Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

65 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. values. Health care ceases to be the norm of a natural attitude towards oneself, becoming a form of psychopathology that distorts human dignity. This phenomenon is based on fictitious ideas about the "imperfect" biological nature of human, which is the cause of illnesses and human misfortunes in general. At the same time, questions about the norm of ideal health, the existence of this norm, as well as the meaning of life in moral and spiritual dimensions are never raised. The novelty of the article lies in the substantiation of the idea that the technocratic attitude to life, based on hedonistic values, is today not just a priority, but a meaning-forming one. The last hope of modern human is artificial intelligence, which will be able to perform miracles and overcome old age, illness and death. In this regard, the author identifies the goals of transhumanism with biohacking practices. The results obtained shows that this immortal utopia of modern times, when implemented, causes both physiological and psychological damage to the individual. The author interprets the desire to go beyond anthropological boundaries as a form of modern melancholy, in which the existential exhaustion of the most traditional form of human has manifested itself. The situation requires the revival of a full-fledged ethical and philosophical discourse, the ideals of classical humanism, in the light of which the uniqueness of the existential and spiritual dimensions of human existence is revealed. Keywords: medical discourse, life, death, health, technocracy, biohacking, biotechnology, thanatology, immortology, gerontology. DOI 10.22405/2304-4772-2024-1-3-64-76 Интенсивное развитие технологий в различных областях естественным образом затрагивает человеческую жизнь во всех ее проявлениях, особенно пограничных состояниях – болезни и смерти. Эти состояния носят ненормативный характер и подвергаются воздействиям, лежащим за пределами медицинского дискурса. За последние десятилетия произошел качественный скачок в области технологий, принесший ощутимые изменения в теории и практике здоровьесбережения. Биотехнологии значительно трансформировали медицину, открыв принципиально новые методы лечения заболеваний, разработав эффективные способы борьбы со старением и продления человеческой жизни. Трансформации телесности и вообще антропологические модификации становятся обыденной медицинской практикой [1, с. 15]. Технологические преобразования повлекли за собой значительные этико-экзистенциальные изменения, прежде всего, отношения к смерти. В массовой культуре, характеризующейся большим утилитарным запросом на технологические новшества, появилось весьма симптоматичное и неоднозначное явление «cyber-танатология», охватывающее вопросы «цифровизации смерти, бессмертия и послесмертного существования индивида в виртуальном пространстве» [2, с. 10]. Профессиональные сообщества, в том числе и врачебные, часто не знают, как адекватно реагировать на подобные ситуации. Данная проблема поднята в знаковой для современности книге американского доктора Х. Варрайча «Современная смерть. Как медицина изменила уход из жизни» [3]. В ней представлены новые ритуалы смерти, возникшие в результате прогресса медицины и медицинских технологий, суть которых в том, что теперь сам пациент решает, каким он хочет видеть конец своей жизни. Вообще, вопрос о том, как в технологически развитой жизни меняется отношение к болезни и здоровью, в том числе к смерти и умиранию, является сегодня достаточно обсуждаемым, поскольку за этим кроется

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=