Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

8 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. предметом философского размышления не может быть отношение общества к академической философской традиции. Это парадоксальная ситуация, когда проще помыслить отсутствие отношения в условиях, когда есть мышление об отношении. На страницах «Гуманитарных ведомостей ТГПУ им. Л.Н. Толстого» в этом году уже выходила публикация материала, затрагивающего отношение А. Гусейнова к философии. Автор, О. П. Зубец, в том числе пишет: «Некоторых из них [философских текстов А. Гусейнова] приобрели значение программных для нашего философского сообщества» [15, с. 13]. Для со - общества, но что можно сказать о значении философского мышления для общества? Практическая и прикладная философия, как было показано в нескольких исследованиях, посвящённых этому вопросу [5, 20, 22], характеризуется тремя чертами. Прежде всего, тематически она продолжает предметное деление философии, имеющее исток в античности и воспроизводящееся на протяжении всей истории европейской мысли «Если Берлинская академия наук в 1791 году объявила конкурс на тему о том, сделала ли метафизика в Германии какие-либо успехи со времён Лейбница и Вольфа, то мы провели “кастинг” на предмет, сделала ли европейская структуризация философии к настоящему времени какие-либо действительные успехи со времён Аристотеля, и выяснили, что ответ на этот вопрос оказывается отрицательным» [22, с. 68]. Во-вторых, в силу того, что предметом выступают действия людей, существующие в конкретно- историческом контексте, практическая философия с необходимостью идёт в ногу со временем. Понимание этого контекста входит в её задачи. Само адекватное описание ситуации, постановка диагноза времени, уже практичны. В-третьих, практическая философия обращается непосредственно к человеку как к разумному и свободному существу: «… практическая философия понималась как человеческая практика, которая в отличие от неотвратимых сил природы имеет дело с произвольными и разнообразными сознательными целями живых индивидов» [5, с. 14]. Её практичность в том числе и в том, что философская мысль оказывает влияние – добровольное на личном уровне; принудительное, если философская система ложится в основу политической практики, – на действия человека. Исторический контекст меняет понимание практической философии столь же сильно, как и философии теоретической. К тому же доступность истории, накопление знаний, создают для современных философов конкурентную среду. Так, книги Марка Аврелия неизменно занимают верхние строчки в рейтингах книжных магазинов, платформ и маркетплейсов, продаваясь куда лучше, чем большинство работ современных мыслителей, не говоря уже о строго академических трудах. Это ставит под вопрос главенствование «практической» составляющей в области практической философии. Если рыночная модель определила, что Марк Аврелий, по умолчанию, популярнее, и на это никак не влияет то, что мир серьёзно поменялся, то модель с тремя отличительными особенностями современной практической философии требует уточнения. Марк Аврелий, Сенека, Ницше и другие для современного читателя представляют блестящие образцы мышления,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=