УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 4

10. Не просто давать знания, но возбуждать у учащих­ ся жажду к дальнейшему самостоятельному пополнению и расширению своих знаний. 11. На уроке не только разъяснять материал, но и учить, как над ним самостоятельно работать, а затем пользовать­ ся полученными знаниями. Таким образом, тщательно изучая методическое наслед­ ство дореволюционной русской школы, мы должны подхо­ дить к нему в высшей степени критически. Но это не зна­ чит, что мы должны полностью отказаться от этого на­ следства, выбрасывая тем самым вместе с устаревшим, не­ годным все то ценное, что в нем было. В своей работе мы можем и должны опираться „на богатейший материал, завещанный... классиками, представителями передовой рус­ ской педагогики— Герценом, Белинским, Чернышевским, Добролюбовым, Пироговым, Львом Толстым, Ушинским". В этом наследии мы должны черпать то, что „сообщало русской педагогической мысли черты высокой оригиналь­ ности и самобытности, — подлинную народность, широкий гуманизм, непоколебимую веру в науку, пламенную любовь к Родине, бережное отношение к личности ребенка, после­ довательный демократизм". Мы должны хранить этот „зо­ лотой фонд русской педагогики", прилежно изучать его содержание, пользоваться им при дальнейшей разработке важнейших проблем обучения и воспитания, „сделать его достоянием широких масс учительства и всех работников ■народного образования"1. Обращаясь к молодежи, В. И. Ленин указывал: „Гово­ рят, что старая школа была школой учебы, школой муштры, школой зубрежки. Это верно, но надо уметь различать, что было в старой школе плохого и полезного нам, и на­ до уметь выбрать из нее то, что необходимо для комму­ низма" *. 1 В. П. П о т е мки н, Статьи и речи, АПН РСФСР, 1947, стр. 271— - В. И. Ленин , Соч., т. 31, стр. 261. 272 .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=