Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
66 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. серьезный аксиологический сдвиг, глубинно затрагивающий социальные процессы [4; 5]. Развитие технологического прогресса привело к возникновению социальных феноменов, которые раньше могли быть отнесены к фантастическому жанру. «Во второй половине XX в. возникло несколько групп и движений, посвятивших себя задаче увеличения продолжительности человеческой жизни на сотни и тысячи лет или более того – по возможности навечно» [6, с. 175] – отмечает современный исследователь, изучающий маргинальные движения, которые становятся мейнстримом, например: крионицисты, экстропианцы, трансгуманисты, сторонники теории точки Омеги, сингулярианцы и адепты переноса сознания. Всех их объединяет решимость за рамками официальной медицины реализовать идею о бесконечно долгой и физически здоровой жизни, и в идеале – преодолеть смерть с помощью высокоразвитых технологий. Сегодня возрождается иммортологическая утопия, основанная на революционных научных достижениях, затронувших самые глубокие основания биологического бытия человека. Но бессмертная жизнь – идея труднодостижимая и трудновообразимая, и не все даже самые активные сторонники трансгуманизма готовы следовать ей безоговорочно. Зато долгая и здоровая жизнь – цель достижимая, тем более что она укоренена в естественных потребностях человеческой природы, о которых всегда заботилась медицина, называемая нами нормальной. Однако сегодня ситуация значительно видоизменилась, и традиционная концепция здоровьесбережения сделала существенный крен в сторону ненормативных практик, связанных с улучшением здоровья. Речь идет о биохакинге – популярном явлении, весьма примечательном с точки зрения анализа ментального состояния современного человека. Его можно определить, как чрезмерную, экстремальную заботу о здоровье, в основе которого лежат неудовлетворенность своим «нормальным» состоянием и желание улучшить его посредством трансформации в новую, более «продвинутую», идеальную антропологическую форму [5; 7; 8]. С нашей точки зрения, это свидетельствует о проявлении кризиса политики здоровьесбережения, причина которого в антропологических и экзистенциальных патологиях современной фазы технократического развития общества и культуры. Эти патологии вызваны не самим технологическим развитием, но тем, что можно называть технократическим отношением к здоровью, жизни и смерти. Оно основывается, прежде всего, на стремлении направить научно- технический прогресс, нанотехнологии, вообще медицину и фармакологию на службу человеческому здоровью и долголетию. Для этого предпринимаются попытки «взлома» генома человека, что предположительно ведет к созданию проектов продления человеческой жизни до 150 и более лет, а в радикальной форме – и вовсе к избавлению от смерти [7]. Наиболее распространенным проявлением нового рынка биомедицинских услуг и товаров является синтез научно-технического прогресса и составляющих здоровьесбережения. Так, технократ-обыватель активно применяет различные «гаджеты здоровья»:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=