты интересов потребителей, устанавливают четкий комплекс целей политики защиты интересов потребителей и являются эталоном, по которому правительства могут сверять свою собственную политику по защите прав потребителей. Ведь они не носят обязательного для правительств характера и не представляют угрозы для национального суверенитета.

В одном из американских журналов аргументы, выдвигающиеся в пользу Руководящих принципов, сводились к следующему: … суть в том, что действующие на законной основе деловые круги во всем мире нуждаются в такой защите потребителей, которая является целью Руководящих принципов. Ни один честный бизнесмен не хочет извлекать выгоду из нанесения ущерба клиенту. Когда Руководящие принципы будут осуществлены в отдельных странах, это улучшит положение клиентов бизнеса и создаст атмосферу, в которой действительно смогут процветать деловые круги, действующие на законной основе. Осуществление принципов, несомненно, принесет выгоду бизнесменам, равно как и потребителям.

Что касается содержания Руководящих принципов, то, следует отметить, что в политике защиты интересов потребителей существуют некоторые вопросы, которые в Руководящих принципах не упоминаются или не рассматриваются так подробно, как это нужно: жилье, представительство потребителей и услуг.

В Руководящих принципах отсутствует даже упоминание о жилье, которое, безусловно, является одной из основных человеческих потребностей. Применительно к Руководящим принципам обеспечение жильем, которое удовлетворяло бы нужды людей и обеспечивало им надлежащий уровень жизни, находится вне сферы действия политики защиты интересов потребителей.

Необходимо отметить еще следующее: в пункте 3 раздела II говорится что, одной из законных потребностей, на удовлетворение которых направлены Руководящие принципы, является "свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы", но этим упоминанием рассмотрение данной потребности и ограничивается, хотя она - один из ключевых вопросов политики защиты прав потребителей.

В нашей стране, как и во многих странах мира, широко распространено мнение о том, что защита потребителей при покупке услуг отстает от защиты потребителей при покупке товаров. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, проблемы потребителей при покупке товаров более очевидны. А во-вторых, законодательство о защиты прав потребителей, относящиеся к покупке товаров, легче разрабатывать и вводить в действие. Правда, это расхождение между двумя аспектами политики защиты потребителей до некоторой степени отражено в Руководящих принципах: в разделе III положения, относящиеся к экономическим интересам потребителей, равно применимы как к товарам, так и к услугам.

Однако положения о физической безопасности в данном документе относится только к товарам, хотя имеет широкий диапазон услуг - например, общественный транспорт, послепродажное обслуживание автомобилей и электрических приборов, - где это также имеет большое значение.

Несмотря на отмеченные недостатки, Руководящие принципы представляют собой очень важную веху в истории правозащитного потребительского движения и являются прочной основой для разработки политики защиты потребителей как на национальном, так и на международном уровне. Руководящие принципы не имеют какой-либо официальной обязательной силы для стран - членов ООН. Они не являются международным договором или конвенцией. Руководящие принципы не рассчитаны на включение в неизменном виде в законодательство по защите прав потребителей. Их формулировки носят слишком общий характер. Они должны, как и предполагает их название, рассматриваться только как руководящие принципы.
(к содержанию)

 
Предыдущая лекция
Следующая лекция
литература | вопросы и задания | ресурсы
© 2001 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения